Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 20.03.2002 № 145

 

             ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 20.03.2002  N 145
     г. Вологда

     Об отчете Контрольно-счетной
     палаты Вологодской области об
     итогах работы за 2001 год


     В соответствии со статьей 24 закона области от  11  февраля  1997
года  N  131-ОЗ  "О  Контрольно-счетной  палате  Вологодской  области"
Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить отчет Контрольно-счетной палаты Вологодской  области
об итогах работы за 2001 год.

     2. Опубликовать   отчет   Контрольно-счетной  палаты  Вологодской
области об итогах работы за  2001  год  в  областной  газете  "Красный
Север".


     Председатель Законодательного
     Собрания области          Н.В. Тихомиров


                                               Утвержден
                                    Постановлением Законодательного
                                  Собрания области от 20.03.2002 N 145


                                ОТЧЕТ
            Контрольно-счетной палаты Вологодской области
                     об итогах работы за 2001 год


     Настоящий отчет подготовлен в соответствии с  требованием  статьи
24  закона области от 11.02.1997 N 131-ОЗ "О Контрольно-счетной палате
Вологодской  области"  (далее   Закон)   о   ежегодном   представлении
Законодательному  Собранию области отчета об итогах работы за истекший
год.


     I. Общие   сведения   о  деятельности  Контрольно-счетной  палаты
        области в 2001 году

     В соответствии со  статьей  2  Закона  Контрольно-счетная  палата
(далее      -     Палата)     осуществляет     контрольно-ревизионную,
экспертно-аналитическую,  информационную и иную деятельность,  которая
строится на основе перспективных и текущих планов.
     План проведения контрольно-ревизионных и  экспертно-аналитических
мероприятий  на  2001  год  формировался на основе поручений депутатов
Законодательного Собрания,  предложений правительства области и Палаты
и был утвержден постановлением Законодательного Собрания от 21.02.2001
N 92.
     В течение   года   было   проведено   49   контрольно-ревизионных
мероприятий,  в ходе  которых  проверено  170  объектов.  Кроме  того,
осуществлено 54 обследования и экспертно-аналитических мероприятия.  В
результате выявлено 437 фактов нарушений законодательных и нормативных
актов,  в том числе 88 - по вопросам ведения учета. По итогам проверок
дано 433 предложения по устранению выявленных финансовых нарушений. По
фактам установленных нарушений в организации направлено 146 писем,  83
представления,  2 предписания.  В 10 случаях по  устранению  нарушений
финансовой   дисциплины   приняты   постановления  и  решения  органов
государственной   власти.    К    дисциплинарной,    административной,
материальной и иной ответственности привлечены 23 должностных лица. От
организаций получено 137 писем с информацией об устранении недостатков
и нарушений.
     Отчеты о    результатах    проводимых    мероприятий    регулярно
направлялись губернатору области, в Законодательное Собрание области.
     Палата приняла участие  в  учредительной  конференции  Ассоциации
контрольно-счетных   органов   государственного  финансового  контроля
России,  проходившей в Счетной Палате Российской Федерации 8-9 декабря
2000  года,  где представила свои предложения по правовому обеспечению
государственного финансового контроля в Российской Федерации.
     В течение   2001   года   Палата  активно  участвовала  в  работе
Ассоциации  по  сотрудничеству  органов  государственного  финансового
контроля субъектов Российской Федерации,  в рамках которой проводились
семинары и конференции по обмену опытом  в  Москве,  Санкт-Петербурге,
Анапе, Рязани, Мурманске. Палатой оказывалась информационная поддержка
контрольно-счетным  органам  других  субъектов  Российской   Федерации
(Ярославль, Архангельск, Новгород Великий, Калининград).


     II. Результаты     проведенных      контрольно-ревизионных      и
         экспертно-аналитических мероприятий

     Предварительный контроль

     Предварительный контроль  осуществлялся  Палатой  при  проведении
экспертиз проекта закона области "Об областном бюджете на  2002  год",
проектов  правовых  актов  по  бюджетному  законодательству  области и
других нормативных актов,  предусматривающих расходы,  покрываемые  за
счет  средств бюджета,  или влияющих на формирование бюджета области и
расходование его средств.
     По результатам  проведенного  анализа  проекта закона области "Об
областном бюджете на  2002  год"  было  подготовлено  и  направлено  в
Законодательное  Собрание  области  заключение,  в котором Палата дала
свои замечания и предложения по улучшению  проекта.  Все  рекомендации
можно разделить на несколько направлений:

     1. Обеспечение   сбалансированности,   реалистичности  и  полноты
отражения доходов и расходов бюджета:
     проверены, уточнены   расчеты   по   всем  основным  составляющим
показателям доходной части бюджета;
     рекомендовано уточнить доходы бюджета за счет сокращения недоимки
и поступления задолженности по графикам гашения платежей на 2002  год,
а также уточнить налогооблагаемую базу;
     проверена обоснованность включения (исключения) расходов бюджета,
уточнены  ряд  расходных направлений,  правильность отражения выдачи и
погашения бюджетных ссуд и кредитов, верхнего предела государственного
долга.

