Расширенный поиск
Постановление Правительства Вологодской области от 09.09.2008 № 1713 ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 сентября 2008 г. N 1713 О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009, 2010 ГОДЫ (В редакции постановлений Правительства Вологодской области от 27.01.2009 N 111, от 07.07.2009 N 1042, от 14.09.2009 N 1388, от 02.11.2009 N 1660, от 28.12.2009 N 2064, от 15.02.2010 N 145, от 13.12.2010 N 1438) В соответствии с распоряжением Губернатора области от 30 июля 2008 года N 1413-р "О мерах по реализации Бюджетного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка принятия долгосрочных целевых программ субъектов Российской Федерации" Правительство области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Демографическое развитие Вологодской области" на 2009, 2010 годы (далее - Программа). (В редакции постановления Правительства Вологодской области от 27.01.2009 N 111) 2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области И.А. Позднякова. Справку о выполнении постановления представить к 15 марта 2011 года. (п. 2 дополнен постановлением Правительства Вологодской области от 27.01.2009 N 111; В редакции постановления Правительства Вологодской области от 15.02.2010 N 145) По поручению Губернатора области вице-губернатор области Н.В.КОСТЫГОВ Утверждена Постановлением Правительства области от 9 сентября 2008 г. N 1713 ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009, 2010 ГОДЫ (В редакции постановлений Правительства Вологодской области от 07.07.2009 N 1042, от 14.09.2009 N 1388, от 02.11.2009 N 1660, от 28.12.2009 N 2064, от 13.12.2010 N 1438) Паспорт Программы Наименование Программы - долгосрочная целевая программа "Демографическое развитие Вологодской области" на 2009, 2010 годы Основание для - Послание Президента Российской Федерации разработки Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая Программы 2006 года Государственный - департамент здравоохранения области заказчик Программы (в ред. постановления Правительства Вологодской области от 28.12.2009 N 2064) Разработчики Программы - департамент труда и социального развития области; департамент здравоохранения области; департамент образования области; Департамент занятости населения области Основные цели - повышение качества жизни населения области; Программы снижение темпов убыли населения области; стабилизация численности населения области и формирование предпосылок к последующему демографическому росту Основные задачи - снижение смертности населения области, прежде Программы всего сверхсмертности в трудоспособном возрасте от неестественных причин; увеличение продолжительности жизни населения области; стимулирование рождаемости в области; укрепление здоровья населения области, в том числе репродуктивного; повышение социально-гигиенической грамотности населения области, формирование мотивации соблюдения здорового образа жизни; укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство; управление миграционными процессами в целях регулирования объемов замещающей миграции в соответствии с потребностями демографического развития области; расширение сети дошкольных образовательных учреждений за счет строительства, реконструкции, капитального ремонта, открытия групп в образовательных учреждениях Сроки реализации - 2009, 2010 годы Программы Исполнители Программы - департамент здравоохранения области; Департамент образования области; комитет по физической культуре и спорту области; комитет по делам молодежи области; Комитет информации, печати и телерадиовещания области; Департамент занятости населения области; департамент труда и социального развития области; Департамент развития муниципальных образований области; Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия области; департамент сельского хозяйства области; Департамент международных и межрегиональных связей Правительства области; управление труда и социального развития по муниципальному образованию "Город Вологда" Вологодской области; Управление гражданской защиты и пожарной безопасности области; Управление внутренних дел по Вологодской области (по согласованию); государственное учреждение культуры и образования "Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации" (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию) (в ред. постановления Правительства Вологодской области от 14.09.2009 N 1388) Объемы и источники - общий объем финансирования Программы - финансирования 731819.7 тыс. рублей за счет средств областного Программы бюджета (региональный