Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 по делу n А65-1638/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

11 августа 2015 года                                                                                     Дело №А65-1638/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2015 года

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,

без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 03 - 05 августа 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда  Республики Татарстан от 22 мая 2015 года по делу №А65-1638/2015 (судья Хамитов З.Н.),

по заявлению Исполнительного комитета города Мензелинска Республики Татарстан, г.Мензелинск, Республика Татарстан,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, Республика Татарстан,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, г.Мензелинск, Республика Татарстан,

Финансово-бюджетной и земельно-имущественной палаты Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, г.Мензелинск, Республика Татарстан,

Каюмова Риналя Наилевича, г.Мензелинск, Республика Татарстан,

Мавляутдинова Эмиля Флюровича, г.Мензелинск, Республика Татарстан,

о признании недействительным и незаконным решения,

УСТАНОВИЛ: 

Исполнительный комитет города Мензелинска Республики Татарстан (далее - заявитель, Исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными и незаконными пункты 1, 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – антимонопольный орган, УФАС по РТ) по делу №06-729/2014 от 29.12.2014 о признании Исполнительного комитета города Мензелинска Мензелинского муниципального района Республики Татарстан нарушившим части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:28:180301:890, расположенного по адресу: г.Мензелинск, ул.Изыскателей, д.6/1, без проведения торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (т.1 л.д.3-6, 156).

Определением суда от 26.03.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, Финансово-бюджетная и земельно-имущественная палата исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, а также гр. Каюмов Р.Н. и гр. Мавляутдинов Э.Ф. (далее - третьи лица) (т.1 л.д.106-107).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.05.2015 по делу №А65-1638/2015 заявленные требования удовлетворены частично.

Суд признал незаконным пункт 1 резолютивной части решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 29.12.2014 по делу №06-729/2014 вынесенного в отношении Исполнительного комитета города Мензелинска Мензелинского муниципального района Республики Татарстан.

Суд в остальной части заявленных требований отказал (т.1 л.д.160-166).

В апелляционной жалобе антимонопольный орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.3-7).

Исполком и третьи лица отзыв на апелляционную жалобу не представили.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 03.08.2015 до 16 час. 05 мин. 05.08.2015, после перерыва рассмотрение дела продолжено.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение от гр. Мавляутдинова Э.Ф. (№1772/ж от 29.07.2014) на действия органов местного самоуправления, по факту неправомерного заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Мензелинск, ул.Изыскателей, дом 6, квартира 1 с гр. Каюмовым Р.Н., что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По итогам рассмотрения обращения заявителя, а также изучения представленных документов, антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.

25.03.2014 от гражданина Мавлютдинова Э.Ф. в адрес Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ направлено заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Мензелинск, ул.Изыекателей, дом 6 квартира 1, для объекта индивидуального жилищного строительства.

23.04.2014 от гражданина Каюмова Р.Н. в адрес Исполнительного комитета города Мензелинска РТ направлено заявление о предоставлении вышеуказанного земельного участка для строительства жилого дома.

В газете «Мензеля» 23.05.2014 №37 (11498) и в газете «Минзэлэ» 23.05.2014 №37 (11622) Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района Республики Татарстан опубликовано информационное сообщение о принятии заявлений на предоставление в аренду земельного участка площадью 914 кв.м. с кадастровым номером 16:28:180301:890, расположенного по адресу: РТ, Мензелинский муниципальный район, г.Мензелинск, ул.Изыскателей, д.6/1, для объекта индивидуального жилищного строительства.

19.06.2014 от гражданина Каюмова Р.Н. в адрес Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ направлено заявление о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду для строительства жилого дома.

Данный земельный участок предоставлен в аренду Постановлением руководителя Исполнительного комитета города Мензелинска от 02.07.2014 №304 «О предоставлении земельного участка в аренду под строительство индивидуального жилого дома» на основании заявления гр. Каюмова Р.Н. с учетом публикации в газете «Мензеля» от 23.05.2014 сроком на 3 года и заключен договор аренды.

При этом заявление Мавлютдинова Э.Ф. зарегистрированное в Финансово-бюджетной и земельно-имущественной палате Мензелинского муниципального района РТ осталось не рассмотренным и торги не состоялись.

Усмотрев в действиях Исполнительного комитета города Мензелинска (423700, РТ, г. Мензелинск, ул.Ленина, д. 80) нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части предоставления в аренду земельного участка без проведения торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 31.10.2014 №02/418-к возбуждено дело №06-729/2014.

По результатам рассмотрения вышеуказанного дела антимонопольным органом 29.12.2014 принято решение № 06-729/2014 (т.1 л.д.7-14), в соответствии с которым:

1. Признать Исполнительный комитет г. Мензелинска нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в части предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:28:180301:890, расположенного по адресу: РT, Мензелинекий муниципальный район, г. Мензелинск, ул.Изыскателей, д.6/1, без проведения торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. На основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», рассмотрение дела №06-729/2014 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить, в связи с добровольным устранением Исполнительным комитетом г. Мензелинска нарушений антимонопольного законодательства.

3. Передать имеющиеся материалы дела должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Не согласившись с пунктами 1, 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 29.12.2014 по делу №06-729/2014, заявитель оспорил их в судебном порядке.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, частично удовлетворив заявленные требования, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и  неправильно применил нормы материального права.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Согласно части 2 статьи 1 целями Закона о защите конкуренции являются в том числе обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Частью 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.

Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в аренду, безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.

В силу статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статей 11, 22 и 29 ЗК РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и их предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Вопросы, связанные с порядком предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Согласно статье 30.1 ЗК РФ, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 по делу n А55-19274/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также