Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по делу n А05-1790/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/аЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 23 июля 2008 года г. Вологда Дело № А05-1790/2008 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Бочкаревой И.Н., Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю., при участии от заявителя Спиридонова А.М. по доверенности от 10.01.2008 № Д/115, от налогового органа Трифанова Д.Б. по доверенности от 21.07.2008 № 02-14/05684, Кудасовой О.В. по доверенности от 05.02.2008 № 12-29/00838, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 мая 2008 года по делу № А05-1790/2008 (судья Хромцов В.Н.), у с т а н о в и л: общество с ограниченной ответственностью «Нефтяная компания «Северное сияние» (далее – ООО «НК «Северное сияние», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточнив свои требования, о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – инспекция ФНС) от 11.02.2008 № 09-12/01048. Решением Арбитражного суда Архангельской области по делу от 26.05.2008 требования общества удовлетворены. Признано недействительным как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации решение инспекции ФНС от 11.02.2008 № 09-12/01048 в части: начисления налога на прибыль, соответствующих сумм пеней и штрафа по эпизоду исключения из состава расходов затрат в сумме 2 222 478 руб. 60 коп., связанных с возмещением ущерба, причиненного окружающей среде; начисления налога на прибыль, соответствующих сумм пеней и штрафа по эпизоду исключения из состава расходов затрат в сумме 4 734 800 руб., связанных с расконсервацией скважины № 30 и переводом ее из поисково-разведочной в эксплуатационную; начисления налога на имущество, соответствующих сумм пеней и штрафа по эпизоду, связанному с расконсервацией скважины № 30 и переводом ее из поисково-разведочной в эксплуатационную; начисления налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пеней и штрафа по эпизоду, связанному с расходами по оплате труда и единому социальному налогу, отнесенных в бухгалтерском учете на увеличение стоимости строящихся объектов основных средств; начисления налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пеней и штрафа по эпизоду, связанному с передачей обществом ООО БК «Альянс» собственной продукции - сырой нефти в количестве 32 тонн; начисления налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пеней и штрафа по эпизоду, связанному с принятием к вычету сумм НДС со стоимости электроэнергии и коммунальных услуг, потребленных в арендуемом помещении в 2005 году в сумме 109 369 руб. Суд обязал инспекцию ФНС устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «НК «Северное сияние». Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. взысканы с инспекции ФНС в пользу заявителя. Инспекция ФНС с судебным решением не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неправильное применение норм материального права. Считает, что в силу положений пунктов 2 и 4 статьи 270 НК РФ сумма компенсации вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, не должна увеличивать внереализационные расходы общества в целях налогообложения прибыли. По мнению налогового органа, проведение работ по переводу скважин для использования по другому назначению относятся к работам по модернизации, а расходы по их проведению увеличивают первоначальную стоимость скважины. Полагает, что обществом в нарушение пункта 1 статьи 146, пункта 1 статьи 153, пункта 2 статьи 159, пункта 10 статьи 167 НК РФ не исчислен НДС на сумму фактических расходов по оплате труда и начислению единого социального налога, отнесенных в бухгалтерском учете общества на увеличение стоимости строящихся объектов основных средств; ссылается на правомерное начисление НДС на стоимость нефти, израсходованной при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления; необоснованное применение налоговых вычетов по НДС со стоимости электроэнергии и коммунальных услуг на основании счетов-фактур, выставленных обществом с ограниченной ответственностью «Смоленский пассаж» (далее – ООО «Смоленский пассаж»). ООО «НК «Северное сияние» в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании просят решение суда в оспариваемой налоговым органом части оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу инспекции ФНС – без удовлетворения. В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы. Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба инспекции подлежит частичному удовлетворению, решение суда – частичной отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Как видно из материалов дела, инспекцией ФНС проведена выездная налоговая проверка ООО «НК «Северное сияние» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и валютного законодательства, в том числе налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (далее – НДС), налога на имущество за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, по результатам которой составлен акт от 28.12.2007 № 09-12/194. Заместитель руководителя налогового органа, рассмотрев указанный акт и возражения по нему, представленные обществом, вынес решение от 11.02.2008 № 09-12/01048, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль, НДС и налога на имущество организаций и по статье 123 НК РФ за неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в виде взыскания штрафов на общую сумму 422 397 руб. Обществу предложено уплатить недоимку по налогам в сумме 3 250 054 руб., пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 449 741 руб. ООО «НК «Северное сияние» не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным. В пункте 1.2 решения инспекцией отражено, что общество в нарушение пункта 4 статьи 270 НК РФ необоснованно включило в 2005 году в состав внереализационных расходов, принимаемых для целей налогообложения налогом на прибыль, 2 222 478 руб. 60 коп. в возмещение ущерба окружающей среде по решению Арбитражного суда Архангельской области от 22.12.2004 по № А05-572/04-16. Налоговый орган со ссылкой на статьи 247, 252 НК РФ и пункты 2 и 4 статьи 270 НК РФ, указывает на то, что сумма компенсации вреда окружающей природной среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, является платежами за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и, следовательно, сумма 2 222 478 руб. 60 коп. не должна увеличивать внереализационные расходы общества в целях налогообложения прибыли. В апелляционной жалобе инспекция приводит те же доводы. В обоснование своей позиции общество указывает на то, что им правомерно отнесены расходы по компенсации ущерба, причиненного окружающей среде, к внереализационным расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, поскольку основанием для взыскания Управлением Росприроднадзора по Ненецкому автономному округу в судебном порядке ущерба, причиненного природной среде, явилось привлечение общества к имущественной ответственности по статьям 77 и 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ). По мнению налогоплательщика, положения пунктов 2 и 4 статьи 270 НК РФ в данном случае неприменимы, так как указанные расходы являются возмещением причиненного окружающей среде ущерба, а не платежами за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Суд первой инстанции, признавая требования общества по данному эпизоду обоснованными, правомерно исходил из следующего. Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с указанной главой. В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными расходами - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 НК РФ). В соответствии со статьей 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются следующие расходы: в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций (пункт 2); в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (пункт 4). Плата за негативное воздействие на окружающую среду, в которую включены платежи за сверхнормативные выбросы в нее загрязняющих веществ, установлена Законом № 7-ФЗ. В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее – Порядок) указано, что Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников и сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты. Пунктом 3 статьи 23 Закона № 7-ФЗ установлены лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов представляют собой фактические выбросы (сбросы) этих веществ, согласованные с органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды на период выполнения утвержденного этим органом плана по достижению нормативов допустимых выбросов (сбросов), и могут называться временно согласованными выбросами и сбросами. Закон № 7-ФЗ предусматривает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. В силу пункта 1 статьи 77 названного Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности (пункт 2 статьи 77 Закона). Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона). Согласно статье 78 Закона № 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет. Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по делу n А13-1028/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|