Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 по делу n А42-1578/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 24 января 2013 года Дело №А42-1578/2012 В судебном заседании 16.01.2013 объявлялся перерыв до 15-30 час. 23.01.2013. Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2013 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шульги Л.А. судей Есиповой О.И., Фокина Е.А. при ведении протокола судебного заседания: Черняк Е.В. при участии: от заявителя: не явился, извещен от ответчиков: не явился, извещен рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23491/2012) Отделения надзорной деятельности Ковдорского района УНД ГУ МЧС по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.10.2012 по делу № А42-1578/2012 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое по заявлению ООО "Ковдорслюда" к 1) Главному государственному инспектору Ковдорского района по пожарному надзору - начальнику Отделения надзорной деятельности Ковдорского района УНД ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области 2) Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области о признании частично недействительным предписания
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Ковдорслюда»: 184140, Мурманская обл. г. Ковдор, ул. Коновалова, д.7, ОГРН 1055100100648 (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания, вынесенного начальником Отделения надзорной деятельности Ковдорского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Мурманской области: 184140, г. Ковдор Мурманской обл., ул. Горняков, д.15 (далее – ОНД Ковдорского района) от 09.12.2011 № 39/1/36-84 в части устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности, предусмотренных пунктами 1-5, 7-9, 12, 15, 17, 19-21, 23, 24, 26-28, 30, 31, 35, 37, 41, 42, 47, 48, 53-56, 61-69, 71-73, 76-79, 83. Определением суда от 13.07.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области: 183053, г.Мурманск, ул.Шабалина, д.8; ОГРН 1045100194567; далее – Главное управление). Решением от 08.10.2012 суд частично удовлетворил заявление Общества и признал недействительным оспариваемое предписание в части пунктов 5, 7, 15, 19, 20, 23, 24, 27, 28, 53, 64, 66. В удовлетворении остальной части заявления суд отказал. ОНД Ковдорского района заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.10.2012 по делу № А42-1578/2012 о признании пунктов 5, 7, 15, 19, 20, 23, 24, 27, 28, 53, 64, 66 предписания от 09.12.2011 № 39/1/36-84 недействительными и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления Общества. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что у ОНД Ковдорского района отсутствовали основания для вменения Обществу нарушение положений СНиП 21-01-97*, поскольку последний не входит в Перечень нормативных документов по пожарной безопасности. ОНД считает оспариваемое предписание законным и обоснованным. В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Ковдорслюда» просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области и удовлетворить заявление Общества, а апелляционную жалобу ОНД Ковдорского района оставить без удовлетворения. По мнению Общества, поскольку оно является арендатором зданий, все выявленные нарушения и отраженные в оспариваемом предписании должен устранять собственник этих зданий ОАО «Ковдорслюда». ООО «Ковдорслюда», Отделение надзорной деятельности Ковдорского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Мурманской области и Главное управление МЧС России по Мурманской области надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не направили своих представителей в судебное заседание, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы. В судебном заседании 16.01.2013 объявлялся перерыв до 15-30 час. 23.01.2013. Судебное заседание продолжено 23.01.2013 в том же судебном составе. Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, должностным лицом на основании информации, поступившей из Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области в период с 24.11.2011 по 30.11.2011 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в принадлежащих Обществу на праве аренды административном здании (здании управления), расположенном по адресу: Мурманская обл., г.Ковдор, ул.Коновалова, д.7, автотранспортном цехе, диспетчерском пункте, мастерской энергетиков, ремонтных боксах, блоке ремонтных цехов, химической лаборатории, административно-бытовом корпусе, ремонтно-строительном управлении, находящихся на промышленной площадке открытого акционерного общества «Ковдорслюда» – арендодателя перечисленных объектов. Проверкой установлены нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в несоблюдении требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ); Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям России от 18.06.2003 № 313 (далее – ППБ 01-03); Норм пожарной безопасности 110-03 «Перечень зданий, помещений и сооружений, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утверждённых Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям России от 18.06.2003 № 315 (далее – НПБ 110-03); Норм пожарной безопасности НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», утверждённых Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям России от 20.06.2003 № 