Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу n А49-2347/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

08 октября 2014 года                                                                            Дело № А49-2347/2014

г.Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2014 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Захаровой Е.И., при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:

от муниципального казенного предприятия «Теплоснабжение г.Пензы»  - представителей Акулиной О.В. (доверенность от 17 марта 2014 года), Ежовой Е.А. (доверенность  от 09 января  2014 года),

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Пензы - представителя – Марушкина А.А. (доверенность от 29 января 2014 года),

от Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области - представителя Разиной Т.А. (доверенность от 03 марта 2014 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании 01 октября 2014 года с использованием средств видеоконференц-связи апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Пензы

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 14 июля 2014 года по делу №  А49-2347/2014 (судья Столяр Е.Л.), принятое по заявлению  муниципального казенного предприятия «Теплоснабжение г.Пензы» (ИНН 5836013530; ОГРН 1075836002450), г.Пенза, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Пензы (ИНН 5836010018; ОГРН 1045803015543), г.Пенза, Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области (ИНН 5836010515; ОГРН 1045800303933), г.Пенза,

о признании недействительными решений от 29 ноября 2013 года № 30 в части, от 26 февраля 2014 года № 06-10/25 в части,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Муниципальное казенное предприятие «Теплоснабжение г.Пензы» (далее – МКП «Теплоснабжение г.Пензы», предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Пензы (далее – ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы, налоговый орган, инспекция) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29 ноября 2013 года № 30 в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 507 995 руб., пени за несвоевременную уплату этого налога – 47 388 руб. 68 коп. и штрафа – 99 200 руб. и решения Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее – УФНС России по Пензенской области) от 26 февраля 2014 года № 06-10/25.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 14 июля 2014 года решение ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы от 29 ноября 2013 года № 30 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания с МКП «Теплоснабжение г.Пензы» налога на добавленную стоимость в сумме 507 995 руб., начисления пени за несвоевременную уплату этого налога – 47 388 руб. 68 коп., штрафа – 99200 руб. 52 коп., решение УФНС России по Пензенской области от 26 февраля 2014 года № 06-10/25 в этой же части признаны недействительными, как противоречащие нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и на налоговый органы возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.  С ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы и УФНС России по Пензенской области в пользу МКП «Теплоснабжение г.Пензы» взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере по 2000 руб. с каждого.

В апелляционной жалобе ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, наличие в представленных заявителем в ходе выездной налоговой проверки первичных документах недостоверных и противоречивых сведений, свидетельствующих о невозможности осуществления контрагентами ООО «СКАД-2010» и ООО «Орбита» работ для заявителя, непроявление заявителем должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.

В отзыве на апелляционную жалобу предприятие просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления предприятия.

Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, налоговым органом в период с 24 декабря 2012 года по 19 августа 2013 года проведена выездная налоговая проверка МКП «Теплоснабжение» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания) налогов и сборов за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года.

Как установлено в акте выездной проверки от 17 октября 2013 года № 22, МКП «Теплоснабжение г.Пензы» не уплачен в бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 507 995 руб., в том числе: за 2 квартал 2011 года – 60 966 руб. 61 коп., за 3 квартал 2011 года – 127 293 руб. 09 коп., за 3 квартал 2011 года – 319 735 руб. 30 коп.

Решением от 29 ноября 2013 года № 30 ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы начислила МКП «Теплоснабжение г.Пензы» НДС в сумме 507 955 руб., пени – 47 388 руб. 68 коп., штраф – 101 599 руб.

Решением УФНС России по Пензенской области от 26 февраля 2014 года № 06-10/25 решение ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы о привлечении МКП «Теплоснабжение г.Пензы» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 29 ноября 2013 года № 30 отменено в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в размере 2398 руб. 48 коп., в остальной части решение инспекции оставлено в силе.

Обжалуемым решением ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы от 29 ноября 2013 года № 30 установлено, что в нарушение пунктов 1 и 6 статьи 169, пунктов 1, 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 НК РФ МКП «Теплоснабжение г.Пензы» неправомерно отнесен к налоговым вычетам по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2011 года НДС в сумме 60 966 руб. 61 коп., за 2 квартал 2011 года – 127 293 руб. 09 коп., за 4 квартал 2011 года – 319 735 руб. 30 коп.

Основания для вынесения данного решения инспекции явились следующие обстоятельства: контрагенты по юридическим адресам не находятся; имеют «формального» учредителя и руководителя; отсутствуют основные и транспортные средства (в том числе арендованные), работники, необходимые для ведения деятельности в заявленном размере. Денежные средства за выполненные работы перечислялись контрагентам (в том числе «проблемным»), большая часть денежных средств обналичена, документально прием денежных средств в кассу организаций не оформлялся. Отсутствуют доказательства выполнения работ данными контрагентами. По результатам почерковедческой экспертизы лица, от имени которых подписаны документы со стороны контрагента, на самом деле документы не подписывали. В налоговых декларациях по налогу на прибыль отражена сумма расхода максимально приближенная к сумме дохода. Удельный вес расходов в общей сумме доходов составил 99,9%. В налоговых декларациях по НДС суммы налоговых вычетов максимально приближены к суммам начисленного НДС. Не представлены налоговые декларации по НДС.

В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей вычеты. Налоговым вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.

Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Причем вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (пункт 2 статьи 169 НК РФ).

Пунктом 6 статьи 169 НК РФ определено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 февраля 2005 года № 93-О, в случае, если выставленный налогоплательщику счет-фактура не содержит четкие и однозначные сведения, предусмотренные в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ, в частности данные о налогоплательщике, его поставщике и приобретенных товарах (выполненных работах, оказанных услугах), такой счет-фактура не может являться основанием для принятия налогоплательщиками к вычету или возмещению налога на добавленную стоимость, начисленных поставщиками.

По смыслу данной нормы, соответствие счета-фактуры требованиям, установленным пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету. Таким образом, требование пункта 2 статьи 169 НК РФ, согласно которому налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только полноценный счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по дефектному счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Определении также сделал однозначный вывод, что обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике – покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.

Следовательно, при решении вопроса о возможности принятия налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость налогоплательщиком в случае перечисления суммы оплаты в счет предстоящих поставок товаров, необходимо исходить из реальности расходов, произведенных для приобретения товаров (работ, услуг), а также их документального подтверждения, то есть надлежащим образом оформленных счетов-фактур, платежных документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты за товар, и договора, предусматривающего перечисление указанных сумм, а также реальности самого товара.

Материалами дела установлено, что для подтверждения расходов МКП «Теплоснабжение г.Пензы» по приобретению работ по восстановлению асфальтового покрытия представлены счета-фактуры ООО «СКАД-2010» и работ по благоустройству территории  счета-фактуры ООО «Орбита», в соответствии с которыми к вычетам отнесен НДС в сумме 507 995 руб., в том числе: ООО «СКАД-2010» - 435 887 руб. 96 коп., ООО «Орбита» - 72 107 руб. 04 коп.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», судебная практика исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. Под налоговой выгодой в целях настоящего постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получение налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

В этом же постановлении указано, что о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу n А55-2815/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также