Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2012 по делу n А56-28132/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 ноября 2012 года

Дело №А56-28132/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     14 ноября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  19 ноября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Абакумовой И.Д.

судей  Лопато И.Б., Савицкой  И.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Федосеевой Е.С.   

при участии: 

от заявителя: Кожевников С.В. – доверенность от 21.06.2012, Васильев А.В. – доверенность от 25.11.2010, Драгун С.Ф. – доверенность от 25.06.2012, Гордеев Э.В. – доверенность от 05.12.2011

от ответчика:  Трифонова А.В. – доверенность от 14.11.2012, Коннов Г.Н. – доверенность от 07.12.2011

от 3-го лица:  Абрамов Н.Ф. – доверенность от 04.06.2012, Афанасов Д.А. – доверенность от 04.06.2012,  Курочка О.И. – доверенность от 03.02.2012,  Яцковский В.В. – доверенность от 21.05.2012

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-18093/2012)  ОАО «Российские железные дороги»   на решение   Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2012  по делу № А56-28132/2012 (судьяГалкина Т.В.), принятое

по заявлению ОАО "Российские железные дороги",

к Управлению  Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области

3-е лицо: ООО «Петротранс-Приморск»,

о признании незаконным решения и предписания

 

установил:

            Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» ОГРН 1037739877295, юридический адрес: 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2 (далее – ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области ОГРН 1089847323026, юридический адрес: 191124,  Санкт-Петербург, улица Смольного, дом  3 (далее УФАС,  антимонопольный орган) от 28.04.2012 года № Р/05/130  и предписания от 28.04.2012 года № П/05/1134-63.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Петротранс-Приморск» ОГРН 1024701420248, юридический адрес: 188910, Ленинградская область, Выборгский район, город Приморск, спецморнефтепорт, здание ООО «Транс-Флот» (далее – ООО «Петротранс-Приморск»).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ОАО «РЖД», ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции сделал неправильный вывод, что включение в технические условия на примыкание путей необщего пользования к путям ОАО «РЖД» работ по развитию инфраструктуры путей общего пользования технологически  и экономически необоснованны, противоречат действующему законодательству и является навязыванием невыгодных условий договора. Действия ОАО «РЖД» не  нарушают права ООО «Петротранс-Приморск».

В отзывах на апелляционную жалобу УФАС и ООО «Петротранс-Приморск» просили оставить в силе решение суда как законное и обоснованное.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представители антимонопольного органа и третьего лица просили в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела,  в УФАС поступила жалоба от ООО «Петротранс-Приморск» на злоупотребление ОАО «РЖД» доминирующим положением.

 В жалобе ООО «Петротранс-Приморск» указало, что действия ОАО «РЖД»  ущемляют его интересы, что выражается в навязывании экономически невыгодных и прямо не предусмотренных нормативными актами, федеральными законами Российской Федерации технических условий на примыкание пути необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования. Действия ОАО «РЖД», по мнению ООО «Петротранс-Приморск», препятствуют использованию им инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, препятствуют осуществлению ООО «Петротранс-Приморск» деятельности по строительству терминала по перегрузке нефти и нефтепродуктов и объектов инженерной инфраструктуры в районе порта Приморск и создают препятствие доступу на рынок оказания услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов.

На основании указанной жалобы антимонопольный орган возбудил дело №26-05-4621-А/12 по признакам нарушения ОАО «РЖД» пунктов 3, 9  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и создал комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия УФАС).

По результатам рассмотрения дела № 26-05-4621-А/12 Комиссия УФАС  вынесла решение от 28.04.2012 года № Р/05/130, которым  признала ОАО «РЖД» нарушившим пункты 3, 9  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции». Нарушение выразилось в навязывании ООО «Петротранс-Приморск» невыгодных технических условий на примыкание путей необщего пользования и непредусмотренных действующим законодательством обязательств по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также в препятствовании использования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и в препятствовании в  доступе на рынок оказания услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов.

УФАС также  решила передать материалы дела  уполномоченному органу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ.

