Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по делу n А05-1791/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 02 июля 2014 года г. Вологда Дело № А05-1791/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 года. В полном объёме постановление изготовлено 02 июля 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М., при участии (до перерыва) от общества с ограниченной ответственностью «СК-Сервис» представителя Медведевой О.Н. по доверенности от 30.12.2013, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СК-Сервис» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 апреля 2014 года по делу № А05-1791/2014 (судья Волков И.Н.), установил: общество с ограниченной ответственностью «СК-Сервис» (ОГРН 1082901002337; далее - Общество) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска (ОГРН 1022900509521; далее - Мэрия) о взыскании 9 739 588 руб. 93 коп. долга по оплате дополнительных работ, выполненных в период с мая по ноябрь 2012 года в рамках муниципального контракта от 13.06.2012 № 48-С. Решением от 29.04.2014 суд в удовлетворении исковых требований отказал. Общество с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение отменить, принять новый судебный акт, которым иск удовлетворить. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. При заключении муниципального контракта истцу не предоставлялась возможность предусмотреть возникшие впоследствии дополнительные работы, поскольку причиной их возникновения послужили виновные действия третьей стороны — некачественный проект и принятие его в производство работ мэрией города Архангельска без надлежащей проверки на соответствие, действительным потребностям в объемах необходимых к выполнению работ для достижения нужного результата. Истец на стадии проведения аукциона не имел возможности установить несоответствие проекта строительства и составленной сметы, поскольку дополнительные работы возникли при внесении изменений в проект в процессе строительства, а не на стадии торгов. Так как в пункте 2.2 контракта указано, что цена является твердой, истец не требовал ее увеличения, а предъявил к оплате работы, не учтенные ни техническим заданием, ни проектно-сметной документацией. Суд не учел, что выполненные дополнительные работы согласованы сторонами, удостоверены технадзором и необходимы для нормальной эксплуатации объекта. В соответствии с пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) истец провел строительство в предусмотренных изначально объемах, но, поскольку на нем лежала обязанность провести и связанные с первоначальным объемом работы, согласно предъявленным к ним обязательным требованиям в области строительства, обеспечивающих работоспособный результат, то истец был вынужден выполнить и дополнительные работы. По всем выявленным подрядчиком нарушениям и недочетам проектов, проектно-сметной документации, локально-сметных расчетах были направлены заказчику соответствующие письма с указанием о приостановлении работ на объекте. Ответчик подтверждал необходимость выполнения дополнительных работ и просил их выполнить. Суд не применил пункт 11.5 контракта и статьи 160 и 434 ГК РФ и пришел к необоснованному выводу об отсутствии соглашения сторон о выполнении дополнительных работ. Не выполнение дополнительных работ препятствовало выполнению в срок основного контракта, поэтому истец провел дополнительные работы на основании статьи 743 ГК РФ. В судебном заседании апелляционной инстанции (до перерыва) представитель Общества поддержал доводы и требования жалобы, просил решение суда отменить, иск удовлетворить. Мэрия в отзыве на жалобу возразила против ее доводов и требований, просила решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Выслушав представителя Общества (до перерыва), исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы. Как следует из материалов дела, по итогам открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта (протокол от 31.05.2012) Общество (подрядчик) и Мэрия (заказчик) 13.06.2012 заключили муниципальный контракт № 48-с. В пункте 1.1 указано, что подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по обеспечению земельного участка по улице Корзихинской в Северном территориальном округе города Архангельска коммунальной и инженерной инфраструктурой (1 очередь) в соответствии с условиями контракта, проектной документацией, сметным расчетом стоимости работ (приложение № 1), действующими строительными нормами и правилами нормативными документами в области строительства, в порядке и в срок, предусмотренные контрактом, в пределах сметной стоимости объекта, заявленной подрядчиком, а заказчик - создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить в соответствии с условиями контракта. В пункте 2.1 контракта установлено, что стоимость выполняемых подрядчиком работ определена по результатам торгов в форме открытого аукциона и составляет 38 635 511 руб. 70 коп. В цену контракта включается: стоимость строительно-монтажных работ; расходы на страхование, уплату налогов, используемые строительные материалы и оборудование и другие обязательные платежи, которые должен оплачивать подрядчик в соответствии с условиями контракта или на иных основаниях. Согласно пункту 2.2 цена контракта остается твердой (фиксированной) на весь период действия контракта и изменению не подлежит. Раздел 3 контракта предусматривает, начало