фонд софинансирования расходов), в том числе по годам: 2009 год - 379594.1 тыс. рублей, 2010 год - 352225.6 тыс. рублей (в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 02.11.2009 N 1660, от 13.12.2010 N 1438) Ожидаемые результаты - снижение темпов убыли населения области с реализации Программы 7.6 тыс. человек в 2006 году до 6.5 тыс. человек в (показатели год в 2010 году; результативности и увеличение коэффициента рождаемости с 10.9 эффективности) родившихся на 1000 человек населения в 2006 году до 12 родившихся на 1000 человек населения; снижение коэффициента смертности с 17.1 умерших на 1000 человек населения в 2006 году до 16.5 умерших на 1000 человек населения; снижение младенческой смертности с 8.6 умерших на 1000 родившихся до 8 умерших на 1000 родившихся; увеличение суммарного коэффициента рождаемости с 1.348 в 2006 году до 1.5; сокращение общего уровня производственного травматизма в расчете на 1000 работающих на 10% (с 3.9 человека на 1000 работающих в 2006 году до 3.5 человека на 1000 работающих); увеличение миграционного прироста населения с 39 человек в 2006 году до 3 тыс. человек в год преимущественно за счет притока постоянных иммигрантов из числа русских и русскоязычных граждан республик бывшего СССР; увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях с 59770 в 2006 году до 67570 (увеличение на 7.8 тыс. мест) Контроль за ходом - контроль за ходом реализации Программы реализации Программы осуществляется департаментом здравоохранения области и первым заместителем Губернатора области, курирующим вопросы социальной сферы. (в ред. постановления Правительства Вологодской области от 28.12.2009 N 2064) I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа В последние годы решение вопросов демографического развития вошло в число приоритетных направлений деятельности государства. Об этом свидетельствуют, прежде всего, ежегодные Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в которых отмечается, что достижение успеха во всех сферах деятельности возможно только при решении демографических проблем. В Послании Президента от 10 мая 2006 года проблема демографии определена Президентом как самая главная в России. Для ее решения необходимо снижение смертности населения, эффективная миграционная политика, повышение рождаемости. В Вологодской области, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается процесс депопуляции, причиной которой является превышение числа умерших над числом родившихся, то есть естественная убыль населения. Начиная с 1991 года депопуляция приобрела устойчивый долговременный характер. В Вологодской области в 2001 - 2007 годах общее сокращение населения сохранялось на уровне 4.9 - 11.4 тыс. человек в год. (В редакции постановления Правительства Вологодской области от 14.09.2009 N 1388) На 1 января 2008 года численность постоянного населения области составила 1222.9 тыс. человек. Изменение численности постоянного населения области (тыс. человек)
По прогнозным расчетам территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области к 2010 году численность жителей области уменьшится по сравнению с 2005 годом на 36.4 тыс. человек и составит 1199.0 тыс. человек. В 2001 - 2007 годах число умерших ежегодно превышало число родившихся в 1.4 - 1.9 раза. Естественное движение населения области в 2001 - 2007 годах (человек)
1. Возрастной состав населения За последние годы значительно изменился возрастной состав населения области. В структуре населения к 2007 году в сравнении с 2002 годом на 14.7% уменьшилась численность возрастной группы 0 - 15 лет; на 5.1% снизилась численность населения пенсионного возраста; на 1.0% увеличилось число лиц в трудоспособном возрасте. В последующие 10 лет прирост трудоспособного населения в области пойдет на убыль, так как в трудоспособный возраст начнет вступать малочисленное поколение, родившееся в 1990-е и последующие годы. Предположительно к 2010 году численность трудоспособного населения сократится на 4%, а к 2020 году - на 20%. Доля граждан трудоспособного возраста в общей структуре населения снизится с 63.2% в 2007 году до 58.6% в 2015 году и 55.3% в 2020 году. 2. Смертность Современное демографическое развитие характеризуется высокой смертностью населения, прежде всего, высокими показателями преждевременной и предотвратимой смертности. С началом развертывания в России экономических реформ, которые привели к значительному снижению уровня жизни, масштабы роста показателей смертности оказались беспрецедентными для условий мирного времени. Другие