Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2015 по делу n А56-35169/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 августа 2015 года

Дело №А56-35169/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  23 июля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  07 августа 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей Г.В. Борисовой, О.И.Есиповой

при ведении протокола судебного заседания:  К.А.Цубановой

при участии: 

от истца (заявителя): предст. Якубовский Д.Я. – доверенность от 05.05.2015, предст. Савоненко А.В. – доверенность от 14.07.2015

от ответчика (должника): предст. Свистунов В.В. – доверенность № 1 от 12.01.2015

от третьего лица: не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20358/2014) общества с ограниченной ответственностью «АРАЗ» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2014 по делу № А56-35169/2014 (судья Рогова Ю.В.), принятое

по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью «АРАЗ»

к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга

третье лицо: Комитет по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга

о признании незаконным приказа

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «АРАЗ» (ОГРН 1027808754577; адрес: 196653, Санкт-Петербург, г.Колпино, ул. Веры Слуцкой, 17/40; далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным приказа Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (ОГРН 1047839034484; адрес: 131023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1/3; далее - заинтересованное лицо, Служба) от 14.04.2014 № 62-П об отмене заключения № 04-13/015 от 18.04.2013 о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привечен Комитет по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга (далее - Комитет).

Решением суда от 08.08.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 08.08.2014 отменить и удовлетворить заявленное требование. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции применил нормы права, не подлежащие применению, не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы с учетом представленных дополнительных пояснений. Представитель Службы  доводы жалобы отклонил по основаниям, приведенным в отзыве и дополнениях к нему, просил оставить решение суда первой инстанции от 08.08.2014 без изменения,  апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.

Представитель Комитета, присутствовавший в предыдущих судебных заседаниях, поддержал позицию Службы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество на основании договора аренды от 30.09.2011 № 06/ЗКС-03367, заключенного с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, использует земельный участок площадью 6575 кв. м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Веры Слуцкой, участок 1 (юго-западнее пересечения с Пролетарской улицей). Согласно пункту 1.2 названного договора участок предоставлен для осуществления инвестиционного проекта по проектированию и строительству крытого спортивного комплекса без трибун для зрителей (крытый спортивный комплекс, объект ).

09.09.2011 вышеуказанный земельный участок передан арендатору на основании Акта приема-передачи.

29.11.2012 Служба, руководствуясь статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), учитывая, в том числе Положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации от 15.11.2012 № 2-1-1-0403-12 на спорный объект, выдала Обществу Разрешение на строительство № 78-06007220-2012 крытого спортивного комплекса без трибун для зрителей со следующими технико-экономическими показателями: площадь земельного участка – 6575,0 кв.м; площадь застройки здания – 2021,0 кв. м; общая площадь здания – 3846,37 кв.м; строительный объем – 25362,9 куб.м; этажность – 2 этажа.

Обществом получено Заключение Управления государственного строительного надзора от 18.04.2013 № 04-13/015 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов и проектной документации, которым подтверждается, что объект капитального строительства – спортивный комплекс без трибун для зрителей имеет общую площадь здания – 3580,7 кв. м., этажность – 2, общий строительный объем - 18 723,0 куб. м.

Данное заключение было выдано Обществу после проведения обследований  спорного объекта Государственным бюджетным учреждением «Центр экспертно-технического сопровождения» Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, результаты которого отражены в представленном в материалы дела Отчете от 30.07.2013 по результатам обследования крытого спортивного комплекса (том 2, л.д. 14-33). В пункте 5 Отчета на странице 10 сделаны выводы о том, что в ходе визуального и инструментального обследования технического состояния несущих конструкций спорного объекта установлено, что объемно-планировочные и пространственные решения соответствуют требованиям проектной документации; основные конструктивные элементы комплекса находятся в работоспособном состоянии в соответствии с ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

Уже после получения Обществом  Заключения Управления государственного строительного надзора от 18.04.2013 № 04-13/015 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, ГБУ «Центр экспертно-технического сопровождения» выдано Заключение от 29.07.2013 № 5.3-13ГЗ от 29.07.2013 по определению параметров основного тона собственных колебаний крытого спортивного комплекса и установлено, что измеренные величины периода основного тона собственных колебаний в узлах 4 и 6 превышают требования ГОСТ Р54859-2011 по причине дополнительной динамической нагрузки от автодороги; величины основного тона собственных колебаний, измеренные в других узлах, соответствуют требованиям указанного ГОСТ; пространственная жесткость спортивного комплекса в продольном и поперечном направлениях является достаточной (том 2, л.д. 41).