 Комиссия УФАС выдала ОАО «РЖД» предписание от 28.04.2012 года №П/05/1134-63 об устранении нарушения. Не согласившись с вынесенными антимонопольным органом актами, ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции сделал вывод о правомерности вынесенного УФАС решения и предписания.

Суд апелляционной инстанции считает решение суда недостаточно обоснованным.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции нормативный запрет распространяется, в частности, на навязывание контрагенту необоснованных условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (пункт 3); создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (пункт 9).

В данном случае нарушением указанных норм, по мнению антимонопольного органа, явилось включение в технические условия от 29.07.2010  на примыкание путей необщего пользования ООО «Петротранс-Приморск» мероприятий по развитию инфраструктуры ОАО «РЖД» общего пользования (станции Ермилово, других железнодорожных путей, не относящихся  к точке примыкания), что препятствует доступу ООО «Петротранс-Приморск» на рынок железнодорожных перевозок.

Вместе с тем, как видно из материалов дела, ОАО «РЖД» 21.04.2006 выдало ООО «Петротранс-Приморск» технические условия  на обеспечение доставки нефтеналивных грузов в объеме 3,3 млн.тонн в Специализированный морской нефтеналивной порт «Приморск» (далее – технические условия 2006 года). Данные технические условия содержали, в том числе предложения по длине поездного маршрута в 71 условный вагон, работы по развитию и инфраструктуры на подходах к морскому порту (на станциях Верхне-Черкассово и Ермилово).

По заданию ООО «Петротранс-Приморск» был разработан технический проект «Строительство терминала по перегрузке нефти и нефтепродуктов и объектов инженерной инфраструктуры в специализированном морском нефтеналивном порту «Приморск», станция примыкания Ермилово Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее – технический проект), который согласован  Октябрьской железной дороги – филиалом ОАО «РЖД» 17.02.2010 и старшим вице-президентом ОАО «РЖД» 18.12.2009.

ООО «Петротранс-Приморск» 17.03.2010 обратилось в Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта по вопросу выдачи разрешения на примыкание к существующему пути общего пользования на станции Ермилово.

На основании технических условий 2006 года  и технического проекта,  Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта подготовило заключение от 17.06.2010 о соответствии в месте примыкания нового железнодорожного пути необщего пользования ООО «Петротранс-Приморск» к существующему железнодорожному пути общего пользования на станции Ермилово Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» требованиям нормативных правовых актов, стандартов, технических норм и правил, предъявляемых к строительству и модернизации железнодорожных путей необщего пользования (том 4).

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) издало приказ от 17.06.2010 №238, в котором разрешило примыкание железнодорожного пути необщего пользования ООО «Петротранс-Приморск» к существующему железнодорожному пути общего пользования №2 на железнодорожной станции Ермилово Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (том 4).

Как следует из письма Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта от 16.02.2012 (том 4) положительное заключение от 17.06.2010 №238 является согласованием на строительство железнодорожного пути необщего пользования ООО «Петротранс-Приморск».

Таким образом, ООО «Петротранс-Приморск» не оспаривало технические условия 2006 года с обременениями по развитию инфраструктуры на подходах к морскому порту и путей общего пользования, в том числе развитие станции Ермилово. Эти технические условия были направлены ООО «Петротранс-Приморск» в адрес Росжелдора для получения разрешения на примыкание путей необщего пользования к станции Ермилово, и эти технические условия стали основанием для выдачи такого разрешения.

Из указанных фактических обстоятельств следует, что препятствий к осуществлению ООО «Петротранс-Приморск» строительства нефтеналивного терминала и железнодорожных путей необщего пользования в целях осуществления железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов через станцию Ермилово в объеме 3,3 млн.тонн на момент выдачи разрешения Росжелдором со стороны ОАО «РЖД» не имелось.

Более того, указанное свидетельствует о достижении соглашения между ООО «Петротранс-Приморск» и ОАО «РЖД» по вопросу инвестирования в инфраструктуру железнодорожных путей общего пользования.

