Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу n А05-15242/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 июля 2013 года

г. Вологда

Дело № А05-15242/2012

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 02 июля 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности Приморского района Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 марта 2013 года по делу № А05-15242/2012 (судья Калашникова В.А.)

 

у с т а н о в и л :

 

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вознесенская средняя общеобразовательная школа» (ОГРН 1022901496034; далее – Школа) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 21.08.2012 № 8/4/1-14, принятого Отделом надзорной деятельности Приморского района Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (ОГРН 1042900042822; далее – Отдел).

Решением суда требования удовлетворены.

Отдел в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Указывают, что образовательное учреждение относится к объектам экономики, так как имеет социальное назначение; данное учебное заведение имеет на балансе котельную, работающую на угле, которая является объектом жизнеобеспечения населения; пункт 1 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утверждённых приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее - МЧС России) от 28.02.2003 № 105, предусматривает осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) техногенного характера на объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (в частности, объектах теплоснабжения); согласно пункту 3 указанных Требований они обязательно применяются организациями, эксплуатирующими объекты жизнеобеспечения; Учреждение согласно пункту 4 Административного регламента, утверждённого  приказом МЧС России от 09.08.2010 № 382, является  объектом надзора как объект экономики, обеспечивающий жизнедеятельность населения; Административный регламент, утверждённый приказом МЧС России от 09.08.2010 № 383, утратил силу с введением Административного регламента МЧС исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, утверждённого приказом МЧС России от 26.06.2012 № 359; в новом регламенте отсутствует понятие «объект надзора», а в соответствии с  пунктом 4 нового Административного регламента предметом государственного надзора является проверка выполнения, в частности,  организациями, должностными лицами и гражданами (субъектами надзора) требований в области защиты населения и территорий от ЧС, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации; согласно пункту 4 Положения  о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого постановлением  Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 712, органы государственного надзора в области защиты от ЧС  осуществляют надзор за выполнением, в частности, организациями установленных требований в области защиты от ЧС, требований в области предупреждения ЧС на объектах жизнеобеспечения населения (подпункт «а»), проводят проверки выполнения требований в области защиты от ЧС в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения ЧС и выполнения решений органов государственной власти (подпункт «д»);  образовательное учреждение согласно пунктам 2 и 3 Положения  о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Министерства образования и науки  Российской Федерации и находящихся в его ведении Федеральных служб и Федеральных агентств, утверждённого приказом Минобрнауки России от 26.09.2005 № 245, является  функциональной подсистемой Минобрнауки России, осуществляет деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1994                   № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного  характера» (далее – Закон № 68-ФЗ), постановлениями  Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 27.05.2005 № 335 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 и Положением о функциональной подсистеме; предписание составлено в соответствии с требованиями  Административного регламента, утверждённого приказом МЧС России от 09.08.2010 № 382; в описательной части предписания указан адрес, по которому осуществлялась проверка, в связи с чем заявление о том, что непонятно место устранения нарушения, несостоятельно; Административным регламентом от 26.06.2012 № 359 форма предписания не установлена.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем  дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –                АПК РФ).    

Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 21.05.2012 № 8 начальника Отдела в отношении Школы в период с 23.07.2012 по 21.08.2012 проведена плановая выездная проверка выполнения установленных требований в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и принятия мер по ее результатам, о чём составлен акт от 21.08.2012 № 8/4/1-14.

Школе выдано предписание от 21.08.2012 № 8/4/1-14 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с которым в срок до 01.08.2013 необходимо устранить  следующие выявленные в ходе проверки нарушения:  

1.                Не создано структурное подразделение организации, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2.                Не разработано положение о структурном подразделении организации, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3.                 Не создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации (далее - КЧС и ПБ).

4.                 Не определен порядок принятия решений и компетенция КЧС и ПБ организации, не разработано положение (решение об образовании) о КЧС и ПБ организации.

5.                 Не создана комиссия (группа) по повышению устойчивости функционирования (далее - ПУФ) в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, не определен приказом руководителя организации состав комиссии по ПУФ);

6.                 Не определена деятельность комиссии по ПУФ, не разработано и не утверждено положение о комиссии по ПУФ руководителем организации;

7.                Не разработан план мероприятий по повышению устойчивого функционирования в условиях чрезвычайных ситуаций;

8.                 Не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не определен порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не установлены номенклатура и объемы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

9.                 Не определен порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

10.            Не осуществлены необходимые меры в области защиты работников организации от чрезвычайных ситуаций, работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) от чрезвычайных ситуаций. Не выполнена своевременная замена и освежение СИЗ от чрезвычайных ситуаций, у имеющихся в наличии СИЗ от чрезвычайных ситуаций истек срок годности. Не определена номенклатура и объем СИЗ от чрезвычайных ситуаций;

11.            Не обучены работники организации способам защиты и действиям в чрезвычайной ситуации. Не проводятся занятия с работниками организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

12.            Не разработан план основных мероприятий предприятия в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на год;

13.            Не организовано оповещение работников организации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;

14.           Работники организации не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты.

Школа обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным, считая, что она не является объектом надзора,  поскольку не является федеральным органом исполнительной власти и его территориальным ор­ганом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного caмоуправления;  не относится к потенциально опасным объектам, объектам экономики, обеспечивающим жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения),  не является объектом, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; оспариваемым предписанием на Учреждение возложено исполнение обязанностей, которые могут быть отнесены только на специально уполномоченные в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Заявитель также ссылается на то, что предписание не содержит конкретных указаний, касающихся создания резервов финансовых и материальных ресурсов ля ликвидации ЧС. В Школе организовано обучение с помощью памяток по разработанной  в учреждении программе, что отражено в журнале учёта занятий и посещения слушателей. Оповещение работников  об угрозе возникновения или о возникновении ЧС осуществляется  через местную систему оповещения (на муниципальном уровне), поскольку  требования к созданию системы оповещения в нормативных актах не определены. Школа является  муниципальным учреждением, поэтому  обязанность по её обеспечению средствами индивидуальной защиты возложена на органы местного самоуправления.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, придя к выводу, что  Отдел не обосновал того, что  Школа является  объектовым звеном Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Суд сослался на пункт 4 Административного регламента  МЧС России по исполнению функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого приказом  МЧС России от 09.08.2010 № 382, согласно которому объектами надзора в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера являются: федеральные органы исполнитель­ной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации, органы местного самоуправления, организации, имеющие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), а также объекты, к которым установлены требова­ния в области защиты населения и территорий от ЧС. Суд указал, что предписанием на Школу возложены обязанности, которые могут быть возложены только на специально уполномоченные в области защиты населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того,  в нарушение утверждённой формы предписания в нём не указаны мероприятия по устранению нарушений. Нарушения, указанные в пунктах 8, 9, 10, 14 отсутствуют, поскольку Школа не относится к потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения, и требования приказа МЧС России            № 105, Порядка № 1340, Административного регламента  на неё не распространяются; обеспечение работников созданных органами местного самоуправления учреждений средствами индивидуальной защиты возложено на органы местного самоуправления.

В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

С целью предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций  статьёй 4 названного Закона предусмотрено создание единой государственной системы, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу n А13-1914/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также