Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012 по делу n А56-59536/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

31 мая 2012 года

Дело №А56-59536/2011

Резолютивная часть постановления объявлена   21 мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  31 мая 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Л.В.Зотеевой

судей  И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой

при ведении протокола судебного заседания:  А.С.Крыловой

при участии: 

от истца (заявителя): предст. Мозгова Н.В. – доверенность № 05/3ГДПКВ/110 от 06.04.2012

от ответчика (должника): предст. Силаева Е.В. – доверенность № 02-1292/12-0-0 от 05.04.2012; предст. Шутова И.А. – доверенность № 02-1292/12-0-2 от 05.04.2012; предст. Данилова Л.А. – доверенность № 02-30/12-0-0 от 12.01.2012;

от третьего лица: предст. Карташов М.Е. – доверенность от 01.03.2012

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2937/2012)  Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2011 по делу № А56-59536/2011 (судья Александрова Е.Н.), принятое

по иску (заявлению) ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга»

к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга

третье лицо: ООО «Проектный институт «Петрохим-технология»

о признании незаконным и отмене постановления от 22.09.2011 № 002-2011/П-101/655 и предписания от 16.09.2011 № 002-2011/Прп-101

установил:

Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее - ГУП «ТЭК СПб», предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 22.09.2011                № 002-2011/П-101-655 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также предписания Комитета от 16.09.2011  № 002-2011/Прп-101 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ООО «Проектный институт «Петрохим-технология», разработавшее проект ПДВ спорной котельной.

Решением суда от 26.12.2011 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено, в удовлетворении остальной части заявления отказано.

В апелляционной жалобе Комитет просит отменить решение суда от 26.12.2011 в части признания незаконным и отмене постановления о привлечении ГУП «ТЭК СПб» к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ, полагая, что выводы суда о допущенных Комитетом нарушениях процедуры привлечения к административной ответственности основаны на неправильной оценке имеющихся в материалах дела доказательств.

В судебном заседании представители Комитета поддержали доводы жалобы. Предприятие не согласилось с доводами жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, и просило пересмотреть решение суда в полном объеме, указывая, что оснований для выдачи Комитетом предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды не имелось, ввиду того, что при разработке проекта ПДВ были учтены все источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Представители Комитета в части оспаривания предписания просили оставить решение суда первой инстанции без изменения по основаниям, изложенным в дополнении к апелляционной жалобе.

Третье лицо поддержало позицию Предприятия.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в полном объеме проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в связи с обращением ООО «Сфера-Инвест» (от 11.08.2011 № 216/11-1-0-1) о загрязнении атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ от деятельности принадлежащей предприятию котельной «Гражданская» и на основании распоряжения от 18.08.2011 № 002-2011/Р2-101 Комитетом в период с 25.08.2011 по 16.09.2011 проведена внеплановая выездная проверка филиала энергоисточников ГУП «ТЭК СПб» котельной «Гражданская», расположенной по адресу: Санкт-Петербург, пр. Непокоренных, д. 17, корп. 2.

В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности котельной «Гражданская» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии), передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), для чего по указанному адресу эксплуатируются здания, помещения, сооружения и оборудование.

Проект нормативов предельно-допустимых выбросов разработан предприятием в 2008 году. Инвентаризация, положенная в основу проекта, выполнена в 2008 году расчетным методом. Согласно данным инвентаризации на площадке котельной «Гражданская» имеются 5 стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. По результатам рассмотрения проекта в МТУ Ростехнадзора по СЗФО 14.07.2008 ГУП «ТЭК СПб» выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сроком действия до 31.12.2012.

В результате проведенного в ходе проверки 31.08.2011 обследования территории котельной «Гражданская» выявлено несоответствие данных проекта нормативов ПДВ по количеству источников выделения и источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно, инвентаризацией источников выбросов и проектом нормативов ПДВ не учтены следующие стационарные источники в мазутном хозяйстве котельной:

- неорганизованный источник б/н-1 - разгрузочная эстакада, включающая в себя подъездные железнодорожные пути, устройства для разогрева мазута и обслуживания цистерн, систему лотков, каналов для самотечного слива и подачу мазута в приемные заглубленные резервуары;

- неорганизованный источник б/н-2 - два приемных заглубленных резервуара объемом 400 куб.м  и 500 куб.м;

- организованный источник выброса б/н-3 - мазутно-насосная станция;

- организованный источник б/н-4 - мазутоловушка.

По результатам проверки 16.09.2011 Комитетом составлены акт № 002-2011/Акп-101 и протокол об административном правонарушении № 002-2011/Па-101, согласно которому действия ГУП «ТЭК СПб» квалифицированы по статье 8.1 КоАП РФ.