Согласие на развитие путей общего пользования выражено и в письме от 16.09.2009 №86 (л.д.79, том 3), в котором ООО «Петротранс-Приморск» подтвердило намерение инвестировать в развитие инфраструктуры ОАО «РЖД» в соответствии с разработанной проектной документацией по строительству нефтеналивного терминала.

Вместе с тем распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 №1331-р был утвержден инвестиционный проект «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург – Хельсинки, составной частью которого  стал инвестиционный проект по строительству новой линии Лосево – Каменногорск с целью переноса грузового движения к портам Финского залива на направление Ручьи – Петяярви – Каменногорск – Выборг.

В связи с принятием решения о выносе грузового движения, ОАО «РЖД» выдало ООО «Петротранс-Приморск» новые технические условия от 29.07.2010 на транспортировку  грузов по существующему участку пути общего пользования  Каменногорск – Выборг – Пихтовая (парк Попово) - Ермилово, в которых предусмотрено  выполнение  ООО «Петротранс-Приморск» работ  по электрофикации вновь укладываемого второго главного пути участка Выборг - Пихтовая и однопутного участка Пихтовая - Приморск с удлинением  приемо-отправочных путей на станциях Советский, Прибылово, Приморск и Ермилово до 1050 м для организации движения поездов унифицированной длины.

Учитывая возможный перенос сроков выноса грузового железнодорожного движения на участок Лосево – Каменногорск и невозможности обеспечения ОАО «РЖД» перевозки в объеме 3,3 млн.тонн  по техническим условиям от 29.07.2010, письмами от 20.10.2010 №60 и от 29.10.2010 (л.д.80-81, том 3) ООО «Петротранс-Приморск» просило выдать технические условия  на примыкание железнодорожного пути необщего пользования к станции Ермилово в объеме перевозок 1,0 млн.тонн.

ОАО «РЖД» выдало технические условия от 28.12.2010 на транспортировку грузов в объеме 1,0 млн.тонн по участку Зеленогорск – Приветнинское – Ермилово, в которых указало на необходимость выполнения работ на подходах к станции Ермилово и по реконструкции этой станции с удлинением приемо-отправочных путей и оборудованием её устройствами электрической централизации.

Как указывает ООО «Петротранс-Приморск», основными обременениями в технических условиях от 29.07.2010 в части развития инфраструктуры общего пользования является устройство приемоотправочных путей не менее 1050 м, удлинение трех существующих путей на станции Ермилово, оснащение станции Ермилово средствами автоматики и телемеханики, связи, электроснабжением; прокладку кабелей на участке Зеленогорск – Ермилово – Попово; строительство, электрификацию и оборудование  пути Выборг – Пихтовая; реконструкцию  станций Советский, Прибылово, Приморск; оборудование существующих переездов; электрификацию  путей Выборг – Пихтовая и Пихтовая – Советский – Прибылово – Приморск – Ермилово; строительство новых служебно-технических зданий.

Основными обременениями, включенными в технические условия от 28.12.2010, которые не соответствуют действующему законодательству, по мнению ООО «Петротранс-Приморск», являются  выбор участка транспортировки грузов, который не перспективен для ООО «Петротранс-Приморск» и раздел 5 технических условий в части выполнения работ по реконструкции станции Ермилово, раздел 6 по развитию дальних железнодорожных подходов и раздел 7 по целесообразному расположению новых служебно-технических зданий.

ОАО «РЖД» настаивает на том, что освоение заявленных ООО «Петротранс-Приморск» объемов перевозок будет возможно только после реализации выданных технических условий.

Антимонопольный  орган в решении от 28.04.2012 пришел к выводу, что включение в технические условия указанных обременений, не предусмотренных действующим законодательством и экономически невыгодных для ООО «Петротранс-Приморск», в совокупности с действиями по настаиванию на их принятии заявителем, содержит признаки нарушения положений пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Также в оспариваемом решении УФАС указано, что включение вышеперечисленных

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2012 по делу n А21-4803/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также