Расширенный поиск
Постановление Губернатора Вологодской области от 06.05.2008 № 934ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 6 мая Утратило силу с 1 января 2017 года - Постановление Правительства Вологодской области О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА (В редакции постановлений Правительства Вологодской области от 31.08.2009 N 1310, от 04.04.2011 N 285, от 04.06.2012 N 585, от 24.06.2013 N 636) С целью развития рыбного хозяйства Вологодской области на долгосрочную перспективу Правительство области постановляет: 1. Одобрить Стратегию развития рыбного хозяйства Вологодской области до 2020 года (прилагается). 2. Департаменту сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области (Н.И. Анищенко) принять меры к реализации Стратегии развития рыбного хозяйства Вологодской области до 2020 года. (В редакции постановлений Правительства Вологодской области от 31.08.2009 N 1310, от 24.06.2013 N 636) 3. Вице-губернатору области В.В. Рябишину создать Координационный совет для корректировки мероприятий Стратегии и контроля за их исполнением. (В редакции постановления Правительства Вологодской области от 04.04.2011 N 285) 4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Н.Е. Гуслинского. (В редакции постановлений Правительства Вологодской области от 04.04.2011 N 285, от 04.06.2012 N 585) Справку о выполнении постановления представить к 15 февраля 2021 года. Губернатор области В.Е.ПОЗГАЛЕВ Одобрена Постановлением Правительства области от 6 мая СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА (В редакции постановлений Правительства Вологодской области от 31.08.2009 N 1310, от 24.06.2013 N 636) Раздел 1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛИ 1.1. Общая характеристика ситуации в отрасли Цель рыбохозяйственной деятельности - получение прибыли, создание условий для занятости населения и обеспечение жителей области рыбной продукцией. В водоемах и реках обитает более 60 видов рыб. Основные промысловые виды - лещ, корюшка, ряпушка, плотва, синец, судак, щука, окунь. В водоемах области обитают ценные виды рыб: стерлядь, нельма, форель, лосось, палия. Рыбохозяйственный водный фонд области включает 662.3 тыс. га водных объектов. На территории области свыше четырех тысяч озер, водохранилищ и других искусственных водоемов общей площадью 552.2 тыс. га, из них 470 тыс. га приходится на крупные водоемы - озера Белое, Воже, Кубенское, Онежское и водохранилища Рыбинское и Шекснинское. Общая протяженность рек и ручьев составляет около 70 тыс. км (110.1 тыс. га). Общее количество водных биологических ресурсов в водных объектах области, являющихся государственной собственностью, составляет около 40 тыс. тонн единовременной потребительской стоимостью около 1300 млн. рублей, 4 тыс. тонн - естественный годовой прирост, ежегодно можно добывать 3.0 - 3.5 тыс. тонн водных биоресурсов. Вылов рыбы на водных объектах Вологодской области в последние годы стабилизирован на уровне 1600 - 1800 тонн. Выращивание товарной рыбы осуществляется в пос. Кадуй на теплых водах пруда-охладителя и сбросного канала Череповецкой ГРЭС (на полносистемном Кадуйском рыбоводном хозяйстве садкового типа). На предприятии идет непрерывный рыбоводный процесс от получения молоди до выращивания товарной рыбы и производителей. С 1990-х годов рыбоводное хозяйство сориентировано на преимущественное выращивание осетровых видов рыб. Также на предприятии выращивается карп и канальный сом. Кроме традиционного выращивания товарной рыбы предприятием освоено новое направление - получение черной икры от осетровых рыб. Рыбное хозяйство области обеспечивает работой около 900 человек. На водоемах области промышленное рыболовство осуществляют 107 предприятий и предпринимателей. В области около 200 тыс. рыболовов-любителей, для 40 тыс. жителей области рыболовство является одним из основных источников существования. Рыбохозяйственные водоемы испытывают негативный пресс антропогенной деятельности. Загрязнение водоемов, использование их для судоходства, водозабора наносят значительный ущерб водным биоресурсам, вызывая, в первую очередь, снижение численности ценных видов рыб. Необходимо определить, что рыбное хозяйство - это не только и не столько добыча и реализация рыбы, в настоящее время это целостная система, целями и задачами которой является как получение ценных пищевых продуктов, так и выполнение