Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу n А57-19291/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А57-19291/2013

 

25 июня 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2014 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Волковой Т.В.,

судей Никитина А.Ю., Тимаева Ф.И.,

при   ведении   протокола   судебного   заседания  секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства сельского хозяйства Саратовской области

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 апреля 2014 года по делу №А57-19291/2013, (судья Федорцова С.А.),

по иску индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Балабановой Ольги Николаевны, Саратовская область, г. Аткарск, ул. Ленина, 2 (ИНН 643800067178)

к министерству сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов, ул. Университетская, 45/51

о взыскании убытков в размере 5 297 755 рублей,

при участии в судебном заседании:

от индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Балабановой О.Н. – Пантелеев А.П., по доверенности от 11.11.2013,

от министерства сельского хозяйства Саратовской области – Яворек Д.Я., по доверенности от 14.01.2014 №03-03-02-63,

установил:

 Индивидуальный предпринимателя Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства Балабанова О.Н.  (далее – ИП Глава КФХ Балабанова О.Н., истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области к министерству сельского хозяйства Саратовской области  (далее – ответчик) с исковым заявлением о возмещении вреда, причиненного министерством сельского хозяйства Саратовской области, в результате незаконного отказа в выплате субсидии и незаконного бездействия, выразившегося в задержке в выплате субсидии, за счет казны субъекта Российской Федерации – Саратовской области в лице главного распорядителя бюджетных средств – министерства сельского хозяйства Саратовской области в размере 5 297 755 рублей.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14 апреля 2014 года с Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу истца – ИП Главы КФХ Балабановой О.Н., взысканы убытки в размере 5 297 755 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, министерство сельского хозяйства Саратовкой области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 апреля 2014 года по делу №А57-19291/2013 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Представитель министерства сельского хозяйства Саратовской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска, считая, что не доказан факт убытков.

Представитель ИП Главы КФХ Балабановой О.Н. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, коллегия считает, что не имеется оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы, однако, отмечает, что судом первой инстанции неправильно дана правовая оценка к применимым отношениям, возникшим между сторонами, но она не привела к принятию неверного решения в силу следующего.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" наделялось правами юридического лица. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 4, статье 16 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" главой крестьянского (фермерского) хозяйства может являться один из его членов.

В силу статьи 18 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства, смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства.

Членами крестьянского (фермерского) хозяйства являлись ИП Балабанов А.Н. и ИП Балабанова О.Н.

После смерти ИП Балабанова А.Н., единственным участником крестьянского (фермерского) хозяйства ИП Балабановой О.Н. 10.07.2012 г. было принято решение о назначении Балабаной О.Н. главой крестьянского (фермерского) хозяйства, а также решение о смене наименования крестьянского (фермерского) хозяйства.

Как усматривается из материалов дела, 03.05.2011 г. между филиалом ООО «Национальная противопожарная страховая компания и индивидуальным предпринимателем Главой КФХ Балабановым А.Н. был заключен Генеральный договор страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой № СХ/10(16)1-П-64/11. По условиям данного договора страхование урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений производится на случай утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений согласно Перечню, установленного Правилами субсидирования.

Согласно генеральному договору № СХ/10(16)1-П-64/11 от 03.05.2011 г. и полису страхования № СХ/10(16)1-П-64/11 от 03.05.2011 г. ИП Главой КФХ Балабановым А.Н. был застрахован на случай утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур (пшеница яровая, ячмень, просо, гречиха, кукуруза на зерно, подсолнечник) на общую страховую сумму 71 423 705,75 рублей, страховая премия составила 10 595 510,66 рублей.

На основании данного договора Главой КФХ Балабановым А.Н. платежными поручениями № 328 от 29.09.2011 на сумму 1 000 000 руб., №337 от 06.10.2011 на сумму 1 500 000 руб., № 344 от 10.10.2011 на сумму 1 500 000 руб., № 356 от 17.10.2011 на сумму 877 000 руб., № 363 от 19.10.2011 на сумму 1 500 000 руб., № 366 от 21.10.2011 на сумму 1 400 000 руб. перечислены страховые взносы.

Зная о предоставлении Правительством Саратовской области в 2011 году субсидий на государственную поддержку сельского хозяйства, ИП Глава КФХ Балабанов А.Н. обратился в Министерство сельского хозяйства Саратовской области с соответствующим заявлением о выплате субсидий.

Уведомлением от Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 08.11.2011 № 02-03-10-7545 ИП Балабанову отказано в выплате субсидий крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Основанием для отказа в предоставлении субсидий послужило предоставление заявителем недостоверных сведений о сумме причитающихся выплат, а именно уплата страховой премии (страхового взноса) подтверждена копиями платежных поручений на общую сумму 7 777 000 руб., тогда как в справке о размере средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая однолетних сельскохозяйственных культур 2011 г. указан размер субсидий 4 937 508 руб., а в справке о размере средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из областного бюджета, на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая однолетних сельскохозяйственных культур 2011 г. указан размер субсидии 360 247 руб. Названный размер субсидии рассчитан от суммы уплаченной страховой премии (страхового взноса) в размере 10 595 510 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.06.2013 г. по делу №А57-10590/2012, которое вступило в законную силу, отказ Министерства сельского хозяйства Саратовской области в выплате ИП Главе КФХ Балабанову А.Н. субсидии, выраженной в форме Уведомления от 08.11.2011 г. № 02-03-10-7545/1, признан незаконным.

Согласно пункту 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебном актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, подлежат риски утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений.

Сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее пятидесяти процентов от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования.

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета предоставляются на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на страхование по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Порядок, условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на компенсацию части затрат на страхование сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам страхования и размер компенсации по договорам страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пункт 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1199 (далее - Правила N 1199), предусматривает, что субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией части страховой премии, уплаченной сельскохозяйственными товаропроизводителями по договорам страхования на случай утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая) в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные и песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье, переувлажнение почвы).

В 2011 г. Министерство сельского хозяйства Саратовской области в соответствии с Законом Саратовской области от 26.11.2010 г. № 201-ЗСО «Об областном бюджете на 2011 год» являлось главным распорядителем средств областного бюджета на 2011 год, предусмотренных подразделом «Сельское хозяйство и рыболовство», предоставляемых в форме субсидий, в том числе на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений.

В подпункте 23 пункта 1.1 Приложения 11 к Закону Саратовской области от 26.11.2010 г. № 201-ЗСО «Об областном бюджете на 2011 год» предусмотрены субсидии на государственную поддержку сельского хозяйства на компенсацию части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений в рамках реализации областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008 – 2012 годы», в подпункте 33 пункта 1.1 предусмотрены субсидии на государственную поддержку сельского хозяйства на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы.

В соответствии с п.п.2 ч.2 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу n А12-5521/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также