Расширенный поиск
Постановление Правительства Вологодской области от 26.11.2012 № 1398
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Утратило силу с 1 января 2017 года - Постановление Правительства
Вологодской области от 19.12.2016 № 1149
От 26.11.2012 N 1398
г. Вологда
О внесении изменений в постановление
Правительства области от 26 ноября
2010 года N 1362
Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Внести следующие изменения в постановление Правительства области от 26 ноября 2010 года N 1362 "О Стратегии развития отрасли культуры в Вологодской области до 2020 года": 1. В пункте 2 постановления слова "В.В. Рацко" заменить словами "В.В. Чубенко". 2. В пункте 3 постановления слова "первого заместителя Губернатора области И.А. Позднякова" заменить словами "заместителя Губернатора области О.А. Васильева". 3. Стратегию развития отрасли культуры в Вологодской области до 2020 года, одобренную указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению. Губернатор области О.А. Кувшинников Приложение к постановлению Правительства области от 26.11.2012 N 1362 «Одобрена постановлением Правительства области от 26.11.2010 N 1362 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА Введение
В современном обществе утвердилось понимание значения культуры как важнейшего стратегического ресурса развития. На первый план выдвинута задача обеспечения сознательного, компетентного и ответственного участия человека в культуре. Реализация конституционного права на участие в культурной жизни предполагает формирование у человека базовых компетенций, необходимых для полноценности такого участия, к числу которых можно отнести представление о многообразии культур, разнообразии форм и стилей жизни, умение выстраивать взаимодействие на основе принципов толерантности, межкультурного диалога и сотрудничества, использовать информационные технологии, квалифицированно искать информацию, ориентироваться в мире современных масс-медиа и т.д. Современная культура характеризуется двумя взаимодополняющими тенденциями: интеграцией, с одной стороны, и ростом разнообразия, поиском самобытности культурных сообществ, с другой. Радикальное изменение информационного пространства Российской Федерации на рубеже
XX-XXI веков, процессы глобализации, технического переоснащения, массовая компьютеризация требуют комплексной всесторонней модернизации всей системы функционирования культуры. При консерватизме традиционных форм творческого процесса культурные сообщества понимают
необходимость поиска новых выразительных возможностей. Развитие высокотехнологического общества все больше зависит от степени морального и нравственного развития личностей, его составляющих. Именно закрепленные в культуре нравственные установки и модели поведения через культурно-нравственное развитие личности могут стать основой устойчивого положительного развития общества. При этом социальный эффект воздействия культуры на личность трудноизмерим и растянут во времени. В российском культурном пространстве Вологодская область, прежде всего, это уникальное по богатству и разнообразию историко-культурное
наследие, включающее памятники истории и культуры, фонды музеев и библиотек, художественные ремесла и промыслы, творческие форумы. Особый интерес представляют памятники культовой архитектуры. Традиционность художественной культуры наиболее ярко проявляется в народных художественных промыслах, многие из которых сохранились до настоящего времени: вологодское кружево, расписная и резная береста и
чернение по серебру, живописные эмали, ручное узорное ткачество, вышивка, гончарство, резьба и роспись по дереву. В тесной взаимосвязи
с природным и материальным культурным наследием сохраняется и восстанавливается нематериальное культурное наследие: традиции, обычаи, обряды, исполнительское искусство и народные праздники. В области реализуются долгосрочные и ведомственные целевые программы в сфере культуры: «Развитие Архитектурно-этнографического музея Вологодской области», «Развитие библиотечного дела в Вологодской области», «Пожарная безопасность учреждений культуры», «Традиционная народная культура как основа сохранения культурной самобытности Вологодской области», «Развитие образования в сфере культуры и искусства в Вологодской области». Культурные аспекты развития региона также нашли отражение в ряде других долгосрочных целевых программ, в том числе: «Информатизация Вологодской области», «Великий Устюг - родина Деда Мороза». Государственные и муниципальные учреждения культуры принимают участие в мероприятиях федеральной целевой программы «Культура России», конкурсах на соискание грантов в сфере культуры. Многие творческие инициативы Вологодчины поддержаны на международном и межрегиональном уровнях. Брендами региона стали значимые фестивальные проекты: Международный театральный фестиваль «Голоса истории», театрально-концертный проект «Лето в Кремле», международный фестиваль молодого европейского кино «VOICES», международный музыкальный Гаврилинский фестиваль, Губернаторский международный юношеский конкурс имени Валерия Гаврилина, открытый фестиваль поэзии и музыки, посвященный творчеству Николая Рубцова, «Рубцовская осень». Неоценимый вклад в развитие отечественной культуры и искусства внесли вологодские поэты К. Батюшков, А. Яшин, Н. Рубцов, О. Фокина, С. Викулов, писатели В. Гиляровский, В. Шаламов, В. Белов, художники В. Верещагин, В. Корбаков, Д. Тутунджан, композитор В. Гаврилин. Вологодская область имеет развитую сеть учреждений культуры и искусства, основу которых составляют библиотеки, музеи, театры, концертные организации, образовательные учреждения дополнительного художественного и среднего профессионального образования, культурно-досуговые учреждения, организации киновидеопоказа. Инновационная составляющая неизменно присутствует в деятельности учреждений культуры области и проявляется главным образом в гармоничном сочетании здорового консерватизма, традиций и новаторских
экспериментальных направлений и форм. Стратегия развития отрасли культуры в Вологодской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) является определяющим документом для формирования планов, проектов, долгосрочных и ведомственных целевых программ в сфере культуры. Стратегия разработана с учетом действующего законодательства, Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, мониторинга отрасли по всем направлениям культурной деятельности. Стратегия основывается на следующих принципиальных положениях:
историко-культурное наследие Вологодчины, традиционная народная культура, профессиональное искусство, самодеятельное творчество, человеческий капитал и кадровый потенциал отрасли являются стратегическим ресурсом устойчивого социально-экономического развития
