Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012 по делу n А56-57760/2011. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 апреля 2012 года

Дело №А56-57760/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  26 апреля 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Савицкой И.Г.,

судей  Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Крыловой А.С.,

при участии: 

от истца (заявителя): представителя СЗТУ Григорьевой А.М. по доверенности от 10.01.2012 № 01-28/502, представителя академии Ушаковой И.В. по доверенности от 03.10.2011 № 01-64/2997;

от ответчика (должника): Птуха А.А. по доверенности от 01.11.2011;

от 3-их лиц: представителя ГУИТМО Касаткина В.А. по доверенности от 06.06.2011 № 88-01-18/205, представителей РТА Федорова Ю.А. по доверенности от 06.04.2012 № 01-39/2055; 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение   Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2012 по делу № А56-57760/2011 (судья Соколова Н.Г.), принятое

по иску (заявлению) Северо-Западного таможенного управления, федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Западная академия государственной службы"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

3-и лица: государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики», государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская таможенная академия"

об оспаривании ненормативных актов  

 

установил:

 

            Северо-Западное таможенное управление (место нахождения: 19187, Санкт-Петербург, наб. Кутузова, дом 20, основной государственный регистрационный номер 103784305949; далее – СЗТУ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д.13, лит.А; основной государственный регистрационный номер 1027809242933; далее – УФАС, антимонопольный орган) от 15.07.2011 по делу № К03-117/11.

Определением от 23.11.2011 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего и профессионального образования «Северо-Западная Академия государственной службы» (место нахождения: 199178, Санкт-Петербург, Средний проспект, дом 57/43, основной государственный регистрационный номер 1027800508174; далее – СЗАГС, академия государственной службы), Российская таможенная академия - Санкт-Петербургский филиал (место нахождения: 192241, Санкт-Петербург, улица Софийская, дом 5; далее – таможенная академия), государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет информационный технологий, механики и оптики» (место нахождения: 197101, Санкт-Петербург, Кронверский проспект, дом 49; далее - университет), (том дела 1, листы 78-79).

            В то же время, СЗАГС оспорила вышеназванные ненормативные акты УФАС в рамках дела № А56-53891/2011.

            Определением от 21.12.2011 суд первой инстанции по ходатайству СЗТУ на основании части 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объединил настоящее дело с делом  №А56-53891/2011 с присвоением номера А56-57760/2011 (том дела 1, листы 99-100). Таким образом, заявителями по рассматриваемому спору являются СЗТУ и СЗАГС.

            Решением от 10.01.2012 суд признал недействительными обжалованные решения и предписание антимонопольного органа, а также взыскал с последнего в пользу академии государственной службы 2000 руб. судебных расходов за подачу заявления.

            В апелляционной жалобе УФАС, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и на несоответствие судебных выводов обстоятельствам дела, просит решение суда от 10.01.2012 по настоящему делу отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ее податель указывает на несостоятельность выводов суда о преюдициальности решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2011 по делу № А56-38092/2011, поскольку в рамках названного дела судом дана оценка решению антимонопольного органа, которым вменялось лицам, участвующим в настоящем споре, нарушение статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ),   основанное  на иных доказательствах. Следовательно, по мнению УФАС, соответствующие споры различны как по предмету, так и основаниям их возникновения. УФАС также считает, что им в установленном порядке подтверждено наличие согласованных действий между СЗТУ, академией государственной службы, университетом и таможенной академией, а равно их влияние на конкурентную среду на соответствующем товарном рынке. При этом, как полагает, антимонопольный орган, представленные им материалы, полученные из Северо-Западного следственного управления на транспорте, отвечают критериям допустимости доказательств в арбитражном процессе.

            В судебном заседании представитель УФАС доводы апелляционной жалобы поддержал. Представители СЗТУ и СЗАГС против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, представители университета, таможенной академии поддержали позицию заявителей, просили оставить решение суда без изменения.

            Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как усматривается из материалов дела, приказом от 25.03.2011 антимонопольный орган возбудил в отношении СЗТУ, университета, СЗАГС, таможенной академии дело № К03-52/11, в том числе, по признакам нарушения перечисленными лицами статьи 16 Закона № 135-ФЗ при организации (проведении, участии) в 2009 году процедур размещения государственного заказа на оказание образовательных услуг СЗТУ.

Решением от 19.04.2011 (исх. № 03/4683) УФАС прекратило названное дело в соответствующей части в связи с не подтверждением материалами дела в рассматриваемых действиях нарушения  статьи 16 Закона №135-ФЗ.

 После принятия этого решения в антимонопольный орган из Северо-Западного следственного управления на транспорте (далее – следственное управление) поступили материалы, содержащие сведения об осуществлении согласованных действий должностными лицами вышеперечисленных юридических лиц при организации, проведении, участии в процедурах размещения государственного заказа на оказание образовательных услуг СЗТУ (открытый конкурс от 15.09.2009, открытый конкурс от 12.11.2009, запрос котировок от 12.11.2009), что, по мнению следственного управления, привело к ограничению конкуренции при  заключении государственных контрактов на оказание услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных служащих таможенных органов.

Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения УФАС дела № К03-117/11 вновь по признакам нарушения СЗТУ, университетом, СЗАГС, таможенной академией статьи 16 Закона № 135-ФЗ, в рамках которого антимонопольный орган выявил следующее.

СЗТУ выступило заказчиком в открытых конкурсах на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных служащих таможенных органов, состоявшихся 15.09.2009 (по 23 лотам) (далее – конкурс     № 1) и 12.11.2009 (по двум лотам) (далее – конкурс № 2), а также провело запрос котировок по такому же предмету 12.11.2009.

По результатам процедуры размещения заказа определены следующие его победители: в конкурсе № 1 по четырем лотам - таможенная академия, по пятнадцати лотам – СЗАГС, по трем лотам – университет, по одному лоту – конкурс признан несостоявшимся ввиду отсутствия конкурсных предложений; в конкурсе № 2 по первому лоту – таможенная академия, по второму лоту – СЗАГС; в запросе котировок – СЗАГС.

В то же время, на основании полученных от следственного управления документов, УФАС установило, что должностное лицо СЗТУ – начальник отдела подготовки кадров кадровой службы, будучи ответственным лицом за размещение государственного заказа, при организации и проведении открытых конкурсов по оказанию образовательных услуг СЗТУ, используя свои служебные полномочия,  действуя в интересах университета, СЗАГС, таможенной академии, инициировал и провел 09.07.2009 встречу с должностными лицами перечисленных организацией, на которой между ними была достигнута договоренность о распределении выделенных на государственный заказ по повышению квалификации должностных лиц СЗТУ денежных средств (путем распределения лотов государственного заказа по начальной цене) без конкуренции друг с другом с целью извлечения максимального дохода этими образовательными учреждениями.

Схема поведения участников при проведении процедуры размещения заказа оговаривалась и подтверждалась посредством ведения телефонных переговоров, о чем свидетельствуют представленные следственным управлением расшифровки телефонных звонков, полученные в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий.

Приведенное, по мнению антимонопольного органа, доказывается перечисленными ниже обстоятельствами.

 Так, в отношении конкурса № 1 должностные лица СЗТУ, университета, СЗАГС, таможенной академии в телефонных переговорах неоднократно обсуждали вопрос о недопущении конкуренции по ценам и необходимости соблюдать договоренность в части составления заявок на конкурс №1 с ука­занием начальной цены государственных контрактов. По результатам совещания лоты и денежные средства распределены между вузами оговоренным ими способом: таможенная академия — около 8 млн. рублей, остальной объем денежных средств де­лится между университетом и СЗАГС в приблизительно равных долях по 4 млн. рублей. Эта договоренность реализована в полном объеме, что подтверждается итогами процедуры размещения заказа.