мер по научному обеспечению рыбохозяйственной деятельности, предотвращению деградации водных экосистем, проведение воспроизводственных и охранных мероприятий, обеспечение здоровья и занятости населения. Перспективы развития рыбного хозяйства в значительной мере зависят от общих тенденций развития экономики, экологической обстановки в области, понимания значения и приоритетности в экономике области отраслей, использующих возобновляющиеся природные ресурсы, а также от решения правовых и экономических проблем эффективного управления водными биоресурсами, их охраны и воспроизводства. Существование рыбного хозяйства возможно только в условиях определения пользователей рыбопромысловыми участками, внедрения долгосрочной аренды водоемов, научного обеспечения, эффективного государственного управления, неистощительного использования и жесткого контроля за качеством среды и использованием рыбных ресурсов. В настоящее время: Федеральным агентством по рыболовству утверждены Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна (к которому относится большинство водных объектов Вологодской области) и Правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна (к которому относятся водные объекты Череповецкого района); (В редакции постановления Правительства Вологодской области от 24.06.2013 N 636) в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" управлением рыболовства области подготовлены перечни рыбопромысловых участков по всем водным объектам. Перечни рассмотрены на рыбохозяйственных советах, одобрены комиссией Федерального агентства по рыболовству, прошли процедуру согласования в Минсельхозе России и утверждены управлением рыболовства области; Правительством Российской Федерации разрабатывается документация по проведению конкурсов на предоставление рыбопромысловых участков пользователям водными биоресурсами. Предусматривается передача рыбопромысловых участков в долгосрочное (до 20 лет) пользование в целях промышленного рыболовства и рыбоводства, а также для организованного любительского рыболовства. Ключевые проблемы отрасли: отсутствие на водоемах пользователей рыбопромысловыми участками. Конкурсы на право заключения договора пользования рыбопромысловыми участками будут проводиться только во второй половине 2008 года (после определения Правительством Российской Федерации организатора конкурсов, порядка организации и проведения конкурсов). Инвестиционные планы могут появиться только после определения пользователей рыбопромысловыми участками; с сентября 2007 года начата реорганизация отрасли. С началом административной реформы (с 2005 года) ликвидированы Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству (далее - Госкомрыболовство России) и территориальные инспекции рыбоохраны. Полномочия Госкомрыболовства России разделены между Федеральным агентством по рыболовству и Россельхознадзором. В настоящее время (в сентябре 2007 года) вновь создано Госкомрыболовство России. Структура управления отраслью в настоящее время не определена. В области отсутствуют территориальные подразделения Госкомрыболовства России; излишняя централизация управления отраслью. Основные полномочия осуществляются федеральными органами. Полномочия субъекта Российской Федерации в сфере рыболовства минимальные; неурегулированность федерального законодательства. Законодательно не установлен конкретный перечень полномочий субъектов Российской Федерации в сфере организации и регулирования рыболовства, охраны и использования водных биоресурсов. В целях реализации Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" Правительством Российской Федерации и Госкомрыболовством России должны быть разработаны и приняты (утверждены) более 30 нормативных правовых актов; Стратегия развития отрасли в Российской Федерации в условиях начинающейся реорганизации отрасли и незавершенности разработки нормативно-правовой базы отрасли по пресноводным водным объектам отсутствует. 