Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 17.06.2008 № 1179

 



                     ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ                
                                                                      
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          
                                                                      

     От 17 июня 2008 г. N 1179


     ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
     ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ
     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЛОГОДСКОЙ
     ОБЛАСТИ


     С  целью  разработки  комплекса  мер,  направленных  на  создание
условий    и   формирование   механизмов,   обеспечивающих   повышение
эффективности выставочной деятельности как одного из рычагов  развития
рынков,   развитие  внешнеэкономических  связей  организаций  области,
содействие повышению эффективности экспорта продукции, производимой на
территории Вологодской области,

     Правительство области постановляет:

     1.  Утвердить  концепцию  выставочно-ярмарочной  деятельности   в
Вологодской области (прилагается).
     2. Признать утратившим силу постановление  Правительства  области
от    2    апреля    2002   года   N   147   "О   концепции   развития
выставочно-ярмарочной деятельности в Вологодской области".


     Губернатор области          В.Е.ПОЗГАЛЕВ


     Утверждена
     Постановлением
     Правительства области
     от 17 июня 2008 г. N 1179
     (приложение)

                                 КОНЦЕПЦИЯ                            
                    ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                
                 В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ (ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)            

     Настоящая   Концепция   определяет   современное   состояние    и
перспективы  развития выставочно-ярмарочной деятельности в Вологодской
области  и  разработана  в   соответствии   с   концепциями   развития
выставочно-ярмарочной    деятельности   в   Российской   Федерации   и
Северо-Западном федеральном округе.
     Целью настоящей  Концепции  является  разработка  комплекса  мер,
направленных   на   создание   условий   и   формирование  механизмов,
обеспечивающих:
     - повышение эффективности выставочной деятельности как одного  из
рычагов развития рынков;
     - удовлетворение растущего спроса организаций Вологодской области
на услуги выставочно-ярмарочной деятельности;
     -  развитие  внешнеэкономических  связей   организаций   области,
содействие  повышению  эффективности  экспорта  продукции  предприятий
Вологодской области.

             I. Характеристика и анализ выставочно-ярмарочной         
                    деятельности в Вологодской области                
                                                                      
     Выставочно-ярмарочная   деятельность   влияет   на   формирование
рыночной  инфраструктуры  области, способствует расширению рынка сбыта
товаров,  росту  экспортно-импортного  обмена,  создает  благоприятный
инвестиционный климат.
     Выставочный бизнес превращается в крупный  сегмент  национального
рынка,  фактически приобретая черты самостоятельной отрасли экономики.
В настоящее время сформировалась  полноценная  выставочная  индустрия,
тесно   связанная   с  различными  отраслями  промышленности,  имеющая
собственную инфраструктуру, материально-техническую базу.
     Торгово-промышленные  выставки  -  это  не  только   практическое
отражение  нынешнего  состояния  рынка,  но и эффективные пути решения
множества профессиональных  задач,  демонстрация  высоких  технологий.
Выставки    сближают    производителей   и   потребителей,   укрепляют
межрегиональные   и   международные   связи,   помогают   предприятиям
сформировать  современные  сбытовые сети, служат эффективной площадкой
для показа новой продукции, изучения рынка и проведения  маркетинговых
исследований.
     В последние годы в Вологодской  области  устойчиво  растет  число
выставочно-ярмарочных мероприятий.

                  Динамика развития выставочно-ярмарочных             
                      мероприятий в 2002 - 2007 годах   
              
|----------------------|-------|--------|--------|---------|--------|---------|
|Годы                  |2002   |2003    |2004    |2005     |2006    |2007     |
|----------------------|-------|--------|--------|---------|--------|---------|
|Количество мероприятий|40     |60      |95      |120      |130     |150      |
|----------------------|-------|--------|--------|---------|--------|---------|

     Ежегодно,  начиная  с  2003  года,  постановлением  Правительства
области    утверждается    план   выставочно-ярмарочных   мероприятий,
проводимых с участием Правительства  области,  органов  исполнительной
государственной  власти  области  и муниципальных образований области,
содержащий четыре раздела:
     - выставки, проводимые в областном центре;
     -  выставки-ярмарки,  проводимые  в  муниципальных   образованиях
области;
     -  выставки,  проводимые  в  субъектах  Российской  Федерации,  в
которых принимают участие представители Вологодской области;
     - выставки, проводимые за рубежом, в  которых  принимают  участие
представители Вологодской области.

