Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу n А55-12111/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

08 апреля 2015 года                                                                                 Дело №А55-12111/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2015 года

В полном объеме постановление изготовлено 08 апреля 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 06.04.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.01.2015 по делу №А55-12111/2014 (судья Харламов А.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тональ» (ИНН 6317090967, ОГРН 1126317001854), г.Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г.Самара, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара, Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (г.Волгоград) в лице отдела водных ресурсов по Самарской области, г.Самара, об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность,

в судебном заседании приняли участие:

от ООО «Тональ» - Ряднова М.А. (доверенность от 03.04.2015), Струков И.А. (доверенность от 03.04.2015),

от Министерства имущественных отношений Самарской области – Вирт О.И. (доверенность от 30.12.2014 №428),

представители Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (г.Волгоград) в лице отдела водных ресурсов по Самарской области не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Тональ» (далее - ООО «Тональ», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее – Министерство) от 31.03.2014 №12-1/0041/14 в предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0202001:24, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Барбошина поляна, Овраг Артек, № 126, площадью 40000,00 кв.м, и об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении указанного земельного участка в собственность общества за выкуп и направления проекта договора купли-продажи земельного участка в течение 10 дней с момента вступления судебного решения по данному делу в законную силу.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.01.2015 по делу № А55-12111/2014 указанные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Министерство просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества. По мнению Министерства, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.

ООО «Тональ» в отзыве апелляционную жалобу отклонило, считая, что обжалованное судебное решение является законным и обоснованным.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (г.Волгоград) в лице отдела водных ресурсов по Самарской области, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.

В судебном заседании представитель Министерства поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.

Представители общества апелляционную жалобу отклонили по основаниям, приведенным в отзыве.

В судебном заседании Министерство подало заявление о его замене в порядке процессуального правопреемства на Администрацию городского округа Самара в части требования об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов общества.

Данное заявление суд апелляционной инстанции оставил без удовлетворения в связи с отсутствием достаточных оснований для процессуальной замены. Кроме того, вопрос о процессуальной замене может быть решен на стадии исполнительного производства с учетом установления Главой администрации городского округа Самара конкретного органа, в компетенцию которого будут входить соответствующие полномочия.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, ООО «Тональ» на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Барбошина поляна, Овраг Артек, № 126 (летние домики и иные нежилые сооружения с литерами Ж1ж1, Жж, Ии, Кк, ММ1мм1, ПП1пп1, ХХ1хх1, ТТ1тт1, Рр, Ш, Ч, Ююю1, Б1б2, Аа, Яяя1, Бб, Ш1, Ззз1з2з3, Б2б2, С-С2, Щ1щ1щ2, Л1л1л2, Ц-Ц2цц1, Оо, Лл, ВВ1В2, ГГ1Г2, Щ) на земельном участке площадью 40000,00 кв.м с кадастровым номером 63:01:0202001:24.

14.01.2014 ООО «Тональ» обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении ему в собственность за выкуп указанного земельного участка.

Уведомлением от 31.03.2014 № 12-1/0041/14 Министерство со ссылкой на пункт 4 статьи 28 и пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), часть 1 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) отказало обществу в предоставлении указанного земельного участка в собственность, указав, что по сведениям, представленным Министерством природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, этот земельный участок находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в кварталах №7 и №11 Самарского лесничества. Кроме того, Министерство указало, что испрашиваемый обществом земельный участок относится к землям общего пользования.

С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал этот отказ Министерства незаконным.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса ЗК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей по состоянию на день принятия оспариваемого отказа) юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют  юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Как уже указано, ООО «Тональ» является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Барбошина поляна, Овраг Артек, № 126 (летние домики и иные нежилые сооружения) на земельном участке площадью 40000,00 кв.м с кадастровым номером 63:01:0202001:24. Данные объекты недвижимого имущества были приобретены ООО «Тональ» по договору купли-продажи от 21.10.2013 с ООО «Радиант».

Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.

В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В кадастровом паспорте от 08.04.2011 № 63-00-102/11-63796 указано, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0202001:24 относится к категории земель населенных пунктов; разрешенный вид использования - «база отдыха «Сокол». При этом в кадастровом паспорте отсутствуют какие-либо указания на отнесение земельного участка или его части к территории общего пользования.

Довод Министерства о том, что лесные участки являются таковыми в силу прямого указания закона, а не наличия либо отсутствия записи о них в ЕГРП, суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку запись в ЕГРП подтверждает установленный и существующий статус земельного участка.

Согласно пункту 2 статьи 8 ЛК РФ формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В силу пункта 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Общие основания ограничения оборотоспособности земельных участков установлены статьей 27 ЗК РФ, согласно которой из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: 1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ); 2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; 3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; 4) объектами организаций федеральной службы безопасности; 5) объектами организаций органов государственной охраны; 6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; 7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; 8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; 9) воинскими и гражданскими захоронениями; 10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: 1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ; 2) из состава земель лесного фонда; 3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; 4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;  5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ; 6) не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ в границах закрытых административно-территориальных образований; 7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; 8) предоставленные для нужд связи; 9) занятые объектами космической инфраструктуры; 10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений; 11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; 12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; 13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Таким образом, земельные участки, являющиеся городскими лесами, не изъяты из оборота и не ограничены в обороте.

Надлежащих доказательств нахождения указанного земельного участка в границах береговой полосы Саратовского водохранилища при рассмотрении настоящего дела не представлено.

Более того, согласно письму Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 22.11.2007 №БЕ-29/1491 указанный земельный участок находится на расстоянии 21 м от береговой линии.

В соответствии с частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) береговая полоса водных объектов общего пользования - полоса вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, предназначенная для общего пользования; ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.

Из подготовленного

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу n А55-25197/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также