Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 02.06.2014 № 467

 

                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                     ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ                
                                                                      
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          

 

      Утратило силу с 1 января 2017 года - Постановление Правительства

Вологодской области от 19.12.2016 № 1149

 

     От 02.06.2014 N 467
     г. Вологда

 

     О внесении изменений в постановление
     Правительства области от 11 декабря 
     2009 года N 1944

 

 

     Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

     1. Внести  в  постановление  Правительства  области от 11 декабря

2009  года N 1944 «О Стратегии развития физической культуры  и  спорта 
в Вологодской области до 2020 года» следующие изменения:
     1.1.   В пункте 2 слова «Комитету по физической культуре,  спорту
и   молодежной   политике  области  (О.А.  Димони  заменить  словами
«Департаменту физической культуры и спорта области (С.Р. Фокичев)».
     1.2.  В   пункте  3  слова  «Е.К. Артемова»   заменить    словами  
«О.А. Васильева».
     1.3.    Стратегию  развития  физической  культуры  и   спорта   в
Вологодской области до 2020 года, одобренную указанным постановлением,
изложить  в  новой   редакции   согласно   приложению   к   настоящему
постановлению.
     2. Настоящее   постановление   вступает    в  силу  по  истечении  
10 дней после дня его официального опубликования.

 

 

     По поручению временно исполняющего
     обязанности Губернатора области
     первый заместитель
     Губернатора области          А.И. Шерлыгин

 

 

Приложение
к постановлению
Правительства области
от 02.06.2014 N 467

 

«Одобрена
постановлением
Правительства области
от 11.12.2009 N 1944

 

                                 СТРАТЕГИЯ                            
                   РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА              
                    В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА                
                            (далее - Стратегия)                       

 

     1. Общие положения

 

     Основополагающей  задачей  государственной  политики   в   России
является   создание   условий   для  роста  благосостояния  населения,
национального  самосознания  и  обеспечения  долгосрочной   социальной
стабильности   (федеральная  целевая  программа  «Развитие  физической
культуры  и  спорта  в  Российской  Федерации  на  2006 - 2015  годы»,
утвержденная   постановлением   Правительства   Российской   Федерации 
от 11 января 2006 года N 7). Реализации  этой  задачи  в  значительной  
степени способствует   обеспечение  условий для сохранения и улучшения
физического  и  духовного  здоровья  граждан.  Существенным  фактором,
определяющим   состояние   здоровья  населения,  является  поддержание
оптимальной физической активности граждан в течение всей жизни.
     Объем и интенсивность двигательной активности людей снижается  по
мере     развития     научно-технического     прогресса,    увеличения
информационных,  психологических  перегрузок.   Качество   физического
развития  детей  и  молодежи  не отвечает современным требованиям, что
является  следствием  низкого  уровня  охвата   занятиями   физической
культурой  и  спортом  населения  области и, прежде всего, молодежи. В
2008 году только 14,2% населения  занимались  физической  культурой  и
спортом  постоянно. Число учащихся и молодежи, отнесенных по состоянию
здоровья к специальной медицинской группе, ежегодно увеличивается.
     Опыт  передовых  стран,  где  физической  культурой   и   спортом
регулярно занимаются 30 - 60% населения, показывает, что для повышения
физической активности населения  необходимы  разработка  и  реализация
Стратегии,  развитие материально-спортивной базы учреждений физической
культуры и  спорта,  обеспечение  населения  необходимыми  спортивными
сооружениями       и       инвентарем,       а      также      широкая
информационно-пропагандистская работа по формированию привлекательного
имиджа спорта.
     Основные цели разработки Стратегии:
     создание условий для укрепления здоровья населения;
     развитие материально-спортивной базы и инфраструктуры  физической
культуры и спорта;
     популяризация массового и профессионального спорта;
     приобщение  широких  слоев  населения   к   регулярным   занятиям
физической культурой и спортом.
     В  настоящей  Стратегии  используются  понятия,   применяемые   в
значениях,  определенных  Федеральным законом от 4 декабря  2007  года 
N  329-ФЗ  «О физической культуре и  спорте  в  Российской  Федерации»  
(с последующими изменениями).

 

     2. Общая характеристика ситуации в области физической культуры  и
спорта

 

     2.1. Количество спортивных сооружений

 