1.2. Анализ внешних условий, влияющих на отраслевое развитие (российские и региональные тенденции развития как внешние условия развития) Проблемой является несовершенство федерального законодательства в сфере рыболовства. В настоящее время законодательство по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов основывается на двух федеральных законах: от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (с последующими изменениями), который устанавливает полномочия практически только федеральных органов исполнительной власти. Нормы закона регламентируют отношения в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, в первую очередь, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в отношении использования и охраны ценных анадромных, катадромных, трансграничных и далеко мигрирующих видов рыб; от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (с последующими изменениями), который устанавливает общие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации, регулированию рыболовства и охране водных биологических ресурсов внутренних вод, за исключением занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных, катадромных, трансграничных видов рыб. Несогласованность норм названных федеральных законов приводит к тому, что невозможно определить конкретные полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении управления рыболовством и водными биологическими ресурсами внутренних водоемов. Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" содержит много отсылочных норм. В целях его реализации Правительством Российской Федерации и Госкомрыболовством России должны быть разработаны и приняты (утверждены) соответствующие нормативные правовые акты. Минимальные полномочия, предоставляемые органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны водных биоресурсов Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", практически не выполнимы, так как федеральным законом не установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по пресечению правонарушений при осуществлении охраны водных биоресурсов, не внесены соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части, устанавливающей права должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере рыболовства. Не внесены изменения в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" в части, устанавливающей права должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации на ношение и применение оружия при исполнении полномочий при осуществлении охраны водных биоресурсов. (В редакции постановления Правительства Вологодской области от 24.06.2013 N 636) Структура управления отраслью. В сфере рыболовства существует излишняя централизация управления. По субъекту Российской Федерации центральным федеральным органом исполнительной власти (Госкомрыболовство России) принимаются: общие допустимые уловы (далее - ОДУ); Правила рыболовства, режим рыболовства, порядок выдачи разрешений, квоты по видам лова. В Вологодской области федеральные органы управления рыболовством представлены подразделениями бассейновых управлений: Вологодским филиалом ФГУ "Севзапрыбвод" и Череповецким отделом ФГУ "Верхневолжрыбвод", не имеющими статуса юридического лица и необходимых полномочий по управлению рыболовством. В Северо-Западном и Верхневолжском территориальных управлениях, в зоне действия которых находится Вологодская область, формируются подразделения на территории области. Полномочия субъекта Российской Федерации в сфере рыболовства, установленные федеральным законодательством, исполняются Департаментом сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области. (В редакции постановлений Правительства Вологодской области от 31.08.2009 N 1310, от 24.06.2013 N 636) 1.3. Анализ ресурсного потенциала и внутренних условий развития Ресурсный потенциал определяется состоянием рыбных ресурсов и объемом ОДУ. Объем ОДУ устанавливается ежегодно как часть годового прироста биомассы водных биоресурсов и составляет 3.0 - 3.5 тыс. тонн. Так, на 2007 год ОДУ составляет 3500.2 тонны, в том числе: на оз. Белом - 687 тонн, оз. Воже - 232 тонны, оз. Кубенском - 411 тонн, оз. Онежском - 771.5 тонны, Рыбинском вдхр. - 685.7 тонны, Шекснинском вдхр. - 279 тонн, малых озерах - 268 тонн и реках - 166 тонн. Общие допустимые уловы, вылов и освоение общих допустимых уловов в водоемах Вологодской области в 2003 - 2007 годах (тонны)