               Динамика выставок-ярмарок по месту проведения          
                                                                      
                                                            количество мероприятий                      
|--------------------------------------------------------|--------|--------|---------|
|                                                        |2001    |2007    |2008     |
|--------------------------------------------------------|--------|--------|---------|
|Выставки-ярмарки, проводимые в областном центре         |10      |16      |17       |
|--------------------------------------------------------|--------|--------|---------|
|Выставки-ярмарки, проводимые в муниципальных            |22      |109     |120      |
|образованиях области                                    |        |        |         |
|--------------------------------------------------------|--------|--------|---------|
|Выставки-ярмарки, проводимые в субъектах РФ, в которых  |4       |20      |24       |
|принимают участие представители Вологодской области     |        |        |         |
|--------------------------------------------------------|--------|--------|---------|
|Выставки-ярмарки, проводимые за рубежом, в которых      |2       |5       |7        |
|принимают участие представители Вологодской области     |        |        |         |
|--------------------------------------------------------|--------|--------|---------|

     Суммарная выставочная площадь проводимых мероприятий по данным за
2007  год  составила  около  8.5  тыс.  кв. м. В выставочно-ярмарочных
мероприятиях в 2007 году приняло участие свыше 2.2 тыс. экспонентов.
     Особенности развития региона накладывают отпечаток на характер  и
виды выставочного движения. Мероприятия, отражающие специфику развития
экономики Вологодской области,  в  основном  проходят  в  г.  Вологде.
Большинство   выставочных   проектов  относится  к  специализированным
выставкам, позволяющим приглашать  большое  количество  иностранных  и
российских  специалистов  различных  отраслей  экономики,  максимально
сконцентрировать их усилия на решении конкретных задач региона.
     Наиболее  масштабными  мероприятиями,  проводимыми  в   областном
центре,  являются  Всероссийские  выставки-ярмарки  "Российский лес" и
"Российский лен",  которые  привлекают  участников  более  чем  из  20
регионов  Российской  Федерации  и  представителей более 10 зарубежных
государств. Формируется положительный имидж области как промышленного,
транспортного   и  культурного  центра  России,  привлекательного  для
инвестиций и бизнеса.
     Ежегодно проводятся традиционные выставки по различным тематикам:
строительные,   туристские,   образовательные,   сельскохозяйственные,
архитектурные,   инновационных   проектов    и    другие.    Например:
межрегиональная  туристская выставка "Ворота Севера. Туризм. Культура.
Бизнес", областная ярмарка вакансий рабочих и учебных  мест  в  рамках
Праздника труда, межрегиональная выставка "Российское масло", выставка
"Творчество  вологодских  архитекторов:  история   и   современность",
межрегиональная  выставка-ярмарка  сувенирной  продукции  новогодней и
рождественской  тематики,  областная  выставка  "Молодежь!   Единство!
Будущее!".
     Вологодская   область   становится   открытой    площадкой    для
международного  сотрудничества:  проводятся  дни  зарубежного  бизнеса
(австрийского, болгарского, итальянского, финского  и  т.д.),  крупные
международные    мероприятия   (конференции,   совещания,   фестивали,
конкурсы,  научные  симпозиумы,  выставки,  спортивные   мероприятия).
Вологодская  область успешно заявляет о себе как о новом перспективном
центре международного сотрудничества в  Европейской  части  Российской
Федерации.
     Выставки   предоставляют   уникальную   возможность    установить
долгосрочное  взаимовыгодное  сотрудничество, разрабатывать и внедрять
инвестиционные  проекты,  расширить  сферу  деятельности,   установить
контакты  напрямую  с  производителями с целью последующего заключения
договоров как на  закупку,  так  и  на  реализацию  своей  собственной
продукции на внутреннем и внешнем рынках.
     Все выставочно-ярмарочные мероприятия, проводимые в  г.  Вологде,