     2. Соблюдение принципов бюджетной системы РФ:
     проверены и даны  рекомендации  по  соблюдению  единой  бюджетной
классификации при отражении бюджетных расходов;
     даны рекомендации  по  более  полной  детализации   ведомственной
структуры расходов.

     3. Межбюджетные отношения:
     проанализированы изменения регулирующих налогов по всей бюджетной
вертикали   и   их  влияние  на  доходную  базу  консолидированного  и
областного бюджетов;
     проанализирована динамика    финансовой    помощи    по   каждому
муниципальному образованию;
     даны рекомендации   по   формированию   и   использованию   фонда
финансовой поддержки, выдаче субсидий и субвенций, бюджетных ссуд.
     В рамках  предварительного  контроля  Палатой  были  подготовлены
заключения на проекты федерального закона "О  федеральном  бюджете  на
2002 год",  законов области "О внесении изменений и дополнений в закон
области "Об областном бюджете на 2001 год",  "О бюджетном  процессе  в
Вологодской  области",  изменения  и  дополнения  в законы области "Об
инвестиционной деятельности на территории  Вологодской  области",  "Об
управлении   и  распоряжении  объектами  (имуществом)  государственной
собственности Вологодской области",  а также на ряд проектов областных
целевых программ.
     По состоянию на  1  января  2001  года  во  всех  действующих  на
территории Вологодской области отделениях государственных внебюджетных
социальных   фондов   были    проведены    комплексные    обследования
эффективности  использования  средств  фондов  с  элементами встречных
проверок.
     В 2001  году большое внимание уделялось предварительному контролю
с целью  рационализировать  использование  государственных  средств  и
препятствовать   неэффективному   и   нецелевому   их   использованию.
Предварительный   контроль   основан   на   результатах    контрольных
мероприятий и связан непосредственно с экспертизой и анализом проектов
внебюджетных фондов,  в  результате  которых  выдаются  предложения  и
рекомендации.  Впервые  в  2001  году по рекомендации Палаты комитетом
Законодательного  Собрания  области   по   образованию,   культуре   и
здравоохранению был представлен на заключение проект областной целевой
программы   "Комплексная   информатизация   системы    здравоохранения
Вологодской  области  в  2001-2003  годах".  С учетом замечаний Палаты
программа была доработана  и  предложения,  направленные  на  экономию
средств,  были учтены.  Например, вместо двух центров обработки данных
был утвержден один.

     Текущий контроль

     Текущий контроль  Палата  осуществляла  при  анализе  ежемесячных
отчетов  о  ходе исполнения областного бюджета,  внебюджетных фондов в
финансовом году по итогам за квартал с нарастающим итогом.  В  октябре
2001  года  в  Законодательное  Собрание области и губернатору области
было направлено заключение Палаты по исполнению областного бюджета  за
8 месяцев.
     В 2001 году большое внимание  уделялось  анализу  доходной  части
областного    и    консолидированного   бюджетов.   Проведен   анализ:
регулирующих  налогов,  выделяемых  из  областного  бюджета   бюджетам
муниципальных образований за 2000 и 2001 годы; нормативов отчислений в
бюджеты районов и городов за 2000  и  2001  годы;  исполнения  бюджета
области,  областного  бюджета  и бюджетов муниципальных образований за
2000 год,  по состоянию на 01.05.2001,  на 01.08.2001,  на 01.09.2001;
поступления налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему РФ
по видам  налогов  и  уровням  бюджетов;  задолженности  по  налоговым
платежам   в  бюджетную  систему  РФ;  задолженности  по  уплате  сумм
налоговых санкций и  пеней  по  федеральным,  региональным  и  местным
налогам и сборам;  поступления налоговых платежей по основным отраслям
экономики  по  всем  уровням  бюджетов;  задолженности  по   налоговым
платежам, пеням и санкциям по основным отраслям экономики.
     Ежеквартальный анализ   исполнения    бюджетов    государственных
внебюджетных   фондов   позволяет  оперативно  отслеживать  исполнение
бюджетов фондов и своевременно  реагировать  на  любые  отклонения  от
утвержденного бюджета.
     Также была    проведена    работа    по    анализу     бюджетного
законодательства  при  предоставлении  и  погашении  кредитов  и ссуд,
анализу формирования государственного  долга  области,  предоставления
гарантий   и  их  исполнения  за  2000  год,  анализу  предоставления,
погашения и целевого использования бюджетных ссуд и кредитов,  состава
и   движения   государственного  долга  области,  источников  покрытия
дефицита бюджета за первое полугодие 2001 года.
     В апреле   2001  года  было  проведено  комплексное  обследование
бюджета Великоустюгского муниципального района.  Даны рекомендации  по
изысканию  дополнительных доходов бюджета и недопущению неэффективного
и   нецелевого   расходования   финансовых   ресурсов.   По    вопросу
предоставления  льготных  лекарств населению проверялись Вожегодский и
Тарногский районы.  По вопросам использования государственных  средств
на  организацию  рабочих  мест были проведены проверки в Устюженском и
Верховажском районах.