323 (далее – НПБ 104-03); Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7 (далее – СНиП 21-01-97*); Строительных норм и правил СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», принятых Постановлением Минстроя России от 02.08.1995 № 18-78 (далее – СНиП 23-05-95); Строительных норм и правил СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», принятых Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78 (далее – СНиП 2.08.02-89); Строительных норм и правил СНиП 21-02-99* «Стоянки автомобилей», принятых Постановлением Госстроя России от 19.11.1999 № 64 (далее – СНиП 21-02-99); Строительных норм и правил СНиП 31-04-2001 «Складские здания», принятых Постановлением Госстроя от 19.03.2001 № 21 (далее – СНиП 31-04-2001); Правил устройства электроустановок, а именно (в оспариваемой части предписания): – отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и автоматическая система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (пункты 1, 2, 31, 35, 37, 42, 47, 48, 56, 67, 71, 79); – отсутствуют сертификаты соответствия требованиям пожарной безопасности на напольное покрытие (линолеум) (пункт 3); – стены окрашены масляной краской, стены и потолок выполнены из сгораемого материала (пункты 5, 15, 20, 27, 66); – на дверях эвакуации отсутствуют самодоводчики, армированные стёкла заменены на обычные; – на окнах установлены глухие металлические решётки; – деревянные стеллажи и конструкции эксплуатируются без огнезащитной обработки; – установлены перегородки, выполненные из сгораемых материалов, и помещения (кабинеты) без естественного освещения и дымоудаления; – двери эвакуационных выходов открываются не по ходу эвакуации; – межстенные технологические отверстия не заделаны строительным раствором и другим негорючим материалом; – установлены двери и стенка с несоответствующими пределами огнестойкости; – отсутствуют акты на водоотдачу и водонапор наружных и внутренних противопожарных водопроводов и пожарных гидрантов; – аппараты для отключения электроснабжения находятся в помещениях; – складское помещение не отделено противопожарной перегородкой от других помещений; – не соблюдается установленный противопожарный разрыв между зданиями и сооружениями. Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности отражены в акте проверки от 30.11.2011 № 39-(ПБ). 09.12.2011 в отношении Общества вынесено предписание № 39/1/36-84 по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.06.2012. Не согласившись с предписанием ОНД Ковдорского района в приведённой части, и не оспаривая фактов выявленных нарушений в области пожарной безопасности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, полагая, что на него необоснованно возложена обязанность по устранению вышеперечисленных нарушений. Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленное требование. Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; под противопожарным режимом – требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (часть 1 статьи 38 Закона № 69-ФЗ). В соответствии с договорами аренды зданий и сооружений от 01.09.2010 № АКС/17-10, зданий горного цеха и автотранспортного цеха от 13.09.2010 № АКС/18-10, нежилых помещений от 13.09.2010 № АКС/20-10 проверенные здания и помещения находятся в аренде у Общества (л.д.26-51). Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, Общество в силу закона обязано соблюдать предъявляемые к арендуемым им зданиям и помещениям требования пожарной безопасности как пользователь таких зданий и помещений, а доводы заявителя о наличии данной обязанности у собственника спорных объектов защиты (зданий, помещений) являются ошибочными, поскольку закрепленные правовыми нормами обязанности не могут изменяться либо иным образом корректироваться условиями договора или иным соглашением сторон. Доводы Общества о том, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности относятся к капитальным затратам и обязанность по их устранению лежит на арендодателе, правильно отклонены судом первой инстанции. Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. В силу пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. Суд обоснованно указал, что выявленные проверкой нарушения в эксплуатации арендуемых зданий и помещений не отвечают приведённым понятиям капитального строительства или капитального ремонта, поскольку устранение таких недостатков не повлечёт конструктивных изменений как отдельных помещений и его элементов, так и зданий в целом, следовательно, Общество является надлежащим субъектом спорных правоотношений и обязано соблюдать требования пожарной безопасности в отношении арендуемого им имущества. Требования пожарной безопасности в период проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания были установлены, в частности, в ППБ 01-03. Названные Правила с 22.07.2012 утратили силу в связи с введением в действие Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила № 390). ППБ 01-03 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1). При этом пункт 3 ППБ 01-03 обязывал также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утверждёнными в установленном Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 по делу n А26-4806/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Сентябрь
|