Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2013 по делу n А44-2341/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 декабря 2013 года

г. Вологда

Дело № А44-2341/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 23 декабря 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и                   Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О., 

при участии от закрытого акционерного общества «Тандер»               Николаевой С.Г. по доверенности от 18.11.2013 № 2-4/561, от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области Корельской Н.Ю. по доверенности от 31.05.2013 № 42,  Калинина Р.А. по доверенности от 31.05.2013 № 43,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области  на решение Арбитражного суда Новгородской области от 24 сентября 2013 года по делу  № А44-2341/2013 (судья Куропова Л.А.),

 

у с т а н о в и л :

 

закрытое акционерное общество «Тандер» (ОГРН 1022301598549; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Новгородской области (ОГРН 1045300290947; далее – Управление) от 21.02.2013  № 14/ЧС.         

Решением суда  требования удовлетворены.

Управление  в апелляционной жалобе и его представители в судебном заседании просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить.   Указывают, что ни Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного  характера» (далее – Закон № 68-ФЗ), ни подзаконные акты, на которых основано предписание, не содержат оговорки о применении их исключительно к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты;  Общество  попадает в зону  возможного химического заражения;  в соответствии с  пунктом 4 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) природного и техногенного характера, утверждённого приказом МЧС России от 26.06.2012 № 359 предметом государственного надзора является проверка выполнения, в частности,  организациями, должностными лицами и гражданами (субъектами надзора) требований в области защиты населения и территорий от ЧС; согласно ранее действовавшему Административному регламенту, утверждённому  приказом МЧС России от 09.08.2010 № 382,  объектами надзора являлись организации, имеющие потенциально опасные объекты, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения, а также объекты, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от ЧС; согласно постановлению  Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (далее – Единая система) действует на федеральном, межрегиональном, муниципальном и объектовом уровнях; все три обособленные подразделения ЗАО «Тандер»  являются объектовыми звеньями городского звена областной территориальной подсистемы Единой системы; Общество своими приказами создало  объектовые звенья Единой системы в Новгородском филиале, РЦ Великий Новгород, гипермаркете «Магнит» со всеми необходимыми  органами управления;  неуказание фамилий должностных лиц, подлежащих обучению. Не противоречит закону;  в период проверки не представлены материалы,  подтверждающие, что работники самостоятельно изучают порядок действий в ЧС с помощью учебных дисков и памяток; закон не содержит норм, позволяющих органам МЧС России по своей инициативе оказывать организациям методическую помощь по вопросам создания резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС; нормы по вопросам проведения командно-штабных учений в организациях содержатся в пунктах 8 – 10 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 28.01.2013 № 25/ЧС заместителя начальника   Управления МЧС России по Новгородской области в отношении Общества  проведена плановая выездная проверка выполнения установленных требований в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, о чём составлен акт от 21.02.2013 № 27/ЧС.

Обществу выдано предписание от 21.02.2013 № 14/ЧС по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с которым в срок до 01.02.2014 необходимо:

1.    Разработать план действий по предупреждению и ликвидации ЧС Новгородского филиала.

2.     В Новгородском филиале провести мероприятия по подготовке к   эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Их размещению  и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения.

3.     Руководителю Новгородского филиала пройти подготовку в области  защиты от ЧС в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и ЧС.

4.     Работнику Новгородского филиала, специально уполномоченному решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС пройти переподготовку  в области защиты от ЧС в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и ЧС.

5.    Председателю комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – КПЛЧС и ОПБ) Новгородского филиала пройти подготовку в области защиты от ЧС  в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и ЧС.

6.     Членам КПЛЧС и ОПБ Новгородского филиала  пройти переподготовку или повышение квалификации в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и ЧС.

7.    В Новгородском филиале организовать подготовку в области защиты от ЧС работников Новгородского филиала.

8.    В Новгородском филиале создать резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

9.    В Новгородском филиале спланировать и провести командно-штабные учения или штабные тренировки.

10.                        В Новгородском филиале спланировать и провести комплексное учение.

11.                        Руководителю гипермаркета «Магнит» пройти подготовку в области защиты от ЧС в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и ЧС.

12.                        Работнику гипермаркета «Магнит», специально уполномоченному решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС пройти переподготовку  в области защиты от ЧС в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и ЧС.

13.                        Председателю комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – КПЛЧС и ОПБ) гипермаркета «Магнит» пройти подготовку в области защиты от ЧС  в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и ЧС.

14.                        Членам КПЛЧС и ОПБ гипермаркета «Магнит» пройти переподготовку или повышение квалификации в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и ЧС.

15.                        В РЦ провести мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению  и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения.

16.                        Руководителю РЦ пройти подготовку в области защиты от ЧС в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и ЧС.

17.                        Работнику РЦ, специально уполномоченному решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС пройти переподготовку  в области защиты от ЧС в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и ЧС.

18.                        Председателю комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – КПЛЧС и ОПБ) РЦ пройти подготовку в области защиты от ЧС  в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и ЧС.

19.                        Членам КПЛЧС и ОПБ РЦ пройти переподготовку или повышение квалификации в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и ЧС.

20.                        В РЦ организовать подготовку в области защиты от ЧС работников РЦ.

21.                        В РЦ   спланировать и провести командно-штабные учения или штабные тренировки.

22.                        В РЦ спланировать и провести комплексное учение.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным, считая, что она не является объектом надзора,  поскольку не имеет потенциально опасных объектов или объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения,  не является объектовым звеном Единой системы; директор Новгородского филиала назначен на должность 21.06.2012,  уполномоченный на решение задач по предупреждению и ликвидации ЧС назначен приказом от 05.02.2013, КПЛЧС и ПБО создана 05.02.2013, уполномоченный на решение задач по предупреждению и ликвидации ЧС  в гипермаркете «Магнит» назначен приказом от 08.02.2013, следовательно,  требования пунктов 3 - 6, 11 – 14, 16 – 19 необоснованны; порядок действия в ЧС работники изучали самостоятельно  с помощью учебных дисков и памяток, поскольку отдел МЧС России не направлял Обществу рекомендуемых программ обучения; реальная возможность исполнения требований норм, указанных в пункте 8 предписания, отсутствовала, поскольку МЧС России до сведения Общества не доводились какие-либо акты, которыми  вменено в обязанность создание резервов материальных ресурсов; реализация мероприятий по командно-штабным  учениям или штабным тренировкам не предусмотрена указанными в предписании нормами; Общество не имеет аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, поэтому не имеет возможности проводить тактико-специальные учения. 

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

В обоснование требования, указанного в пункте 1 оспариваемого предписания,  о  разработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Новгородского филиала Управление сослалось на пункт 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 (далее - Положение № 794).

В обоснование требований, указанных в пунктах 2 и 15 предписания,  о  проведении мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению  и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения  Управление сослалось на подпункт «а» пункта 28 Положения № 794.

В статье 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ (далее - Закон № 68-ФЗ) определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

С целью предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций  статьёй 4 названного Закона предусмотрено создание единой государственной системы, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Положением № 794 установлен состав сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые разделены на силы и средства наблюдения и контроля, а также силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 2 Положения № 794).

Статьей 14 Закона № 68-ФЗ определены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2013 по делу n А66-7277/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также