     Последующий контроль

     Последующий контроль   Палата   осуществляла    при    проведении
контрольных  мероприятий  как  по финансово-хозяйственной деятельности
организаций, так и по вопросам, связанным с зачислением, перечислением
и  расходованием  средств  областного бюджета в организациях,  Главном
управлении   Центрального   банка   Российской   Федерации   и    иных
финансово-кредитных   организациях,   и   средств   от   продажи   или
использования государственной областной собственности.
     В мае  2001  года  было  подготовлено заключение Палаты по отчету
администрации области об исполнении областного бюджета за 2000 год,  в
котором дан подробный анализ доходной базы бюджета и его расходов.  По
выводам Палаты областной бюджет за 2000 год в основном был выполнен по
всем показателям.
     Общие результаты контрольных мероприятий представлены в следующей
таблице.

+------------------------------------------------------------------------------+
¦ Виды финансовых нарушений ¦ Сумма         ¦ Суммы,          ¦ Процент        ¦
¦                           ¦ выявленных    ¦ восстановленные ¦ восстановления ¦
¦                           ¦ финансовых    ¦ в бюджет или    ¦                ¦
¦                           ¦ нарушений     ¦ фонды (тыс.     ¦                ¦
¦                           ¦ (тыс. рублей) ¦ рублей)         ¦                ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ Недополученные доходы,    ¦               ¦                 ¦                ¦
¦ всего                     ¦  8122,6       ¦  5397,5         ¦  66,5          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ в т.ч. областной бюджет   ¦  6969,1       ¦  5332,5         ¦  76,5          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ бюджетные фонды           ¦  1132,2       ¦    65,0         ¦   5,7          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ внебюджетные фонды        ¦    21,3       ¦     0,0         ¦   0,0          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ Имущество, подлежащее     ¦               ¦                 ¦                ¦
¦ восстановлению в гос.     ¦               ¦                 ¦                ¦
¦ собственность             ¦  9319,5       ¦  7804,7         ¦  83,7          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ Недополучено средств из   ¦               ¦                 ¦                ¦
¦ бюджетов других уровней   ¦  3602,4       ¦  3602,4         ¦ 100,0          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ Неэффективные расходы,    ¦               ¦                 ¦                ¦
¦ всего                     ¦ 33782,5       ¦     0,0         ¦   0,0          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ в т. ч. областной бюджет  ¦ 30925,5       ¦     0,0         ¦   0,0          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ местные бюджеты           ¦  2028,2       ¦     0,0         ¦   0,0          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ бюджетные фонды           ¦   791,8       ¦     0,0         ¦   0,0          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ внебюджетные фонды        ¦    37,0       ¦     0,0         ¦   0,0          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ Незаконное и нецелевое    ¦               ¦                 ¦                ¦
¦ использование средств,    ¦               ¦                 ¦                ¦
¦ всего                     ¦ 11339,2       ¦  7621,7         ¦  67,2          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ в т. ч. областной бюджет  ¦ 10886,5       ¦  7583,5         ¦  69,7          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ местные бюджеты           ¦   408,0       ¦     0,0         ¦   0,0          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ бюджетные фонды           ¦    44,7       ¦    38,2         ¦  85,5          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ внебюджетные фонды        ¦     0,0       ¦     0,0         ¦   0,0          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ Прочее использование      ¦               ¦                 ¦                ¦
¦ средств с нарушениями,    ¦               ¦                 ¦                ¦
¦ всего                     ¦ 33445,3       ¦ 16484,5         ¦  49,3          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ в т. ч. областной бюджет  ¦ 24620,6       ¦ 10601,2         ¦  43,1          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ местные бюджеты           ¦  1563,6       ¦     0,0         ¦   0,0          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ бюджетные фонды           ¦  7261,1       ¦  5883,3         ¦  81,0          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ внебюджетные фонды        ¦     0,0       ¦     0,0         ¦   0,0          ¦
+---------------------------+---------------+-----------------+----------------¦
¦ Итого:                    ¦ 99611,5       ¦ 40910,8         ¦  41,1          ¦
+------------------------------------------------------------------------------+