сопровождаются  насыщенной деловой программой. Совещания, конференции,
семинары,  презентации   помогают   решать   отраслевые   проблемы   и
инициировать   проекты,  способствующие  их  решению.  В  мероприятиях
принимают участие  представители  федеральных  органов  исполнительной
власти,   органов   исполнительной  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации, зарубежных стран, ведущие специалисты  различных
сфер деятельности.
     Вологодская область  принимает  активное  участие  в  выставочных
мероприятиях, проводимых за рубежом, что способствует позиционированию
региона  как  инвестиционно   привлекательного   субъекта   Российской
Федерации  в  российских  и  мировых  официальных  и  деловых  кругах.
Традиционным стало  ежегодное  участие  региона  в  выставке  "Зеленая
неделя"   в  Берлине,  международной  выставке-ярмарке  инвестиционных
проектов в сфере коммерческой недвижимости "MIPIM  -  2008",  а  также
проведение  Дней  Вологодской  области  за  рубежом  (компактная форма
проведения мероприятия предполагает целый  марафон  различных  встреч,
переговоров,  а  также бизнес-семинаров и культурных программ). В ходе
таких мероприятий определяются базовые направления  сотрудничества,  в
их   числе   -   взаимодействие   в  области  металлургии,  химической
промышленности  и  деревообработки,   развитие   туристских   обменов,
культурного и гуманитарного сотрудничества.
     Участие во Всероссийских выставках "Золотая  осень",  "Агрорусь",
"Отдых",    "Inwetex",    "Ладья",   "Текстильлегпром",   "Продэкспо",
"Современное  хлебопечение",   "Молочная   индустрия",   Петербургском
Международном экономическом форуме, Международном экономическом форуме
"Кубань",   проведение   Дней   Вологодской    области    в    Москве,
Санкт-Петербурге  способствуют укреплению и расширению межрегиональных
связей с субъектами  Российской  Федерации,  подписанию  соглашений  о
сотрудничестве  между  Вологодской  областью  и  субъектами Российской
Федерации.
     За  последние  годы  заметно  увеличилось  количество  ярмарочных
мероприятий различного уровня, проводимых на территориях муниципальных
образований области.
     Ярмарки направлены, прежде всего, на установление взаимовыгодного
сотрудничества  между  муниципальными  образованиями  области и других
регионов  Российской  Федерации,  развитие  туристского  потенциала  и
инфраструктуры районов.
     В рамках ярмарок проводятся культурные и спортивные  мероприятия,
конкурсы,  "круглые  столы",  семинары,  продажа  продовольственных  и
непродовольственных товаров. Мероприятия в муниципалитетах  -  это  не
только  праздник, но и определенный этап подведения итогов проделанной
работы, направленной на улучшение социально-экономических условий.
     Каждый муниципальный район области  имеет  свою  специфику.  Так,
ежегодно в Усть-Кубинском районе, располагающемся на берегу Кубенского
озера, проходит Праздник лодки, в Великоустюгском, известном в  России
и  за ее пределами как родина Российского Деда Мороза, - Прокопьевская
ярмарка,  названная  в  честь   святого   Прокопия   Праведного,   под
покровительством  которого  (по преданию) город находится с конца XIII
века, в Тарногском - ярмарка  "Тарнога  -  столица  меда  Вологодского
края",  Устюженском  - конкурс кузнецов "Железное поле", Грязовецком -
проект "Молочная слобода", Верховажском - Алексеевская ярмарка, проект
"Дорогой  Ломоносова", конкурс "Важское чаепитие", Вашкинском - проект
"Липин  Бор  -  Царство  Золотой  рыбки",  Белозерском   -   фестиваль
"Белоозеро"  и Праздник рыбака, Вологодском - Праздник коня, Кубенский
торжок, праздник "Заговенье", Никольском - Ильинская ярмарка и конкурс
пивоваров, Чагодощенском - Праздник стеклоделов и другие.
     Начиная с 1998 года на территории Вологодской области  проводятся
ярмарки  по  программе  "Российские  губернаторы  в  глубинке",  целью
которых является создание  условий  для  углубления  интеграции  между
сопредельными    административными   районами   субъектов   Российской
Федерации; развитие торгово-экономических связей,  насыщение  районных
потребительских рынков товарами и продукцией, производимыми в соседних
регионах; возрождение лучших народных традиций проведения  праздничных
ярмарок, а также традиций меценатства.

