Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2013 по делу n А13-463/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 ноября 2013 года

        г. Вологда

      Дело № А13-463/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 25 ноября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Осокиной Н.Н. и                          Тарасовой О.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Савинской А.И.,

при участии от учреждения Пудрова Ю.А. по доверенности от 24.07.2013, Уткиной И.Е. по доверенности от 14.08.2013, от налогового  органа Ивашевской С.О. по доверенности от 09.01.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального автономного учреждения «Управление городского хозяйства города Вологды» и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 июня 2013 года по делу № А13-463/2013 (судья Баженова Ю.М.),

у с т а н о в и л:

 муниципальное автономное учреждение «Управление городского хозяйства города Вологды» (далее – учреждение, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 28.09.2012 № 09-09/74 в части доначисления и предложения уплатить пени в размере 51 745 руб. 24 коп., предложения зачесть имеющуюся переплату в счет доначисления налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в размере 2 458 406 руб. 83 коп., предложения уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета НДС за 2010 год в сумме                                       5 132 223 руб. 88 коп., предложения внести изменения в данной части в документы бухгалтерского и налогового учета, требования № 6187 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.12.2010 в части предложения к уплате НДС в сумме 7 590 630 руб. 71 коп. и начисления пеней в размере                            51 745 руб. 24 коп. (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом; т. 8, л. 53).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 03 июня            2013 года требования учреждения частично удовлетворены: признано несоответствующим требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и недействительным решение инспекции от 28.09.2012                          № 09-09/74 в части доначисления НДС в размере 2 378 784 руб. 99 коп. и предложения зачесть имеющуюся переплату в счет уплаты доначисленной недоимки в указанном размере, доначисления и предложения уплатить соответствующие суммы пеней, предложения внесения исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета по первому эпизоду оспариваемого решения; признано несоответствующим требованиям НК РФ и недействительным требование инспекции № 6187 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.12.2012 в части предложения уплатить НДС в размере 2 378 784 руб. 99 коп. и соответствующие суммы пени; в удовлетворении остальной части требований налогоплательщику отказано.

Заявитель и налоговый орган с таким решением не согласились и обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить в соответствующей части и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы налоговый орган указывает на то, что заявителем неверно определен налоговый период, в котором произведена корректировка  налоговой базы по НДС на сумму субсидий, полученных из бюджета.

Учреждение в отзыве доводы жалобы инспекции не признало, так как полагает, что корректировка налоговой базы в налоговом периоде обнаружения ошибки возможна, поскольку имела место переплата по налогу.

В обосновании жалобы учреждение указывает на то, что имеет право на принятие в качестве вычетов по налогу НДС по счетам-фактурам, выставленным  подрядными организациями, оказавшими муниципальные услуги за счет бюджетных субсидий, так как не включение в базу по НДС субсидий не означает невозможность вычета; получатели муниципальных услуг пользовались льготой, услуги были им оказаны безвозмездно; при проведении камеральной проверки по тому же налогу и за те же налоговые периоды инспекция не имела замечаний в отношении вычетов по НДС, выводы в судебных актах по делу № А13-17561/2011 имеют преюдициальное значение для настоящего дела.

Налоговый орган в отзыве с доводами жалобы учреждения не согласился, поскольку оспариваемое решение принято по результатам выездной налоговой проверки, работы по сносу сгоревших домов, ремонту дорог были выполнены за счет бюджетных субсидий, не подлежащих включению в налоговую базу.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалоб.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка учреждения по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) ряда налогов и сборов, в том числе, НДС за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.

На основании акта проверки от 05.09.2012 № 09-09/74 (т. 1, л. 112-145), по результатам рассмотрения возражений налогоплательщика (т. 2, л. 1-7) инспекцией принято решение от 28.09.2012 № 09-09/74 (т. 2, л. 10-43), которым отказано в привлечении учреждения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ и начислены пени по налогу в сумме 51 745 руб. 24 коп., заявителю предложено зачесть имеющуюся переплату в счет уплаты доначисленных сумм по НДС в размере 2 458 406 руб. 83 коп., уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 2010 год в сумме 5 891 543 руб. 78 коп., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 14.12.2012 № 07-09/015536@ (т. 2, л. 57-62) апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение инспекции утверждено без изменений.

На основании решения инспекции от 28.09.2012 № 09-09/74 в адрес учреждения выставлено требование № 6187 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.12.2012 (т. 2, л. 63-64), которым заявителю предложены к уплате НДС в сумме 8 349 950 руб. 61 коп. и пени в сумме                51 745 руб. 24 коп.

