Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2014 по делу n А05-7037/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

05 мая 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-7037/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 05 мая 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Смирнова В.Н. и Холминова А.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии Костяевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Костяевой Натальи Николаевны на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 ноября 2013 года по делу № А05-7037/2013 (судья Дмитревская А.А.),

у с т а н о в и л:

 

индивидуальный предприниматель Костяева Наталья Николаевна (ОГРН 304290536400176) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными бездействия министерства сельского хозяйства Архангельской области (ОГРН 1022900530278; далее - министерство), выразившегося в не перечислении субсидий за период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года по кредитному договору № 084806/0001, и в не перечислении субсидий за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2012 года по кредитному договору № 094806/0001, заключенным открытым акционерным обществом «Российский сельскохозяйственный банк» с индивидуальным предпринимателем - главой фермерского крестьянского хозяйства  «Новое» Костяевой Натальей Николаевной в период с 11 апреля 2013 года по 28 октября 2013 года (период бездействия) и о возложении обязанности перечислить индивидуальному предпринимателю - главе фермерского крестьянского хозяйства Костяевой Наталье Николаевне задолженность по субсидиям по кредитному договору № 084806/0001 за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 в размере 54 236 рублей (в том числе 51 522 рубля - из федерального бюджета и 2714 рублей - из областного бюджета) и по кредитному договору № 094806/0001 в размере 939 404 рубля (в том числе 889 901 рубль - из федерального бюджета и 50 502 рубля - из областного бюджета), всего по обоим кредитным договорам в размере 993 640 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечены открытое акционерное общество «Российский сельскохозяйственный банк» в лице Архангельского регионального филиала (ОГРН 1027700342890; далее – ОАО «Россельхозбанк», банк), администрация муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» (далее - администрация).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05 ноября 2013 года по делу № А05-7037/2013 требования предпринимателя удовлетворены частично.

 Признано незаконным бездействие министерства, выразившееся в не перечислении предпринимателю в период с 11.04.2013 по 28.10.2013 субсидии за период с 01.01.2012 по 31.12.2012  по кредитному договору от 26.03.2008                № 084806/0001. Суд обязал министерство перечислить предпринимателю Костяевой Наталье Николаевне, главе крестьянского (фермерского) хозяйства  «Новое» (далее -  КФХ «Новое»),  задолженность по субсидии по кредитному договору № 084806/0001 за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 в размере                54 236 рублей.

В удовлетворении остальной части отказано.

Предприниматель Костяева Н.Н. с судебным актом не согласилась  в части отказа в удовлетворении заявленных требований и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в признании незаконным бездействия министерства,  выразившегося в не перечислении субсидий по кредитному договору № 094806/0001, и возложении на него обязанности перечислить задолженность в размере 993 700 руб. по субсидированию процентной ставки по названному  кредитному договору  за период с 01.01.2010 по 31.12.2012. В обоснование жалобы ссылается на  неполное  выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает, что договор аренды оборудования ею был заключен в связи с невозможностью его фактического использования, что не исключает возможность субсидирования процентных ставок по указанному кредиту.

Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от                 27 февраля 2014 года в порядке статьи 48 АПК РФ произведена замена министерства сельского хозяйства Архангельской области на министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (далее – министерство).

Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.

Министерство в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

ОАО «Россельхозбанк» и администрация отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Ответчик и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения Костяевой Н.Н., исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Как следует из материалов дела, предприниматель Костяева Н.Н. как глава КФХ «Новое» (далее - Заемщик) заключила с ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» (далее - Кредитор) кредитный договор от 15.07.2009 № 094806/0001, согласно которому Заемщику предоставляется кредит в размере 4 000 000 руб.

Процентная ставка по данному договору (плата за пользование Кредитом) составляет 20 % годовых (пункт 1.4 статьи 1 договора от 15.07.2009).

 Министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, администрацией и крестьянским фермерским хозяйством «Новое» в лице главы Костяевой Н.Н.  заключены трехсторонние соглашения о сотрудничестве в сфере сельского хозяйства:

- соглашение № 04-11/65 о государственной поддержке на 2010 год;

- соглашение от 20.12.2011 № 04-11/372 о сотрудничестве в сфере сельского хозяйства в 2011 году;

- соглашение от 21.02.2012 № 01-31/115 о сотрудничестве в сфере сельского хозяйства в 2012 году.

Предметом данных соглашений являлось предоставление заявителю («Организации») средств федерального и областного бюджетов, в пределах выделенных лимитов на 2010, 2011 и 2012 годы, направляемых на поддержку сельскохозяйственного производства, в соответствии с Порядками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации и Правилами, утверждаемыми Правительством Архангельской области.

Костяевой Н.Н. 08.02.2013 в министерство заказным письмом направлен пакет документов, содержащий заявления на получение субсидий по кредитным договорам № 084806/0001 (за период с января 2012 года по декабрь 2012 года включительно) и № 094806/0001 (за период с января 2010 года по декабрь 2012 года),  копии платёжных документов, подтверждающих уплату процентов по кредитному договору, расчёты субсидии, а так же справки об отсутствии задолженности по налоговым платежам.

В связи с тем, что субсидии не были выплачены, и письменного ответа из министерства предпринимателю Костяевой Н.Н. как главе КФХ «Новое» не поступило, Костяева Н.Н. обратилась в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

Отказывая Костяевой Н.Н.  в удовлетворении  заявленных требований, касающихся субсидии в связи с кредитным договором от 15.07.2009                            № 094806/0001, суд первой инстанции пришел к выводу о нецелевом использовании полученных по указанному договору средств.

При рассмотрении данного дела суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ лица  вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое  действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий, которые предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) субсидии предоставляются: из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Право на получение субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту поставлено в зависимость от выполнения заемщиком ряда условий, одним из которых является наличие у заемщика статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Под субсидиями, согласно статье 132 БК РФ, понимаются межбюджетные трансферы бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств, возникающие при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетами субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределение между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5 и пункт 1 статьи 6 Федерального закона № 264-ФЗ от 29.12.2006 «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон № 264-ФЗ).

В силу части 4 статьи 11 указанного Закона условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, виды кредитов (займов), сроки их предоставления, направления использования, суммы кредитов (займов), по которым из федерального бюджета осуществляется возмещение части затрат на уплату процентов, а также категории хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидий в размере двух третей, и (или) не менее чем девяносто пять процентов, и (или) полной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Тот факт, что КФХ «Новое» являлся в период с 01.01.2010 по 31.12.2012  сельхозпроизводителем с учетом статьи 3 Закона № 264-ФЗ,  министерством не оспаривается.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 04.02.2009                   № 90 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» были утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (действовали до 01.01.2013) (далее – Правила № 90).

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил № 90 субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 01.01.2004 на срок от 2 до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2014 по делу n А66-11998/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также