Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012 по делу n А56-38561/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 декабря 2012 года

Дело №А56-38561/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     20 декабря 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  27 декабря 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  А.Б. Семеновой

судей  Л.В. Зотеевой, И.Г. Савицкой

при ведении протокола судебного заседания:  Е.С. Федосеевой

при участии: 

от истца (заявителя): представителя М.А. Кораблевой (доверенность от 28.06.2012 №28/06-12)

от ответчиков 1, 2: представителя О.В. Одноконной (доверенность от 30.12.2011 №1/5-6809)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-21831/2012) УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2012 по делу № А56-38561/2012 (судья Л.Ю. Буткевич), принятое

по иску (заявлению) ООО "Жилкомсервис №3 Московского района"

к  1 - Отделу УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Московском районе

       2 - УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

о     признании незаконным и отмене постановления от 22.05.2012 (протокол №3100495 от 10.04.2012)

 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис №3 Московского района"  (место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, Новоизмайловский пр., д.85, корп.2, ОГРН 1089847280490) (далее - заявитель, Общество) обратилось  в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о  признании незаконным и отмене Постановления  Отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Московском районе (место нахождения: 196135, Санкт-Петербург, ул.Типанова, д.3) (далее – административный орган, Отдел)   от 22.05.2012 (протокол  № 3100495 от 10.04.2012) о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Судом первой инстанции в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица  привлечено УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (место нахождения: 191028, Санкт-Петербург, ул.Кирочная, д.4) (далее – Управление).

Решением от 04.10.2012 суд удовлетворил заявленное Обществом требование, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Отдела, придя к выводу об отсутствии бесспорных доказательств совершения Обществом инкриминируемого правонарушения и наличии существенных процессуальных нарушений, допущенных  административным органом при производстве по делу.

В апелляционной жалобе Управление просит отменить принятое по делу решение и вынести новый судебный акт. По мнению подателя жалобы в материалах дела имеется достаточно доказательств совершения Обществом правонарушения, выразившегося в привлечении к трудовой деятельности   иностранного гражданина без разрешения на работу. Также отсутствуют процессуальные нарушения по делу, поскольку представитель Общества, действовавшая на основании «общей» доверенности,  правомерно не была допущена к участию при производстве по делу, поскольку ее личность  была подтверждена заграничным паспортом, не являющимся документом, удостоверяющим личность гражданина на территории Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Управления, одновременно представляющий интересы Отдела, доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Общества  возражал против удовлетворения жалобы.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что 14.03.2012 сотрудниками отделения иммиграционного контроля Отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Московском районе г. Санкт-Петербурга в ходе проверки соблюдения режима пребывания  в РФ  по адресу: г. Санкт-Петербург, Варшавская ул., д.94,  выявлен гражданин  Узбекистана Рахимов Илхомжон Акбарович, 01.10.1975 г.р., который по указанному адресу производил работы по заделыванию дыр в асфальте, смешивал цементный раствор с песком, в рабочей одежде с надписью на спине «ОАО  «Жилкомсервис №3 Московского района». Административный орган пришел к выводу о том, что данный иностранный гражданин осуществлял в Обществе  трудовую деятельность в качестве дворника, не имея разрешения на работу, в нарушение пункта 4 статьи 13 и пункта 9 статьи 13.1 Федерального Закона РФ от 25.07.2002  № 115-ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон №115-ФЗ).

20.03.2012 Начальником отделения иммиграционного контроля Отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Московском районе г. Санкт-Петербурга вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №3120032012-1/юр. в отношении ООО  «Жилкомсервис №3 Московского района» (т.1 л.д.65).

Посчитав, что Общество привлекло к трудовой деятельности гр. Узбекистана Рахимова Илхомжон Акбаровича, не имеющего разрешения на работу, должностным лицом Отдела 10.04.2012 в отношении Общества составлен  протокол АП-Юр №310495 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ (т.1 л.д.50-51).

22.05.2012 должностным лицом Отдела вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности в соответствии с данной квалификацией с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. (т.1 л.д.28-37).

Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Выслушав стороны, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Отдела.

Частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.

