Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 по делу n А56-48850/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

12 апреля 2012 года

Дело №А56-48850/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Дмитриевой И.А.

судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.

при участии:

от заявителя: Коваленко А.А. по доверенности от 04.04.2012 № ЕОО/56Д от 04.04.2012;

от ответчика: Хурда П.А. по доверенности от 13.02.2012 № 04/01841;

Тарасов А.Ю. по доверенности от 24.10.2011 № 04/12852;

Маликова Н.А. по доверенности от 06.04.2012 № 04/04017.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-3251/2012, 13АП-3253/2012) ОАО «Международный банк Санкт-Петербурга», Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2011 по делу № А56-48850/2011 (судья Соколова С.В.), принятое

по заявлению ОАО «Международный банк Санкт-Петербурга»

к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9

о признании недействительным решения в части

 

установил:

Открытое акционерное общество «Международный банк Санкт-Петербурга» (далее - заявитель, ОАО «МБСП», Банк) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 9 (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) от 14.06.2011 № 03-38/17-37 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требований № 280 и 280/1 от 19.08.2011 об уплате налога, сбора, пеней в части:

- налога на прибыль за 2009 г. в части включения в состав расходов сумм созданного резерва под неуплаченные пени в размере 3 214 294 руб., а также штрафа в размере 52 188 руб. и пени в размере 3 299 руб. 41 коп. (п. 1.1 мотивировочной части решения, п. 1, 2, 3.1, 3.2, 3.3 резолютивной части решения);

- взыскания штрафа - 57 786 руб. и пеней - 103 367 руб. 58 коп. (эпизод по налогу с доходов иностранных организаций: п. 1.2 мотивировочной части решения, п. 1, 2, 3.2, 3.3 резолютивной части решения);

- налога на прибыль за 2008 г. в общем размере 1 090 058 руб., из которых сумма налога на прибыль по операциям с еврооблигациями - 1 089 259 руб. (п. 1.3 мотивировочной части решения, п. 3.1 резолютивной части решения);

- суммы налога на прибыль по включению расходов на оплату командировок сотрудников в размере 799 руб. (п. 1.4 мотивировочной части решения п. 3.1 резолютивной части решения);

- налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) (не удержанного и не уплаченного) за 2008 - 2009 г. в общем размере 6 266 руб., штрафа в общем размере 1 253 руб. и пеней в общем размере 1 706 руб. 53 коп. (п. 1.6.1 мотивировочной части решения, п.1, 1, 3.1, 3.2, 3.3 резолютивной части решения), из которых сумма НДФЛ за 2008 г. (не удержанного и не уплаченного) в размере   3 081 руб., штрафа в размере 616 руб. и пеней в размере 1 051 руб. 60 коп.;

- сумма НДФЛ за 2009 г. (не удержанного и не уплаченного) в размере 3 185 руб., штрафа в размере 637 руб. и пеней в размере 654 руб. 93 коп.;

- НДФЛ за 2008 - 2009 г. (удержанного и перечисленного не в соответствующий бюджет субъекта РФ в общем размере 192 77 руб.) и пени в размере 46 958 руб. (п. 1.6.3 мотивированной части решения, п. 2, 3.1, 3.3 резолютивной части решения) из которых сумма НДФЛ за 2008 г. (удержанного и перечисленного не в соответствующий бюджет (г. Волгоград и г. Самары)) в размере 107 958 руб. и пени в размере 31 130 руб. 16 коп.;

- суммы НДФЛ за 2009 г. (удержанного и перечисленного не в соответствующий бюджет (г. Ульяновска)) в размере 84 818 руб. и пени в размере 15 827 руб. 84 коп.

Решением суда от 28.12.2011 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными оспариваемые части решения от 19.06.2011 № 03-38/1737 и требований № 280 и № 280/1 от 19.08.2011 Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9, за исключением п. 1.3 мотивировочной части решения в части начисления налога на прибыль в сумме 1 089 259 руб.

На решение суда от 28.12.2011 поданы апелляционные жалобы.

В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда в части удовлетворения заявления отменить, принять по делу новый судебный акт.

