Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 по делу n А13-5049/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 августа 2008 года                  г. Вологда                         Дело № А13-5049/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2008 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Богатыревой В.А.,        Бочкаревой И.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Северторгметалл» Поздняковой Т.А. по доверенности от 03.06.2008, Опалева К.В. по доверенности от 30.07.2008 № 78, Фрыгиной Л.Ю. по доверенности от 30.07.2008 № 77, директора Гридневского В.В., от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области Чертищевой Ю.Ю. по доверенности от 09.01.2008 № 04-03/09, Тимошичева А.В. по доверенности от 03.07.2008 № 04-17/2-09,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Северторгметалл» и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2008 года по делу № А13-5049/2007 (судья Смирнов В.И.),

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Северторгметалл» (далее – общество, ООО «Северторгметалл») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области (далее - инспекция,  межрайонная инспекция ФНС России № 12) о признании недействительными решения от 11.04.2007 № 11-15/178-20/23 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования № 658 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 22.06.2007.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25.03.2008 по делу № А13-5049/2007 решение инспекции и требование признаны недействительными в части начисления налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в сумме 763 841 рубля 47 копеек, налога на прибыль в сумме 1 018 455 рублей 51 копейки, предложения уплатить указанные налоги в соответствующих суммах, а также пени и штрафные санкции в соответствующих суммах. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Общество в отказанной части с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и удовлетворить требования в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что материалами дела доказана правомерность включения затрат по приобретению металлолома в состав расходов в целях обложения налогом на прибыль, включение уплаченных сумм налога в состав налоговых вычетов по НДС, а также нарушение порядка сбора доказательств в ходе выездной налоговой проверки.

Инспекция в удовлетворенной части с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и в удовлетворении требований общества отказать в полном объеме. Считает необоснованным отнесение затрат по приобретению металлолома в состав расходов в целях обложения налогом на прибыль, включение уплаченных сумм налога в состав налоговых вычетов по НДС.

Стороны в отзывах и их представители в судебном заседании с доводами апелляционных жалоб не согласились, считают в соответствующих частях решение суда законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба инспекции подлежит удовлетворению, решение суда – частичной отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Как видно из материалов дела, межрайонной инспекцией ФНС России     № 12 проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2003 по 31.08.2006, по результатам которой составлен акт от 14.03.2007 № 11-15/178-20 ДСП.

Рассмотрев акт выездной налоговой проверки от 14.03.2007 № 11-15/178-20 ДСП, возражения общества, заместитель начальника инспекции принял решение от 11.04.2007 № 11-15/178-20/23 ДСП о привлечении                                 ООО «Северторгметалл» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и предложении уплатить доначисленные налоги и пени.

Для исполнения названного решения инспекцией в адрес общества выставлено требование № 658 по состоянию на 22.06.2007 с предложением уплатить налоги в общей сумме 16 129 621 рубля 25 копеек, пени в общей сумме 4 228 469 рублей 88 копеек, штрафы в общей сумме 3 057 535 рублей.

В пункте 1 оспариваемого решения инспекцией зафиксировано налоговое правонарушение, выразившееся в неправомерном включении обществом в 2004, 2005 годах в вычеты сумм НДС, предъявленных поставщиком – обществом с ограниченной ответственностью «Комплекс» (далее – ООО «Комплекс») в размере 6 912 632 рублей 83 копеек.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Из пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой же статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Следовательно, условиями для получения вычета НДС по товарам (работам, услугам) являются: факт приобретения товаров (работ, услуг), принятие этих товаров (работ, услуг) на учет (оприходование), наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком (подрядчиком) с указанием суммы НДС, оплата приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом НДС.

Проверкой установлено, что между ООО «Северторгметалл» и                     ООО «Комплекс» заключены договоры поставки металлолома от 10.09.2004              № 1009/1247, от 29.09.2004 № 2909/1005, от 12.11.2004 № 1211/1035, от 31.12.2004 № 3112/1601.

Из условий названных договоров следует и обществом подтверждается, что поставки были транзитными, ООО «Северторгметалл» являлось покупателем (плательщиком), грузополучатели металлолома –                                  ОАО «Северсталь», ООО «Океан», ООО «Инком», ООО «Перекат»,                        ЗАО «Металл».

В подтверждение права на налоговые вычеты обществом представлены товарные накладные (по форме № ТОРГ-12), приемо-сдаточные акты, счета-фактуры, документы по оплате.

