Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 по делу n А05-6578/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/аЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 28 ноября 2008 года г. Вологда Дело № А05-6578/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2008года. Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2008 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н., Потеевой А.В., при ведении протокола помощником судьи Бараевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Лемешева Валерия Ивановича, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 сентября 2008 года по делу № А05-6578/2008 (судья Крылов В.А.),
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель Лемешев Валерий Иванович обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 19.03.2008 № 10-07/420дсп о привлечении к налоговой ответственности в части начисления к уплате налогов в сумме 4 943 869 руб. 43 коп., налоговых санкций в сумме 966 273 руб., пеней в сумме 831 076 руб. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.09.2008 по делу № А05-6578/2008 признано недействительным как несоответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) решение инспекции от 19.03.2008 № 10-07/420дсп в части : доначисления к уплате налога на добавленную стоимость (далее – НДС) за 2004 год в сумме 348 976 руб. 97 коп., НДС за 2006 год в сумме 354 612 руб. 93 коп., соответствующих сумм пеней, налоговых санкций; доначисления к уплате налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в сумме 259 451 руб., соответствующих сумм пеней, налоговых санкций; доначисления к уплате единого социального налога (далее – ЕСН) в сумме 66 477 руб. , соответствующих сумм пеней, налоговых санкций; доначисления к уплате единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения (далее – единый налог), в сумме 43 350 руб., соответствующих сумм пеней, налоговых санкций; привлечения к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 165 587 руб. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано. Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в признании недействительным вышеуказанного решения налогового органа в отношении налоговых вычетов по НДС за январь и февраль 2006 года, полагая, что у суда не имелось основания уменьшить на 69 324 руб. неправомерно доначисленные суммы НДС за указанный период. Налоговый орган, не согласившись с решением суда, также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части признания вышеназванного ненормативного акта недействительным. В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы материального права. Предприниматель и налоговый орган в своих отзывах на апелляционные жалобы считают изложенные в них противоположной стороной доводы необоснованными. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Изучив доводы жалоб и письменные доказательства, апелляционная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции. Как усматривается из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки деятельности предпринимателя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, а НДФЛ за период с 01.01.2004 по 30.09.2007 налоговым органом составлен акт проверки от 29.01.2008 № 10-12/137ДСП, рассмотрев который вместе с возражениями предпринимателя, начальник инспекции вынес решение от 19.03.2008 № 10-07/420 о привлечении к налоговой ответственности. Указанным решением предприниматель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122, пункту 2 статьи 119 НК РФ, ему начислены к уплате пени в сумме 985 108 руб. 47 коп., а также предложено уплатить НДС, НДФЛ, ЕСН, единый налог на общую сумму 5 561 413 руб. 25 коп. Не согласившись с решение налогового органа в указанной части, предприниматель обратился в арбитражный суд. Апелляционная коллегия считает решение суда законным, обоснованным и мотивированным в связи со следующим. Как следует из материалов дела, в проверяемый период Лемешев В.И. осуществлял производство общестроительных работ по возведению зданий. В соответствии со статьей 346.12 НК РФ с 01.01.2004 применял упрощенную систему налогообложения и согласно статье 346.13 НК РФ являлся плательщиком единого налога. В качестве объекта налогообложения избрал доходы, уменьшенные на величину расходов. С 01.10.2005 перешел на общую систему налогообложения. Налоговый орган своим решением доначислил предпринимателю за 2004 год единый налог в сумме 43 350 руб. в связи с тем, что не принял за декабрь 2004 года расходы, связанные с приобретением Лемешевым В.И. снегохода «Skandik SUV 600» и прицепа «Вьюга». Свое решение налоговый орган мотивировал тем, что расходы не являются экономически обоснованными, поскольку согласно справке Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ненецкого автономного округа (далее - Гостехнадзор) указанные транспортные средства им не регистрировались. Суд первой инстанции обоснованно не согласился с позицией налогового органа. Из материалов дела следует, что предприниматель в декабре 2004 года приобрел вышеуказанные снегоход и прицеп, что подтверждается платежным поручением от 15.12.2004 № 136 на сумму 289 000 руб. Согласно книге учета доходов и расходов за 2004 год данную сумму отразил в качестве расходов, учитываемых при расчете единого налога. В статье 346.16 НК РФ изложен порядок определения расходов. Подпунктом 1 пункта 1 этой статьи установлено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение основных средств (с учетом положений пункта 3 настоящей статьи). В соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ под основными средствами в целях главы 25 данного Кодекса понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией. Пунктом 2 статьи 54 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным совместным Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430 (далее – Порядок учета). Согласно