Согласно Заключению ГБУ «Центр экспертно-технического сопровождения» от 29.08.2013 (том 2, л.д. 59-85), составленному в том числе по результатам геодезических исследований (Отчет от 29.07.2013 № 3.14-13ГЗ), лабораторной проверки неразрушающими методами контроля железобетонных конструкций (заключение № 2.69-13 от 27.08.0213), визуально-измерительного контроля металлоконструкций (заключение от 28.08.2013 № 1.16-13ГЗ), установлено, что объемно-планировочные и пространственные решения соответствуют требованиям проектной документации; основные конструктивные элементы комплекса находятся в работоспособном состоянии в соответствии с ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

Через год после выдачи положительного заключения от 18.04.2013 № 04-13/015 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов и проектной документации Приказом Службы от 14.04.2014 № 62-П заключение № 04-13/015 от 18.04.2013 отменено в связи с не соответствием построенного объекта капитального строительства - крытого спортивного комплекса без трибун для зрителей по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Веры Слуцкой, д. 17/40, лит. А, в части отклонения строительного объема построенного здания требованиям, установленным разрешением на строительство № 78-06007220-2012 от 29.11.2012.

Полагая вынесенный приказ незаконным и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.  

Суд первой инстанции, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований, отказал в удовлетворении заявленного требования, согласившись с доводами Службы о несоответствии построенного объекта строительным правилам и нормам, а также условиям инвестиционного соглашения.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнение сторон, полагает выводы суда ошибочными, не соответствующими материалам дела и представленным доказательствам.

В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) заключение органа государственного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации установлен Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 (далее - Положение № 54).

В соответствии с пунктом 16 названного Положения после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдачи заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

В силу пункта 17 Положения № 54 заключение о соответствии выдается, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Как следует из материалов дела, по окончании строительства 15.04.2013 Служба по результатам итоговой проверки в отношении спорного объекта составила акт итоговой проверки № 2/215АИ3-13, в котором указала, что  строительство объекта капитального строительства выполнено в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Именно по результатам проверки, оформленной актом № 2/215АИ3-13В, Службы выдала Обществу Заключение от 18.04.2013 № 04-13/05 о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Через год Служба установила несоответствие построенного объекта капитального строительства выданному разрешению на строительство № 78-06007220 от 29.11.2102 в части отклонения строительного объема, в связи с чем отменила выданное ранее заключение.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что строительный объем в размере 18723,0 куб. м был установлен еще при выдаче первоначального положительного заключения 18.04.2013 № 04-13/05. Данный объем определен на основании Справки МУП БТИ от 27.02.2103 (том 3, л.д. 59) и был известен Службе на момент выдачи положительного заключения, что свидетельствует о том, что данные расхождения в объеме Служба не сочла достаточно существенными и каким-либо образом влияющими на прочность и безопасность спорного объекта.

Отменяя через год выданное ранее положительное заключение, Служба никаких дополнительных проверок и исследований на предмет соответствия построенного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации не проводила, Приказ от 14.04.2014 № 62-П об отмене заключения № 04-13/015 от 18.04.2013 был издан на основании уже имеющейся ранее в распоряжении Службы информации, никаких иных несоответствий выявлено не было.

При обращении в суд с заявлением Общество, ссылаясь в том числе на Положение № 54 и Административный регламент исполнения государственной функции «Осуществления регионального строительного надзора в случаях и порядке, установленном действующим законодательством, с выдачей заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства, …», утв. Распоряжением Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга от 14.01.2013 № 1-Р, полагало, что названными нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность отмены ранее выданного заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов и проектной документации.

Отклоняя данный довод заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при осуществлении публичных функций компетентный орган государственной власти, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом ненормативный правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований. Установив в порядке самоконтроля несоответствие выданного ранее заключения о соответствии требованиям действующего законодательства, Служба правомерно издала приказ об отмене такого

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2015 по делу n А56-25006/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также