региона и полноправным сектором экономики; формирование комфортной культурной среды как важнейшего социального института создает условия для обеспечения гражданам равного доступа к культурным ценностям, гармоничному развитию и самореализации, росту благосостояния и качества жизни; динамичное развитие отрасли, формирование инновационной культуры в отрасли и широкое вовлечение нематериальных активов культуры в процессы социальных, экономических, технологических и экологических перемен являются важными приоритетами территориального развития, повышения качества жизни, инвестиционной привлекательности и экспортного потенциала региона. Раздел 1. Анализ ситуации за предшествующий период
Вологодская область имеет развитую сеть учреждений культуры и искусства. По состоянию на 1 октября 2010 года на территории области работают 28 музеев (86 сетевых единиц), 5 театров, 6 концертных организаций, 655 библиотек, 49 учреждений художественного образования, 644 учреждения культурно-досугового типа, 78 учреждений кинообслуживания населения (киноустановок), 5 парков культуры и отдыха, 2 областных центра (научно-методический и информационно-аналитический), дирекция по реставрации и использованию
памятников истории и культуры. Реструктуризация государственного сектора, повышение эффективности расходов областного бюджета и внедрение критериев оценки эффективности расходов учреждений определили приоритеты деятельности учреждений культуры в финансовой сфере: внедрение бюджетирования, ориентированного на результат;
переход к новым формам финансирования учреждений;
переход к новым организационно-правовым формам учреждений культуры. Внедрение новых форм финансирования бюджетных услуг направлено на
повышение ответственности поставщиков услуг, сосредоточение предоставления большего объема услуг у наиболее эффективных поставщиков, а в перспективе - на повышение конкурентоспособности предоставления услуг путем привлечения на рынок бюджетных услуг новых
поставщиков, в том числе из частного сектора. Новые формы финансирования бюджетных услуг предусматривают установление государственных и муниципальных заданий учреждениям культуры. В 2010 году сформированы государственные задания на оказание услуг государственным учреждениям культуры области. Муниципальными образованиями области ведется работа по установлению муниципальных заданий подведомственным учреждениям культуры. Вместе с тем сохранение организационно-правовой формы бюджетных учреждений накладывает существенные ограничения на совершенствование модели предоставления бюджетных услуг, поэтому наряду с внедрением новых форм финансирования бюджетных услуг планируется внедрение новых
организационно-правовых форм, позволяющих повысить гибкость и ответственность поставщиков бюджетных услуг, усилить стимулы к их ориентации на потребности населения. В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» типами государственных и муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. В рамках реализации областной целевой программы «Реформирование региональных финансов Вологодской области» на 2008-2009 годы в 2009 году путем изменения типа государственного учреждения культуры
создано автономное учреждение культуры Вологодской области «Вологодская областная государственная филармония им. В.А. Гаврилина». По состоянию на 1 октября 2010 года на территории Вологодской области
создано 5 муниципальных автономных учреждений культуры. На основании проведенного анализа возможности перевода государственных учреждений культуры в статус автономных учреждений определены организации для внедрения данной формы: ГУК «Вологодский ордена «Знак Почета» государственный драматический театр», ГУК «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области». В регионе организована система мониторинга состояния дел в отрасли культуры, в том числе основных показателей деятельности учреждений культуры, необходимых для принятия управленческих решений. Процессы информатизации затрагивают все сферы деятельности человека, в равной степени это относится к сфере культуры. Компьютеризация, оцифровка документов, в том числе редких краеведческих изданий, создание информационных ресурсов, перевод услуг в вид электронных интерактивных сервисов, предоставление доступа к ресурсам и услугам аудитории глобальной сети Интернет становятся важным условием развития учреждений культуры. Необходимость повышения качества предоставления услуг, владения навыками поиска информации, знания современных методик, создания современного культурного продукта и внедрение информационных технологий, предполагают наличие квалифицированных специалистов. В сфере культуры области работает свыше девяти тысяч человек. Одно из приоритетных направлений деятельности Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области (далее - Департамент) - повышение квалификации специалистов отрасли. Департаментом учрежден конкурс профессионального мастерства среди работников культуры - Областной конкурс проектов в сфере культуры «Звездное кружево Севера». Учреждениями культуры области осуществляется деятельность в рамках Соглашений Вологодской области (Правительства Вологодской области) об экономическом, научно-техническом, культурном сотрудничестве с регионами России и иностранных государств, а также органами власти иностранных государств. В Вологодской области реализуются значимые международные проекты:
театральный фестиваль «Голоса истории», фестиваль молодого европейского кино «VOICES», театрально-концертный сезон «Лето в Кремле», музыкальный Гаврилинский фестиваль, Губернаторский международный юношеский конкурс имени В. Гаврилина. В 2011 году впервые состоялся Международный фестиваль кружева. Новыми и перспективными инструментами развития территории является формирование кластеров культурных индустрий и туризма, а также продвижение территории через культурные бренды. Развитие творческих кластеров стимулирует государственно-частное партнерство. Важной составляющей деятельности учреждений культуры на сегодняшний день является работа с молодежной аудиторией. Привлечению
молодежи способствует проведение культурно-спортивных мероприятий, а также внедрение в деятельность учреждений информационных технологий и
создание информационных ресурсов культуры. В Вологодской области действуют региональные отделения Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)», Всероссийской организации «Союз композиторов России», Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», Общероссийской общественной организации «Союз писателей России». Среди основных проблем, препятствующих организации деятельности по развитию культуры, можно выделить: 1. Недостаточный уровень материально-технической базы учреждений культуры. 2. Низкий уровень заработной платы работников отрасли.
