Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 по делу n А05-7454/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

     

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД  ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 декабря 2012 года

г. Вологда

Дело № А05-7454/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2012 года.

          В полном объеме постановление изготовлено 29 декабря 2012 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и                   Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности города Коряжмы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 августа 2012 года по делу № А05-7454/2012 (судья Шадрина Е.Н.),

у с т а н о в и л :

           муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 8 «Колосок» (ОГРН 1022901141922; далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания отдела надзорной деятельности города Коряжмы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее – отдел, административный орган) от 01.03.2012 № 2/3/1-4 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны (далее – предписание).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена  администрация муниципального образования «Город Коряжма» (далее - администрация).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21 августа          2012 года требования заявителя удовлетворены.

Отдел с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить. Административный орган считает, что предписание выдано учреждению правомерно, поскольку заявитель находится в единой промышленной зоне с потенциально-опасным объектом –  филиалом открытого акционерного общества «Группа Илим» (далее – ОАО «Группа Илим»), расположенным в городе Коряжме, и является объектом в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на который законодательно возложены обязанности по выполнению требований в области гражданской обороны, отраженных в оспариваемом предписании.

Заявитель в отзыве не согласен с доводами подателя жалобы, ссылаясь на законность обжалуемого решения суда.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу доводы, изложенные в ней, отклонила, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим  дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Изучив доводы, изложенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

         Как следует из материалов дела, отделом в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка выполнения установленных требований в области гражданской обороны и принятия мер по ее результатам.

           В ходе этой проверки ответчик выявил, что учреждением допущены нарушения требований Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ), Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379   (далее – Положение № 379), Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утвержденных  Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) в декабре                 2000 года (далее – Методические рекомендации), Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории Архангельской области, утвержденного постановлением главы администрации Архангельской области от 23.07.2007 № 49 (далее – Положение  № 49), Положения о гражданской обороне, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (далее – Положение № 804), Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных и введенных в действие приказом МЧС от 27.05.2003 № 285, (далее – Правила                   № 285), приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании и организациях» (далее – Приказ № 687), Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 (далее – Положение        № 841), Положения о подготовке населения Архангельской области в сфере гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 22.12.2006 № 55-па (далее - Положение № 55-па), приложения к приказу МЧС от 13.11.2006 № 646 «Об утверждении перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований» (далее – Приказ № 646).

  По факту проведения данной проверки административным органом составлен акт от 01.03.2012 № 2/3/1-4 и выдано предпи­сание об устранении указанных нарушений (листы дела 44-47).

      Заявитель не согласился с данным предписанием, поэтому обратился в суд с заявлением о признании его недействительным. По мнению учреждения, нормы, на которые ссылается ответчик, на заявителя с учетом его статуса и в силу деятельности, осуществляемой им, не могут  распространяться.

      В жалобе ответчик указывает на то, что отдел правомочен проводить проверки в отношении организаций на предмет соблюдения ими требований в области гражданской обороны.

      В обжалуемом решении суд первой инстанции не содержится вывода о том, что оспариваемое предписание вынесено с превышением полномочий, имеющихся у административного органа.

      Между тем в данной ситуации отделом не представлено доказательств того, что учреждение в силу норм действующего законодательства обязано исполнять те требования, на которые имеются указания в предписании. Кроме того, в части положения предписания являются абстрактными и не содержат конкретных требований, которые должен исполнить заявитель.  

Так, в пункте 1 предписания административный орган возложил на учреждение обязанность создать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - запасы ГО). Обеспечить работников учреждения противогазами в целях гражданской обороны. Заменить противогазы с истекшим сроком годности. Определить номенклатуру и объемы запасов ГО, определить места хранения запасов ГО.

В пункте 2 предписания ответчиком предписано учреждению назначить в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит: учет средств радиационной и химической защиты (далее - СИЗ), содержание помещения для хранения СИЗ, обеспечение сохранности и готовности к применению СИЗ.

Пунктом 4 оспариваемого ненормативного правового акта заявителю предписано           разработать план выдачи и распределения СИЗ работникам учреждения.

В данных пунктах предписания имеются ссылки на Закон № 28-ФЗ, Положение № 379, Методические рекомендации, Положение № 49,  Положение                 № 804, Правила № 285, Приказ № 687.

   Пунктом 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ определено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

  Аналогичные положения установлены в пункте 3 Положения № 804.

  Пунктом 3 Положения № 379 предусмотрено, что запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб. Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения. Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

  Номенклатура и объемы запасов для обеспечения соединений и воинских частей войск гражданской обороны определяются исходя из табелей их оснащения (пункт 4 Положения № 379).

  Номенклатура и объемы запасов для обеспечения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

  Согласно пункту 6 названного Положения определение номенклатуры и объемов запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб возложено на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации.

   При этом в соответствии с пунктом 4 действующего на момент проведения проверки Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 09.08.2010 № 381 (далее - Административный регламент № 381), объектами надзора являются федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).

  Предметом проверки в области гражданской обороны является соблюдение на объектах надзора специальных условий (правил) эксплуатации имеющихся технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 Административного регламента № 381).

   Положением № 379 определено следующее предназначение запасов: для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований МЧС, аварийно-спасательных формирований и служб в случае возникновения военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

  В данном случае у суда отсутствуют основания полагать, что  учреждение имеет (в том числе на балансе) объекты и имущество гражданской обороны. Заявитель не отнесен к перечню объектов, указанных в пункте 4 названного Административного регламента.

 Учреждение также не относится к исполнительным органам государственной власти Архангельской области и к органам местного самоуправления, а также к организациям, наделенным полномочиями в целях решения задач по гражданской обороне (в том числе связанных с созданием аварийно-спасательных формирований и проведением спасательных работ). Заявитель не входит в перечень организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, а также не является организацией, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение. В военное время учреждение функционировать не будет.

   Доказательств, свидетельствующих о том, что учреждение имеет в эксплуатации технические

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 по делу n А05-9843/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также