Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по делу n А55-28927/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

            ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45     www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

09 июня 2015 года                                                                             Дело № А55-28927/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 03 июня 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  09 июня 2015 года

                                                                       

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,

с участием: от Управления Росреестра по Самарской области – до и после перерыва представителя Пузанова В.В., доверенность от 12.01.2015 года № 12-30,

от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – до и после перерыва представителя Малышева И.А., доверенность от 12.01.2015 года № 4,

от ОАО «Волжская ТГК» - до перерыва представителя Острецовой Л.Н., доверенность от 17.04.2015 года, после перерыва представителя Бурловой Е.А., доверенность от 17.04.2015 года

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по  апелляционной жалобе Управления Росреестра по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 марта 2015 года по делу  № А55-28927/2014 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, к Управлению Росреестра по Самарской области, г. Самара, третье лицо: ОАО «Волжская ТГК», о признании незаконным отказа и обязании,

                                                    УСТАНОВИЛ:

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Росреестра по Самарской области (далее - ответчик),   о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации договора аренды лесного участка № 27/2012/7600-FA041/02-02005/1489-2012 от 22.02.2012 с кадастровым номером 63:09:0308009:5 по заявлению ОАО «Волжская ТГК», изложенного в сообщении от 20.12.2012 № 09/098/2012-359 и обязании Управления Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию договора аренды лесного участка № 27/2012/7600-FA041/02-02005/1489-2012 от 22.02.2012 с кадастровым номером 63:09:0308009:5.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОАО «Волжская ТГК».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 марта 2015 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, Управление Росреестра по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме, жалобу - удовлетворить.

По мнению подателя жалобы судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права, не дана оценка доводам ответчика.

Указывает на неправомерное отклонение судом ссылки на нарушение сроков переоформления лесного участка и необходимости его предоставления на торгах.

Кроме того, указывает на несоответствие действующему законодательству вывода суда об отсутствии у уполномоченного органа исполнительной власти права отказать в переоформлении договора аренды участка лесного фонда, в том числе по истечении срока, предусмотренного п. 1 ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006г. №201-ФЗ «О введении в действе Лесного кодекса Российской Федерации».

Податель жалобы считает, что договор аренды спорного земельного участка, заключенный на неопределенный срок без проведения торгов, является ничтожным и поскольку право собственности на арендуемый участок не зарегистрировано за Российской Федерацией, в государственной регистрации договора аренды земельного участка отказано правомерно.

Управление Росреестра по Самарской области в жалобе ссылается на пропуск срока, установленного ст. 198 АПК РФ, на обращение с заявлением в суд.

ОАО «Волжская ТГК»  апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ОАО «Волжская ТГК» в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании 27.05.2015 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16 час. 10 мин.            03.06.2015. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

После перерыва рассмотрение дела продолжено.

После перерыва в судебном заседании представители сторон остались при своих позициях.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва,  выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» обратилось в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды лесного участка №27/2012/7600-FA041/02-02005/1489-2012 от 22.02.2012.

20.12.2012 заинтересованным лицом отказано в государственной регистрации договора по основаниям, изложенным в сообщении об отказе с государственной регистрации от 20.12.2012 № 09/098/2012-359 (л.д. 76-88 т. 1), а именно: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя, ответ органа государственной власти на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа или информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

01.10.2014 ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» обратилось в адрес Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (вх. № 27/17190) с заявлением о принятии мер по устранению причин отказа Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 22.02.2012 №27/2012/7600-FA041/02-02005/1489-2012 (л.д.75 т. 1).

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, полагая, что отказ в государственной регистрации противоречит закону и нарушает его права, обратилось с заявлением в суд.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 № 34 «О реорганизации Департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области» Департамент лесного хозяйства Самарской области реорганизован путем присоединения к Министерству природных ресурсов, и охраны окружающей среды Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2009 № 367 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 18.02.2009 № 34 «О реорганизации Департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области» Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2011 № 165 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 18.02.2009 № 34 «О реорганизации Департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о Министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области» Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

Судом установлено, что договор на аренду спорного участка лесного фонда с правом выкупа заключен 25.06.1996, между Ставропольским парклесхозом и Тольяттинской ТЭЦ филиала АООТ «Самараэнерго» и был переоформлен на договор аренды лесного участка №27/2012/7600-FA041/02-02005/1489-2012 от 22.02.2012 на основании Приказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 22.02.2012 №38 в целях приведения договора аренды участка лесного фонда от 25.06.1996 в соответствие со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ».

Приказ №38 от 22.02.2012 издан по результатам проверки Министерством Лесного хозяйства Самарской области использования земельных участков (Акт №18/П-10 от 28.10.2011) (л.д. 23 т. 2), в ходе, которой установлено, что ОAO «Волжская ТГК» использует лесной участок на основании договора аренды №27 от 25.06.1996.

Договор аренды лесного фонда от 25.06.1996 был переоформлен на договор аренды лесного участка №27/2012 от 22.02.2012, в котором арендатором выступает ОАО «Волжская ТГК» ввиду того, что на арендуемом участке лесного фонда находятся объекты недвижимого имущества (золоотвал, литер С58, золошлакопроводы, литера Ш-Ш16, насосная станция осветленной воды, литер А42, насосная станция откачки дренажных вод, литер А43), принадлежащие ОАО «Волжская ТГК» на праве собственности, перешедшие ОАО «Волжская ТГК» от ОАО «Самараэнерго» в оплату уставного капитала ОАО «Волжская ТГК» на основании договора о создании ОАО «Волжская ТГК» от 18.07.2005 (л.д. 32 т.2). Указанный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АБ 738153, свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АА 650374 от 25.11.2002 (л.д. 46-50 т. 2), договором о создании ОАО «Волжская ТГК» от 18.07.2005.

Данный земельный участок был передан ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» по акту приема-передачи от 22.02.2012 на основании договора аренды от 22.02.2012 №27/2012/7600-FA041/02-02005/1489-2012.

Таким образом, договор аренды лесного участка №27/2012 от 22.02.2012 переоформлен ОАО «Волжская ТГК» в порядке статей 35,36 Земельного кодекса Российской Федерации.

20.12.2012 ответчиком отказано в государственной регистрации договора аренды по основаниям, изложенным в сообщении об отказе с государственной регистрации от 20.12.2012 № 09/098/2012-359.

Суд первой инстанции, признавая незаконным отказ, правомерно исходил из следующего.

В статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права.

Согласно абзацам 4, 8, 10, 13 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав, случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В ходе государственной регистрации прав на недвижимое имущество регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных документов и проверяет законность сделки.

Согласно статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по делу n А55-1661/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также