Негативное влияние на развитие культуры оказывают следующие факторы социокультурной ситуации: усиление социальной напряженности, вызванной проблемами занятости
населения; снижение социального статуса жителей села, неуверенность сельского населения в завтрашнем дне; снижение уровня физической и психической культуры населения, вызванное алкоголизацией, наркоманией, синдромом хронической усталости и т.п.; увеличение в структуре населения доли социально не защищенных групп. До 2009 года отмечалось увеличение расходов на культуру в консолидированном бюджете области (в 2008 году - 2 183,6 млн. рублей;
рост к уровню 2005 года составил 83%). Вследствие влияния мирового финансово-экономического кризиса в 2009 году уровень расходов на культуру в консолидированном бюджете области сократился по сравнению с 2008 годом на 18% и составил 1 788,6 млн. рублей. Доля отрасли «Культура» в консолидированном бюджете области сократилась с 4,32% в 2008 году до 3,84% в 2009 году. В последние годы наблюдается увеличение доли первоочередных расходов в консолидированном бюджете отрасли «Культура»: с 55% в 2007 году до 73% в 2009 году. Большую часть первоочередных расходов
составляет заработная плата - порядка 90%. Несмотря на рост заработной платы работников культуры, ее уровень остается ниже уровня оплаты труда работников других отраслей социальной сферы. Из-за низкого уровня заработной платы работников сфера культуры становится все менее привлекательной для профессиональной деятельности. Понижение престижа
профессии является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности. Высокая доля первоочередных расходов влечет за собой недостаточное финансирование развития учреждений культуры, в том числе творческих проектов, укрепления материально-технической базы (замена изношенного оборудования и музыкального инструментария, приобретение современной организационной техники и специализированного технического оборудования), реконструкции и текущего ремонта помещений. На капитальный ремонт зданий муниципальных учреждений культуры с 2007 по
2009 год было направлено 52 млн. рублей: в 2007 году - 34 млн. рублей, в 2008 году - 13 млн. рублей, в 2009 году - 5 млн. рублей. Таблица 1 Статистические данные, характеризующие динамику развития культуры за предшествующий период |———————————————————————————————————-|————————————————-|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Показатель |Ед. изм. |2006 г. |2007 г. |2008 г. |2009 г. |2010 г. | |———————————————————————————————————-|————————————————-|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Консолидированный бюджет отрасли |млн. руб. |1 338,9 |1 832,8 |2 183,6 |1 788,6 |1 996,2 | |культуры | | | | | | | |———————————————————————————————————-|————————————————-|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Доля отрасли «Культура» в |% |3,2 |4,2 |4,3 |3,8 |3,8 | |консолидированном бюджете | | | | | | | |Вологодской области | | | | | | | |———————————————————————————————————-|————————————————-|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Среднемесячная заработная плата |руб./чел. |5 215 |6 338 |8 082 |8 533 |8 987 | |работников отрасли культуры | | | | | | | |———————————————————————————————————-|————————————————-|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Отношение среднемесячной заработной |% |48,9 |49,1 |50,2 |51,5 |48,5 | |платы работников культуры к | | | | | | | |среднемесячной заработной плате | | | | | | | |работников, занятых в сфере | | | | | | | |экономики региона | | | | | | | |———————————————————————————————————-|————————————————-|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Удельный вес населения, |% |392,3 |379,1 |374,0 |367,9 |383,1 | |участвующего в платных | | | | | | | |культурно-досуговых мероприятиях, | | | | | | | |проводимых государственными | | | | | | | |(муниципальными) учреждениями | | | | | | | |культуры | | | | | | | |———————————————————————————————————-|————————————————-|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| |Количество экземпляров новых |экз./1 тыс. чел. |224 |257 |348 |288 |257 | |поступлений в библиотечные фонды | | | | | | | |общедоступных библиотек | | | | | | | |на 1 тыс. человек населения | | | | | | | |———————————————————————————————————-|————————————————-|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| Раздел 2. Оценка состояния и проблемы отрасли
2.1. Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Вологодской области Историко-культурное наследие Вологодской области представляет собой капитал невозместимой ценности. На территории региона расположено 3517 памятников истории и культуры, главным образом это объекты археологического наследия (2620). Под государственной охраной
состоит 757 объектов; федеральная категория историко-культурного наследия присвоена 214 памятникам, региональная категория - 543. 11 населенных пунктов Вологодчины - Вологда, Белозерск, Великий Устюг, Вытегра, Грязовец, Кириллов, Никольск, Тотьма, Устюжна, Череповец и село Ферапонтово - входят в Список исторических поселений, составленный в 1990 году Минкультуры РСФСР, Госстроем РСФСР и ЦС ВООПИК. В 2000 году Ферапонтов монастырь с фресками работы Дионисия внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2009 году ансамбль Ферапонтова монастыря включен в Перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Росохранкультурой. Ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В 2009 году Вологда стала первым историческим поселением области,
