Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2013 по делу n А66-14606/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 марта 2013 года                           г. Вологда                   Дело № А66-14606/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Мурахиной Н.В. и                    Смирнова В.И. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Бенцингер» Ратниковой О.С. по доверенности от 07.12.2012, от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области Арсеньевой М.А. на основании доверенности от 06.11.2012                          № 05.2-5/2391,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Бенцингер» на решение Арбитражного суда Тверской области от 18 января 2013 года по делу № А66-14606/2012 (судья Белова А.Г.),

   у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Бенцингер»                (ОГРН 1026900510163; далее – общество, ООО «Фирма «Бенцингер») обратилось с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области (далее – управление, административный орган, управление Росприроднадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 04.12.2012 № 343/229-2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс), в виде штрафа в сумме                            300 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 18 января 2013 года по делу № А66-14606/2012 в удовлетворении требований общества отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на малозначительность совершенного правонарушения.

Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение  суда законным и обоснованным.

Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения  от 08.10.2012 № 208 должностным лицом управления в период с  01.11.2012 по 29.11.2012 проведена плановая выездная проверка исполнения ООО «Фирма «Бенцингер» природоохранного законодательства; оформлен акт от 29.11.2012 № 229.

В ходе проверки установлено, что общество не выполняет требования законодательства о недрах и Условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии на право пользования недрами серии ТВЕ № 56937 ВЭ от 25.04.2007, а именно:

не получено заключение территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области (далее – ТУ Роспотребнадзор по Тверской области) по качеству подземных вод намеченного к эксплуатации водоносного горизонта, возможности их использования для хозяйственного-питьевого водоснабжения;

в срок до 01.09.2008 на геологическую экспертизу не представлен геологический отчет о результатах проведенных работ с оценкой эксплуатационных запасов подземных вод;

не передана учетная карточка буровой скважины в Федеральное государственное унитарное предприятие «Территориальный фонд геологической информации по Тверской области» (далее – ФГУП «ТФИ по Тверской области) и Тверьгеомониторинг для ведения государственного водного кадастра;

у артезианской скважины отсутствует ограждение - не обеспечена зона санитарной охраны 1 пояса радиусом не менее 30 м;

добыча подземных вод производится без выполнения условий первого этапа, определенного пунктом 2.2 Условий пользования недрами (подземными водами).

Тем самым ООО «Фирма «Бенцингер» нарушило положения пунктов 1, 7, 10 части 2 статьи 22, пунктов 3, 4 статьи 23 Закона Российской Федерации                       от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1, Закон о недрах), пунктов 2.2, 2.3 Условий пользования недрами (подземными водами).

По данному факту главный специалист-эксперт отдела геологического надзора и охраны недр управления составил  протокол от 29.11.2012                          № 343/229-2012 об административном правонарушении, вынес постановление от 04.12.2012 № 343/229-2012, которым ООО «Фирма «Бенцингер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Общество с названным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Пунктом 1 статьи 4  Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ            «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются в том числе недра.

В силу статьи 3 Закона № 7-ФЗ одними из основных принципов охраны окружающей среды при осуществлении юридическими лицами хозяйственной и иной деятельности являются: научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с преамбулой Закона № 2395-1  недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

На основании пунктов 1, 7, 10 части 2 статьи 22 Закона № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства связанных с пользованием недрами;

соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр;

выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.

В пунктах 3, 4 статьи 23 названного Закона установлено, что основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Согласно статье 29 Закона о недрах предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.

Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.

В соответствии с пунктом 1.4 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 (далее -  СанПиН 2.1.4.1110-02) зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Пунктом 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.

Из подпункта 2.2.1.1 пункта 2.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 следует, что водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании.

Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод. Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.

Материалами дела подтверждается, что общество владеет одной эксплуатационной артезианской скважиной, расположенной по адресу: Тверская область, Калининский район, Бурашевское с/п, деревня Андрейково. Вода используется для хозяйственно-бытовых нужд предприятия.

ООО «Фирма «Бенцингер» пользуется недрами на основании лицензии на право пользования недрами серии ТВЕ № 56937 ВЭ от 25.04.2007 с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение и добыча подземных питьевых вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения предприятия.

Неотъемлемыми составными частями лицензии являются в числе прочих Условия пользования недрами (подземными водами).

В разделе 2 названных Условий указано, что пользование недрами осуществляется в два этапа.

В течение первого этапа продолжительностью до одного года недропользователь обязан: получить заключение ТУ Роспотребнадзора по Тверской области по качеству подземных вод намеченного к эксплуатации водоносного горизонта, возможности их использования для хозяйственно-питьевого водоснабжения;

в срок до 01.09.2008 представить на геологическую экспертизу геологический отчет о результатах проведенных работ с оценкой эксплуатационных запасов подземных вод;

передать учетные карточки буровой скважины в ФГУП «ТФИ по Тверской области» и Тверьгеомониторинг для ведения государственного водного кадастра;

обеспечить скважину зону санитарной охраны 1 пояса радиусом не менее 30 м в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02.

В силу пункта 2.3 Условий пользования недрами добыча подземных вод в согласованных объемах разрешается после выполнения пункта 2.2 названных Условий.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В рассматриваемом случае Условия пользования недрами не исполнялись ООО «Фирма «Бенцингер» с момента получения вышеуказанной лицензии на право пользования недрами, что подтверждается материалами дела.

Общество указывает на принятие мер, не допускающих случайного или умышленного загрязнения и повреждения места водозабора и водозаборных сооружений.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Отсутствие ограждения обуславливает возможность свободного доступа к павильону скважины и, как следствие, загрязнение прилегающей территории и недр.

Из материалов дела следует, что над скважиной находится кирпичный павильон, приустьевое оборудование поддерживается в надлежащем состоянии. Вместе с тем в ЗСО 1 пояса скважины отсутствует ограждение радиусом не менее 30 м. Доказательств обратного податель жалобы не представил.

На основании изложенного в действиях ООО «Фирма «Бенцингер» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Довод подателя жалобы

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2013 по делу n А13-11520/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также