                    II. Факторы, сдерживающие развитие                
               выставочно-ярмарочной деятельности в области           

     1.  Нормативная  правовая  база  Вологодской  области   в   сфере
выставочно-ярмарочной деятельности
     Различные вопросы  выставочно-ярмарочной  деятельности  в  России
регулируются  как  законодательными  актами  общего  характера,  так и
нормативными  правовыми  актами  Правительства  Российской  Федерации,
федеральных  органов  исполнительной  власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации.
     В настоящее время в Российской  Федерации  не  разработан  единый
правовой  акт,  регулирующий  основные  аспекты  выставочно-ярмарочной
деятельности.  Пристального   внимания   требует   решение   вопросов,
связанных  с  формированием  четкой  системы  координации  и поддержки
выставочной   деятельности    со    стороны    государства,    четкого
профессионального понятийного аппарата.
     В Вологодской области разработан ряд нормативных правовых  актов,
регулирующих  отношения  в  сфере  выставочно-ярмарочной деятельности.
Утверждены   состав   и   положение   об   областной    комиссии    по
выставочно-ярмарочной  деятельности;  Регламент  выставочно-ярмарочной
деятельности   Правительства   области   и   органов    исполнительной
государственной  власти области, который определяет понятийный аппарат
выставочно-ярмарочной деятельности, классификацию выставок и  ярмарок,
порядок   составления   и   утверждения  ежегодных  планов,  процедуру
подготовки и организации мероприятий; порядок организации деятельности
ярмарок  на  территории Вологодской области. Принимаются постановления
Правительства  области  об  утверждении  плана   выставочно-ярмарочных
мероприятий,    о    проведении    конкретных    выставочно-ярмарочных
мероприятий.
     Одним из направлений в  области  разработки  мер  по  обеспечению
надлежащего  регулирования выставочно-ярмарочной деятельности является
анализ наиболее существенных препятствий, возникающих  в  деятельности
организаций,     связанной     с     проведением    и    участием    в
выставочно-ярмарочных мероприятиях. Необходимо установление  возможных
законодательных и административных путей устранения таких препятствий.
     2.     Материально-техническая     база     выставочно-ярмарочной
деятельности
     Одним   из    важнейших    элементов,    определяющих    развитие
выставочно-ярмарочной         деятельности,         является        ее
материально-техническая   база,   то   есть    выставочные    площади,
предоставляемые экспонентам, и их техническая оснащенность.
     В   настоящее   время   в    Вологодской    области    в    сфере
выставочно-ярмарочной  деятельности  действует одна специализированная
организация,   имеющая    свою    материально-техническую    базу    и
располагающаяся  на  территории города Вологды, - выставочный комплекс
"Русский Дом". Ежегодно на  площадях  комплекса  проводится  более  10
мероприятий   различного   статуса   (всероссийские,  межрегиональные,
областные). Вместе с тем данный комплекс по технической оснащенности и
функциональности  не  соответствует  ни  российским,  ни международным
стандартам выставочных комплексов. Выставочный комплекс "Русский  Дом"
располагает  1200  кв.  м  закрытой и 2000 кв. м открытой площади. Для
сравнения, в России  имеется  16  выставочных  комплексов,  которые  в
основном  отвечают техническим требованиям Союза международных ярмарок
(UFI).
     Например:

|---------------------------------------------------|----------------|----------------|
|Выставочные комплексы                              |Закрытая площадь|Открытая площадь|
|---------------------------------------------------|----------------|----------------|
|ЗАО "Экспоцентр" (Москва)                          |65 тыс. кв. м   |35 тыс. кв. м   |
|---------------------------------------------------|----------------|----------------|
|ОАО "Ленэкспо" (Санкт-Петербург)                   |25 тыс. кв. м   |60 тыс. кв. м   |
|---------------------------------------------------|----------------|----------------|
|ВАО "Нижегородская ярмарка" (г. Нижний Новгород)   |12 тыс. кв. м   |23 тыс. кв. м   |
|---------------------------------------------------|----------------|----------------|
|ОАО "Казанская ярмарка" (г. Казань)                |6.7 тыс. кв. м  |15 тыс. кв. м   |
|---------------------------------------------------|----------------|----------------|
|ОАО "Сибирская ярмарка" (г. Новосибирск)           |6.5 тыс. кв. м  |-               |
|---------------------------------------------------|----------------|----------------|

