Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2013 по делу n А05-13917/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

04 марта 2013 года

г. Вологда

Дело № А05-13917/2012

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,

         при участии от заявителя Ларионова О.В. по доверенности от 10.10.2012, от ответчика Авилкиной О.В. по доверенности от 19.11.2012 № 202/2478,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности и торговли Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 декабря 2012 года по делу № А05-13917/2012 (судья Панфилова Н.Ю.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Майя» (ОГРН 1082901012370; далее – ООО «Майя», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области  с заявлением к Министерству промышленности и торговли Архангельской области (ОГРН 1092901011345; далее – министерство, административный орган) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 03.10.2012 № 6.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.12.2012 по делу № А05-13917/2012 заявленные требования удовлетворены.

Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Считает, что лицензия, выданная до 22.07.2011, действует до окончания установленного в ней срока в отношении лицензиата только при условии соответствия места осуществления деятельности особым требованиям к осуществлению данного вида деятельности. Кроме того указывает, что судом первой инстанции не дана оценка тому факту, что на торговом объекте, обозначенном как торговый павильон, расположенном по адресу: г. Архангельск, просп. Дзержинского, у             д. 2, общество осуществляет розничную продажу алкогольной продукции с нарушением и установленной площади торгового объекта, а именно менее                 50 кв.м.

Общество в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 24.09.2012 № 1098-р министерством в период с 24.09.2012 до 19.10.2012 проведена внеплановая выездная проверка деятельности общества на предмет соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции.

В ходе проверки министерством установлено, что общество и индивидуальный предприниматель Шкулевым Н.А. заключили договоры аренды недвижимого имущества от 10.03.2010 № 8/10 (на объект, расположенный по адресу: г. Архангельск, пр. Дзержинского, д. 2, торговый павильон) и от 20.10.2008 № 06 ав/08 ( на объект, расположенный по адресу:                 г. Архангельск, пр.Дзержинского, у д. 2, торговый павильон) сроком на 11 месяцев с перезаключением на каждые 11 месяцев с момента окончания очередного срока действия договора.

Административным органом установлено, что обществом нарушен абзац первый пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ, Закон о госрегулировании), поскольку у общества отсутствуют в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой - 1 год и более, стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м.

По результатам проведенной проверки министерством составлен акт от 03.10.2012 № 451-алк (листы дела 27-29), выдано предписание от 03.10.2012 № 6 об устранении выявленных нарушений (листы дела 61-62), которым обществу предписано в срок до 02.11.2012 представить документы, подтверждающие наличие в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью не менее 50 кв. м.

Общество не согласилось с вынесенным предписанием и обратилось с заявлением о его оспаривании в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный орган не определил, являются ли объекты (торговые павильоны), на которых общество осуществляет розничную продажу алкогольной продукции, стационарными или нестационарными торговыми объектами, а также, сославшись на пункт 11 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (далее - Закон № 218-ФЗ), указал, что требования абзаца первого пункта 6 статьи 16 Закона № 171-ФЗ применяются только к тем правоотношениям, которые возникли после вступления в силу Закона № 219-ФЗ. Поскольку лицензия обществом получена 27.03.2009, то есть до вступления в силу указанного Закона, и на момент проверки являлась действующей, то нарушений абзаца первого пункта 16 Закона № 171-ФЗ в деянии общества не установлено.

Апелляционная коллегия данный вывод считает ошибочным и при рассмотрении данного дела исходит из следующего.

Из части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.

Согласно подпункту 24 пункта 8 Положения о министерстве промышленности и торговли Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 03.04.2012 № 129-пп, «министерство осуществляет полномочия в сфере реализации на территории Архангельской области законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, в том числе осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции».

Пунктом 1 статьи 1 Закона о госрегулировании в редакции Закона               № 218-ФЗ определено, что Закон № 171-ФЗ устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.

В силу статьи 3 Закона № 171-ФЗ (в редакции Закона № 218-ФЗ) законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Абзацем первым пункта 6 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.

Действительно, согласно пункту 11 статьи 5 Закона № 218-ФЗ указанное требование применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу этого Федерального закона. При этом лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до дня вступления в силу названного Федерального закона, действуют до окончания срока их действия.

Закон № 218-ФЗ вступил в силу (за исключением отдельных его положений, не относящихся к спору по данному делу) 22.07.2011.

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 этого Закона.

В связи с этим лицо, осуществляющее розничную продажу алкогольной продукции, не может быть освобождено от обязанности осуществлять такую деятельность с соблюдением предусмотренных действующим законодательством ограничений.

Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.01.2013 № А56-21897/2012, от 18.12.2012 № А52-1540/2012.

Из изложенного следует, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до 22.07.2011, действуют до окончания срока их действия в отношении обособленных подразделений лицензиатов, места нахождения которых соответствуют особым требованиям к осуществлению данного вида деятельности, но должны быть переоформлены, если в них  указаны обособленные подразделения лицензиата, места нахождения которых не соответствуют вступившим в силу изменениям.  

Статьей 19 Закона о госрегулировании предусмотрено, что заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии (пункт 13).

В соответствии с пунктом 19 статьи 19 названного Закона в лицензии указываются места нахождения обособленных подразделений организации (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности.

В пункте 2 Информационного сообщения Росалкогольрегулирования «Разъяснения по вопросам применения в отношении розничной продажи алкогольной продукции норм Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 18.07.2011 № 218-ФЗ» даны следующие разъяснения: частью 11 статьи 5 Закона № 218-ФЗ установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до 22 июля 2011, действуют до окончания срока их действия. Однако организация обязана прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности в обособленном подразделении, если место нахождения такого обособленного подразделения организации перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции в результате внесения изменений в законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции. В связи с изменением указанных в лицензии мест нахождения обособленных подразделений у организации возникает обязанность в течение 30 дней подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии (статья 19 Федерального закона № 171-ФЗ). При этом в случае непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии решением лицензирующего органа действие лицензии приостанавливается (статья 20 Федерального закона № 171-ФЗ). Ввиду вышеизложенного лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная до 22 июля 2011 года, действует до окончания срока ее действия в отношении обособленных подразделений лицензиата, места нахождения которых соответствуют особым требованиям к осуществлению данного вида деятельности, но должна быть переоформлена, если в ней указаны обособленные подразделения лицензиата, места нахождения которых не соответствуют этим особым требованиям.

В данном случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что лицензия выдана обществу до дня вступления в силу Закона № 218-ФЗ; в лицензии указаны сведения об обособленных подразделениях общества, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, часть из которых расположена в местах, в которых такой вид деятельности не допускается (торговые павильоны); заявление о переоформлении лицензии в течение 30 дней со дня вступления в Закона № 218-ФЗ обществом в лицензирующий орган не подано.

В связи с изложенным вывод суда первой инстанции о том, что у общества не возникло обязанности переоформить действующую лицензию, является ошибочным.

Также апелляционная коллегия не может согласиться с позицией суда о том, что административный орган не доказал тот факт, что торговые павильоны, расположенные по адресам: г. Архангельск, пр. Дзержинского, д. 2,     г. Архангельск, пр. Дзержинского, у д. 2, не являются стационарными торговыми объектами.

Понятие стационарного торгового объекта приведено в пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,  под которым понимается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.

Описание стационарной торговой сети содержит и пункт 14 ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 № 242-ст, в котором стационарная торговая сеть определена как торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, которую образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.

Как правильно ссылается административный орган, в силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской, статей 130 и 651 Гражданского кодекса Российской Федерации и требований Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2013 по делу n А05-12624/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также