     С 2001 по 2008 год в области  наблюдался  постоянный  рост  числа
спортивных  сооружений.  Так,  число  сооружений в 2008 году превышало
аналогичный показатель 2001 года на 16%, средний темп  прироста  числа
спортивных сооружений за истекший период составлял 2,2% в год.
     Число дворцов спорта с 2001  по  2008  год  увеличилось  с  3  до  
6 единиц.  За указанный  период  увеличилось  количество  лыжных  баз,
в 2001 году их насчитывалось 22, в 2008 году уже 48, число плоскостных
спортивных сооружений увеличилось на 129 единиц.
     В  2008  году,  несмотря  на  положительную  динамику,  имеющиеся
спортивные   сооружения   не   обеспечивали   потребности   населения.
Плоскостные  спортивные  сооружения  (612  единиц)  составляли  13,8%,
спортивные  залы  (578  единиц) – 53,8%, бассейны (7 единиц) – 1,5% от
норматива,  установленного  распоряжением   Правительства   Российской
Федерации  от  19  октября  1999  года N 1683-р (далее – установленный
норматив). Для сравнения, в среднем по  Северо-Западному  федеральному
округу эти показатели были равны соответственно плоскостные спортивные
сооружения – 16,2%, спортивные залы – 53,7%, бассейны – 5,8%.
     Для решения этой проблемы  за  счет  средств  областного  бюджета
вводились   в   эксплуатацию  новые  спортивные  сооружения,   с  2004 
по 2008 годы введены следующие значимые спортивные сооружения:
     в городе Череповце -  дворец  игровых  видов  спорта  «Юбилейный» 
на  2  тысячи  зрителей,  ледовый  дворец   на   6   тысяч   зрителей, 
тренировочный зал с искусственным льдом на 500 зрителей,  Центр боевых  
искусств с двенадцатью спортивными залами, волейбольный центр;
     в городе Вологде – современный центр спортивной  гимнастики,  два
стандартных  футбольных  поля  с  синтетическим  покрытием  и  игровая
площадка с синтетическим покрытием, универсальный спортивный  комплекс
по ул. М. Конева;
     в городах Великом Устюге и Тотьме – плавательные бассейны;
     в   Междуреченском,   Верховажском   и   Харовском  муниципальных  
районах – физкультурно-оздоровительные комплексы;
     в Бабаевском и Череповецком муниципальных районах – лыжероллерные
трассы.
     Кроме того, в  рамках  федеральной  целевой  программы  «Развитие
физической     культуры    и    спорта    в    Российской    Федерации 
на  2006 – 2015  годы»  и  социального  проекта   Министерства  спорта 
Российской  Федерации  и  Всероссийской  политической  партии  «Единая 
Россия»   «Строительство    физкультурно-оздоровительных   комплексов» 
Вологодская  область   в  качестве  субсидий  из  федерального бюджета  
на  строительство  и реконструкцию  спортивных  сооружений  за  период  
с 2006 по 2013 годы получила 192,9 млн. рублей.
     В период с 2008 по 2013 годы при софинансировании из федерального
бюджета   введены   в   строй   физкультурно-оздоровительный  комплекс 
в г. Харовске,  «Центр  здоровья  и  детского  спорта»  в  п. Майский,
административное  здание в комплексе биатлонной трассы в д. Кудринская
Верховажского   района,   физкультурно-оздоровительный   комплекс    с
искусственным  льдом  в  г.  Вологде,  спортивный  комплекс  с ледовой
площадкой в п. Шексна,  оснащено  искусственным  покрытием  футбольное
поле  для  детско-юношеской  спортивной  школы  «Аист» в г. Череповце,
проведена  реконструкция  «Дома  спорта»  в  г.  Белозерске,  получено
искусственное  футбольное  покрытие  с  комплектующими материалами для
детско-юношеской спортивной школы в г. Соколе.
     При    финансовой    поддержке    ОАО     «Газпром»     построены
физкультурно-оздоровительные   комплексы  с  плавательными  бассейнами 
в г. Грязовце, с. Нюксеница, пос. Юбилейный Тотемского района.
     По состоянию на  31  декабря  2013  года  в  Вологодской  области
функционировало  1907  спортивных  сооружений и 60 объектов спорта, из
них в муниципальной собственности находились 1592 объекта (80,9%).  По
итогам   2013   года   Вологодская   область   занимала   4   место  в
Северо-Западном  федеральном  округе  по  обеспеченности   спортивными
сооружениями.

 

     2.2. Единовременная пропускная способность спортивных сооружений

 

     С  2001  по  2008  год  единовременная   пропускная   способность
спортивных  сооружений  в  области  возросла  с  31,6  до  43,5 тысячи
человек, в среднем на 1,7 тысячи человек в год.
     Динамика единовременной пропускной  способности  всех  спортивных
сооружений   из  расчета   на  10  тысяч  населения  области  возросла 
в 2008 году до 352 человек. Несмотря на рост показателя, его  значение 
в 5,5 раза ниже  установленного  норматива    на  уровне  1,9  тысячи 
человек.
     В связи с вводом новых спортивных объектов в  период  с  2009  по
2013   годы  единовременная  пропускная  способность  объектов  спорта
области увеличилась на 9,4 тысячи человек. На  31  декабря  2013  года
единовременная   пропускная   способность   объектов   спорта  области
составляла 55,2 тысячи человек (0,46 тысячи человек на 10 000  человек
населения, или 24,3% от норматива по России).