получившим новый Проект границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на его территории, регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ. Ремонтно-реставрационные работы в области ежегодно ведутся более чем на 50 объектах культурного наследия за счет всех источников финансирования. Работы осуществляют 38 организаций, имеющих соответствующую лицензию. В настоящее время 265 памятников нуждаются в срочном реставрационном вмешательстве. SWOT-анализ сферы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия области |———————————————————————————————————————————————————-|————————————————————————————————————————————————-| |Strengths/Сильные стороны |Weaknesses/Слабые стороны | |———————————————————————————————————————————————————-|————————————————————————————————————————————————-| |Историко-культурное наследие (далее - ИКН) региона |Сводная база данных ОКН и зон их охраны для | |уникально по богатству и видовому разнообразию. Ряд |целей учета находится в стадии разработки и |
|городов являются музеями под открытым небом |первичного наполнения. | |(Белозерск, Устюжна, Великий Устюг). |Недостаточное финансирование работ по сохранению |
|Природа, ландшафты, проекты в сфере культуры |ОКН. Реставрация памятников, реабилитация | |Вологодской области привлекательны для туристов. |ветхих строений требуют инвестиций, равных или | |Архитектурные памятники и историко-ландшафтные |превышающих стоимость нового строительства. | |территории Вологодчины имеют высокохудожественную |Недостаточная экономическая выгода от | |силу воздействия и при этом доступны, осязаемы и |пользования памятниками (в том числе от | |вплетены в повседневную жизнь людей. |культурного туризма) при значительном вложении | |Вовлечение объектов ИКН в интенсивную культурную |средств в ремонтно-реставрационные работы. | |жизнь региона создает условия для повышения |Несовершенство нормативной правовой базы по | |инвестиционной привлекательности региона. |вопросам сохранения, использования, | |В регионе действует государственный орган охраны |популяризации и государственной охраны объектов | |объектов культурного наследия (далее - ОКН). |культурного наследия. | |Финансовое обеспечение исполнения федеральных |Негативная стереотипизация проблем содержания | |полномочий в части охраны ОКН осуществляется из |ОКН частными собственниками. | |федерального бюджета. |Слабость частных капиталовложений в ОКН и | |Существует система планирования на среднесрочную и |исторические территории. Отсутствие | |долгосрочную перспективу, реализуются федеральные |государственных гарантий и льгот частным | |целевые программы по сохранению ОКН (Федеральная |инвесторам на работы по сохранению ОКН | |целевая программа «Культура России |увеличивают риски долгосрочных вложений. | |(2006-2011 годы)». |Отсутствие социальной рекламы в сфере охраны | |Функционирует региональный интернет-портал культуры |ОКН. |
|с разделом «Историко-культурное наследие |На территории области не сформированы кластеры | |Вологодской области» (www.cultinfo.ru). |культурных индустрий и туризма с вовлечением | |Система мониторинга отрасли «Культура» в части |ОКН. | |охраны ОКН с использованием экономических и |Отсутствие концепции и целостных программ | |социальных индикаторов и накоплением исторических |маркетинга территорий, популяризации и включения |
|данных является важным нематериальным активом для |ИКН региона в общероссийское и мировое | |разработки инвестиционных проектов с многоканальным |культурное пространство с широким вовлечением |
|финансированием |СМИ и социальных сетей. | | |Необеспеченность проектных видов деятельности в | | |сфере популяризации ИКН специалистами в области | | |маркетинга и PR-технологий | |———————————————————————————————————————————————————-|————————————————————————————————————————————————-| |Opportunities/Возможности |Threats/Угрозы | |———————————————————————————————————————————————————-|————————————————————————————————————————————————-| |Содействие разработке муниципальных целевых |Нарастающая угроза невосполнимых потерь в | |программ сохранения и развития исторических |культурном наследии. Разрушение (физическая | |поселений области. |утрата) памятников истории и культуры. | |Участие частных инвесторов и общественных |Уничтожение или повреждение памятников истории и |
|организаций в развитии историко-архитектурной |культуры, а также культурного слоя в ходе | |среды. |строительных работ, эксплуатации. | |Организация повышения квалификации специалистов в |Нанесение гражданами ущерба памятникам истории и |
|области сохранения и государственной охраны |культуры (вплоть до их утраты) в силу | |объектов культурного наследия на базе высших |недостаточной пропаганды культурного наследия | |учебных заведений области |среди детей и юношества, а также слабой | | |информированности, отсутствия специализированных |
| |образовательных программ в детских садах, | | |школах | |———————————————————————————————————————————————————-|————————————————————————————————————————————————-| 2.2. Музейная деятельность
