Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2013 по делу n А56-48602/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 января 2013 года

Дело №А56-48602/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     09 января 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  14 января 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисовой Г.В.

судей  Фокиной Е.А., Шульга Л.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Черняк Е.В.

при участии: 

от заявителя: Федоровой А.С. по доверенности от 17.10.2012;

от заинтересованного лица: не явились-извещены ( протокольное уведомление);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-21552/2012) Управления  государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности  по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта  на  решение  Арбитражного  суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 03.10.2012  по делу  № А56-48602/2012 (судья   Королева Т.В.) , принятое

по заявлению ОАО «Российские железные дороги»

к Управлению  государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности  по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о  признании  недействительным  постановления 

установил:

   ОАО «Российские железные дороги» (107174, Москва, ул.Новая Басманная, д.2, далее- ОАО «РЖД», общество)  обратилось в  Арбитражный  суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области  с заявлением о признании  недействительным  постановления  Управления  государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности  по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта  (190068, Санкт-Петербург, пр.Римского-Корсакова,  д.39, далее- Управление Ространснадзора, административный орган) от 03.08.2012  по делу об административном правонарушении №07-53-07/296 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса об административных правонарушениях. 

Решением суда  первой  инстанции  заявленные требования ОАО «РЖД»  удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с отсутствием  состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса об административных правонарушениях.

Не  согласившись  с  решением  суда  первой  инстанции, Управление Ространснадзора    направило  апелляционную  жалобу,  в  которой  просило  отменить  решение  суда,  принять  новый  судебный  акт  об  отказе  в  удовлетворении  заявленного  требования по тем основаниям, что общество не привлекалось к административной ответственности за отсутствие категорирования объектов транспортной инфраструктуры, непроведения  оценки уязвимости и разработки плана обеспечения транспортной безопасности, о чем ошибочно указал суд первой инстанции в своем решении. Обществу  вменено невыполнение требований по разработке, принятию и исполнению внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности,  в том числе, непроведение проверки начальника станции Суда Октябрьской ж\д Абаничевой Л.В., ответственной за транспортную безопасность,  для выявления сведений поименованных в  части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Представитель  административного органа в судебное заседание не явился, Управление Ространснадзора , надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.

Представитель общества  в  судебном  заседании  не  согласился  с  доводами  апелляционной  жалобы,  просил  решение  суда  первой  инстанции  оставить  без  изменения,  апелляционную  жалобу    без  удовлетворения, свои доводы изложил в отзыве.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Выслушав  представителя общества,  исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции  находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Как  видно  из  материалов  дела,  в период с 16.07.2012 по 24.07.2012 должностными лицами Управления  Ространснадзора на  основании  распоряжения   от 20.06.2012 №492-р  проведена  плановая выездная проверка  в  отношении  ОАО «РЖД»  по  вопросу  соблюдения  законодательства   в области обеспечения транспортной безопасности при оказании услуг железнодорожным транспортом на принадлежащем обществу объекте- ж/д станция Суда, расположенном по адресу: поселок Суда, Череповецкий район, Вологодская область.                                   

 В ходе проверки  органом контроля  выявлено нарушение обществом  пунктов 1 и 2 статьи 9 , части 1 статьи 10 Федерального закона  от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее- Закон  №16-ФЗ); пункта 2 «Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», утвержденного Приказом Минтранса России от 11.02.2010 № 34 (далее-Порядок разработки планов); пунктов 5.6.4;  5.6.6; 5.6.8; 5.10; 5.12;  5.25.1; 5.25.2; 5.25.3; 5.25.4 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта», утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43 (далее-Требования  по обеспечению транспортной безопасности) о чем составлен акт проверки от 24.07.2012 №07-46-07/398.

Зафиксированные Управлением  Ространснадзора в  акте  проверки  от  24.07.2012 №07-46-07/398  нарушения, послужили основанием для составления  государственным  транспортным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора  протокола  об административном правонарушении №07-45-07/268 от 30.07.2012.

     Постановлением заместителя начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 03.08.2012 №07-53-07/296 ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по  части 1 статьи 11.15.1 Кодекса об административных правонарушениях  в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Указанным постановлением общество привлечено к административной ответственности за невыполнение требований по разработке, принятию и исполнению внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, а именно,

1) не разработана и не принята номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности (нарушение  пункта 5.6.4 Требований по обеспечению транспортной безопасности);

2) не разработано и не принято положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) (нарушение  пункта 5.6.6 Требований по обеспечению транспортной безопасности);

3)  не разработан и не принят порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическим  лицами, осуществляемых для выявления подготовки или совершения актов незаконного вмешательства (АНВ) в отношении объектов транспортной инфраструктуры  (нарушение пункта 5.6.8 Требований  по обеспечению транспортной безопасности);

4)  не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности,  с  целью выявления оснований, предусмотренных  частью 1 статьи 10 Закона  №16-ФЗ, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу (нарушение пункта 5.10 Требований  по обеспечению транспортной безопасности);

            5) не осуществлена специальная  профессиональная подготовка  сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации (нарушение пункта 5.12 Требований  по обеспечению транспортной безопасности);

6)   не установлена конфигурация и границы территории ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос(провоз) материальных объектов не ограничивается (нарушение пункта 5.25.1 Требований  по обеспечению транспортной безопасности);  

            7) не установлена конфигурация и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты(посты), а также критических элементов ОТИ (нарушение пункта 5.25.2 Требований  по обеспечению транспортной безопасности);  

8) не установлена конфигурация и границы  участков зоны транспортной безопасности ОТИ, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам, установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (нарушение пункта 5.25.3 Требований  по обеспечению транспортной безопасности);  

9) не установлена конфигурация и границы  участков зоны транспортной безопасности ОТИ, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и  материальных объектов  по пропускам, установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (нарушение пункта 5.25.4 Требований  по обеспечению транспортной безопасности).

Не согласившись с  оспариваемым постановлением, общество обратилось с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием  в действиях  состава вменяемого ему правонарушения, поскольку  общество не может нести ответственность за действия, находящиеся в компетенции соответствующих  органов власти.

Суд  первой  инстанции,  удовлетворяя заявление общества  и признавая оспариваемое постановление незаконным, пришел к ошибочному выводу, что  устранение  всех  вышеперечисленных нарушений  возможно только при наличии у общества планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС, которые разрабатываются на основании результатов оценки уязвимости ОТИ и ТС и категорирования объектов ОТИ И ТС, отнесенных к ведению Федерального агентства железнодорожного транспорта. 

 В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона  от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

     Согласно части 2 статьи 4 вышеназванного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

     Приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43 утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта», которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В силу пункта 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, они  являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах морского и речного транспорта, используемых в целях торгового мореплавания или судоходства.

В соответствии со статьей 5 Закона N 16-ФЗ порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями Федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 N 87. В соответствии с указанным Порядком результаты проведенной оценки уязвимости направляются в компетентный орган для рассмотрения и принятия решения об утверждении либо об отказе в утверждении.

На основании Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим категорирование  ОТИ и ТС, в установленной сфере деятельности (пункт 5.3.14), ведения реестра объектов ОТИ и ТС, включая категорированные ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности (пункт 5.3.15).

Таким образом, проведение оценки уязвимости и принятие решения об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости не являются компетенцией субъекта транспортной инфраструктуры, в данном случае- ОАО «РЖД».

В соответствии со статьей 9 Закона N 16-ФЗ  на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В пункте 3 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34, также указано, что план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости.

Из указанных норм следует, что отсутствие утвержденных результатов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2013 по делу n А56-38069/2012. Отменить определение первой инстанции (ст.272 АПК)  »
Читайте также