Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2008 по делу n А05-3796/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 01 сентября 2008 года г. Вологда Дело № А05-3796/2008 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Осокиной Н.Н., Потеевой А.В. при ведении протокола помощником судьи Бараевой О.И., при участии от предпринимателя Тропичева М.А. по доверенности от 09.05.2007; от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску Антонова А.В. по доверенности от 14.12.2007 № 03-07/43824, Мартынова Д.В. по доверенности от 12.11.2007 № 03-07/39083, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Алиева Гусейна Али оглы на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 июля 2008 года по делу № А05-3796/2008 (судья Ипаев С.Г.),
у с т а н о в и л:
предприниматель Алиев Гусейн Али оглы обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (далее – инспекция, ИФНС) о признании недействительным решения от 27.12.2007 № 25-08/045309 в части доначисления налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), налога на добавленную стоимость (далее – НДС), единого социального налога (далее – ЕСН), единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, соответствующих сумм пеней и штрафов по эпизодам, связанным с исключением из состава затрат и налоговых вычетов расходов по оплате строительных материалов и по оплате товаров ООО «Фрут Сервис». Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10.07.2008 по делу № А05-3796/2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Предприниматель с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.07.2008 по делу № А05-3796/2008 и принять новое решение. Считает, что решение инспекции в обжалованной им части является необоснованным. ИФНС в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласна. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель инспекции – доводы, изложенные в отзыве на нее. Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Как видно из материалов дела, Алиев Гусейн Али оглы зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица 26.05.2004, о чем внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304290114700044. ИФНС проведена выездная налоговая проверка деятельности предпринимателя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе НДФЛ, ЕСН, НДС, единого налога на вмененный доход за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 1 квартал 2005 года, результаты которой оформлены актом от 21.11.2007 № 25-08/100дсп. На данный акт предпринимателем представлены возражения от 13.12.2007. Рассмотрев акт выездной налоговой проверки от 21.11.2007, возражения по нему, при участии представителей предпринимателя, заместитель начальника инспекции принял решение от 27.12.2007 № 25-08/045309 (т. 1, л. 17-54), которым предприниматель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде штрафа. Указанным решением налогоплательщику предложено также уплатить доначисленные налоги и соответствующие суммы пеней. Не согласившись с решением инспекции, предприниматель Алиев Г.А. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения недействительным в части доначисления НДС, НДФЛ, ЕСН, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, соответствующих сумм пеней и штрафов по эпизодам, связанным с исключением из состава затрат и налоговых вычетов расходов по оплате строительных материалов и товара ООО «Фрут-Сервис». В ходе проверки инспекция установила, что предприниматель избрал в качестве контрагента (поставщика) организацию, не зарегистрированную в качестве налогоплательщика и, соответственно, не представляющую налоговую отчетность, и не уплачивающую налоги в бюджет. Сведения, содержащиеся в представленных на проверку документах от имени ООО «Фрут-Сервис», недостоверны и противоречивы: договоры поставки товара подписаны руководителем ООО «Фрут-Сервис» Романовой Ю.Н., реквизиты организации указаны не полностью, отсутствует КПП организации, почтовый индекс, расчетные счета; счета-фактуры составлены с нарушением порядка, предусмотренного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, в них содержится фиктивный ИНН, отсутствует КПП и полный адрес поставщика, отсутствует расшифровка подписи лица, подписавшего счета-фактуры как от имени руководителя, так и от имени главного бухгалтера, подпись руководителя в договоре не соответствует подписи руководителя в счете-фактуре; расчет за товар производится только наличными денежными средствами. Для подтверждения факта оплаты товаров представлены квитанции к приходным кассовым ордерам, которые выдаются при приемке денежных средств в кассу предприятия и в которых отсутствует расшифровка подписей главного бухгалтера и кассира, предусмотренная унифицированной формой ПКО № КО-1, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 в редакции от 03.05.2000 № 20; в чеках ККМ указан заводской номер машины 00115957 Меркурий-115ф, которая состояла на учете в ИФНС России по г. Архангельску с 19.01.2000 по 01.01.2007 и была зарегистрирована индивидуальным предпринимателем Дровниной И.В. (ИНН 292700603843) и находилась у нее в резерве. Кроме того, в 1 квартале 2004 года предприниматель Дровнина И.В. являлась поставщиком товара и в период с 24.12.2002 по 24.12.2005 имела нотариально заверенную доверенность № 1-2782, дающую право представлять интересы Алиева Г.А. по всем вопросам, связанным с его предпринимательской деятельностью во всех предприятиях, учреждениях, организациях, в судебных учреждениях и пр., а согласно опросу Алиева Г.