Музеи Вологодской области являются не только хранителями своих собраний и важнейшей составляющей культурного потенциала региона, но и обретают значение образовательно-воспитательных институтов, активно принимающих участие в формировании исторического и культурного самосознания, патриотического воспитания граждан. Музейная сеть области в настоящее время представлена 28 учреждениями (86 сетевых единиц), в том числе 1 музеем, находящимся в федеральном ведении (4 сетевые единицы), 4 государственными областными музеями (32 сетевые единицы) и 23 муниципальными музеями (50 сетевых единиц). В Северо-Западном федеральном округе по количеству музеев Вологодская область занимает 3-е место. Основной фонд государственных и муниципальных музеев области насчитывает свыше 900 тысяч единиц хранения (2-е место по Северо-Западному федеральному округу после Санкт-Петербурга). За последние пять лет фонды увеличились на 9,7%. Грамотное и планомерное пополнение фондов государственных и муниципальных музеев области затрудняется отсутствием гарантированного финансирования на комплектование. Исключение составляет Музей кружева, коллекции которого формируются в соответствии с концепцией его развития. В музеях области идет процесс информатизации, в том числе автоматизации учетно-хранительской деятельности, создания интернет-сайтов. Ускоренными темпами ведется пополнение электронных каталогов в государственных музеях области. Техническое оснащение муниципальных музеев можно охарактеризовать
как неудовлетворительное: комплексная автоматизированная музейная информационная система внедрена только в Череповецком музейном объединении. В музеях области ежегодно проводится более 1,5 тысячи массовых мероприятий, реализуется до 100 образовательных программ, которые, консолидируя силы музейщиков, общественных организаций, учреждений образования по различным направлениям воспитания, позволяют формировать у посетителей новый стереотип организации и проведения досугового времени, способствуют укреплению семьи. В настоящее время большие усилия коллективов музеев направлены на развитие интерактивного звена экспозиций, которые пользуются особой популярностью у различных категорий посетителей. Благодаря комплексному и многостороннему подходу к вопросам нетрадиционного музейного показа, который позволяет сделать музеи привлекательными для всех возрастных и социальных групп, посещаемость
музеев области в последние годы остается стабильной и составляет более миллиона посетителей в год. SWOT-анализ деятельности музеев |—————————————————————————————————————————————-|———————————————————————————————————————————————————--| |Strengths/Сильные стороны |Weaknesses/Слабые стороны | |—————————————————————————————————————————————-|———————————————————————————————————————————————————--| |В государственных и муниципальных музеях |Слабая материально-техническая база большинства | |области сохраняется уникальное |музеев области. Недостаток фондовых площадей. | |историко-культурное наследие. |Острейшей музейной проблемой остается обеспечение | |Музейная сеть охватывает всю территорию |нормативных условий хранения фондовых коллекций. | |области. |Специализированное фондохранилище, отвечающее | |Музейные программы формируют историческое и |всем требованиям, есть только в одном музее. | |культурное самосознание, гражданскую |Низкая заработная плата работников музеев | |гордость, способствуют патриотическому |обуславливает кадровые проблемы. | |воспитанию молодого поколения. |Низкий уровень информатизации | |Музеи являются основой для развития в регионе |сдерживает исследовательскую и учетно- |
|культурно-познавательного туризма. |хранительскую деятельность музеев и возможности | |Музейное профессиональное сообщество |креативного и инновационного подхода к созданию | |Вологодчины в последние годы реализует |новых музейных продуктов и образовательных программ. |
|клиентоориентированную модель развития. |Несовершенство нормативной правовой | |Имеется потенциал для создания достойных |базы по вопросам регулирования деятельности музеев. | |конкурентоспособных продуктов (программ для |Недостаточность государственной поддержки | |потребителей услуг). |реставрации и сохранности Музейного фонда | |Положительный опыт взаимодействия с |Российской Федерации. | |профессиональным сообществом сферы культуры и |Отсутствие механизма компенсации выпадающих доходов |
|искусства области. |от обслуживания льготных категорий граждан. | |Для музейной подотрасли характерны |Продвижение музейных продуктов затруднено в силу | |многоканальное финансирование, главным |недостаточного количества PR-специалистов. | |образом за счет бюджетных средств, и |Информация о музейных фондах Вологодской области | |стабильные доходы, получаемые от приносящей |не интегрирована в общероссийские и международные | |доход деятельности. В области имеется |базы данных и не представлена в интернет-среде. | |собственная база по реставрации музейных |Недостаточный уровень квалификации специалистов | |предметов |музейной сферы | |—————————————————————————————————————————————-|———————————————————————————————————————————————————--| |Opportunities/Возможности |Threats/Угрозы | |—————————————————————————————————————————————-|———————————————————————————————————————————————————--| |Грантовая поддержка музейных проектов. |Сокращение объемов бюджетного финансирования | |Творческие кластеры как возможность |музейной отрасли. | |взаимодействия с туристским бизнесом. |Снижение посещаемости музеев вследствие общего | |Развитие въездного туризма. |снижения уровня доходов населения, а также | |Популяризация музейных проектов и мероприятий |неблагоприятной демографической ситуации |
|средствами массовой информации региона. | | |Развитие информатизации музейной деятельности | |
