Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 по делу n А72-9844/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

12 ноября 2014 года                                                                       Дело № А72-9844/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 г.,

Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2014 г.,

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «СмартМобайл»  - извещен, не явился;

от Федеральной службы по финансовому мониторингу Межрегиональному управлению по Приволжскому федеральному округу - извещен, не явился;

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «СмартМобайл»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.09.2014 года по делу № А72-9844/2014 (судья Тимофеев В.В.),

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СмартМобайл» (ОГРН 1087325005217, ИНН 7325081100), г. Ульяновск,

к Федеральной службе по финансовому мониторингу Межрегиональному управлению по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород,

о признании незаконным и отмене постановления от 09.07.2014 № 04-14/286/2 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью «СмартМобайл» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Федеральной службе по финансовому мониторингу Межрегиональному управлению по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород, о признании незаконным и отмене постановления от 09.07.2014 № 04-14/286/2 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.09.2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью «СмартМобайл» подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.09.2014 года по делу №А72-9844/2014 и принять по настоящему делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене Постановления Межрегионального управления Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу от 09.07.2014 года №04-14/286/2 о назначении административного наказания по ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СмартМобайл».

В апелляционной жалобе указывает, что как отражено в Постановлении МРУ Росфинмониторинга по ПФО (стр. 7-9, 11) ООО «СмартМобайл», совершив сделки с ООО «Инновация» (купля-продажа собственного недвижимого имущества), ООО «Торговый дом СПП», ООО «Инвестиционная группа Основа», ООО «ЦентрИнвест», ООО «Стройподряд» (договоры беспроцентного займа), не выявило подлежащие обязательному контролю операции и не предоставило сведения о таких операциях в Росфинмониторинг.

Податель жалобы ссылается на то, что указанные лица не являлись клиентами ООО «СмартМобайл» как оператора по приему платежей, в данных правоотношениях ООО «СмартМобайл» являлось заимодавцем, заемщиком (ст. 807 Гражданского кодекса РФ), продавцом (ст. 549 Гражданского кодекса РФ), но не оператором по приему платежей.

Податель жалобы ссылается на то, что в статье 5 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие деятельность по предоставлению/получению займов и продавцы собственной недвижимости не указаны.

По мнению подателя жалобы, в ситуациях, когда ООО «СмартМобайл» не осуществляет деятельность оператора по приему платежей, отсутствуют основания для отнесения Общества к числу лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом согласно ст. 5 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и в таком случае у ООО «СмартМобайл» отсутствует обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Податель жалобы считает, что при вынесении Арбитражным судом Ульяновской области решения от 15.09.2014г по делу №А72-9844/2014 было допущено неправильное применение норм материального права.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

МРУ Росфинмониторинга по ПФО была проведена проверка деятельности ООО «СмартМобайл» по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

По результатам проверки были составлены Акт проверки от 23.06.2014 № 45 и протокол об административном правонарушении по ч.2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «СмартМобайл» от 25.06.2014 № 04-14/286/2.

Протокол об административном правонарушении № 04-14/286/2 составлен в отсутствие привлекаемого лица при наличии сведений его надлежащего уведомления о месте и времени составления протокола. Копия протокола об административном правонарушении направлена заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении 27.06.2014.

В результате рассмотрения данного протокола и иных материалов дела административным органом вынесено постановление в отношении ООО «СмартМобайл» от 09.07.2014 № 04-14/286/2 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного постановления по делу об административном правонарушении незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Выявленные нарушения выразились в следующем:

ООО «СмартМобайл» не были исполнены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Проверкой установлено, что в период с 01.02.2013 по 29.05.2014 в ООО «СмартМобайл» не исполнялись требования законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно:

1) в нарушение п.2 ст.6, п.10 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ в Обществе отсутствует организованная система внутреннего контроля в части обязательной идентификации клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности;

2) в нарушение п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ в ООО «СмартМобайл» осуществляется деятельность по правилам внутреннего контроля, не соответствующим действующему законодательству РФ в сфере ПОД/ФТ, что повлекло за собой нарушение исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ и иных нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ;

3) в нарушение приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203, Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», Федерального закона от 28.12.2013 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Постановления Правительства РФ от 19 марта 2014 года №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направления Федеральной службой по Финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям» дополнительные инструктажи в ООО «СмартМобайл» при вступлении в силу вышеуказанных нормативно-правовых актов в сфере ПОД/ФТ не проводились;

4) в нарушение приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59 Обществом в проверяемом периоде не реализовывался порядок идентификации клиентов, что выразилось, в частности, в отсутствии фиксирования клиенту оценки степени (уровня) риска с учетом признаков повышенной степени (уровня) Риска, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ.

Отсутствие созданной целостной системы надлежащей организации и осуществления внутреннего контроля в проверяемом периоде повлекло непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, на общую сумму более 37 000 000 рублей.

В ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ установлено, что действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 07 августа 2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - закон № 115-ФЗ) данный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В силу ст. 5 закона № 115-ФЗ общество с ограниченной ответственностью «СмартМобайл» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать внутренние организационные меры в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Основополагающим механизмом, направленным на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является требование по организации и осуществлению процедур внутреннего контроля.

В соответствии со ст. 3 закона № 115-ФЗ внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Судом верно  отмечено в решении, что отсутствие ведения анкет, предусмотренных правилами внутреннего контроля, привело к отсутствию исполнения требований приказа Росфинмониторинга №59, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в организации.

Административным органом установлено, что в ООО «СмартМобайл» при заключении договоров беспроцентного займа со следующими клиентами, отвечающих признакам повышенной степени риска, уровень риска как повышенный не присвоен и нигде не зафиксирован, в том числе, при принятии на обслуживание:

- 11.11.2013 ООО «Инвестиционная группа Основа» (договор займа №3),

- 20.11.2013 ООО «Инновация» (договор купли-продажи помещения),

- 26.11.2013 ООО «ЦентрИнвест» (договор займа №4).

Отсутствие  присвоения и фиксирования уровня риска клиентам (учитывая также характер взаимоотношений с фирмами) указывает на неисполнение ООО «СмартМобайл» утвержденных 28.01.2010 правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ и отсутствие осуществления внутреннего контроля в Обществе.

ООО «СмартМобайл» как организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом обязано принимать меры, направленные на ПОД/ФТ в отношении всех своих контрагентов без исключения по осуществлению внутреннего контроля и идентификации их относительно лиц, указанных в Перечне.

В результате отсутствия надлежащей организации и осуществления ООО «СмартМобайл» внутреннего контроля, операции, подлежащие обязательному контролю (на сумму более 37 000 000 рублей), не выявлены и в Федеральную службу по финансовому мониторингу не направлены.

В ходе проверки административным органом установлено, что в нарушении приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203, директором Ходевой Н.В. не пройдено обучение в форме целевого инструктажа, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля.

Отсутствие обучения законного представителя привело к тому, что Обществом не была налажена ни обязательная к исполнению программа идентификации клиентов с Перечнем, ни программа выявления операций с денежными средствами или иным имуществом в ООО «СмартМобайл» и специальным должностным лицом ООО «СмартМобайл», поименованные в административном деле операции не выявлены, сведения о них не зафиксированы и в Росфинмониторинг не направлены.

Судом правомерно отклонен довод общества о том. что под понятие клиента в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ не подпадают лица, с которыми он заключал договоры беспроцентного займа, что операторам по приему платежей необходимо отслеживать операции связанные исключительно с приемом платежей.

Приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 (в ред. от 03.09.2012) «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 по делу n А65-12151/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также