Не согласившись частично с решением и требованием инспекции, учреждение обратилось в суд с заявлением.

Судом первой инстанции требования учреждения частично удовлетворены.

Апелляционная коллегия считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.

В отношении жалобы налогового органа.

Исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 153 НК РФ, налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

         В силу пункта 4 статьи 166 НК РФ общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде, если иное не предусмотрено настоящей главой.

В соответствии с пунктом 3 статьи 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи.

         Согласно абзацу 2 пункта 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914, в книге продаж регистрируются выписанные и (или) выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС (с учетом положений статей 2 и 3 Федерального закона                            от 22 июля 2005 года № 119-ФЗ), в том числе при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

         На основании абзацев четвертого и пятого пункта 16 названных Правил при необходимости внесения изменений в книгу продаж регистрация счета-фактуры производится в дополнительном листе книги продаж за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений. Дополнительные листы книги продаж являются ее неотъемлемой частью.

         Таким образом, внесение изменений в книгу продаж производится путем регистрации счетов-фактур с учетом изменений в дополнительном листе книги продаж.

         По материалам дела в 2008 году учреждение ошибочно включило в налоговую базу НДС по счетам-фактурам, выставленным в 2008 году в адрес Управления труда и социального развития по муниципальному образованию «Город Вологда» и муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальный расчетный центр». В налоговую базу по НДС были включены суммы субсидий, полученных на компенсацию убытков от оказания услуг по государственным регулируемым  и льготным ценам. Далее налогоплательщик в дополнительных листах в книгах продаж за 1, 2-й кварталы 2009 года отразил операции «сторно» по указанным счетам-фактурам.

По мнению налогового органа, поскольку заявителю известен период совершения ошибки (искажения) при исчислении налоговой базы по НДС - 2008 год, в соответствии со статьей 54 НК РФ у учреждения отсутствовало право на корректировку налоговой базы и суммы НДС в том налоговом (отчетном) периоде, в котором они были выявлены, то есть в 2009 году. Ввиду этого ответчик пришел к выводу о занижении учреждением НДС, подлежащего уплате в бюджет, за 1-й квартал 2009 года в сумме 702 758 руб. 49 коп.,                              за 2-й квартал 2009 года в сумме 1 676 026 руб. 50 коп.

         Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

         Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ в абзац третий пункта 1 статьи 54 НК РФ внесены изменения, согласно которым при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). При этом налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Несмотря на то, что эта норма вступила в силу с 01.01.2010, она с учетом положений пункта 3 статьи 5 НК РФ имеет обратную силу и может быть применена к рассматриваемым правоотношениям, поскольку устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков (в том числе права на учет переплаты, образовавшейся в более ранний период вследствие завышения полученных доходов, и освобождения от необходимости представления уточненных налоговых деклараций по налогам).

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.11.2012 по делу № А56-53742/2011.

Минфин России в письме от 23.01.2012 № 03-03-06/1/24 также разъяснил, что с учетом синтаксического строения абзацы второй и третий пункта 1 статьи 54 НК РФ сформированы с учетом периода, за который производится перерасчет налоговой базы и суммы налога, а не с учетом периода, к которому относятся выявленные ошибки (искажения) (в том числе при возможности установить таковой). В этой связи в случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (вне зависимости от того, возможно или нет определить период их совершения), налогоплательщик вправе произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

В данном случае учреждение отразило в дополнительных листах  книги продаж за 1-й квартал 2009 года (т. 2, л. 88-89) операции «сторно» по следующим счетам-фактурам, выставленным в 2008 году: в отношении муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальный расчетный центр» - от 13.08.2008 № 59, 60; в отношении Управления труда и социального развития по муниципальному образованию «Город Вологда» -                   от 13.08.2008 № 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; всего на общую сумму 4 611 590 руб. 80 коп., в том числе НДС - 702 758 руб. 49 коп.

За 2-й квартал 2009 года (т. 2, л. 99-101) операции «сторно» произведены учреждением по следующим счетам-фактурам 2008 года: в отношении муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальный расчетный центр» - от 08.09.2008 № 66, 67, от 30.09.2008 № 17; в отношении Управления труда и социального развития по муниципальному образованию «Город Вологда» по счетам-фактурам от 08.09.2008 № 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, от 30.09.2008 № 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16; всего на общую сумму 10 995 498 руб. 93 коп., в том числе НДС - 1 676 026

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2013 по делу n А44-661/2013. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также