|—————————————————————————————————————————————-|———————————————————————————————————————————————————--| 2.3. Библиотечно-информационная система и библиотечное обслуживание населения Вологодской области Библиотечная сеть области в настоящее время насчитывает 655 единиц с фондом более 8,7 млн. экземпляров и занимает 1 место в Северо-Западном федеральном округе по числу публичных библиотек. На областном уровне библиотечное обслуживание населения осуществляют четыре государственные библиотеки. Вологодская областная
универсальная научная библиотека - одно их крупнейших книжных хранилищ Европейского Севера России. Ее фонд насчитывает 1218840 единиц хранения, что составляет 14% от областного объема книжного фонда. Для муниципальных библиотек области характерно объединение в централизованные библиотечные системы. Полномочия по библиотечному обслуживанию населения преимущественно исполняются на районном уровне - в 77% от общего количества поселений. В течение последних лет снижается доля бюджетных средств, направленных на комплектование фондов областных и муниципальных библиотек, от общего объема финансирования библиотек (в 2003 году – 10,1%, в 2005 году – 8,7%, в 2009 году – 4,6%). Вследствие этого фонды областных государственных библиотек за 7 лет увеличились всего на 17,3 тыс. экземпляров, фонды муниципальных библиотек сократились на 967,03 тыс. экземпляров. В муниципальных библиотеках на протяжении 5 лет количество списанной литературы превышает количество новых поступлений в среднем
ежегодно на 59%. Разрыв между реальным состоянием библиотек и требованиями сегодняшнего дня ставит под угрозу обеспечение населения качественным
библиотечным обслуживанием. Приоритетным направлением деятельности государственных и муниципальных библиотек области является автоматизация библиотечных процессов, а также создание собственных электронных информационных ресурсов. Среди значимых проектов универсальной научной библиотеки - участие в создании сводного электронного каталога ЛИБНЕТ, проекте «Электронная справочная служба», создание мультимедийного ресурса «Память Вологды». В рамках исполнения пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 августа 2010 года N Пр-2483 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 8 июля 2010 года все публичные библиотеки региона оснащены компьютерным оборудованием и программным обеспечением, а также доступом к сети Интернет (от числа библиотек, имеющих техническую возможность подключения к сети Интернет). В целях обеспечения населения области литературой и повышения качества библиотечного обслуживания реализуются проекты «Мобильная библиотека» и «Библиотека на колесах». На базе областной универсальной научной библиотеки и областной детской библиотеки созданы отделы внутрисистемного книгообмена, которые предоставляют во временное пользование муниципальным библиотекам новейшие издания художественной, учебной, справочной литературы. SWOT-анализ деятельности библиотек |———————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| |Strengths/Сильные стороны |Weaknesses/Слабые стороны | |———————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| |Разветвленная сеть общедоступных и |Сохраняется неравномерность в обеспечении | |специализированных библиотек области |библиотечным обслуживанием различных | |обеспечивает доступность библиотечного |территорий области и групп | |обслуживания населения. |населения. Дефицит библиотек наблюдается в | |На уровне субъекта Российской Федерации |сельской местности. | |приняты законодательные |Для библиотек области характерен низкий | |акты, регулирующие деятельность библиотек: |уровень обновляемости фондов. | |закон Вологодской области «О библиотечном |Материально-технические и кадровые | |деле», долгосрочная целевая программа |ресурсы государственных и муниципальных | |«Развитие библиотечного дела в Вологодской |библиотек не соответствуют современным | |области». В практику библиотечного обслуживания|требованиям. | |активно внедряются |Низкая заработная плата работников библиотек |
|информационно-коммуникационные технологии, что |ведет к оттоку высококвалифицированных |
|способствует развитию библиотек как центров |кадров из библиотечной сферы. | |информации. Автоматизируются библиотечные |Наблюдается тенденция к снижению ключевых | |процессы. Библиотеки формируют электронные |показателей деятельности библиотек | |краеведческие базы данных. Расширяется | | |репертуар сервисных услуг для пользователей. | | |В регионе осуществляется подготовка | | |специалистов библиотечной сферы (среднее | | |профессиональное образование) | | |———————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| |Opportunities/Возможности |Threats/Угрозы | |———————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| |Грантовая поддержка библиотечных проектов, |Сокращение сети общедоступных библиотек. | |профессиональные конкурсы в сфере культуры и |Хищение, порча документов библиотечного | |искусства. |фонда. | |Федеральные и региональные |Старение и сокращение библиотечных фондов. | |долгосрочные целевые программы способствуют |Низкий уровень модернизации и | |модернизации библиотек и внедрению |внедрения инноваций в библиотечной сфере. | |информационно-коммуникационных технологий. |Конкуренция со стороны интернет-среды, | |На федеральном уровне инициировано открытие в |предоставляющей свободный доступ к | |регионе одного из филиалов национальной |информации | |Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина | | |———————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| 2.4. Профессиональное искусство и кинообслуживание