     Основные суммы  дополнительных  доходов  выявлены  при  проверках
реализации областных программ:  "Программа развития  личных  подсобных
хозяйств",   "Программа   оздоровления   экономики  неплатежеспособных
хозяйств  агропромышленного  комплекса  Вологодской   области".   Были
установлены     факты    несвоевременного    возврата    кредитов    и
несвоевременного  перечисления  процентов  за  пользование   кредитами
хозяйствами  области  на  сумму  782,5  тыс.  рублей.  Также проверкой
использования  бюджетных   средств,   выделенных   на   стимулирование
производства льна,  установлено, что департаментом сельского хозяйства
не  возвращено  в  областной  бюджет  1038,7  тыс.  рублей,  указанные
средства были направлены на выплату дотаций на лен.
     По бюджетным фондам выявлены: недопоставка ОАО "Сокольский ЦБК" в
счет платежей в ГОЭФ труб на строительство  водовода  Аммофос-Суда  на
сумму 65,0  тыс. рублей  и  завышение их договорной стоимости на сумму
67,2  тыс.   рублей   (проверка   использования   средств   областного
экологического  фонда).  Установлена сумма невозмещенной амортизации в
областной  бюджет  по  арендованной   дорожной   технике   и   другому
государственному имуществу - 1424,4 тыс. рублей.
     При проверках   ряда    предприятий,    использующих    областную
собственность на праве аренды,  увеличены доходы областного бюджета от
сдачи в аренду областного имущества на 459,8 тыс. рублей. При проверке
управления  МНС  РФ  по  Вологодской  области  увеличены поступления в
областной бюджет за счет дивидендов в сумме 280,8 тыс. рублей.
     Наиболее значительные   финансовые   нарушения  при  расходовании
финансовых  средств   выявлены   по   следующим   отраслям   бюджетной
классификации   (в  тыс.руб.):  здравоохранение  -  10637,0;  сельское
хозяйство - 12978,9;  капитальное  строительство  -  5908,9;  средства
массовой  информации  - 6882,0;  социальная политика - 2961,0;  охрана
окружающей среды - 2251,1;  правоохранительная деятельность -  2000,0;
целевые бюджетные фонды - 9697,6.
     Проверкой эффективности использования средств областного бюджета,
выделенных    на   стимулирование   производства   льна,   установлены
неэффективные расходы в общей сумме 7258,1 тыс. рублей, в  том  числе:
3003,4  тыс. рублей   излишне  выплачены  в  связи  с  низким  уровнем
производства собственных льносемян, удовлетворяющих требованиям ГОСТа;
378,3  тыс. рублей   излишне   выплачены   в   связи  с  невыполнением
установленных   показателей   реализации   льноволокна,    отвечающего
требованиям  на  выплату дотаций;  3876,4 тыс.рублей бюджетных средств
находились  в  2000  году  в   обороте   льносеющих   хозяйств   сверх
предусмотренного срока и не дали дополнительных результатов.
     Палатой выявлены существенные нарушения  порядка,  установленного
действующим бюджетным законодательством,  при выдаче,  использовании и
погашении бюджетных  кредитов  и  ссуд  на  сумму  5605,6 тыс. рублей.
Нарушения  заключались в выдаче кредитов без должного обеспечения (без
залога,  поручительства);  без уплаты процентов за их использование; в
невозврате  кредитов  в  срок;  в  погашении  кредитов за счет средств
областного бюджета вместо источников,  предусмотренных  договорами;  в
нецелевом использовании ссуд и др.

     Заключение

     Контрольно-счетная палата  Вологодской  области  как сравнительно
молодой орган государственного  финансового  контроля  законодательной
ветви  власти испытывает трудности из-за недостаточной законодательной
базы такого контроля на федеральном уровне.
     Имеются конкретные  трудности в реализации материалов контрольных
мероприятий   по   возмещению   бюджетных   средств,    использованных
неэффективно  и  по  нецелевому назначению,  что подтверждается низким
процентом возмещения таких потерь в бюджет.
     В настоящее   время   штатная   численность   сотрудников  Палаты
составляет      18      человек.       Специалисты,       занимающиеся
экспертно(аналитической деятельностью,  ревизиями,  проверками,  имеют
высшее финансово-экономическое и специальное образование.
     Кассовые расходы  на  содержание  Палаты  в  2001  году составили
3519,8  тыс.  рублей,   что   составляет   8,6   процента   от   сумм,
восстановленных  в  областной бюджет и фонды (40910,8 тыс.  рублей) по
результатам работы Палаты за год.



Информация по документу
Читайте также