Результаты состоявшегося 09.07.2009 совместного совещания позволили СЗТУ, СЗАГС, университету и таможенной академии определить список учебных программ и составить соответствующие учебные планы («технические задания») для включения в конкурсную документацию по конкурсу № 1. В свою очередь, должностное лицо СЗТУ, согласовав действия с названными учреждениями, гарантировало невозможность для иных вузов принять участие в торгах и исполнить государственный контракт, в том числе посредством включения в кон­курсную документацию требований к участникам размещения заказа, ограничивающих конкуренцию (пункт 2.2. раздела второго Тома 2 конкурсной документации), а именно:

- по лотам № 1-23:

1) наличие действующей государственной аккредитации и лицензии на образовательную деятельность в области дополнительного (послевузовского) профессионального образования в соответствии с требованиями Закона РФ от 10.06.1992 года № 3266-1 «Об образовании» и Федерального закона от 22.08.1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;     

2) наличие номенклатуры программ по классификатору, которые должны быть аккредитованы – «Таможенное дело» и лицензированы – «Таможенное дело»;

          - по лоту № 20:

 наличие действующей лицензии и государственной аккредитации по дополнительной образовательной программе «Управление государственными и муниципальными заказами» в соответствии с письмом Рособрнадзора от 22.01.2007 № 01-19/05-01 «О лицензировании образовательных учреждений по дополнительной профессиональной образовательной программе «Управление государственными и муниципальными заказами».

Кроме того, посредством информирования друг друга в телефонных разговорах после проведения совещания должностное лицо СЗТУ представляет детальные сведения соответствующим учреждениям о процедуре разработки конкурсной документации, сроках объявления конкурса и подачи заявок, вскрытия конвертов, о полученных предложениях третьих лиц, допуске и не допуске заявок участников со­вещания и третьих лиц к участию в конкурсе, сроках заключения контрактов. В телефонных переговорах должностные лица СЗТУ и СЗАГС неоднократно обсуждали тему несоответ­ствия университета условиям участия в конкурсе № 1, придя к соглашению о подготовке и условиях возможной подачи от лица СЗАГС «запасных» заявок на те лоты, заявки на которые должны быть поданы университетом в соответствии с ранее достигнутой договоренностью, при условии не поступления заявок от этого лица. Из содержания исследованных телефонных разговоров вытекает, что такие «запасные» заявки были подготовлены в действительности, а их неподача свидетельствует об информированности СЗАГС о намерениях университета и таможенной академии подать свои конкурсные предложения на определенные в соответствии с соглашением лоты. 

Характер взаимодействия должностных лиц СЗТУ, СЗАГС, таможенной академии в отношении конкурса № 2 аналогичен их взаимодействию в отношении процедуры конкурса № 1.

В телефонном разговоре, состоявшееся 09.09.2009, должностное лицо СЗТУ сообщило СЗАГС о возможности размещения заказа на обучение начальников таможен, озвучило сумму заказа, сроки объявления о заказе, условия участия. Одновременно участники этих переговоров предусмотрели возможное получение  контрактов по запросу котировок (от 12.11.2009). Для реализации этой договоренности должностными лицами СЗТУ, СЗАГС, таможенной академии осуществлены согласованные действия, в соответствии с которыми для создания видимости конкуренции при подаче котировочных заявок таможенной академией указывается максимальная (начальная) цена контракта, в то время как в предложении СЗАГС цена снижена по сравнению с начальной (максимальной) на одну-две тысячи рублей, тем самым обеспечив выигрыш этой процедуры размещения заказа СЗАГС, что в действительности имело место.

Проанализировав все вышеперечисленное,  антимонопольный орган принял решение от 15.07.2011 (исх. № 03/7607) о признании в действиях СЗТУ, университета, СЗГАС, таможенной академии нарушения статьи 16 Закона № 135-ФЗ при организации, проведении, участии в процедурах размещения государственного заказа на оказание образовательных услуг Северо-Западному таможенному управлению (открытый конкурс от 15.09.2009, открытый

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012 по делу n А56-59189/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также