Общество, не согласившись с отказом в удовлетворении требований в части признания п. 1.3. оспариваемого решения, просит решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2011 по делу № А56-48850/2011 отменить в части отказа в признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 9 от 14.06.2011 № 03-38/17-37 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по эпизоду доначисления налога на прибыль за 2008 год в размере 1 089 259 руб. по операциям с еврооблигациями, изложенному в п. 1.3 мотивировочной части решения.

В судебном заседании представители Инспекции и Общества доводы по жалобам поддержали, настаивали на ее удовлетворении. Представители Общества и налогового органа с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, контролирующим органом проведена выездная налоговая проверка соблюдения Банком по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекцией составлен акт № 03-37/17-36 от 05.05.2011 и принято решение от 14.06.2011 № 03-38/17-37 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение).

В ходе проведения проверки налоговым органом установлены следующие нарушения налогового законодательства Банком:

- занижение налоговой базы по налогу на прибыль за 2009 г. в размере 16 071 468 руб. 32 коп. в результате нарушения пункта 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), выразившегося во включении в состав расходов налогоплательщика суммы созданного резерва под неуплаченные пени (п. 1.2 решения; п. 2.1.1 акта);

- в нарушение статьи 310 НК РФ, пункта 1 статьи 312 НК РФ, подпунктов 3, 7, 8 пункта 1 статьи 309 НК РФ, подпункта 2 пункта 2 статьи 284 НК РФ не исчислен, не удержан и не перечислен налог на доходы от источников в Российской Федерации за 2008 г. (п. 1.2 решения; п. 2.1.2 акта);

- занижение налоговой базы за 2008 г. на 4 538 579,09 руб. по операциям с еврооблигациями (п. 1.3 решения; п.2.1.3 акта);

- занижение налоговой базы по налогу на прибыль в размере 3 327 руб. 53 коп. и неуплата налога на прибыль 799 руб. в результате нарушения пункта 1 статьи  252 НК РФ, подпункта 2 пункта 1 статьи 264 НК РФ выразившегося во включении в состав расходов налогоплательщика оплату суточных при отъезде в командировку и возвращении из нее в один и тот же день (п. 1.4 решения; п. 2.1.4 акта); налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) (не удержанного и не уплаченного) за 2008 - 2009 г. в общем размере 6 266 руб., штрафа в общем размере 1 253 руб. и пеней в общем размере 1 706 руб. 53 коп. (п. 1.6.1 решения, п.2.5.1 акта);

- неперечисление НДФЛ в сумме 192 776 руб. в бюджет по месту нахождения данных обособленных подразделений: филиал в г. Самаре, КПП/ОКАТО 631643001/36401383000; филиал в г. Волгоград, КПП/ОКАТО 344443001/18401395000; филиал в г. Ульяновск, КПП/ОКАТО 7325430001/73401384000. По данному эпизоду начислены пени в сумме 46 958 руб. (п.1.6.3 решения; п. 2.5.3 акта).

Решение Инспекции обжаловано Банком в Федеральную налоговую службу.

Решением Федеральной налоговой службы от 15.08.2011 жалоба Банка оставлена без удовлетворения, решение Инспекции - без изменения.

На основании решения Инспекция выставила заявителю соответственно требования № 280 и № 280/1 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 19.08.2011.

Не согласившись частично с законностью решения налогового органа от 14.06.2011 и требований № 280 и № 280/1 от 19.08.2011, Банк обратился с заявлением в суд.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования заявителя, указал на несоответствие частично оспариваемого решения Инспекции действующему законодательству о налогах и сборах.

Апелляционный суд заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы Общества в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным доначисление налога на прибыль за 2008 год в размере 1 089 259 руб. по операциям с еврооблигациями, изложенному в п. 1.3 мотивировочной части решения, не находит правовых оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налоговый орган пришел к выводу о занижение налоговой базы за 2008 год на 4 538 579,09 руб. по операциям с еврооблигациями (п. 1.3 решения; п. 2.1.3 акта), в связи с чем заявителю оспариваемым решением доначислен налога на прибыль за 2008 год в размере 1 089 259 руб. по операциям с еврооблигациями.