 

     2.3. Обеспеченность спортивными сооружениями

 

     Обеспеченность  спортивными   сооружениями   не   одинакова   для
различных  видов  спортивных  сооружений.  В  2008 году обеспеченность
спортивными залами составила  26,7%,  спортивными  площадками  -  47%,
бассейнами  -  6%  от установленного норматива. Обеспеченность области
плоскостными  спортивными  сооружениями  на  31  декабря   2013   года
составляла  64,7%,  спортивными   залами      41,4%,    плавательными 
бассейнами – 6,4%.
     До   2020   года    планируется    строительство    малобюджетных
общедоступных  спортивных  сооружений  в  городах  и  районах области.
Введение новых спортивных сооружений позволит повысить  обеспеченность
населения спортивными сооружениями.

 

     2.4. Кадровый состав работников физической культуры и спорта

 

     Большое значение  в  развитии  физической  культуры  и  спорта  в
области  имеет  кадровый потенциал отрасли. Кадровый состав работников
физической  культуры  и  спорта  области  включает  в  себя   учителей
общеобразовательных   организаций,   преподавателей   профессиональных
образовательных  организаций  и  образовательных  организаций  высшего
образования,   тренеров-преподавателей   организаций   дополнительного
образования,  инструкторов-методистов  спортивных  клубов,  работников
адаптивной физической культуры.
     Численность штатных работников физической  культуры  и  спорта  в
области  постоянно  увеличивалась  и  с  2001  по  2008  год  возросла 
с 1914 до 2311 человек со средним темпом прироста  2,7% в год, которая  
из расчета  на 10 тысяч населения увеличилась с 15 человек в 2001 году 
до 18 человек  в  2008  году.  В  период  с  2009  года  по  2013  год  
численность   штатных  работников   физической   культуры   и   спорта 
Вологодской области  увеличилась  на  410  человек  и  на  31  декабря 
2013 года составляла 2721 человек.
     Численность работников адаптивной физической культуры с  2003  по
2008  год  выросла в 7,6 раза (с 5 человек в 2001 году до 38 человек в
2008 году). На 31 декабря 2013 года численность работников  адаптивной
физической культуры составила 48 человек.
     К 2008 году  на  126  человек  сократилась  численность  учителей
физической  культуры  в  общеобразовательных  организациях  (на 16%) и
преподавателей физической культуры в профессиональных  образовательных
организациях  (на  8%).  Отток  профессиональных  кадров происходил по
причине низкой заработной платы и снижения численности учащихся в этих
учебных  заведениях.  В  свою очередь в период с 2009 года по 2013 год
прослеживается  рост  численности  учителей  физической   культуры   в
общеобразовательных    организациях    на   86   человек   (13,2%)   и
преподавателей   в   профессиональных   образовательных   организациях  
на  8 человек (10,7%). В  2013  году  количество  учителей  физической 
культуры   в   общеобразовательных   организациях   достигло    уровня   
650   человек, преподавателей  физической культуры  в профессиональных 
образовательных организаций – 75 человек.
     Постепенно   повышается   образовательный   уровень    работников
физической  культуры и спорта. Более половины штатных работников имеют
высшее профессиональное образование в области  физической  культуры  и
спорта.  В  2008  году  по  сравнению  с  2001  годом увеличилась доля
работников со средним специальным образованием  с  11%  до  17%.  Доля
работников  физической  культуры и спорта без специального образования
соответственно  снизилась  с  35%  до   26%.   В   общеобразовательных
организациях    61%   учителей   физической   культуры   имел   высшее
профессиональное   образование,   21%  -   среднее   профессиональное.  
В 2013 году  77%  работников физической культуры и спорта имели высшее 
или    среднее   профессиональное    образование.   Рост   численности 
специалистов   и    сокращение    доли   неквалифицированных   кадров, 
наметившиеся  в  последние годы,  безусловно,  являются  положительной  
тенденцией  в повышении профессиональных навыков работников физической 
культуры и спорта.
     В   области   имеется    возможность    повышения    квалификации
преподавателей   физического  воспитания.  В  ФГБОУ  ВПО  «Вологодский
государственный университет» и ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный
университет»   осуществляется   подготовка   специалистов   с   высшим
образованием в области физической культуры и  спорта.  В  Череповецком
государственном  университете осуществляется подготовка преподавателей
по адаптивной физической культуре. Количество специалистов  в  области
физической  культуры  и спорта, прошедших профессиональную подготовку,
профессиональную      переподготовку,       повышение     квалификации  
в  2007 - 2010  годах,  не  превышало   7  человек   при   потребности 
в повышении квалификации от 250 до 300  человек  ежегодно. В 2012 году  
226  специалистов  в области   физической   культуры  и  спорта прошли  
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
     Ежегодно Департаментом физической культуры  и  спорта  области  и
региональными   спортивными   федерациями   организуются  семинары  по
повышению квалификации тренеров-преподавателей и спортивных  судей  по
различным видам спорта.
     К 2008 году две трети работников  физической  культуры  и  спорта
проживали  и  работали в городах, в 2013 году данный показатель достиг
уровня 80%. С уменьшением доли сельского населения сокращается и  доля
работников физической культуры, работающих в сельской местности.