Согласно пункту 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Пунктом 9 статьи 13.1 данного Закона предусмотрено, что работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что из оспариваемого постановления следует, что выводы административного органа о том, что Общество допустило иностранного гражданина Узбекистана Рахимова Илхомжон Акбаровича к работе в качестве дворника, сделаны на основании объяснений самого иностранного гражданина, факта выполнения им работы по заделыванию дыр в асфальте - смешивания цементного раствора с песком  в рабочей одежде с надписью на спине: ОАО  «Жилкомсервис №3 Московского района»).

Оценив добытые в входе административного расследования доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ,  суд первой инстанции правомерно счел недоказанным факт совершения Обществом инкриминируемого правонарушения.           В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Апелляционный суд  считает, что  административным органом не представлено  надлежащих доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что именно ООО  «Жилкомсервис №3 Московского района» допустило гражданина Узбекистана Рахимова Илхомжон Акбаровича к трудовой деятельности.

Из представленных в материалы дела документов следует,  что сотрудников с фамилиями Рахимова И.А. в штате организации нет, что подтверждается отсутствием записей о таких работниках в «Книге учета трудовых книжек и вкладышей к ним», в «Журнале регистрации ознакомления с Правилами внутреннего трудового распорядка, Регистрации ознакомления с положением об оплате труда», в «Журнале вводных инструктажей по технике безопасности» и в расчетных ведомостях, и тем, что этим гражданам Общество зарплатные карты в ОАО «Банк «Санкт-Петербург» не оформляло.

Факт осуществления трудовой деятельности гражданином  Узбекистана Рахимовым Илхомжон Акбаровичем в спецодежде с логотипом ОАО «Жилкомсервис Московского района» не может однозначно свидетельствовать о привлечении заявителем к трудовой деятельности данного иностранного гражданина.

Из представленной в материалы дела фотографии следует, что на спецодежде иностранного гражданина усматривается логотип ОАО«Жилкомсервис Московского района» (т.1 л.д.178), тогда как  наименование привлеченного к административной ответственности Общества  ООО«Жилкомсервис № 3 Московского района».

Согласно представленному в материалы дела распоряжению КУГИ от 05.02.2008 №97-рз ОАО «Жилкомсервис №3 Московского района» преобразовано  в ООО «Жилкомсервис №3 Московского района» в 2008 году (т.1 л.д.6-8).

Также суд первой инстанции принял во внимание то обстоятельство, что  в оспариваемом постановлении Отдела указано, что Рахимов Илхомжон Акбарович осуществляет трудовую деятельность в Обществе в качестве дворника (заливая дыры в асфальте), в  то время как  в материалах дела имеется «Положение  о рабочих (дворниках) занятых на работах  по санитарному содержанию  домовладений», утвержденное Обществом 31.12.2009, в котором отсутствует такая  обязанность  как ремонт асфальта (т.1 л.д.114-115).

Статьей 1.5 КоАП РФ установлен принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Суд первой инстанции правомерно указал на то, что административный орган не представил допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих факт привлечения ООО «Жилкомсервис № 3 Московского района» иностранного гражданина к трудовой деятельности, что свидетельствует  о недоказанности  события вменяемого административного правонарушения в действиях Общества, и в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Ссылка Управления в апелляционной жалобе на постановление о назначении административного наказания  от 15.03.2012 к протоколу от 14.03.2012 №3100307, которым Рахимов И.А. привлечен к административной ответственности по статье 18.10 КоАП РФ, по мнению апелляционного суда,  подлежит отклонению, поскольку согласно объяснения данного иностранного гражданина от 15.03.2012, положенным в основу данного  постановления, он нуждался в услугах переводчика  (т.1 л.д.69-70). Из протокола от 14.03.2012 и постановления от 15.03.2012 не следует, что переводчик ему был предоставлен, постановление вынесено в отсутствие Рахимова И.А. (т.1 л.д.76-78). Таким образом, данные материалы не могут служить достаточным и бесспорным доказательством совершения Обществом инкриминируемого правонарушения.

Также апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что административным органом допущены существенные процессуальные нарушения в ходе привлечения Общества к административной ответственности.

Представитель Общества Кораблева М.А., действовавшая на основании общей доверенности б/н от 13.01.12 (т.1 л.д.90), необоснованно не была допущен к участию при составлении Отделом протокола об административном правонарушении 10.04.2012, в то время как место и время его рассмотрения были известны заявителю.

В данном случае то обстоятельство, что заявитель знал о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, им не оспаривается.

Вместе с тем, согласно  пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012 по делу n А56-34485/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также