пункту 24 данного Порядка к основным средствам относится часть имущества, используемого в качестве средств труда для изготовления и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг). К основным средствам условно отнесено имущество индивидуального предпринимателя, непосредственно используемое им в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Предприниматель использовал снегоход с прицепом для осуществления оперативного управления и перевозки грузов в условиях отсутствия дорожной сети при строительстве объектов в пос. Красное, то есть вне места жительства предпринимателя (г. Нарьян-Мар), следовательно, использовал его в своей предпринимательской деятельности. Обратного налоговым органом не доказано. В силу положений статей 65 и 200 АПК РФ налоговый орган обязан подтвердить правильность своих выводов в оспариваемом налогоплательщиком решении. Довод налогового органа, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что предпринимателем документально не подтверждено использование снегохода с прицепом в предпринимательской деятельности, не принимается апелляционной коллегией в связи с тем, что инспекцией он не был приведен в оспариваемом решении. Отсутствие регистрации снегохода в органах Гостехнадзора не имеет правового значения для определения правомерности учета затрат на приобретение снегохода с прицепом в качестве расходов при определении налогооблагаемой базы. Регистрация транспортных средств как объектов движимого имущества устанавливается для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации. На основании изложенного суд первой инстанции правильно признал недействительным решение налогового органа о доначисление предпринимателю к уплате единого налога в сумме 43 350 руб. (289 000 руб. х 15%), соответствующих пеней и штрафных санкций по данному эпизоду. В ходе проверки налоговый орган доначислил Лемешеву В.И. НДФЛ за 2005 год в сумме 6233 руб. в связи с тем, что увеличил налогооблагаемую базу, определив ее расчетным путем, исключив из расходов предпринимателя налоговые вычеты в сумме 1 463 560 руб., (9 612 413 руб. (расходы по данным книги доходов и расходов за 4 квартал 2005 года) : 118 х 18 ). Решение налогового органа мотивировано тем, что в нарушение пункта 19 статьи 270 НК РФ им в состав налоговых профессиональных вычетов по НДФЛ за 4 квартал 2005 года включены суммы налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю товаров, а именно НДС в размере 1 463 560 руб. В книге доходов и расходов предпринимателя расходы включают большую сумму НДС, чем заявлено в декларации по НДС за 4 квартал 2005 года. Поскольку требование о предоставлении выставленных и полученных в 2005 году счетов-фактур предпринимателем выполнено не было, то налоговый орган на основании пункта 7 статьи 31 НК РФ определил сумму налога расчетным путем. Суд первой инстанции удовлетворил требования предпринимателя по данному эпизоду, признав недействительным решение налогового органа о предложении уплатить НДФЛ в сумме 6233 руб., соответствующие пени и штрафные санкции, поскольку налоговый орган не воспользовался правом определить налог на основании сведений об иных аналогичных налогоплательщиках. Апелляционная инстанция считает решение суда в этой части правильным, кроме этого считает необходимым добавить следующее. Как следует из материалов дела, предприниматель с 01.10.2005 утратил право на применение упрощенной системы налогообложения. В соответствии со статьей 207 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 235, статьей 143 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДФЛ, ЕСН, НДС. Предприниматель в силу положений указанных норм и вида деятельности в 2006 году являлся плательщиком налогов по общей системе налогообложения, в том числе НДФЛ, ЕСН и НДС. Действительно, в силу пункта 19 статьи 270 НК РФ расходы по уплате НДС не должны учитываться при определении налогооблагаемой базы по НДФЛ. На основании статьи 65 АПК РФ налоговый орган обязан представить в суд доказательства обоснованности доначисления налогов. В ходе проведения выездной проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что налоговые вычеты в сумме 317 600 руб. заявлены неправомерно, так как не подтверждены соответствующими первичными документами. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги. Из приведенных норм права следует, что в случае непредставления налогоплательщиком в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем не только на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, но также и данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Перечень оснований для определения сумм налогов расчетным путем закреплен законодательно, носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию. В оспариваемом решении налогового органа отсутствуют ссылки на приведенные в указанной статье обстоятельства, которые послужили основанием для определения суммы подлежащих уплате в бюджет налогов расчетным путем. Из текста оспариваемого решения налогового органа основанием применения подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ послужило то, что данные учета доходов и расходов не соответствуют данным, отраженным в налоговой отчетности. Однако названная норма НК РФ не устанавливает для применения расчетного способа определения суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, такого основания, как несоответствие данных учета доходов и расходов налогоплательщика сведениям, отраженным в налоговой отчетности. С учетом изложенного у налогового органа не имелось достаточных оснований для уменьшения расходов на сумму 1 463 560 руб. и доначисления НДФЛ за 2005 год в сумме 6233 руб. Своим решением налоговый орган доначислил Лемешеву В.И. НДФЛ за 2006 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 по делу n А13-6017/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|