Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2015 по делу n А55-15649/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

02 февраля 2015 года                                                                  Дело № А55-15649/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  02 февраля 2015 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лаврской Е.В.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «УК «ВАСКО» - до перерыва представителей Борисова А.А. (доверенность от 21.07.2014), Богатикова А.Н. (доверенность от 12.01.2015), после перерыва представителя Борисова А.А. (доверенность от 21.07.2014),

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области – до и после перерыва представителя Тишиной Н.В. (доверенность № 123/6 от 14.01.2015),

рассмотрев в открытом судебном заседании 26.01.2015-28.01.2015 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «УК «ВАСКО»

на решение Арбитражного суда Самарской области  от 05 ноября 2014 года по делу № А55-15649/2014 (судья Мехедова  В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «УК «ВАСКО», г.Самара, к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г.Самара, о признании незаконными  решения и предписания,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «УК «ВАСКО» (далее – заявитель, ООО «УК «ВАСКО») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – антимонопольный орган, Управление ФАС по Самарской области) №6551/6 от 11.06.2014 по делу №8-10330-14/6 и признании незаконным предписания №6552/6 от 11.06.2014 (т.1,л.д.4-7).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.2,л.д.168-175).

Не согласившись с принятым решением, ООО «УК «ВАСКО» обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судебного акта, указывая на нарушение судом норм материального права при вынесении решения, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным решения и предписания антимонопольного органа (т.3,л.д.3-8).

Представитель  общества с ограниченной ответственностью «УК «ВАСКО» в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции от 05.11.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представитель Управления ФАС по Самарской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Как следует из материалов дела, Решением Комиссии Самарского УФАС России от 11.06.2014 г. № 6551/6 по делу №8-10330-14/6 о нарушении антимонопольного законодательства в действиях ООО «УК «ВАСКО» признано нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). На основании указанного решения ООО «УК «ВАСКО» было выдано предписание от 11.06.2014 г. № 6552/6 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Заявитель, оспаривая решение и предписание антимонопольного органа, считает, что они вынесены в нарушение действующего законодательства и антимонопольный орган не учел все обстоятельства, которые обществом были изложены в пояснениях в рамках рассмотрения дела №8-10330-14/6 о нарушении антимонопольного законодательства.

Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции, который отклонил как несостоятельные  доводы заявителя,  по следующим основаниям.

Из материалов дела №8-10330-14/6 установлено, что в Самарское УФАС России поступили сведения, согласно которым ООО «УК «ВАСКО» взимает плату за выдачу технических условий на установку индивидуального прибора учета потребляемой воды, а также отказывает в приеме в эксплуатацию индивидуального прибора учета воды.

По результатам рассмотрения указанного заявления, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Самарское УФАС России приняло решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Самарским УФАС России в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона о защите конкуренции, был проведен анализ рынка состояния конкурентной среды на рынке предоставления коммунальной услуги - водоснабжения в границах домов, находящихся в управлении ООО «УК «ВАСКО» за 2013 год.

Судом установлено, что при проведении данного анализа Самарское УФАС России руководствовалось Приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее Порядок № 220).

Самарским УФАС России определение продуктовых границ товарного рынка было определено в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220, предварительное определение товара проводится на основе: нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; товарных словарей и справочников товароведов.

Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, из положений ЖК РФ следует, что управление многоквартирным домом включает в себя ряд услуг, оказываемых Управляющей организацией собственникам помещений в многоквартирных домах, в рамках заключенных договоров управления, в том числе предоставление коммунальных услуг (водоснабжение/водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение).

Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163) включает в себя группу 04 - жилищно-коммунальные услуги. Согласно указанному общероссийскому классификатору «услуги по управлению многоквартирными домами» (041131) отнесены к разделу жилищные услуги.

Вместе с тем, коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163) отнесены к отдельному разделу 042000 «Коммунальные услуги».

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулируются Правилами   предоставления   коммунальных   услуг   собственникам   и   пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, избравшим в качестве способа управления управление управляющей организацией, определяются в договоре управления многоквартирным домом.

ООО «УК «ВАСКО» заключает с собственниками помещений в многоквартирных домах договоры на управление многоквартирным домом. Также ряд помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УК «ВАСКО» находятся в муниципальной собственности. По указанным домам между ООО «УК «ВАСКО» и Департаментом управления имуществом г.о. Самара также заключены соответствующие договоры управления многоквартирными домами.

Договоры управления многоквартирным домом, заключенные с собственниками помещений, предусматривают обязанности Управляющей организации, в том числе обеспечивать предоставление коммунальных услуг Собственнику помещений в МКД установленного качества и в необходимом объеме (холодное, горячее водоснабжение; водоотведение; отопление; электроснабжение; газоснабжение). Управляющая компания в соответствии с пунктом 3.1.13 договора управления обязана заключать с организациями коммунального комплекса договоры на снабжение коммунальными ресурсами, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг Собственнику (Нанимателям) помещения(й), в объемах и с качеством, предусмотренными договором.

Размер платы за коммунальные услуги, потребляемые в помещениях, оснащенных квартирными приборами учета, а также при оборудовании МКД общедомовыми приборами учета определяется, в соответствии с пунктом 4.3 договора управления МКД в соответствии с объемами фактического потребления коммунальных услуг, определяемыми в соответствии с действующим законодательством.

ООО «УК «ВАСКО» оказывает гражданам-потребителям коммунальные услуги, приобретая коммунальные ресурсы у поставщиков, а также выступая от имени и в интересах своих потребителей в отношениях с ресурсоснабжающими организациями, в рамках договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями. При этом, представляя интересы собственников помещений многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляет ООО «УК «ВАСКО» и, являясь стороной по договору в отношениях с ресурсоснабжающей организацией, Управляющая организация имеет возможность влиять на условия поставки гражданам ресурса, в том числе определять порядок приема в эксплуатацию приборов учета, которые потребители установили в своих квартирах.

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, перечень которых представлен ООО «УК «ВАСКО», в анализируемый период исполнителем коммунальных услуг являлась именно данная Управляющая организация.

Из анализа положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, следует, что под услугой по управлению многоквартирными домами понимаются оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицами, а также иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Вместе с тем, исходя из анализа действующего законодательства, для осуществления соответствующей деятельности по управлению многоквартирным домом, в части предоставления коммунальных услуг гражданам-потребителям, исходя из сложившихся правоотношений, а также из заключенных договоров управления, Управляющая компания становится и единственно возможным поставщиком коммунальных услуг для граждан -собственников помещений в домах под управлением ООО «УК «ВАСКО».

Соответственно с учетом заключенных договоров управления в анализируемый период по отношению к жителям многоквартирных домов, управление которыми осуществляло ООО «УК «ВАСКО», данная управляющая организация являлась единственно возможным продавцом такой услуги как управление жилым фондом, а также комплекса

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2015 по делу n А65-21418/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также