Важнейшую роль в воспитании граждан, особенно молодого поколения,
традиционно играют театральное и музыкальное искусство. Театральное искусство в Вологодской области сохраняет и развивает
лучшие традиции российского театра. Музыкальная культура Вологодчины органично вплетена в российское музыкальное пространство. Особую культурную ценность для региона представляет творческое наследие народного артиста РСФСР, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР В.А. Гаврилина. Профессиональное искусство Вологодской области представлено 5 театрами, 2 концертными организациями и 4 самостоятельными концертными коллективами (по количеству профессиональных театров область занимает 3-е место в Северо-Западном федеральном округе, по количеству концертных организаций и самостоятельных концертных коллективов - 2-е место).
На протяжении последних лет остаются стабильными основные показатели деятельности театрально-концертных организаций. В среднем за год около 536 тысяч зрителей посещают свыше 3000 театральных постановок и концертов, из которых более 64% адресованы подростковой аудитории. Вместе с тем наполняемость зрительных залов на мероприятиях составляет в среднем 46%, что соответствует 8-му месту среди субъектов Северо-Западного федерального округа. Профессиональные коллективы развивают традицию показа спектаклей и концертов для сельских зрителей, приобщая их к лучшим образцам театрального и музыкального искусства. Профессиональному росту творческих коллективов области способствуют организация гастрольной деятельности и обмен творческими
проектами с ведущими исполнителями и театрально-концертными коллективами страны. Вологодская область - место проведения крупных творческих форумов: международного театрального фестиваля «Голоса истории», театрально-концертного проекта «Лето в Кремле», международного музыкального Гаврилинского фестиваля, Губернаторского юношеского конкурса имени Валерия Гаврилина. Кинообслуживание населения Вологодской области осуществляется 78 киноустановками и киноцентрами. Неудовлетворительное техническое состояние киносети и отсутствие средств для обновления и пополнения фильмофонда качественными и актуальными кино- и видеоматериалами не позволяет демонстрировать фильмы на качественном уровне. Вместе с тем
с 2007 года наметилась тенденция роста валового сбора государственной
и муниципальной киносети области. В области традиционно проводятся киноакции и киномероприятия («Эхо Золотого орла», областной киномарафон по профилактике правонарушений и наркозависимости и др.), организуются занятия киноклубов по пропаганде здорового образа жизни. SWOT-анализ деятельности театрально-концертных организаций области
и кинообслуживания населения |———————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————--| |Strengths/Сильные стороны |Weaknesses/Слабые стороны | |———————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————--| |Концертные организации региона представлены |Несовершенство нормативной правовой базы в | |разноплановыми творческими коллективами. |сфере театрального и музыкального искусства. | |Театрально-концертные организации области отличают |Слабая материально-техническая база |
|высокий профессиональный уровень режиссерского, |учреждений культуры, осуществляющих | |актерского и исполнительского мастерства. |деятельность в области профессионального | |Театрально-концертные организации области |искусства. | |выступают организаторами и участниками |Отсутствие собственных зданий у | |профессиональных фестивалей и конкурсов. |государственных и муниципальных концертных | |Развивается гастрольная деятельность, |коллективов | |осваиваются новые ниши для оказания платных услуг |Сервисные и технологические условия | |профессиональными коллективами. |кинопоказа значительно отстают от норм и | |Растут поступления от мероприятий театрально- |запросов зрителей. Более 60% | |концертных организаций. |кинотехнологического оборудования выработало | |Часть киноустановок переведена на видеопоказ. |свой ресурс. | |Невысокая стоимость билетов на киносеансы, |Кинорепертуар организаций кинопоказа не | |организованные в муниципальных учреждениях |отвечает современным требованиям населения. | |культуры, делает кинопоказ доступным для всех |Областное государственное учреждение культуры, |
|категорий населения |осуществляющее кинопрокат по области, имеет | | |слабую материально-техническую базу. | | |Слабая финансовая поддержка кинообслуживания | | |населения области. | | |В ряде районов области кинопоказ отсутствует | |———————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————--| |Opportunities/Возможности |Threats/Угрозы | |———————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————--| |Создание на базе государственных образовательных |Культурный нигилизм значительной части | |учреждений сферы культуры и искусства области |молодежи, подвергающей сомнению или | |профессиональных коллективов. |отрицанию ценности высокого искусства и их | |Реконструкция концертного зала на базе Дворца |эталонную роль в культуре | |культуры железнодорожников. |Сокращение государственной киносети области | |Увеличение количества оборудованных площадок |(за 2008-2009 гг. количество киноустановок | |в муниципальных районах и городских округах |сократилось практически в 2 раза). | |области для проведения концертных мероприятий. |Высокая конкуренция со стороны частных | |Межрегиональное взаимодействие в рамках |учреждений киновидеопоказа, располагающих | |гастрольной деятельности. |современным кинотехнологическим оборудованием, |