 

     2.5. Численность занимающихся физической культурой и спортом

 

     Одновременно с  ростом  числа  спортивных  сооружений  в  области
увеличивалась  численность регулярно занимающихся физической культурой
и спортом и с 2001 по 2008  год  возрастала  в  среднем  на  15  тысяч
человек в год.
     С 2001 по 2008 год численность регулярно занимающихся  физической
культурой  и  спортом  выросла почти вдвое: с 6,6 до 14,2%, что близко
среднему российскому показателю, который был равен 15%.
     Доля детей и подростков в возрасте от 6 до 15  лет,  занимающихся
физической культурой и спортом, в общей численности детей и подростков
составляла  20%.  Несмотря  на  положительные  тенденции,  требовалась
дополнительная  работа  по  привлечению  детей и подростков к занятиям
физической культурой и спортом.
     В городских округах и  муниципальных  районах  области  создаются
условия  для  занятия  физической культурой в дошкольных организациях:
оборудованы спортивные комнаты, тренажерные залы,  уличные  игровые  и
спортивные  площадки,  приобретается  спортивный инвентарь, проводятся
официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия. Тем не
менее  во  многих  дошкольных организациях еще отсутствуют необходимые
условия     для     организации     физкультурно-оздоровительных     и
профилактических занятий с детьми и подростками.
     Дети  дошкольного  возраста  являются   постоянными   участниками
официальных  областных  мероприятий  «День  здоровья и спорта», «Папа,
мама, я - спортивная семья», подвижных игр,  спортивных  конкурсов,  а
также городских и районных спортивных мероприятий.
     В спортивных секциях общеобразовательных  организаций  области  в
2008  году  занималось  47  тысяч  детей,  только за 2008 год их число
увеличилось на 4,5 тысячи человек. Наиболее  массовыми  видами  спорта
были лыжные гонки, футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика.
     В целях привлечения детей, подростков  и  молодежи  к  регулярным
занятиям  физической культурой и спортом в области ежегодно проводятся
районные и областные спартакиады среди  школьников,  учащихся  системы
начального  профессионального  образования и среди студентов средних и
высших специальных учебных заведений. Среди учащихся  профессиональных
образовательных  организаций  области проводится ежегодная спартакиада
по   пяти   видам   спорта.   С   1997   года   регулярно   проводятся
спортивно-оздоровительные игры «Президентские состязания».
     В  2008  году  увеличилась  численность  занимающихся  физической
культурой  и спортом в профессиональных образовательных организациях и
образовательных организациях высшего образования  в  2,6  и  6,4  раза
соответственно.  Это  объясняется  как  увеличением  общей численности
студентов,  так  и  повышением  их  активности  в  области  физической
культуры и спорта.
     Организация  работы  со  студенческой  молодежью   строится   при
взаимодействии  со  спортивными  клубами  образовательных  организаций
высшего  образования,  поддержке   совета   ректоров   образовательных
организаций   высшего   образования   области.   Все   образовательные
организации  обладают  собственной  спортивной  базой,  в  достаточном
количестве  имеются  спортивный инвентарь и спортивное оборудование. В
целях активизации спортивной  жизни  ежегодно  проводится  Спартакиада
высших  учебных  заведений  области по девяти видам спорта. Проводится
работа по созданию спортивного студенческого общества.
     Активизировалась работа  по  привлечению  к  занятиям  физической
культурой  и спортом населения по месту жительства путем развития сети
детско-юношеских спортивных школ  и  клубов.  В  2008  году  по  месту
жительства занимались физической культурой и спортом в 2,4 раза больше
граждан, чем в 2001 году. В массовых детских соревнованиях по  футболу
на  приз  клуба  «Кожаный  мяч»  в  2008 году  приняли  участие  более 
200  команд  по  трем  возрастным  группам. Увеличилось число  детских  
команд, принимающих  участие  в  соревнованиях  на приз клуба «Золотая 
шайба». Только в городе Череповце  для  проведения  этих  соревнований 
открыто  18 хоккейных  площадок,  организовано и полностью экипировано 
13 детских дворовых команд.
     В 2008 году в области проживало 136 тысяч жителей с ограниченными
возможностями   здоровья.   Спортивные   сборные   команды  и  ведущие
паралимпийцы в 2008 году достойно представляли Вологодскую область  на
всероссийских  и  международных  соревнованиях,  где  завоевали медали
различного достоинства, 9 спортсменов были включены в основной  состав
национальных спортивных сборных команд России.
     На   территории   Вологодской  области  в  2013  году   проживало  
121739 лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них 4137 человек
систематически  занимаются  физической  культурой  и  спортом.   Среди
вологодских  спортсменов  по  адаптивному спорту 3 заслуженных мастера
спорта, 3 мастера спорта международного класса,  8 мастеров  спорта  и 
10 кандидатов  в  мастера  спорта.  В  составы  сборных  команд России 
по различным  видам  спорта   (голбол,  футбол,  волейбол,  баскетбол,
фехтование) включены 15 вологодских спортсменов.
     В  области  постоянно  совершенствуется  работа   по   подготовке
спортивного  резерва и спортсменов высокого класса. Ведущие спортсмены
области  достойно   выступают   на   всероссийских   и   международных
соревнованиях.     В    2009    году   спортивный   резерв   готовился  
в  42 детско-юношеских комплексных и  9 специализированных  спортивных 
школах олимпийского резерва, в которых занималось 23,9 тысячи человек. 
С  учетом  необходимости  подтверждения  статуса  школы   олимпийского 
резерва, уменьшения  численности  занимающихся  из-за демографического
положения в стране произошла реорганизация спортивных школ, и в период
с 2010  по 2013  год  количество  СДЮСШОР  уменьшилось  до  6  единиц, 
ДЮСШ    до  39  единиц.  В   2013   году   численность   занимающихся  
в спортивных школах составляла 21,8 тысячи человек.
     Численность населения,  систематически  занимающегося  физической
культурой  и  спортом, в области в 2009 году составляла 180010 человек
(14,8%). По состоянию на 31 декабря 2013  года  численность  населения
области,  систематически занимающегося физической культурой и спортом,
составила 245425 человек (20,5%), из них 64479 человек  -  в  сельской
местности   (26,3%   от   всех   занимающихся),  58,9%  от  количества
систематически занимающихся физической культурой и спортом  составляют
лица до 18 лет, 8278 человек занимаются физической культурой и спортом
при    образовательных    учреждениях    среднего    профессионального
образования,   3464      при   образовательных   учреждениях  высшего
профессионального образования.

