Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013 по делу n А13-13100/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 июня 2013 года

г. Вологда

Дело № А13-13100/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 14 июня 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области Солодягина А.В. по доверенности от 01.01.2013,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 марта 2013 года по делу           № А13-13100/2012 (судья Мамонова А.Е.),

 

у с т а н о в и л:

 

Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее – Департамент лесного комплекса, департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Тарногского муниципального района Вологодской области (далее – комитет) о признании недействительным постановления от 01.04.2010 № 73 «Об отнесении к категории земельного участка» (с учетом уточнения требований, принятого судом), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области (далее управление), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее – территориальное управление), федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области (далее – учреждение), общества с ограниченной ответственностью «Тарногская механизированная колонна» (далее общество).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12 марта 2013 года в удовлетворении заявленных требований департаменту отказано.

Департамент с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на неправильное применение судом норм материального права.

Комитет в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.

Управление отзыв на апелляционную жалобу департамента не представило, ходатайством от 28.05.2013 просит о рассмотрении дела без участия своего представителя. 

Учреждение отзыв на апелляционную жалобу департамента не представило, ходатайством от 15.05.2013 просит о рассмотрении дела без участия своего представителя. 

Территориальное управление и общество отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Комитет, управление, территориальное управление, учреждение и общество надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, постановлением комитета от 01.04.2010 № 73 «Об отнесении к категории земельного участка» земельный участок с кадастровым номером 35:08:0301020:28, местоположение: Вологодская область, Тарногский район, с/п Спасское, площадью 19780 кв. м для разработки полезных ископаемых отнесен к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (т. 1, л. 107).

Не согласившись с указанным постановлением, департамент обратился в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая департаменту в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.

В части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее –       ЛК РФ) определено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

На основании статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Частью 3 статьи 6 ЛК РФ установлено, что границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

Статьей 67 ЛК РФ предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.

В порядке статьи 69 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса.

Статьей 92 ЛК РФ установлено, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от    24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Из содержания изложенных норм следует, что границы лесного фонда в соответствии с ЛК РФ определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункту 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.

В силу пунктов 2, 8 части 2 статьи 22 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 названного Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о земельном участке).

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом     (часть 2 статьи 1 Закона № 221-ФЗ).

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1 Закона № 221-ФЗ).

Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (статья 3 Закона №221-ФЗ).

Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.

Из положений статей 87 и 101 ЗК РФ следует, что земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.

При этом в рассматриваемом случае из имеющихся в деле доказательств не представляется возможным прийти к выводу о том, что спорный земельный участок  является участком лесного фонда.

Так, в материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от 05.10.2006, в котором отражено, что лесной участок площадью 3 251 431 000 кв. м леса первой, второй, третьей группы, с кадастровым номером 35:08:22:00:00:00, категория земель – земли лесного фонда, расположенные по адресу: Вологодская область, Тарногский район, Тарногский лесхоз, являются собственностью Российской Федерации (т. 1,       л. 169).

Вместе с тем, апелляционная инстанция также приходит к выводу, что идентифицировать спорный земельный участок площадью 19 780 кв. м (1,9 га) как часть вышеуказанного лесного участка, не представляется возможным в силу следующего.

В обоснование отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда заявителем представлены справка от 22.10.2012 № 2 по материалам государственного лесного реестра, материалы лесоустройства (т.1, л. 167-168).

Однако, как обоснованно указано судом первой инстанции, сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении указанного земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 ЛК РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда.

Согласно данным государственного кадастра недвижимости (т.1, л. 146-147) земельный участок с кадастровым номером 35:08:0301020:28 по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с/с Спасское, площадью 19 780 кв. м, имеет разрешенное использование для разработки полезных ископаемых и относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Весь земельный участок передан в аренду ООО «Тарногская МК».

Из материалов кадастрового дела объекта недвижимости 35:08:0301020:28 (т. 2, л. 12-48) усматривается, что решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области от 03.03.2009 № 08/09-165 внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости.

Основанием для внесения сведений послужили  постановление администрации Тарногского района от 14.12.1992 № 183, справка территориального отдела обособленного подразделения по Тарногскому району от 03.03.2009 № 01-09/50 и заявление от 30.01.2009 №3508/101/09-21.

Согласно постановлению администрации Тарногского района от 14.12.1992 № 183 «О закреплении земель предприятиям, организациям и хозяйствам в пользование и во владение» (т. 2, л. 76-78) во исполнение Закона «О земельной реформе», решения сессии областного Совета народных депутатов от 10.10.1991 в части выдачи документов на право пользования и владения землей администрация постановила закрепить в пользование и во владение земли согласно их фактическому использованию за предприятиями, организациями, учреждениями, хозяйствами и другими сельскохозяйственными и несельскохозяйственными предприятиями согласно приложения. Пунктом 21 приложения предусмотрено предоставление земель Тарногской АПМК, объединению «Вологда-мелиорация» в размере 141,9 га.

В справке территориального отдела обособленного подразделения по Тарногскому району Управления Роснедвижимости по Вологодской области от 03.03.2009 № 01-09/50 (т. 2, л. 79) указано, что постановлением администрации Тарногского района от 14.12.1992 № 183 было предоставлено

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013 по делу n А52-2487/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также