Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по делу n А55-15507/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

30 января 2015 г.                                                                                   Дело № А55-15507/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 26 января 2015 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 30 января 2015 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,

судей Захаровой Е.И., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,

с участием:

от заявителя  –  Васяев Д.В., доверенность от 01 декабря 2014 г.,

от ответчика – Ключевская И.И., доверенность от 30 декабря 2013 г № 11105/1,Ушаков Р.А., доверенность от 14 ноября 2014 г. № 9928/1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе мэрии г.о. Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2014 года по делу № А55-15507/2014 (судья Носова Г.Г.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эко Рециклинг Групп», г. Тольятти, Самарская обл.,

к городскому округу Тольятти в лице мэрии г.о. Тольятти, г. Тольятти, Самарская обл.,

о взыскании суммы неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Эко Рециклинг Групп»  (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к городскому округу Тольятти в лице мэрии г.о. Тольятти (далее ответчик) о взыскании 23 369 134, 43 руб. неосновательного обогащения, возникшего в связи с организацией деятельности по утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора населению г.о. Тольятти Самарской области за период с 01.01.2012 г. по 31.01.2014 г.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2014 года по делу № А55-15507/2014 иск  удовлетворен. Взысканы с городского округа Тольятти в лице Мэрии г.о. Тольятти  в пользу общества с ограниченной ответственностью «Эко Рециклинг Групп»  23 369 134, 43 руб., а также расходы по уплате  государственной пошлине в сумме 139 845, 67 руб. При неисполнении решения суда взыскать с  городского округа Тольятти в лице Мэрии г.о. Тольятти  в пользу общества с ограниченной ответственностью «Эко Рециклинг Групп»  проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на всю взыскиваемую по настоящему судебному акту денежную сумму, исходя из ставки рефинансирования Банка России в размере 8.25 % годовых с момента вступления решения суда в законную силу до его фактического исполнения.

В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и отказать в иске, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.

Истец считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

ООО «Эко Рециклинг Групп» осуществляет деятельность по утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ), образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти.

Постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 01.04.2009 г. № 711-п/1 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным)        учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти (далее-Порядок).

Согласно данного Порядка к расходным обязательствам г.о. Тольятти отнесено предоставление вышеназванных субсидий.

В п. 3.2. Порядка предусмотрено, что размер субсидий определяется исходя из фактически сложившихся затрат на утилизацию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, у получателей субсидий в пределах средств бюджета городского округа Тольятти.

В соответствии с п. 3.2. названного Порядка в редакции Постановления Мэрии г.о. Тольятти от 22.05.2013 г. № 1623-п/1 размер указанной субсидии со второго полугодия 2013 года составлял 70 % стоимости оказанных услуг.

Тарифы на услуги составляли (за 1 куб.м.) согласно приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.12.2011 № 215 «Об установлении тарифов на услуги ООО «Эко Рециклинг Групп»» на период с 17.01.2012 г. до очередного периода регулирования - 85,30 руб.; согласно приказа от 29.11.2012 № 397 на период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. - 85, 30 руб.; на период с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. -  94, 01 руб.; согласно приказа от 01.11.2013 № 226 на период c 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. - 94,01 руб.

Согласно Порядка в редакции Постановления Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 30.12.2011 г. № 4222-п/1 одним из условий предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, является наличие у данных лиц специализированного оборудования: по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющего принять объем твердых бытовых и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год.

В связи с отказом ответчика в выдаче субсидии, ООО «Эко Рециклинг Групп» обратилось с заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о нарушении Мэрией г.о. Тольятти ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия по делу № 111-1638-12/6 пришла к выводу, что критерий о наличии у хозяйствующего субъекта (потенциального претендента на получение субсидий) оборудования, мощность которого должна обеспечивать прием всего объема ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год является дискриминационным условием и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Комиссией Управления ФАС по Самарской области также установлено, что единственным получателем субсидии в 2012 г., истекшем периоде 2013 г. являлся ОАО «Завод по переработке твердых бытовых отходов».

ООО «Эко Рециклинг Групп» Мэрией г.о. Тольятти было отказано в предоставлении субсидий в ответ на неоднократные обращения по причине несоответствия вышеуказанному условию.

Мэрия городского округа Тольятти обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области № 7648/6 от 26.07.2013 г.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2013 г. по делу № А55-22060/2013, вступившим в законную силу, в удовлетворении данных требований Мэрии г.о. Тольятти отказано.

Суд установил, что на территории т.о. Тольятти существует только один хозяйствующий субъект ОАО «ЗПБО», который также как и ООО «Эко Рециклинг Групп», оказывает услуги по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора.

Следовательно, вышеуказанное условие о возможности заключения договора с лицензированной организацией на услуги по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора хозяйствующим субъектом, претендующим на получение субсидий на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти не может быть реализовано.

При этом, даже при наличии возможности привлечения лицензированной организации на услуги по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, данное условие повышает экономические издержки для хозяйствующего субъекта, претендующего на получение субсидий, поскольку обязывает юридическое лицо либо приобретать оборудование с необходимой мощностью, либо заключать договоры с лицензированными организациями на оказание услуг по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора.

Кроме того, Методическими рекомендациями по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов, утвержденными Госстроем Российской Федерации установлено, что норма накопления отходов - объем образования твердых бытовых отходов, приходящийся на 1 человека в год.

Следовательно, объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения является величиной условно постоянной. Таким образом, такие условия субсидирования приводят к экономической нецелесообразности осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора на территории г.о. Тольятти и, следовательно, закрытию объектов по сортировке и переработке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора.

Согласно пункту 1.3 Порядка предоставления субсидий получателем субсидии являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти.

При этом, в соответствии с положениями пункта 2.1 Порядка предоставления субсидий получатель субсидии может заключить договор с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора. В рамках заключенного Договора от 30.12.2011 г. № 164/11 и дополнительного соглашения от 01.01.2012 г. № 1 ОАО «ЗПБО» оказывает услуги по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора.

При указанных обстоятельствах, Комиссией установлено, что ОАО «ЗПБО» получая субсидии из местного бюджета г.о. Тольятти, направленные на возмещение затрат, связанных с утилизацией ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, из полученных средств оплачивает услуги по сортировке ООО «Повтор», цена на данные услуги не регулируется и является свободной. Вместе с тем, учитывая положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, следует, что при заключении получателем субсидии договора с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, он перестает быть производителем услуги, так как исключается факт оказания услуги получателем субсидии.

Таким образом, получатель субсидий ОАО «ЗПБО» не является исполнителем услуг по утилизации ТБО и (или) крупногабаритного мусора. В целях оценки состояния конкуренции на рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения на территории г.о. Тольятти, Самарским УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке), проведен анализ состояния конкуренции на данном товарном рынке в рамках, необходимых для рассмотрения настоящего дела. Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенный в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 № 607-ст, содержит определение термина «отходы потребления»: отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. Согласно примечанию ГОСТ 30772-2001 в последние годы к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (твердые бытовые отходы), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях. Основные компоненты отходов потребления - использованная упаковка, пищевые остатки, отработанные товары и материалы (в том числе опасные - аккумуляторы, батарейки, ртутные и обычные лампы накаливания, бытовая химия), изношенные автомобильные шины, уличный мусор, срезанные ветви, листья и т.п. Согласно положениям Стандарта твердые бытовые отходы (далее - ТБО) - отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

В соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, твердые бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения. При указанных обстоятельствах, исходя из целей предоставления субсидий, продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены как услуги по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся от населения. Географические границы товарного рынка определены исходя из границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (пункт 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции). Исходя из особенностей реализации услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора установлены географические границы

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по делу n А55-14533/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также