Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 по делу n А26-9453/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 11 июля 2012 года Дело №А26-9453/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Будылевой М.В. судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А. при ведении протокола судебного заседания: Куписок А.Г. при участии: от заявителя: не явился, извещен от ответчика: явился, извещен рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8980/2012) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.03.2012 по делу № А26-9453/2011 (судья Петровский А.В.), принятое по заявлению Управленич Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия к индивидуальному предпринимателю Уткин Игорь Викторович о взыскании 1039,20 рублей
установил: Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия (далее – заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к индивидуальному предпринимателю Уткину Игорю Викторовичу (далее – ответчик, предприниматель) о взыскании штрафа в размере 1 039, 20 руб. за непредставление в установленный срок сведений за 2010 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Решением от 20.03.2012 в удовлетворении требований отказано. Пенсионный фонд, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. По мнению подателя жалобы, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на нормы Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996г. № 27-ФЗ (Закон № 27-ФЗ), действующие с 01.01.2012 года, не принимая во внимание тот факт, что нарушение ответчиком Закона № 27-ФЗ произошло и установлено в период действия нормы п.5 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, заявление о взыскании финансовых санкций подано 07 ноября 2011 года, до вступления в действие Федерального закона от 03.12.2011г. № 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды", которым указанный пункт исключен. Управление не согласно с выводами суда, что Решение от 17.06.2011г. № 1094 не соответствует требованиям закона, в нем не указано какие конкретно сведения не представлены, какое именно правонарушение совершил индивидуальный предприниматель, не заполнена графа бланка решения (обстоятельства совершенного нарушения). В судебное заседание представители сторон не явились о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ. Как установлено из материалов дела, Уткин Игорь Викторович зарегистрирован в качестве предпринимателя в Едином государственном реестре за основным государственным регистрационным номером 304101310500055 и поставлен на учет в Управлении как индивидуальный предприниматель, не имеющий наемных работников. Фондом проведена проверка своевременности представления предпринимателем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010 год. По результатам данной проверки составлен акт от 12.05.2011 N 94, в котором зафиксировано, что индивидуальные сведения в отношении себя лично предприниматель не представил. Рассмотрев материалы проверки, фонд вынес решение от 17.07.2011 N 1094 о привлечении предпринимателя Уткина И.В. к ответственности на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания 1039 руб. 20 коп. штрафа за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений за 2010 год. Во исполнение данного решения фонд выставил предпринимателю требование об уплате финансовой санкции по состоянию на 19.07.2011, в котором предложил уплатить штраф в добровольном порядке до 08.08.2011. Предприниматель штраф не уплатил, решение о привлечении к ответственности не обжаловал. В связи с этим фонд обратился в суд с заявлением о взыскании штрафа в принудительном порядке. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Закон № 27-ФЗ установил обязанность представления индивидуальным предпринимателем сведений, заведомо имеющихся у Пенсионного фонда; данные сведения по закону должен сообщить предпринимателю Пенсионный фонд, а лишь в 2011 году они должны были представлять сведения друг другу; закон фактически сроком на 1 год установил возможность привлечения к двойной ответственности за непредставление одних и тех же сведений по Закону № 27 –ФЗ и Закону № 212-ФЗ, т.к. указанные сведения в пункте 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ содержались в форме расчета, утвержденной в соответствии со статей 15 Закона № 212-ФЗ; Пенсионный фонд не установил какую-либо дополнительную специальную форму представления сведений, предусмотренных пунктами 5 и 6 Закона № 27-ФЗ, поэтому обязанность представлять эти сведения в дополнение к расчету не была конкретизирована и исполнима - в отличие от обязанности представления этих сведений в форме расчета в соответствии с Законом № 212-ФЗ; органы Пенсионного фонда произвольно на местах определяли обязанность предпринимателей представлять сведения по формам, утвержденным для страхователей, организаций; решение Управления ни по содержанию, ни по форме не соответствует закону; суд не усматривает правовой возможности применять недействующий закон при привлечении к ответственности, носящей публично-правовой характер; новый закон, отменивший и обязанность и ответственность предпринимателей, имеет обратную силу. Суд также отмечает, что само установление возможности административных органов налагать штрафы за непредставление не указанных в законе документов, а «других сведений» по усмотрению самих административных органов - противоречило принципам законности и правовой определенности. Апелляционный суд считает указанные выводы ошибочными по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Согласно пункту 1 статьи 7 названного закона Предприниматель является также застрахованным лицом. Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Законом N 212-ФЗ (пункт 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ). Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства об обязательном пенсионном страховании (преамбула Закона N 27-ФЗ). В статье 11 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; сумма уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. За непредставление (несвоевременное представление) таких сведений установлена ответственность в статье 17 Закона N 27-ФЗ. В качестве объективной стороны состава правонарушения предпринимателю вменено непредставление в определенные Законом N 27-ФЗ сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Исходя из абзаца восьмого статьи 1 данного Закона индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов. Согласно части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Как следует из статьи 1 Закона N 27-ФЗ, к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся застрахованные лица, в том числе индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ. В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Следовательно, предприниматель обязан был представить индивидуальные сведения за 2010 год не позднее 01.03.2011. В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Материалами дела подтверждается факт непредставления предпринимателем в фонд индивидуальных сведений за 2010 год. Согласно статьи 13 Закона N 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 2 статьи 13 данного Закона). Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2010 N 443 "О стоимости страхового года на 2010 год" утверждена стоимость страхового года на 2010 год в размере 10 392 руб. Таким образом, индивидуальные предприниматели уплачивают в 2010 году страховые взносы в виде фиксированного платежа в сумме 10 392 руб., в связи с чем размер штрафа составляет 1 039,20руб. Вывод суда первой инстанции, что за одно и то же нарушение в 2010 законодателем была предусмотрена двойная ответственность, в связи с чем у Пенсионного фонда отсутствовали основания для принятия решения о привлечении к ответственности предпринимателя, противоречит действующему в спорный период законодательству и материалам дела. Действительно, в статье 16 Закона N 212-ФЗ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, представлять в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по утвержденной форме. За непредставление (несвоевременное представление) данного расчета предусмотрена ответственность (статья 46 Закона N 212-ФЗ). Форма расчета утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 895н и предусматривает фамилию, имя, отчество плательщика, год рождения, адрес регистрации, страховой номер индивидуального лицевого счета, остаток задолженности на начало расчетного периода, размер начисленных страховых взносов, доначисленных, уплаченных взносов и остаток задолженности, а также периоды осуществления индивидуальной трудовой деятельности. Размер страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями за самих себя, определяется исходя из стоимости страхового года, который, в свою очередь, определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 по делу n А56-51111/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|