На водоемах области промышленное рыболовство осуществляют 107 предприятий и предпринимателей. На рыбном промысле задействовано 530 рыбаков, 14900 сетей, 53 невода, в том числе 40 ставных и 13 закидных, 227 маломерных судов, 33 рыбацких катера, 204 снегохода. Внутренними условиями являются резервы по использованию ОДУ. Имеются возможности по развитию промысла, связанные с более полным освоением ОДУ. Освоение ОДУ за последние годы: - по ценным видам рыб - на 80 - 90%; - по путинным видам рыб - на 70 - 80%; - по мелкому частику - на 40 - 50%. Путинные виды рыб (корюшка, снеток, ряпушка) и мелкий частик (плотва, окунь, ерш, синец, чехонь, уклея и др.) требуют рыбопереработки, без этого они не востребованы. Потенциал рыбных ресурсов может быть увеличен за счет следующих мероприятий: проведение рыбохозяйственной мелиорации; подъем уровня мелководных водоемов; организация любительского рыболовства; развитие садкового (форелевого) рыбоводства; развитие пастбищного рыбоводства на малых озерах (с зарыблением ценными видами рыб: карп, судак и др.). 1.4. Определение сильных и слабых сторон отрасли
Уровень ресурсного
потенциала рыбного хозяйства соседних субъектов Российской Федерации совершенно
разный и не сопоставим с Вологодской областью. Среднероссийский показатель
потребления водных биоресурсов на душу населения составляет Раздел 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПЛАНОВЫХ ДОКУМЕНТОВ Развитие отрасли в плановых документах не отражено. В агропромышленном комплексе реализуется приоритетный национальный проект "Развитие АПК". В рамках реализации этого проекта по направлению "Ускоренное развитие животноводства" для оказания государственной поддержки объектов аквакультуры от Вологодской области было заявлено единственное рыбоводное предприятие области - ОАО РТФ "Диана". Планировалось, что за счет строительства 3-й очереди предприятия произойдет увеличение товарного производства осетровых рыб и объемов производства пищевой черной икры. Однако в связи с решением об увеличении мощности Череповецкой ГРЭС потребовалось коренное изменение проектных решений. Срок выполнения проектных работ перенесен на 2008 год. Для включения в национальный проект участникам требуется высокий уровень подготовки проекта (включая проектные документы, наличие инвестора, залоговой массы на уровне стоимости самого проекта) для его реализации. Предприятие не включено в национальный проект. Разработанные на федеральном уровне отраслевые концепции и программы направлены на развитие морского рыболовства и рыболовства во внутренних водоемах не затрагивают. Раздел 3. КРАТКАЯ КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ И ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ 3.1. Определение целей и направлений Стратегии развития отрасли Наиболее прогнозируемыми являются те действия, которые находятся в сфере полномочий органов законодательной и исполнительной государственной власти Вологодской области. Миссия - сохранение и приумножение водных биоресурсов. Главная стратегическая цель - рациональное использование водных биологических ресурсов водных объектов Вологодской области в интересах экономики и населения области. Основные стратегические направления: обеспечение населения области рыбной продукцией внутренних водоемов; создание условий для активного отдыха населения; поддержание, развитие водных биологических ресурсов (воспроизводство) и водных объектов (рыбохозяйственная мелиорация); развитие аквакультуры. Задачи: установление ОДУ; передача в долгосрочное пользование водных объектов и их участков для осуществления промышленного рыболовства; создание условий для хозяйствующих субъектов (пользователей водными биоресурсами) для осуществления промышленного рыболовства; передача в долгосрочное пользование водных объектов и их участков для осуществления пастбищного и садкового рыбоводства; развитие пастбищного и садкового рыбоводства; привлечение инвесторов к осуществлению работ по пастбищному и садковому рыбоводству; передача в долгосрочное пользование водных объектов и их участков для осуществления организованного любительского и спортивного рыболовства; создание инфраструктуры организованного любительского и спортивного рыболовства; создание условий для развития рыболовного туризма; обеспечение возможности свободного доступа граждан для осуществления любительского рыболовства на отдельных водоемах и их участках; создание условий для естественного нереста рыб за счет подъема уровня воды и рыбохозяйственной мелиорации водоемов. 