Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 по делу n А05-10328/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

01 июля 2014 года

г. Вологда

  Дело № А05-10328/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 01 июля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2013 года по делу № А05-10328/2013 (судья Максимова С.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,

 

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» (ОГРН 1022900520807; далее -                             ОАО «Соломбальский ЛДК», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356; далее - министерство) от 07.08.2013 № 29, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября                        2013 года заявленные требования общества удовлетворены.

Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на доказанность факта совершения обществом вменяемого ему в вину правонарушения, а также на неправомерность вывода суда о несоблюдении ответчиком требований части 5 статьи 4.1 КоАП РФ. Указывает на то, что постановлениями от 07.08.2013 № 26 и 29 общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.31 названного Кодекса как за самостоятельные правонарушения, поскольку в ходе проверки министерством выявлено нарушение правил санитарной безопасности в лесах как на территории Виноградовского района по договорам аренды от 20.06.2008 № 328 и от 25.06.2008 № 290, так и на территории Верхнетоемского района по договору аренды от 25.04.2008 № 273. Ссылается на то, что заготовка по указанным договорам производилась в разное время (в Виноградовском            районе - в 2012 году, а Верхнетоемском районе - в 2013 году). Также указывает на то, что постановление от 07.08.2013 № 29 вынесено ранее (в 11 час 15 мин), чем постановление от 07.08.2013 № 26 (в 11 час 45 мин), что, по мнению министерства, свидетельствует о не привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.31 КоАП РФ на момент рассмотрения материалов дела и протокола об административных правонарушениях от 26.07.2013 № 7/5.

ОАО «Соломбальский ЛДК» в отзыве просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителя в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 21.06.2013 № 461р проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом требований лесного законодательства и государственного пожарного надзора в лесах при осуществлении своей деятельности по заготовке древесины в Афанасьевском, Кодимском, Нижнетоемском участковых лесничествах Верхнетоемского лесничества, участке Рочегодское и участке Сиверское Рочегодского участковом лесничестве Березниковского лесничества, Сюмском, Верхоледском, Ледском, Тарнянском, Кодемском, Шенкурском участковых лесничествах Шенкурского лесничества.

По результатам натурного осмотра делянок 6, 6а, 7, 7а, 8, 8а, 9, 10, 11 в квартале № 29 Нижнетоемского участкового лесничества Верхнетоемского лесничества составлены акты осмотра территории от 09.07.2013 № 07/10, 07/11, 07/12, в которых отражены следующие нарушения:

- в западной части делянки 6а не в полном объеме произведена очистка мест рубок от порубочных остатков, которые находятся в пасеках. При замерах GPS map 60CX площадь неудовлетворительной очистки составила 0,3 га;

- в западной части делянки 7а не в полном объеме произведена очистка мест рубок от порубочных остатков, которые находятся в пасеках. При замерах GPS map 60CX площадь неудовлетворительной очистки составила 0,4 га;

- в северной части делянки 8 не в полном объеме произведена очистка мест рубок от порубочных остатков, которые находятся в пасеках. При замерах GPS map 60CX площадь неудовлетворительной очистки составила 0,3 га.

По результатам проверки министерством составлен акт от 26.07.2013                     № 10; в адрес общества направлено определение от 22.07.2013 № 7/5 о назначении времени и места составления протокола об административных правонарушениях, которое получено заявителем 23.07.2013, что подтверждается штампом входящей корреспонденции № 1972 на данном определении.

По факту выявленных нарушений страшим государственным лесным, государственным пожарным инспектором в лесах в Архангельской области и Ненецком автономном округе в отсутствие представителя общества составлен протокол от 26.07.2013 № 7/5 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ.

Данный протокол получен обществом 29.07.2013, что подтверждается штампом входящей корреспонденции № 2060 на протоколе. В названном протоколе содержится уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель начальника управления государственного надзора и противодействия незаконному обороту древесины, старший государственный лесной, государственный пожарный инспектор в лесах в Архангельской области и Ненецкому автономному округу вынес постановление от 07.08.2013 № 29 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ, в виде штрафа в размере   7000 руб. Указанное постановление получено заявителем 12.08.2013.

Не согласившись с названным постановлением, ОАО «Соломбальский ЛДК» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу положений части 7 указанной статьи Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Часть 1 статьи 8.31 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективная сторона названого административного правонарушения заключается в совершении лицом бездействия по несоблюдению правил санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Из части 1 статьи 29 данного Кодекса следует, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Согласно части 1 статьи 55 ЛК РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется, в том числе, установление санитарных требований к использованию лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 55 ЛК РФ).

Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 (далее - Правила № 414, Правила санитарной безопасности в лесах), установлен порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Правил № 414 в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).  

В силу подпункта «б» пункта 39 Правил № 414 при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек.

Пунктом 53 Правил № 414 предусмотрено, что лица, допустившие нарушение требований данных правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337 утверждены Правила заготовки древесины (далее - Правила № 337).

Наряду с положениями настоящих Правил требования, устанавливаемые в том числе правилами санитарной безопасности в лесах, являются обязательными для выполнения при заготовке древесины (пункт 4 Правил                     № 337).

Согласно пункту 63 Правил № 337 после завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения данных правил, условий договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов проводится осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений.

Пунктом 61 Правил № 337 установлено, что очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. Очистка мест рубок осуществляется, в том числе следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки.

Ссылка заявителя на необходимость применения в рассматриваемом случае пункта 71 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных приказом Гослесхоза СССР от 01.11.1983 №130 (далее – Указания № 130), предусматривающего случаи признания качества очистки лесосек неудовлетворительным, правомерно признана ошибочной, поскольку в силу статьи 13 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» действующие на территории Российской Федерации акты законодательства СССР применяются постольку, поскольку они не противоречат ЛК РФ.

В силу части 9 статьи 29 ЛК РФ правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На основании данной нормы были утверждены Правила № 337, согласно пункту 53 которых организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. В технологической карте разработки лесосек указывается способы очистки от порубочных остатков. При этом осуществление работ по заготовке древесины без разработки технологической карты разработки лесосеки не допускается.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, заготовка древесины производилась обществом по утвержденным 28.12.2012, 20.01.2012, 24.09.2012 технологическим картам на проведение рубок лесных насаждений на делянках 6, 6а, 7, 7а, 8, 8а, 10, 9, 11 квартала № 29 Нижнетоемского участкового лесничества Верхнетоемского лесничества.

В технологических картах на проведение рубок лесных насаждений на делянках 8, 8а, 10, 9, 11 установлен следующий способ очистки делянок: во время работы все крупные сучки более 5 см укладываются на волок с целью его укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения при трелевке. Измельченные порубочные остатки разбрасываются по площади делянки в целях улучшения лесорастительных условий.

Согласно технологической карте на проведение рубок лесных насаждений на делянках 6, 6а, 7, 7а установлен следующий способ очистки делянок: во время работы все крупные сучки более 5 см укладываются на волок и уплотняются проходами трактора, а мелкие остаются на перегнивание.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что, осуществляя заготовку древесины на лесных участках Нижнетоемского участкового лесничества Верхнетоемского лесничества,                  ОАО «Соломбальский ЛДК» обязано было произвести очистку делянок способом согласно технологическим картам на проведение рубок лесных насаждений. При этом пункт 71 Указаний № 130 в данном случае не подлежит применению, поскольку противоречит статье 29 ЛК РФ.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела (актами осмотра территории от 09.07.2013 № 07/10, 07/11, 07/12, актом проверки от 26.07.2013 № 10, протоколом об административном правонарушении от 26.07.2013 № 7/5) и не оспаривается

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 по делу n А13-16183/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также