     С каждым годом возрастает необходимость в  выставочных  площадях.
Если  в 2001 году этот показатель составил более 2000 кв. м, то в 2007
году - около 8000 кв. м.
     Большинство  вологодских  организаторов  не   имеют   собственных
площадей  и  проводят  выставки  и  ярмарки  в  помещениях  учреждений
культуры и спорта, на производственных  площадях,  в  фойе  театров  и
кинозалов, на городских площадях и т.д.
     Поскольку  на  областном  уровне  недостаточно  проводить  только
выставки,   необходимо   совмещать   их  с  содержательной  деловой  и
культурной программой, конференциями, семинарами, "круглыми  столами",
совещаниями    и   форумами,   возникает   еще   одно   требование   к
материально-технической базе  -  наличие  современных  комфортабельных
конгрессных  центров,  позволяющих  собирать  форумы  на  500  -  1000
человек.
     Кроме  того,   в   Вологодской   области   существует   множество
организаций,  предоставляющих  сопутствующие  услуги:  дизайн, печать,
изготовление  выставочного  оборудования,  организация  мероприятий  в
рамках выставок, проведение промо- и PR-акций и т.п.
     3. Кадровый потенциал в сфере выставочно-ярмарочной деятельности
     Профессиональная  подготовка  кадров  для  выставочного   бизнеса
является одним из определяющих факторов развития выставочно-ярмарочной
деятельности, его соответствия выставочным стандартам.
     В    структуре    департамента    межрегиональных    связей     и
выставочно-ярмарочной   деятельности   Правительства  области  создано
управление выставочно-ярмарочной  деятельности,  специалисты  которого
имеют профессиональную подготовку в сфере выставочного бизнеса. Однако
в   структурных   подразделениях   Правительства   области,    органах
исполнительной    государственной   власти   области   и   структурных
подразделениях   органов   местного    самоуправления    муниципальных
образований    области    подготовку    и    проведение    мероприятий
выставочно-ярмарочного   характера   по   тематике,    соответствующей
деятельности  структурного  подразделения, осуществляют специалисты, у
которых выставочно-ярмарочная деятельность не является основной.
     В    связи    с    этим    существует    проблема    недостаточно
скоординированного   подхода   к   организации   выставочно-ярмарочных
мероприятий в области, не учитываются  положительные  и  отрицательные
аспекты, имеет место ведомственная разобщенность в подготовке выставок
и ярмарок.
     Основными       направлениями       деятельности       управления
выставочно-ярмарочной деятельности департамента межрегиональных связей
и выставочно-ярмарочной деятельности  Правительства  области  являются
организация   выставок   и   ярмарок,  формирование  ежегодных  планов
выставочно-ярмарочных  мероприятий,  мониторинг  и  анализ   состояния
выставочно-ярмарочной  деятельности  в  Вологодской области, участие в
законотворческой и нормативной деятельности по вопросам  регулирования
выставочно-ярмарочной   деятельности,  участие  в  семинарах,  курсах,
конференциях,  совещаниях,  проводимых  в  Москве,   Санкт-Петербурге,
других   городах   России,   сотрудничество   с  ведущими  российскими
выставочными ассоциациями по методическим и  образовательным  вопросам
(Российский  союз  выставок  и  ярмарок,  Торгово-промышленные  палаты
Российской Федерации и Московской области).
     4. Выставочная статистика
     Одним   из   важнейших   показателей   масштаба   и    значимости
выставки-ярмарки  является  выставочная  статистика.  Профессиональный
сбор и интерпретация статистики необходимы для проведения  выставочных
мероприятий по нескольким причинам:
     правильный сбор и обработка статистических данных имеют  решающее
значение  для  российского,  межрегионального или областного признания
выставочного проекта;
     данные   статистических   исследований   являются   основой   для
корректировки   организаторами   выставок   стратегий   подготовки   и
проведения последующих мероприятий;
     данные  исследований  используются   в   отчетных   и   рекламных
документах  (официальный  отчет,  пресс-релиз,  информационные письма,
рекламные буклеты и т.д.);
     анализ    общих    тенденций    развития    выставочно-ярмарочной
деятельности   в  области  необходим  для  более  точного  определения
приоритетов выставочной сферы внутреннего рынка;
     участники выставок принимают решение об  участии  в  выставке  на
основании статистических показателей.