3.2. Разработка сценариев развития отрасли 1) Инерционный сценарий Структура управления и распределения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации остается на прежнем уровне. Уровень развития сырьевого потенциала отрасли будет оставаться на одном уровне с объемами возможного вылова 2.5 - 3.0 тыс. тонн в год. Однако отсутствие значимых работ по воспроизводству водных биоресурсов и мелиорации водоемов приведет к сокращению ОДУ из-за снижения ОДУ ценных видов рыб и соответственно стоимости улова. Климатические условия (потепление и маловодные годы) также приведут к снижению ОДУ из-за сокращения запасов рыб арктического комплекса: корюшковых (снеток, корюшка) и сиговых рыб (сиг, ряпушка). К 2020 году сокращение ОДУ предполагается на 300 - 500 тонн. На этой базе развитие промышленного рыболовства невозможно, и будет наблюдаться уход предприятий и предпринимателей из рыбохозяйственного бизнеса, в первую очередь, на водоемах и участках, не обеспечивающих рентабельность промысла. При этом общий промысловый улов будет составлять 1100 - 1300 тонн в год. При передаче водоемов и участков в долгосрочное пользование для организации любительского рыболовства и создании самых необходимых условий для развития организованного любительского и спортивного рыболовства можно будет надеяться на формирование 20 - 30 организаций в этой сфере деятельности с предоставлением услуг для 15 - 30 тыс. рыболовов-любителей. Для обеспечения организованного любительского рыболовства будет востребовано ежегодно 120 - 150 тонн квот вылова водных биоресурсов. Объем услуг по организации любительского рыболовства предполагается незначительным. Останется высоким уровень неорганизованного любительского рыболовства. Под осуществление садкового форелеводства будет задействовано 2 - 4 участка с общим объемом выращивания товарной рыбы 200 - 300 тонн в год. В этом случае небольшие объемы выращивания форели не позволят построить собственное производство рыбопосадочного материала (малька для выращивания). Для пастбищного рыбоводства предполагается использование 6 - 8 наиболее востребованных водоемов с зарыблением ценными видами рыб (карп, судак и др.). Производство товарной рыбы в тепловодной аквакультуре остается на уровне 150 - 200 тонн в год. Производство пищевой черной икры составит 7 тонн в год. SWOT-анализ инерционного варианта развития отрасли
Занятость населения в рыбном хозяйстве области останется на прежнем уровне - около 900 человек. Охрана водных биоресурсов останется на прежнем уровне (охраной охвачены только крупные водоемы). Применяемых мер недостаточно. 2) Основной (целевой) сценарий Условия осуществления: передача значимых полномочий по организации рыболовства, воспроизводству и охране водных биоресурсов на уровень субъекта Российской Федерации (Вологодской области); принятие решений о передаче в долгосрочное пользование рыбопромысловых участков. 1. Сырьевой потенциал предусматривается на уровне 3.0 - 3.5 тыс. тонн в год. 2. Промышленный лов будет ориентирован на путинные виды рыб (корюшка, снеток, ряпушка) и виды, не востребованные любительским рыболовством. Вероятный общий промысловый улов предполагается в объеме 1500 - 2000 тонн в год. 3. В долгосрочное пользование для организации любительского и спортивного рыболовства будет закреплено около 100 водоемов (участков). В этой сфере будут осуществлять деятельность 40 - 50 организаций и предпринимателей с предоставлением услуг для 30 - 60 тыс. рыболовов-любителей. Для этой цели будет востребовано ежегодно 250 - 300 тонн квот вылова водных биоресурсов. 4. Для осуществления садкового форелеводства предполагается использовать 6 - 8 участков с общим объемом производства форели на 1000 - 1500 тонн. Для обеспечения этих объемов собственным рыбопосадочным материалом предполагается строительство в области воспроизводственного комплекса. 5. Под пастбищное рыбоводство предполагается использовать 20 - 30 водоемов с зарыблением их ценными видами рыб. 6. Производство товарной рыбы в тепловодной аквакультуре за счет строительства третьей очереди Кадуйского рыбоводного хозяйства (ОАО РТФ "Диана") увеличит объемы выращивания товарной рыбы (в основном осетровых видов) на 200 - 250 тонн в год. Объем производства пищевой черной икры составит 10 - 12 тонн в год. 7. Дополнительная занятость населения в рыбном хозяйстве области предположительно составит около 250 - 350 человек. Предполагается, что охрана водных биоресурсов будет передана на уровень субъектов Российской Федерации. SWOT-анализ целевого сценария развития отрасли
Сравнительный анализ результатов реализации целевого и инерционного сценариев развития отрасли
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|