 

     2.6. Организационная  работа  в  области  физической  культуры  и
спорта

 

     Организация  работы  по  физической  культуре  и   спорту   среди
населения      области     осуществляется     физкультурно-спортивными
организациями.
     Департамент физической культуры  и  спорта  области  координирует
деятельность    областных    физкультурно-спортивных   организаций   и
региональных спортивных федераций.
     Наряду  с  постоянной  работой  по   физическому   воспитанию   и
оздоровлению   населения   проводится   широкий   спектр   официальных
физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.  Календарный  план
официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий области
включает более 200 чемпионатов и первенств области по 50 видам  спорта
среди  различных  категорий  и  возрастных групп населения. Спортивные
сборные команды области и ведущие спортсмены области  участвуют  более
чем  в  350 всероссийских и международных соревнованиях. На территории
области   проводятся   крупнейшие   всероссийские   и    международные
соревнования,  среди  них  такие,  как  Кубок  России  по  фехтованию,
чемпионаты России по карате и  кикбоксингу,  международный  турнир  по
боксу памяти академика И.П. Бардина, чемпионаты России по мотокроссу и
гонкам  на  снегоходах.  В  2007  году   в  г.  Череповце  проводилась  
VII  Спартакиада  Союза  городов   Центрального   и   Северо-Западного 
федеральных  округов,  в  которой  приняло   участие  700  спортсменов  
из  14 городов России,  в 2012 году в г. Вологде состоялась XII летняя 
Спартакиада Союза городов Центра и Северо-Запада  России,  участниками
которой стали около 1000 спортсменов из 14 городов России.
     В  области  стало  хорошей   традицией   проведение   официальных
физкультурных      мероприятий      и      спортивных      мероприятий
военно-патриотической  направленности,  среди  них  центральное  место
занимают областная военно-спортивная игра «Зарница», военно-спортивная
игра   учащихся   профессиональных    училищ    «Осень»,    спортивные
соревнования  по  зимнему  и  летнему  полиатлону  памяти Героя России
Сергея Преминина.
     Помимо  официальных  физкультурных   мероприятий   и   спортивных
мероприятий   в  области  во  взаимодействии  со  средствами  массовой
информации   систематически   проводится   работа   по   популяризации
физической культуры и спорта, активного и здорового образа жизни среди
населения,  Департаментом  физической  культуры   и   спорта   области
еженедельно   готовится   информация   об   официальных  физкультурных
мероприятиях и спортивных мероприятиях, спортивной  жизни  в  области.
Спортивные  передачи  и  телевизионные  новости  регулярно  выходят на
областном телевидении, а также  на городских  телеканалах  г. Вологды, 
г. Череповца и ряда муниципальных районов области. Освещение областных
спортивных  событий  на  радио   осуществляют   местные   радиостанции
«Трансмит», «Премьер», «Европа+».
     В  области  заметно   активизировалась   деятельность   в   сфере
физической   культуры  и  спорта,  увеличилось  количество  спортивных
сооружений, возросла численность работников сферы физической  культуры
и  спорта  и  людей,  постоянно  занимающихся  физической  культурой и
спортом. Однако для активизации работы по развитию физической культуры
и спорта на территории области необходимо:
     широкое  привлечение  различных  категорий  населения  области  к
регулярным занятиям физической культурой и спортом;
     увеличение объема и  улучшение  состояния  материально-спортивной
базы физической культуры и спорта;
     развитие  сети  детско-юношеских  спортивных  школ  и  спортивных
клубов;
     активизация  деятельности  по  развитию   адаптивной   физической
культуры и спорта среди людей с ограниченными возможностями здоровья;
     развитие физкультурной, оздоровительной и  спортивной  работы  по
месту жительства.