         III. Основные задачи, направленные на дальнейшее развитие    
         выставочно-ярмарочной деятельности в Вологодской области     

     Задачи, которые необходимо решить с  целью  дальнейшего  развития
выставочно-ярмарочной деятельности:
     формирование       единой        стратегической,        системной
выставочно-имиджевой политики;
     создание   четкой   системы   управления    выставочно-ярмарочной
деятельностью,   включающей   необходимые   элементы   ее  развития  и
поддержки, регулирования и координации. Организационная  и  финансовая
поддержка  со  стороны  органов  исполнительной государственной власти
области должна оказываться выставочно-ярмарочным мероприятиям, имеющим
приоритетное значение для развития отрасли или области;
     формирование   методики   системного   анализа   результативности
мероприятий  выставочно-ярмарочной  деятельности, позволяющей в полной
мере определить ее вклад в развитие области, определение экономической
эффективности выставочно-ярмарочных мероприятий;
     соблюдение   в   практике   выставочно-ярмарочной    деятельности
международных  норм  и  правил,  а  также  обязательств, вытекающих из
соответствующих  федеральных   соглашений   Российской   Федерации   с
зарубежными странами и Вологодской области с зарубежными странами;
     разработка  на  уровне  субъекта  нормативных   правовых   актов,
регулирующих     вопросы     разделения     компетенции     в    сфере
выставочно-ярмарочной  деятельности  между   органами   исполнительной
государственной власти области;
     создание единой методики отбора приоритетных мероприятий с  целью
обеспечения их координации, планирования по срокам и тематике, а также
поддержки со стороны Правительства области  и  органов  исполнительной
государственной  власти области, включая организационную, финансовую и
информационную;
     совершенствование          материально-технической           базы
выставочно-ярмарочной  деятельности  (в  том  числе  совершенствование
старого  и  приспособленного  фонда,  строительство   новых   объектов
выставочной  деятельности,  а  также  рост интенсивности использования
выставочных  площадей,  повышение   качества   организации   выставок,
расширение ассортимента услуг, развитие инфраструктуры);
     повышение   квалификации   сотрудников   органов   исполнительной
государственной  власти  области  в  сфере  организации  и  проведения
выставочно-ярмарочных  мероприятий,  семинаров,  конференций  и  т.д.;
содействие  в  повышении  квалификации  сотрудников  органов  местного
самоуправления  муниципальных  образований  области,   предприятий   и
организаций   по  вопросам  участия  в  международных,  всероссийских,
межрегиональных и других выставках;
     создание комплекса  мер,  направленных  на  разработку  процедуры
проведения  выставочного  аудита, содержащего информацию о выставочной
площади (открытая и закрытая), общем количестве  участников  выставки,
географии  экспонентов,  посетителях  (количественный  и  качественный
состав), общем объеме средств, затраченных на мероприятия (бюджетные и
привлеченные),  о  заключенных соглашениях и контрактах, экономической
эффективности выставочно-ярмарочных мероприятий.

                                Заключение                            

     Выставочно-ярмарочная  деятельность  позволяет  укрепить  позицию
Вологодской    области   как   социально   стабильного   и   динамично
развивающегося региона в российском и международном масштабе.
     Реализация целенаправленной, последовательной,  скоординированной
политики  структурных  подразделений  Правительства  области и органов
исполнительной   государственной   власти    области    по    развитию
выставочно-ярмарочной   деятельности  позволит  ее  систематизировать,
повысить  эффективность  экономики  области,  оптимально  использовать
бюджетные ресурсы.












Информация по документу
Читайте также