Также в период проверки обществом представлены переоформленные счета-фактуры и товарные накладные.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон «О бухгалтерском учете») предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц.

При осуществлении операций по реализации лома и отходов черных металлов составляются первичные документы по формам, предусмотренным  Альбомом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 № 132 (далее – Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций), Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 369 (далее – Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения).

Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций предусматривает такой первичный учетный документ, как товарная накладная (форма № ТОРГ-12), которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации, составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

В вводной части товарной накладной (форма № ТОРГ-12) предусмотрено заполнение следующих граф: организация-грузоотправитель (адрес, телефон, факс, банковские реквизиты); грузополучатель (организация, адрес, телефон, факс, банковские реквизиты); поставщик (организация, адрес, телефон, факс, банковские реквизиты); плательщик (организация, адрес, телефон, факс, банковские реквизиты).

В итоговой части товарной накладной (форма № ТОРГ-12) подлежат заполнению такие графы: отпуск груза разрешил (должность, подпись, расшифровка подписи); главный (старший) бухгалтер (подпись, расшифровка подписи); отпуск груза произвел (должность, подпись, расшифровка подписи); груз принял (должность, подпись, расшифровка подписи); груз получил грузополучатель (должность, подпись, расшифровка подписи).

Транзитная форма товародвижения представляет собой форму товародвижения от производителя непосредственно в места потребления или продажи минуя склады посредников (пункт 88 ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»). Реализация товаров по данной схеме осуществляется на основании договоров поставки и регламентируется положениями параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 9 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» первичный документ должен подтверждать факт совершения хозяйственных операций.

Поэтому при транзитных поставках графы в вводной и итоговой части товарной накладной (форма № ТОРГ-12) должны заполняться в соответствии с условиями сделки, следовательно, в графах «организация-грузоотправитель» и «отпуск груза произвел» указываются данные грузоотправителя; в графах «поставщик» и «отпуск груза разрешил», «главный (старший) бухгалтер» – данные поставщика; в графах «грузополучатель» и «груз получил грузополучатель» - данные грузополучателя; графа «груз принял» заполняется представителем транспортной организацией, принявшим груз для доставки автотранспортом, либо доверенным лицом грузополучателя на складе поставщика.

По настоящему делу все товарные накладные оформлены с нарушением требований по заполнению унифицированной формы ТОРГ-12, в частности, в водной части товарных накладных графы заполнены в соответствии с условиями сделки, в свою очередь, в итоговой части не заполнены грузоотправителем графа «отпуск груза произвел»,  грузополучателем – графа  «груз получил грузополучатель».

Таким образом, при отсутствии подписей грузоотправителя и грузополучателя товарные накладные, представленные обществом, не подтверждают факты хозяйственных операций по транзитной поставке металлолома от поставщика ООО «Комплекс».

По поводу оформления приемо-сдаточных актов следует отметить следующее.

В пункте 10 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения указано, что прием лома и отходов черных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно приложению № 1. Приемосдаточный акт составляется в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы черных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием). Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.

Форма приемосдаточного акта содержит следующие подлежащие обязательному заполнению графы: сдатчик лома и отходов (ИНН сдатчика лома и отходов); банковские реквизиты сдатчика лома и отходов (для юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей); данные документа, удостоверяющего личность, место постоянного или преимущественного проживания (для физических лиц); транспорт (марка, номер); основания возникновения права  собственности  у  сдатчика  лома  и отходов на сдаваемые лом и отходы черных металлов; сдачу лома и отходов произвел и акт получил (подпись сдатчика лома и отходов), подпись лица, ответственного за прием лома и отходов, подпись лица,  ответственного  за  проверку  лома  и  отходов  на взрывобезопасность.

Все приемосдаточные акты, представленные обществом, не соответствуют форме, утвержденной названными Правилами.

На каждую поставку обществом составлены односторонние акты, подписанные своим руководителем и главным бухгалтером.

Также представлены оформленные ломополучателем (в частности ОАО «Северсталь») приемо-сдаточные акты, не содержащие подписей сдатчиков лома.

При таких обстоятельствах названные приемо-сдаточные акты не подтверждают факты хозяйственных операций по транзитной поставке металлолома от поставщика ООО «Комплекс».

Кроме того, в соответствии с пунктом 20 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения при транспортировке лома и отходов черных металлов организация-перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 по делу n А66-7427/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также