 

     3.  Направления  развития  физической   культуры   и   спорта   в
Вологодской области

 

     3.1. Основные направления развития физической культуры и спорта

 

     Основными направлениями развития  физической  культуры  и  спорта
являются:
     создание условий для развития физической  культуры  и  спорта  на
территории области;
     развитие физической культуры и спорта различных категорий и групп
населения   области,  в  том  числе  инвалидов,  лиц  с  ограниченными
возможностями здоровья,  а  также  адаптивной  физической  культуры  и
адаптивного спорта на территории области;
     развитие детско-юношеского спорта, системы  отбора  и  подготовки
спортивного  резерва, совершенствование системы развития спорта высших
достижений;
     профессиональная   подготовка,   переподготовка    и    повышение
квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;
     пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
     SWOT-анализ деятельности в области физической культуры  и  спорта
приведен в таблице 1.

 

Таблица 1

 

                     Сильные и слабые стороны развития                
                  физической культуры и спорта в области              

 

|———————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————|
|Сильные стороны развития физической культуры и     |Слабые стороны развития физической культуры и     |
|спорта                                             |спорта                                            |
|———————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————|
|Положительная динамика роста количества спортивных |Недостаточность развития материально-технической  |
|сооружений.                                        |базы отрасли.                                     |
|Рост доли населения, занимающегося физической      |Нестабильность динамики роста численности         |
|культурой и спортом, в том числе детей и           |занимающихся физической культурой и спортом       |
|подростков.                                        |по месту жительства.                              |
|Увеличение численности населения, занимающегося    |Недостаточное количество специалистов, работающих |
|физической культурой и                             |в отрасли.                                        |
|спортом как в городской, так и в сельской          |Низкая квалификация тренеров.                     |
|местности,                                         |                                                  |
|в том числе:                                       |                                                  |
|учащихся общеобразовательных организаций;          |                                                  |
|студентов профессиональных образовательных         |                                                  |
|организаций;                                       |                                                  |
|студентов образовательных организаций высшего      |                                                  |
|образования;                                       |                                                  |
|лиц, занимающихся адаптивной физической культурой; |                                                  |
|работников организаций.                            |                                                  |
|Рост численности штатных работников физической     |                                                  |
|культуры и спорта.                                 |                                                  |
|Повышение образовательного уровня работников       |                                                  |
|физической культуры и спорта.                      |                                                  |
|Подготовка спортивного резерва и спортсменов       |                                                  |
|высокого класса.                                   |                                                  |
|Развитие сети спортивных клубов и других           |                                                  |
|физкультурно-спортивных организаций.               |                                                  |
|Рост числа официальных физкультурных               |                                                  |
|мероприятий и спортивных мероприятий.              |                                                  |
|Освещение в средствах массовой информации          |                                                  |
|официальных физкультурных мероприятий и спортивных |                                                  |
|мероприятий, спортивной жизни области.             |                                                  |
|———————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————|
|Возможности (перспективы) до 2020 года             |Угрозы                                            |
|———————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————|
|Увеличение финансирования отрасли.                 |Несовершенство нормативной правовой базы отрасли  |
|Строительство новых объектов спорта.               |физической культуры и спорта.                     |
|Подготовка квалифицированных кадров физической     |Увеличение износа спортивных сооружений.          |
|культуры и спорта в образовательных организациях   |Рост стоимости содержания спортивных сооружений и |
|области.                                           |увеличение стоимости их услуг.                    |
|Повышение престижа профессий учителей,             |                                                  |
|преподавателей физической культуры и тренеров.     |                                                  |
|Широкое привлечение населения к занятиям           |                                                  |
|физической культурой и спортом.                    |                                                  |
|Привлечение организаций к финансированию           |                                                  |
|официальных физкультурных мероприятий и спортивных |                                                  |
|мероприятий.                                       |                                                  |
|Модернизация системы физического воспитания        |                                                  |
|в образовательных организациях области.            |                                                  |
|Повышение эффективности использования существующей |                                                  |
|материально-технической базы.                      |                                                  |
|Создание условий для достижения спортсменами       |                                                  |
|области высоких спортивных результатов             |                                                  |
|на всероссийских и международных соревнованиях.    |                                                  |
|Увеличение производства спортивного                |                                                  |
|инвентаря и спортивного оборудования.              |                                                  |
|———————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————|

 

     3.2. Определение целей развития физической культуры и спорта

 

     Стратегические цели  развития  физической  культуры  и  спорта  в
области включают:
     обеспечение   всестороннего   развития   человека,    утверждение
здорового  образа  жизни,  формирование  потребности  в  физическом  и
нравственном совершенствовании;
     создание условий для  занятий  физической  культурой  и  спортом,
включая технические виды спорта и спортивно-оздоровительный туризм;
     организацию профессионально-прикладной  подготовки,  профилактику
заболеваний, вредных привычек и правонарушений.
     Для реализации целей необходимо:
     строительство  новых,  реконструкция  и  модернизация   имеющихся
спортивных    сооружений,    развитие   материально-технической   базы
физической культуры и спорта;
     подготовка квалифицированных  работников  физической  культуры  и
спорта в высших учебных заведениях области;
     повышение престижа профессий учителей, преподавателей  физической
культуры и тренеров;
     привлечение  организаций  области  к  финансированию  официальных
физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
     создание условий  для  достижения  спортсменами  области  высоких
спортивных результатов на всероссийских и международных соревнованиях.