причины высокой смертности - чрезмерный стресс и нарушение динамического стереотипа высшей нервной деятельности значительной части населения страны, вызванные шоковой стратегией проведения реформ, нарастание алкоголизации населения в результате расширения доступности алкогольной продукции, ухудшения ее качества, а также употребления алкогольных суррогатов. В 2007 году структура смертности населения области выглядит следующим образом: на 1-м ранговом месте находятся болезни системы кровообращения (57.7%), на 2-м - новообразования (12.9%), на 3-м - несчастные случаи, отравления и травмы (12.4%). Эти три причины в целом определяют более 80% смертей из 19509 смертей, зарегистрированных в 2007 году, поэтому в целях снижения смертности населения области приоритетным направлением следует определить решение вопросов предотвратимой смертности. Высоким остается уровень смертности среди трудоспособного населения области. В 2007 году в трудоспособном возрасте умерло от всех причин 5836 человек, или 30% всех умерших. Основными причинами смерти трудоспособных граждан являются несчастные случаи и травмы. Смертность населения области по основным классам причин в 2000 - 2007 годах (человек)
За период 2001 - 2006 годов смертность населения области (в том числе и трудоспособного возраста) от причин, связанных с употреблением алкоголя, возросла более чем в 1.5 раза, смертность мужчин превышала смертность женщин (в 4.2 раза - в 2001 году, в 3.7 раза - в 2006 году). Смертность населения области от причин, связанных с употреблением алкоголя, в 2001 - 2006 годах (человек)
При реализации комплексных мер по преодолению преждевременной и предотвратимой смертности населения области, профилактике заболеваний необходимо предусмотреть достаточную по объему и финансированию информационную поддержку в средствах массовой информации в целях формирования у различных групп населения мотивации для ведения здорового образа жизни. 3. Рождаемость На естественную убыль и уменьшение численности населения влияет низкий уровень рождаемости населения области. Рождаемость в Вологодской области в 2000 - 2007 годах (человек)
Ситуация с рождаемостью в области, отражая общероссийскую тенденцию, характеризуется следующими факторами: показатели рождаемости сохраняются на низком уровне; остается высокой доля внебрачных рождений; происходит постепенное перемещение рождений у женщин возрастной группы 20 - 24 года в возрастную группу 25 - 29 лет. Это отложенное по социально-экономическим причинам рождение ребенка делает рождение в семье второго ребенка проблематичным из-за возраста матери. Следует отметить, что в настоящее время изменение возрастной структуры населения благоприятно отражается на общих показателях рождаемости и соответственно на демографической динамике в целом. В возраст наиболее интенсивного деторождения вступают относительно многочисленные поколения женщин, родившихся в первой половине и середине 1980-х годов. Иная ситуация сложится через 10 - 15 лет, когда активного репродуктивного возраста достигнут сравнительно малочисленные поколения, родившиеся в 1990-е годы. По состоянию на 1 января 2007 года численность девочек в возрасте 5 - 14 лет на 45.9% меньше численности женщин в возрасте 20 - 29 лет. Поэтому в последующие годы повышение коэффициента рождаемости, которое компенсирует резкое сокращение численности женщин репродуктивного возраста, будет невозможно. (тыс. человек)
Негативное влияние на динамику рождаемости в настоящее время оказывает откладывание рождений или рождение детей женщинами более старшего возраста. Во-первых, у женщины сокращается репродуктивный период и уменьшается вероятность рождения последующих детей. Во-вторых, откладывание деторождения, а также большое количество абортов (хотя их число в последние годы снижается) могут привести к невозможности иметь детей вообще. В-третьих, с возрастом происходит ухудшение состояния здоровья, в том числе репродуктивного, что может помешать реализации репродуктивных намерений. В-четвертых, с возрастом у людей закрепляется представление о более высоком жизненном стандарте и образе жизни, которое усиленно внедряется средствами массовой информации, и при этом рождение детей не вписывается в этот жизненный стандарт. В-пятых, откладывание рождения детей зачастую является следствием откладывания регистрации брака, а в этом, в свою очередь, проявляется снижение ценности устойчивого, длительного брака, что, безусловно, негативно влияет на репродуктивное поведение. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|