выполнения работ - с даты подписания контракта, окончание выполнения работ - не позднее пяти месяцев с даты подписания контракта. В силу пункта 4.3.14 подрядчик имеет право вносить изменения в технологию производства работ по согласованию с заказчиком и автором проекта, при этом цена контракта, указанная в пункте 2.1, остается неизменной при сохранении качественных и технологических показателях. В соответствии с пунктом 11.1 контракт может быть изменен или дополнен по соглашению сторон в соответствии с действующим законодательством. Такие изменения и дополнения действительны в том случае, если они не противоречат действующему законодательству и оформлены в виде дополнительного соглашения к контракту и подписаны надлежаще уполномоченными на то представителями сторон. Согласно пункту 11.5 любая договоренность между сторонами, влекущая за собой новые обстоятельства, не предусмотренные контрактом, считается действительной, если она подтверждена сторонами в письменной форме в виде дополнительного соглашения. Как следует из искового заявления, истец и ответчик выполнили договорные обязательства по контракту в полном объеме. Спор в этой части отсутствует. Вместе с тем, истец указал, что в процессе выполнения работ возникла необходимость в дополнительных работах, не предусмотренных контрактом, но необходимых для его выполнения. По каждому факту такого выявления истец обращался к ответчику и, получив разрешение, приступал к их выполнению. По расчету истца, он выполнил дополнительные работы на общую сумму 9 739 588 руб. 93 коп. В качестве документов, подтверждающих факт выполнения работ в заявленном объеме, качестве и стоимости Общество представило в суд первой инстанции: акты, переписку. Поскольку заказчик отказался подписать акты выполненных дополнительных работ и их оплатить, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их необоснованными по праву и отказал в иске. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебно акта. Согласно статье 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 ГК РФ). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ). Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен муниципальный контракт № 48-с на выполнение работ по обеспечению земельного участка по улице Корзихинской в Северном территориальном округе города Архангельска коммунальной и инженерной инфраструктурой (1 очередь) в соответствии с условиями контракта, проектной документацией, сметным расчетом стоимости работ (приложение № 1), действующими строительными нормами и правилами нормативными документами в области строительства, в порядке и в срок, предусмотренные контрактом, в пределах сметной стоимости объекта, заявленной подрядчиком, а заказчик - создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить в соответствии с условиями контракта. По условиям контракта стоимость выполняемых подрядчиком работ определена по результатам торгов в форме открытого аукциона и составляет 38 635 511 руб. 70 коп. При этом цена контракта остается твердой (фиксированной) на весь период действия контракта и изменению не подлежит. Как следует из искового заявления, требования истца направлены на получение оплаты за выполненные дополнительные работы, которые согласованы с заказчиком и необходимы подрядчику для выполнения контракта. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме. Согласно части 1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Частью 2 статьи 9 Закона № 94-ФЗ установлено, что государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона. Согласно части 4.1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ цена муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. При исполнении муниципального контракта не допускается изменение условий контракта как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом № 94-ФЗ. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом. Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ определено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В соответствии со статьей 709 ГК РФ цена работы в договоре подряда определяется путем составления сметы, которая может быть приблизительной или твердой. Согласно пункту 6 данной статьи подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. В соответствии со статьей 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности не предоставление технической документации препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ). Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 719 ГК РФ, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. В пункте 2 статьи 763 ГК РФ установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Согласно статье 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд. Поскольку соответствующий закон о подрядах для государственных и муниципальных нужд до настоящего времени не принят, в регулировании подрядных работ для государственных и муниципальных нужд приоритетное значение остается за нормами ГК РФ: в части, не урегулированной статьями 763-767 ГК РФ, должны применяться в зависимости от вида подрядных работ положения параграфов 3, 4, 5 главы 37 ГК РФ, а затем - общие положения о договоре подряда (параграф 1 главы 37 ГК РФ). Так как параграф 5 главы 37 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по делу n А13-895/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Сентябрь
|