Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2013 по делу n А13-2498/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 ноября 2013 года

г. Вологда

Дело № А13-2498/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 26 ноября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Савинской А.И.,

при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области                            Стрекаловой Л.Н. по доверенности от 03.10.2012 № 93,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Сантехмонтаж» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 13 августа 2013 года по делу № А13-2498/2013 (судья Мамонова А.Е.),

у с т а н о в и л:

 

закрытое акционерное общество «Сантехмонтаж» (ОГРН 1023501247593; далее - ЗАО «Сантехмонтаж», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН 1043500093889; далее - управление, административный орган) от 05.03.2013.

Определением Арбитражного суда Вологодской области от 08 июля            2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом города Череповца (далее - комитет), Управление архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца (далее - управление архитектуры).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 13 августа                    2013 года в удовлетворении заявленных требований общества отказано.

ЗАО «Сантехмонтаж» с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что законодательством не установлены критерии, характеризующие производственную базу и торгово-сервисный центр как объекты недвижимости, в связи с этим варианты использование земельного участка с видом разрешенного использования «Эксплуатация производственной базы» достаточно многообразны. Указывает, что спорное помещение используется не только для торговли, но и для сервиса, что предполагает собой оказание услуг по сервисной поддержке и обслуживанию техники, оборудования и другой продукции. Данная деятельность, по мнению общества, по своим критериям относится к производственной деятельности.

Отзывы от управления, третьих лиц к началу судебного заседания не поступили.

Представитель управления в судебном заседании отклонил доводы жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную                   жалобу – без удовлетворения.

ЗАО «Сантехмонтаж», комитет и управление архитектуры надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, от управления архитектуры имеется ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. В связи с этим разбирательство по делу произведено в отсутствие представителей общества и третьих лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителя административного органа, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения председателя комитета от 24.01.2013 № 47р главным специалистом отдела муниципального земельного контроля комитета 14.02.2013 проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения           ЗАО «Сантехмонтаж» земельного законодательства. По результатам проверки составлен акт от 14.02.2013 № 15, в котором зафиксировано выявленное в ходе проверки нарушение земельного законодательства, и выдано предписание от 05.03.2013 об устранении нарушения земельного законодательства.

В ходе проведения проверки установлено нарушение требований                       статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), выразившееся в использовании обществом земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401003:1698 площадью 982 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, город Череповец, проспект Победы, дом 9, для эксплуатации нежилого одноэтажного строения (торгово-сервисный центр), что не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, установленному в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах, а именно эксплуатация производственной базы.

ЗАО «Сантехмонтаж» не согласилось с указанным предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия такого акта законодательству и нарушения его положениями прав и законных интересов заинтересованных лиц.

В силу статьи 1 ЗК РФ основными принципами земельного законодательства в том числе являются учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Частью 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в том числе обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно пункту 3 статьи 85 ЗК РФ допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. 

В силу взаимосвязанных положений статей 7, 85 ЗК РФ, статей 1, 30, 36 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки.

Частью 1 статьи 37 ГрК РФ установлено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Согласно части 3 названной статьи ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с частью 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В силу части 3 статьи 1 и пункту 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) в результате государственного кадастрового учета сведений о виде разрешенного использования земельного участка подтверждается существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Согласно статье 16 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.

Частью 1 статьи 23 названного Закона установлено, что постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

В соответствии с правовой позицией, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 13016/11, вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений. Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр. При отсутствии доказательств изменения фактического использования земельного участка недопустимо изменение его ранее установленного вида разрешенного использования.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011                                 № 12651/11, в котором указано, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество приобрело по договору купли-продажи от 10.10.2011 земельный участок общей площадью 982 кв.м, с кадастровым номером 35:21:0401003:1698, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация производственной базы, адрес объекта: Вологодская область, город Череповец, проспект Победы.

Право собственности общества на данный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) 05.12.2012, о чем внесена запись                 № 35-35-12/137/2012-510 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 05.12.2012 серии 35-АБ № 283122.

Право собственности ЗАО «Сантехмонтаж» на 1-этажное строение (торгово-сервисный центр) с назначением «нежилое», общей площадью                           415,5 кв.м (инвентарный номер 8691), лит. Е, адрес объекта: Вологодская область, город Череповец, проспект Победы, дом 9, зарегистрировано в ЕГРП 21.03.2000 за № 35-35-21-2/2000-64.1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.06.2012 серии 35-АБ № 170741, а также выпиской из ЕГРП, сформированной по состоянию на 17.01.2013.

Основанием приобретения права собственности на строение послужило постановление мэра города Череповца от 10.03.2000 № 806 «Об утверждении акта комиссии по приемке в эксплуатацию здания торгово-сервисного центра «Сантэм» по пр.Победы, 9».

В разделе 9 кадастрового паспорта

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2013 по делу n А52-1602/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также