Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 по делу n А05-4302/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а,Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

                                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 октября  2008 года                     г. Вологда                    Дело № А05-4302/2008

         Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2008 года.

         Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2008 года.

 

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В., Осокиной Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушковой Л.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Котласский завод силикатного кирпича - сбыт» Куракиной М.Я. по доверенности от 15.09.2008, Белой Е.В. по доверенности от 15.09.2008; от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Думиной Е.Н. по доверенности от 09.01.2008 № 04-03/00009,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы  общества с ограниченной ответственностью «Котласский завод силикатного кирпича - сбыт» и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 июля 2008 года (судья Бекарова Е.И.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Котласский завод силикатного кирпича - сбыт»» (далее – ООО «КЗСКС - сбыт», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – МИ ФНС, инспекция) от 24.09.2007 № 12-05/3466дсп об отказе в привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения.

          Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 июля 2008 года признан недействительным  ненормативный правовой акт - решение от 24 сентября 2007 года  №12-05/3466 дсп, вынесенное в г. Котласе Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отношении общества с ограниченной ответственностью «Котласский завод силикатного кирпича-сбыт» об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:  начисления к уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии за 2006 год в сумме 49 156 руб. и соответствующих пеней.

         Отказано в признании недействительным ненормативного правового акта - решения от 24 сентября 2007 года  №12-05/3466 дсп, вынесенного в г. Котласе Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отношении общества с ограниченной ответственностью «Котласский завод силикатного кирпича-сбыт» об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: начисления к уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии за 2005 год в сумме 613 532 руб., за 2006 год в сумме 542 021 руб. и соответствующих пеней. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано. С МИ ФНС в пользу общества взыскана 1000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Инспекция с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.07.2008 по делу № А05-4302/2008 отменить в части признания недействительным решения налогового органа от 24.09.2007 № 12-05/3644дсп в сумме 32 083 руб. 02 коп. согласно ее таблице расчета финансового результата деятельности ООО «Котласский завод силикатного крпича-сбыт» и соответствующих сумм пеней с учетом уточнения апелляционной жалобы, принятого апелляционным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). В остальной части просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу ООО «КЗСК – сбыт» - без удовлетворения. Считает, что инспекцией правомерно доначислены обществу страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2005 и 2006 года  и соответствующие суммы пеней.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней не согласно, поскольку ООО «КЗСК – сбыт» производило своим работникам в проверяемом периоде  (2005-2006 годы) ежемесячные выплаты за счет средств, остающихся в его распоряжении после налогообложения в сумме 3 822 885 руб. 52 коп., в 2006 году в сумме 4 489 114 руб. 84 коп. В обоснование ссылается на то, что общество в этот период применяло УСНО, объектом обложения  являлись доходы. Организации, применяющие УСНО, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 346.11 НК РФ). По мнению общества, применение УСНО и определение для этой цели специального объекта  налогообложения не лишает его права производить выплаты за счет средств, оставшихся в его распоряжении после уплаты единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО. Налоговое законодательство не содержит запрета для налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, применять льготы, установленные для плательщиков налога на прибыль. Просит жалобу инспекции оставить без удовлетворения.

В свою очередь, общество также частично не согласилось с судебным актом и обратилось в апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.07.2008  № А05-4302/2008 об отказе в удовлетворении требований ООО «КЗСК – сбыт» в части начисления к  уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование  на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии за 2005 год в сумме 613 532 руб., за 2006 год в сумме 542 021 руб. и соответствующих сумм пеней отменить. В обоснование ссылается на то, что все произведенные обществом выплаты предусмотрены коллективным договором с учетом мнения профсоюзной организации. Была проведена аттестация рабочих мест и определены физико-химические и иные неблагоприятные факторы, которые затем учитывались при начислении выплат по каждому конкретному работнику. Выплаты производились на основании имеющегося Положения, в котором утверждены соответствующие коэффициенты, на основании проведенной аттестации спустя месяц после их начисления на протяжении всех налоговых периодов, по которым произведены  доначисления страховых взносов. Полагает, что, так как общество находилось на УСНО, объектом налогообложения выбраны доходы, и компенсационные выплаты производятся с фактически полученных доходов. Статья 346.17 НК РФ устанавливает, что при определении налоговой базы, исчисляемой в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходы и расходы налогоплательщика  признаются по кассовому методу, то есть после их фактического получения. На предприятии ежемесячно издаются приказы о том, чтобы производить в пользу своих работников дополнительные вознаграждения, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров.

Инспекция отзыв на апелляционную жалобу общества не представила. 