А. от 21 09.2007 фактически занималась финансовыми и хозяйственными вопросами, то есть состояла во взаимозависимых отношениях с ним; товарно-транспортные накладные по поставке товара составлены от имени частных лиц, с которыми не заключались договора на поставку товара, без указания реквизитов этих лиц. При этом инспекция пришла к выводу, что представленные предпринимателем Алиевым Г.А.о. документы не обеспечивают достоверность и не отражают «реальное» осуществление сделки, поэтому не могут служить доказательством принятия НДС к вычету и направлены налогоплательщиком на получение необоснованной налоговой выгоды с целью возмещения из бюджета НДС. В пункте 1 статьи 171 НК РФ указано, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг). Статьей 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. В силу пункта 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. В определении от 15.02.2005 № 93-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что по смыслу статьи 169 НК РФ соответствие счета-фактуры требованиям, установленным пунктами 5 и 6 этой статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъектов), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного НДС, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету. Таким образом, требование пункта 2 статьи 169 НК РФ, согласно которому налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только полноценный счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по дефектному счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм НДС из бюджета. В пункте 5 статьи 169 НК РФ приведен перечень обязательных для счета-фактуры реквизитов. Согласно пункту 1 статьи 168 НК РФ право предъявить покупателю к оплате НДС в составе стоимости реализованного товара предоставлено только налогоплательщикам, к которым в силу статей 11 и 143 НК РФ относятся организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Статья 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определяет государственную регистрацию юридических лиц как акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. С 01.07.2002 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в силу постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 319 уполномочено осуществлять государственную регистрацию юридических лиц. Пунктом 3 статьи 83, пунктом 7 статьи 84 НК определено, что постановка на учет с присвоением ИНН организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Присвоенный организации ИНН не подлежит изменению и не может быть повторно присвоен другой организации или другому физическому лицу. Несуществующее юридическое лицо или юридическое лицо, не прошедшее государственную регистрацию, не обладает правоспособностью, не может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности (статьи 48 - 49 ГК РФ). В соответствии со статьей 153 ГК РФ сделка с такими лицами рассматривается как недействительная, в силу чего не влечет юридических последствий с момента ее совершения, а все финансово-хозяйственные операции и правоотношения с данным предприятием считаются ничтожной сделкой. В силу подпункта 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ ИНН продавца и покупателя относятся к обязательным реквизитам, которые должны быть отражены в счетах-фактурах. Следовательно, суд первой инстанции правильно отметил, что указание продавцом в счетах-фактурах ИНН, который по данным налогового органа не был присвоен ни одному налогоплательщику, свидетельствует о несоответствии этих документов требованиям пункта 5 статьи 169 НК РФ и влечет для налогоплательщика правовые последствия, предусмотренные пунктом 2 статьи 169 НК РФ. Материалами дела подтверждено, что предпринимателем не выполнены императивные требования, установленные статьями 171, 172 НК РФ, для применения налоговых вычетов, а именно: представленные счета-фактуры (т. 3) ООО «Фрут-Сервис» содержат недостоверную информацию о его ИНН. Во всех предъявленных предпринимателем в материалы документах содержится ИНН 78070002996, который ООО «Фрут-Сервис» не присваивался, не соответствует формированию списков. Данное общество в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствует, на налоговом учете в инспекции не состоит и никогда не состояло, о чем свидетельствуют письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по г. Санкт-Петербургу от 27.02.2008 № 02-06/07727 и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по г. Санкт-Петербургу от 19.06.2007 № 25-08/21909@ (т. 2, л. 1-4). С учетом изложенного ссылки предпринимателя на то, что положениями Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик не обязывается при заключении сделки проверять, включена ли организация-поставщик в ЕГРЮЛ, соответствует ли его ИНН действительному и выполняет ли эта организация свои налоговые обязательства, а также что инспекция не доказала наличие у предпринимателя информации о том, что на момент заключения им сделок ООО «Фрут-Сервис» не включено в ЕГРЮЛ и его ИНН не соответствует действительному, апелляционной инстанцией не принимаются во внимание. Довод о том, что инспекция не приняла иных мер по установлению достоверных сведений о регистрации ООО «Фрут-Сервис» в качестве юридического лица, кроме как по «некорректному ИНН», не соответствует материалам дела. Ссылка предпринимателя на то, что из представленных инспекции счетов-фактур видно, что в них указан юридический адрес ООО «Фрут-Сервис», состоящий из наименования города, улицы, номера дома, противоречит Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2008 по делу n А66-2324/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|