|Развитие продюсерства в продвижении региональных |более комфортными условиями и дополнительными | |культурных продуктов |услугами, а также интернет-среды, | |Единая автоматизированная информационная система |видеопиратства и многоканального | |сведений Российской Федерации о показе фильмов в |телевизионного кинопоказа. | |кинозалах страны. |Низкая посещаемость киносеансов | |Частные инвестиции. | | |Популяризация кинематографа | | |———————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————--| 2.5. Образование в сфере культуры и искусства
В Вологодской области сеть образовательных учреждений сферы культуры и искусства составляют 46 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей и 3 государственных образовательных учреждения среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для работы в сфере культуры и искусства. В образовательных учреждениях сферы культуры и искусства области обучаются более 15 тысяч человек. По количеству учебных заведений среднего профессионального образования сферы культуры и искусства Вологодская область занимает 2-е место в Северо-Западном федеральном округе. Финансирование учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства осуществляется исходя из единого норматива
по организации предоставления дополнительного образования как для сферы образования, так и для сферы культуры без учета специфики - индивидуального характера обучения. Состояние информатизации детских школ искусств и учреждений среднего профессионального образования сферы культуры и искусства в области можно оценить как неудовлетворительное: учреждения художественного образования практически не обеспечены компьютерным оборудованием и техническими средствами обучения. Более 80% образовательных учреждений сферы не имеют доступа к сети Интернет. Одной из системных проблем деятельности школ искусств области является кадровая проблема, а именно недостаточный приток молодых специалистов. Доля выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования области, обучавшихся по очной форме и трудоустроенных по специальности в первый год после окончания образовательного учреждения, неуклонно сокращается: с 61% в 2007 году
до 48% в 2009 году. В Вологодской области разработан комплекс мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей: проведение конкурсов и фестивалей, выдвижение одаренных детей на получение грантов и стипендий Министерства культуры Российской Федерации, премий в рамках
приоритетного национального проекта «Образование». Для одаренных детей при ГОУ СПО «Вологодский областной музыкальный колледж» и ГОУ СПО «Череповецкое училище искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина» созданы специализированные детские школы искусств. Поддержке музыкального образования, совершенствованию профессионального мастерства молодых исполнителей, укреплению межрегионального и международного сотрудничества в сфере культуры способствует проведение в Вологодской области Губернаторского международного юношеского конкурса имени В. Гаврилина. SWOT-анализ системы художественного образования |——————————————————————————————————————————————————-|—————————————————————————————————————————————-| |Strengths/Сильные стороны |Weaknesses/Слабые стороны | |——————————————————————————————————————————————————-|—————————————————————————————————————————————-| |В регионе принята и действует долгосрочная целевая |Несовершенство нормативной правовой базы |
|программа «Развитие образования в сфере культуры |системы образования в сфере культуры и | |и искусства в Вологодской области». |искусства (с учетом специфики деятельности). | |Учреждениями среднего профессионального |Устаревшая учебная и материально- | |образования области осуществляется обучение по |техническая база учреждений среднего | |широкому спектру специальностей. |профессионального образования не позволяет в | |Высококвалифицированный педагогический состав |полной мере реализовать | |учебных заведений обеспечивает высокий уровень |утвержденные федеральные государственные | |подготовки специалистов. |образовательные стандарты среднего | |Развитая сеть учреждений дополнительного |профессионального образования, не | |образования детей сферы культуры и |соответствует | |искусства обеспечивает доступность |требованиям опережающей подготовки кадров, | |художественного образования. |запросам работодателей. | |Реализуется широкий спектр направлений |Низкая осведомленность учреждений среднего | |дополнительного образования детей. |профессионального образования сферы культуры | |В регионе действует учебно-методический центр по |и искусства о востребованности выпускников в | |художественному образованию. |учреждениях культуры. | |Растет число участников и победителей конкурсов, |Материально-техническая база учреждений | |олимпиад, смотров различного уровня. |дополнительного образования детей не | |В учреждениях активно внедряются авторские |соответствует современным требованиям. | |программы обучения |Изношенность музыкального оборудования | | |достигла критического уровня, снизились темпы |
| |обновления фондов школьных библиотек. Около | | |половины зданий детских школ искусств требует |
| |капитального ремонта. | | |Недостаток учебных площадей. | Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|