В тот же день Комитетом вынесено предписание № 002-2011/Прп-101,  которым предприятию предложено откорректировать данные проекта нормативов предельно допустимых выбросов с учетом всех стадий технологического процесса приема мазута в мазутном хозяйстве котельной «Гражданская»; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух; копию проекта и разрешения представить в отдел химико-аналитического экологического контроля Комитета; разработать план мероприятий по устранению отмеченных нарушений с указанием конкретных исполнителей, утвержденных руководителем предприятия; копию плана представить в отдел химико-аналитического экологического контроля в 10-дневный срок.

Постановлением Комитета от 22.09.2011 № 002-2011/П-101-655 предприятие привлечено к административной ответственности на основании статьи 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб.

Считая предписание Комитета и постановление о привлечении к административной ответственности незаконными, ГУП «ТЭК СПб» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав и оценив доводы сторон, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях предприятия вмененного ему правонарушения.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно пункту 1.1 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденной приказом Госкомприроды СССР от 01.01.1991, инвентаризация выбросов (ГОСТ 17.2.1.04-77) представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Основной целью инвентаризации выбросов загрязняющих веществ является, в том числе, получение исходных данных для оценки степени влияния выбросов загрязняющих веществ предприятия на окружающую среду (атмосферный воздух);  установления предельно допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу как в целом по предприятию, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферы; организация контроля соблюдения установленных норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (пункт 1.2  Инструкции).

Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, утвержден приказом Минприроды РФ от 31.12.2010 № 579 (далее – Порядок). Согласно пункту 6 Порядка к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка. Из пункта 7 названного Порядка и Приложения №2 к приказу Минприроды РФ от 31.12.2010 № 579 следует, что к таким веществам, в частности, относятся летучие органические соединения (за исключением метана) и сероводород. Приказ Минприроды РФ от 31.12.2010 №579 вступил в силу и подлежит применению с 18.03.2011.

Углеводороды предельные С12 - С19, являющиеся летучими органическими соединениями, а также сероводород поступают в атмосферный воздух при сливе мазута (Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров, Новополоцк, 1997, с учетом дополнений).

С учетом положений приказа Минприроды РФ от 31.12.2010 №579 указанные в акте проверки разгрузочная эстакада, два приемных заглубленных резервуара, мазутно-насосная станция и мазутоловушка подлежат учету в качестве источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

 В пунктах 1.1 и 1.2 Методических рекомендаций по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от вспомогательных производств теплоэлектростанций и котельных, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2003 №264, указано, что при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на ТЭС и котельных требуется учет источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от вспомогательных производств, работающих на промплощадке ТЭС и котельных. Вспомогательные производства, обслуживающие ТЭС и котельные, включают в себя, в том числе, мазуто- и маслохозяйства - резервуары для хранения мазута и масла и эстакады слива мазута.

В рассматриваемом случае в результате проведенной Комитетом проверки в мазутном хозяйстве принадлежащей ГУП «ТЭК СПб» котельной «Гражданская» выявлены 4 стационарных источника, осуществляющие выбросы вредных (загрязняющих) веществ при перекачке мазута из железнодорожных цистерн в подземные резервуары, которые в нарушение приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2003 №264 не были учтены при инвентаризации источников выбросов и разработке проекта нормативов ПДВ.

Доводы подателя жалобы о том, что проект ПДВ был разработан с учетом всех источников выбросов от мазутного хозяйства, а также имеет положительное заключение всех уполномоченных органов, отклоняются судом апелляционной инстанции как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам.

Так, в разработанном в 2008 году для ГУП «ТЭК СПб» Проекте нормативов допустимых выбросов в атмосферу для котельных Калининского района, принадлежащих заявителю, в разделе «2. Общие сведения о предприятии» указано, что в котельной «Гражданская», расположенной по адресу: пр. Непокоренных, 17, установлены 4 паровых котла и 4 водогрейных котла (л.д. 85); в разделе «3. 1. Краткая характеристика технологии производства» (л.д. 89-90) указано, что основное производство котельной «Гражданская» состоит из 3 наземных резервуаров (Основное производство), при проведении сварочных работ используются электроды марки АНО-3, УОНИ 13/45 и ОЗС-3, на ремонтных участках установлены металлообрабатывающие станки: заточный и сверлильный (Вспомогательное производство).

Вместе с тем, в ходе проверки выявлены также иные источники выбросов (подземные резервуары; разгрузочная эстакада, включающая в себя подъездные ж/дорожные пути, устройства для разогрева мазута и обслуживания цистерн, систему лотков, каналов для самотечного слива и подачу мазута в приемные резервуары), наличие которых подтверждается также «Производственной инструкцией № 2.10.2.1 по обслуживанию мазутного хозяйства котельной «Гражданская», разработанной на срок с 24.03.2010 по 24.03.2012 и утвержденной 24.03.2010 главным

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012 по делу n А21-9950/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также