Заслушав объяснения представителей инспекции, общества, исследовав письменные доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, апелляционная инстанция считает апелляционную жалобу инспекции подлежащей удовлетворению, а решение суда - частичной отмене в связи с неправильным применением норм материального права и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, апелляционную жалобу общества оставлению без удовлетворения.

          Как видно из материалов дела, МИ ФНС проведена выездная налоговая проверка деятельности общества по вопросам соблюдения налогового законодательства Российской Федерации, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, полноты и правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, результаты которой оформлены актом выездной налоговой проверки от 31.08.2007 (т.1, л. 11-11). На данный акт ООО «КЗСК  - сбыт» представлены возражения от 14.09.2007 вх. № 6073503. Рассмотрев акт проверки и возражения на него при участии руководителя общества, заместитель начальника инспекции принял решение от 24.09.2007 № 12-05/3466дсп, которым доначислил обществу страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии за 2005 год - 513 649 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии за 2005 год - 99 883 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии за 2006 год - 484 369 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии за 2006 год - 106 808 руб., а также пени за просрочку уплаты доначисленных в ходе проверки страховых взносов по страховой части трудовой пенсии в сумме 220 375 руб. 75 коп. и по накопительной части трудовой пенсии в сумме 44 830 руб. 02 коп. Всего доначислено страховых взносов по результатам проверки на сумму 1 204 709 руб., пеней на сумму  265 205 руб. 77 коп. и обществу предложено уплатить указанные суммы доначисленных взносов и пеней.

  Не согласившись с решением инспекции в данной части, ООО «КЗСК - сбыт» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

         В ходе налоговой проверки инспекция установила, что в нарушение статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) обществом занижена налоговая база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на суммы выплат, не включаемых обществом в себестоимость, в которые входят денежные компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, и денежные подарки работникам к праздникам 23 февраля и 8 марта, что подтверждается приказами без номера с января 2005 года  по декабрь 2006 года. В проверяемом периоде общество являлось работодателем и производило эти выплаты в пользу физических лиц на основании заключенных трудовых договоров. При этом инспекцией выявлено, что одну из составных частей оплаты труда работников составляли выплаты, именуемые «выплаты, не включенные в себестоимость», которые носили регулярный характер, являлись по своей сути стимулирующими и поощрительными и в соответствии со статьей 255 НК РФ относятся к расходам на оплату труда работников и не охватываются нормами статьи 238 НК РФ как не подлежащие налогообложению. Доля выплат, не включенных в себестоимость, в общей  сумме заработной платы работников составляет 63,5 % в 2005 году и 55,5 % за 2006 год. Директором общества ежемесячно принимались приказы о предоставлении  дополнительных денежных компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, которые начислялись  в соответствии с прилагаемыми к приказу списками работников, куда входили  директор, главный бухгалтер,  фельдшер, разнорабочие. Всего сумма выплат по указанным приказам составила 8 214 861 руб. Также  директором общества приняты приказы о предоставлении денежных подарков в соответствии со списками на сумму 390 200 руб. ООО «КЗСК – сбыт» применяет систему налогообложения в виде единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с выбранным им объектом – доходы. Поскольку в силу статьи 346.11 НК РФ предусмотрена замена уплаты единого налога, в том числе и налога на прибыль организаций, следовательно, налоговая база по налогу на прибыль у таких организаций не формируется как таковая.

В связи с тем, что общество, применяющее упрощенную систему налогообложения, в соответствии со статьей 346.1 НК РФ, не является плательщиком налога на прибыль организаций, инспекция посчитала, что на него не распространяются положения пункта 3 статьи 236 НК РФ.

Удовлетворяя заявленные обществом требования в части признания недействительным решения инспекции по включению в налоговую базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование денежных компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, в сумме 49 156 руб. и соответствующих сумм пеней,  суд первой инстанции указал, что ООО «КЗСК - сбыт» не доказало компенсационный характер указанных выплат, установленный статьями 164, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, они являются оплатой труда, которую общество должно было производить за счет фонда оплаты труда, однако выплаты, начисленные работникам во 2 и 4 кварталах 2006 года, по источникам выплаты (из чистой прибыли, оставшейся после налогообложения)  не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ. В остальной части в удовлетворении требований отказано, так как  оснований для применения названной нормы не имеется.

В соответствии со статьей 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Следовательно, налоговые органы полномочны контролировать правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой.

В 2005-2006 годах общество применяло упрощенную систему налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ определено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 10 Закона № 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ, которой определен и порядок исчисления и уплаты единого

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 по делу n А52-3429/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также