 

     3.3. Разработка сценариев развития физической культуры и спорта в
области

 

     Определить ситуацию в области физической  культуры  и  спорта  на
будущее позволяет социально-экономическое прогнозирование.
     3.3.1. Сценарные прогнозы развития физической культуры и спорта.
     Развитие сферы физической культуры и спорта области на период  до
2020  года  во  многом  определяется  моделью социально-экономического
развития Вологодской области в целом. На основе  проведенного  анализа
ситуации,  проблем и перспектив определены возможные сценарии развития
отрасли физической культуры и спорта на долгосрочную перспективу.
     1. Инерционный сценарий развития  предполагает  движение  по  уже
определившейся  ранее  траектории,  сохранение  сложившейся  тенденции
развития,  условий  и  особенностей  состояния  сферы  и  основан   на
достигнутых  результатах  социально-экономического  развития области в
совокупности   с   протекающими   в   обществе   социокультурными    и
демографическими процессами.
     Для инерционного сценария будут характерны:
     обеспечение минимально необходимых потребностей  функционирования
отрасли физическая культура и спорт;
     нахождение на уровне  ниже  среднероссийских  темпов  роста  всех
показателей сферы;
     отказ от реализации новых проектов;
     высокая   степень   изношенности   материально-технической   базы
учреждений  физической  культуры  и  спорта и, как следствие, снижение
доступности и качества услуг.
     При инерционном сценарии развития, как правило,  не  востребованы
динамичные  модели  инновационного развития территории, не формируются
долгосрочные цели и ориентиры  развития.  В  связи  с  этим  положение
отрасли  физической  культуры  и  спорта будет определяться следующими
факторами:
     локальными   успехами,    связанными    с    реализацией    целей
краткосрочного характера;
     низкими      рисками      при       установлении       стабильной
социально-экономической  ситуации в регионе и пропорциональным упадком
при ее ухудшении.
     Данный сценарий не обеспечивает устойчивое  развитие  отрасли  на
долгосрочную  перспективу,  что  в  итоге  может привести к сокращению
достигнутых темпов развития.
     2.  Инвестиционный  сценарий  предполагает  различные   источники
финансирования.   Инвестиционный   сценарий  развития,  не  смотря  на
привлекательность,  в  среднесрочной  перспективе  имеет  существенные
ограничения   по   масштабу  и  социально-экономическому  эффекту  для
области, увеличивает вероятность возникновения  финансовых  рисков.  В
условиях  инвестиционного  сценария возможен рост предпринимательского
сектора в физической культуре и  спорте.  Вместе  с  тем  он  возможен
только в условиях устойчивого экономического роста.
     3.   Модернизационный   (инновационный)   сценарий   предполагает
развитие  инноваций  по  всем направлениям: управлению и планированию,
нормативному  финансированию,  реструктуризации   системы   подготовки
спортивного   резерва   и  высшего  спортивного  мастерства,  развитию
государственно-частного   партнерства.    Реализуются    инновационные
программы,        решаются        кадровые,       научно-методические,
материально-технические и другие задачи. Все  инновации  ориентированы
на опережающее развитие и структурные изменения в региональной системе
физической культуры  и  спорта.  Инновационный  сценарий  предполагает
усиление инвестиционной составляющей, требует достаточных ресурсов как
материальных, так и кадровых. При благоприятном  прогнозе  затраченные
ресурсы  будут много меньше полученных от его реализации социального и
экономического  эффектов.  Реализация  активного   варианта   является
возможностью   совершенствования   системы   управления   отраслью   и
непосредственного  осуществления  на  практике  намеченного  курса  на
эффективное   и   результативное  управление  при  минимуме  затрат  с
достижением максимально возможного результата. При  этом  объединяются
усилия   органов   власти   всех  уровней,  общественных  организаций,
физкультурно-спортивных учреждений и бизнеса. Именно  этот  вариант  
активных   действий    выбран  основным  сценарием  развития  отрасли
физической  культуры  и  спорта  на   среднесрочную   и   долгосрочную
перспективу.
     Предполагает    комплексное    развитие    отрасли,     повышение
эффективности  расходования  бюджетных средств и расширение механизмов
привлечения внебюджетных ресурсов.
     3.3.2. Формальный прогноз развития физической культуры и спорта.
     Прогноз  развития  физической  культуры  и   спорта   в   области
осуществляется на период с 2010 по 2020 год включительно.
     Анализ показателей  развития  физической  культуры  и  спорта  за
период  с  2001 по 2008 год выявил, что большинство из них имеют четко
выраженную тенденцию  к  снижению  в  первой  половине  анализируемого
периода (с 2001 по 2003 год) и обратную тенденцию в оставшийся отрезок
времени (с 2003 по  2008  год).  Численность  занимающихся  физической
культурой  и  спортом  на  постоянной  основе  до 2003 года ежегодно в
среднем сокращалась на 4,4%, а с  2003  года  наблюдается  рост  этого
показателя  на  8,9%  в  год,  и  в 2008 году численность занимающихся
составила  173,5  тысячи  человек,  или  14,2%.  Данный  показатель  в
сравнении  с  2009  годом  вырос  в  2013  году  на 36,2%, численность
населения области, систематически занимающегося физической культурой и
спортом, составила 245425 человек (20,5%),
     С ростом числа занимающихся физической культурой спортом растет и
потребность  в  увеличении количества спортивных сооружений в области.
Удовлетворить растущие потребности населения в спортивных  сооружениях
возможно  посредством  реконструкции действующих и строительства новых
спортивных   сооружений   с    высокой    единовременной    пропускной
способностью.
     К концу прогнозного периода вероятная  единовременная  пропускная
способность  всех  объектов спорта области составит 64 тысячи человек.
Это означает, что развитие физической  культуры  и  спорта  в  области
начинает осуществляться интенсивным путем.
     Рост единовременной пропускной способности объектов спорта до 500
человек   на  10  тысяч  населения  области  потребует  дополнительных
вложений денежных средств, что позволит с 2007 по 2020  год  увеличить
число   спортивных   сооружений   с   1644  до  2169.  Как  следствие,
обеспеченность  спортивными  сооружениями  на  100   тысяч   населения
возрастет с 159 в 2007 году до 164 сооружений в 2020 году.