По мнению налогового органа, облигации внешнего облигационного займа с окончательной датой погашения в 2030 г. RF 30 (МФ-128 (XS), код ценной бумаги -XS0114288789) относятся к категории обращающихся на рынке ценных бумаг, так как они допущены к обращению на ММВБ; информация о сделках с ними публикуется на официальном интернет-сайте Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), других Интернет ресурсах, а также может быть предоставлена организатором торговли в ином официальном порядке.

Проверкой установлено, что рассматриваемая сделка заключена между организациями, местом нахождения которых является территория Российской Федерации (ОАО «МБСП» и Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»). Соответственно местом совершения сделки, по мнению налогового органа, является Российская Федерация.

На основании указанных обстоятельств Инспекция считает, что данные ценные бумаги относятся к категории обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.

Судом первой инстанции установлено, что Банком 05.11.2008 заключена сделка на реализацию 2 000 000 шт. облигаций внешнего облигационного займа, номиналом в 0,98 долларов США, с окончательной датой погашения в 2030 г.                         (RF 30, МФ-128(Х8), код ценной бумаги - XS0114288789). Дата исполнения сделки – 10.11.2008. Цена реализации по сделке составила 93,375 %, выручка от реализации - 49 421 553,61 руб. (2 000 000 шт.*0,98 долларов США*93,375%*27,0041 руб. курс ЦБ на дату исполнения 10.11.2008). Покупателем по данной сделке выступила Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», местонахождение - г. Москва.

Расчетным депозитарием, на счетах которого учитывались указанные облигации, являющиеся предметом сделки, являлся депозитарий Raiffeise№ Ze№tralba№k Osterreich AG, Вена.

По мнению Общества, поскольку оно реализовывало еврооблигации посредством электронных информационной и расчетной систем, то такая система торгов нельзя определить место обращения ценных бумаг в соответствии с национальным законодательством. То есть еврооблигации следует признать ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке. В обоснование этого вывода заявитель сослался на письмо Минфина России от 18.07.2007                         № 03-03-06/2/132, в котором указано, что при заключении сделок с еврооблигациями с использованием электронных торгов налогоплательщик вправе отнести такие ценные бумаги к категории не обращающихся на рынке ценных бумаг, поскольку не позволяет определить место осуществления сделки (ближайшую территорию).

Вместе с тем, из данного письма, а также писем Минфина России от 31.05.2007 № 03-03-06/2/99 и от 30.04.2008 № 03-03-06/2/46 следует, что основным критерием отнесения ценных бумаг к категории обращающихся на рынке является возможность налогоплательщика определить место совершения сделки (государство) и получение информации о рыночной котировке. И только в случае невозможности получения таких данных налогоплательщик относит ценные бумаги к категории не обращающихся на рынке.

В данном случае при совершении сделки 05.11.2008 Обществу было известно местонахождение покупателей еврооблигаций и рыночная котировка.

Судом первой инстанции правомерно установлено, что еврооблигации Российской Федерации, являвшиеся инструментом сделок заявителя в проверяемом периоде, полностью соответствовали всем условиям, установленным пунктом 3 статьи 280 НК РФ, выполнение которых необходимо для признания ценных бумаг обращающимися на организованном рынке ценных бумаг: они допущены к обращению на фондовой бирже ММВБ, информация о ценах публикуется в средствах массовой информации (Интернет), организатором торговли рассчитывается рыночная котировка, а также оспариваемая сделка заключена между организациями, местом нахождения которых является территория Российской Федерации.

Пункт 5 статьи 280 НК РФ устанавливает особенности налогообложения ценных бумаг, признаваемых в силу пункта 3 указанной статьи обращающимися на рынке ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 5 статьи 280 НК РФ рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки.

При отсутствии информации об интервале цен у организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки налогоплательщик принимает интервал цен при реализации этих ценных бумаг по данным организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.

При соблюдении

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 по делу n А56-30632/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также