 

     3.4. Мероприятия для решения поставленных задач

 

     В целях  реализации  поставленных  задач  необходимо  разработать
систему мероприятий по следующим направлениям:
     формирование организационных  условий  и  нормативного  правового
обеспечения развития физической культуры и спорта;
     государственная  поддержка  на  конкурсной  основе   деятельности
общественных   объединений,  осуществляющих  инновационные  проекты  и
программы  по  вовлечению  детей,  подростков  и  молодежи  в  систему
физического воспитания;
     научно-методическое   и   информационное   обеспечение   развития
физической культуры и спорта (подготовка и издание доклада о состоянии
физической культуры и  спорта  в  области,  издание  информационных  и
научно-методических  материалов, сбор и анализ статистических данных о
состоянии  и  развитии  физической  культуры  и  спорта   в   области,
сотрудничество   со   средствами  массовой  информации  по  пропаганде
здорового образа жизни);
     организационное и кадровое  обеспечение  (повышение  квалификации
тренерско-преподавательского  состава,  изучение  и  анализ  кадрового
потенциала отрасли физической культуры и  спорта  области,  проведение
конкурсов   профессионального   мастерства,  организация  областных  и
участие во всероссийских обучающих семинарах);
     развитие сети объектов спорта и спортивных сооружений, включая их
возведение   в   рамках   реализации   Федеральной  целевой  программы
«Развитие физической культуры  и  спорта  в  Российской  Федерации  на
2006-2015 годы»;
     материально-техническое    обеспечение    процесса    физического
воспитания (приобретение необходимых технических средств, медицинского
оборудования, оснащение спортивных площадок  для  активного  отдыха  и
систематических занятий физической культурой и спортом);
     развитие физической культуры и спорта среди лиц  с  ограниченными
возможностями  здоровья и лиц пожилого возраста, включая организацию и
проведение  официальных   физкультурных   мероприятий   и   спортивных
мероприятий  среди  людей  с  ограниченными  возможностями  здоровья и
пожилого возраста;
     развитие системы областных официальных физкультурных  мероприятий
и спортивных мероприятий, подготовка спортивного резерва.
     В целом осуществление  мероприятий,  предусмотренных  Стратегией,
позволит    улучшить    материально-спортивную   базу   и   спортивную
инфраструктуру области, создать дополнительные рабочие места, а  также
даст  реальный  шанс  изменить  состояние  здоровья  жителей  области,
повысить уровень  их  физической  подготовленности,  что,  в  конечном
счете,  будет способствовать решению задач по социально-экономическому
развитию области.

 

     3.5. Механизмы реализации Стратегии

 

     Механизм реализации Стратегии формируется из элементов правового,
экономического     и     организационного     характера     на    базе
социально-экономической  политики   органов   государственной   власти
области.
     Для реализации  мероприятий  Стратегии  необходимо  использование
средств  областного  бюджета, федерального бюджета, местных бюджетов и
внебюджетных источников.
     Реализация Стратегии будет осуществляться органами исполнительной
государственной     власти,    органами    местного    самоуправления,
организациями физической культуры и спорта  области,  образовательными
организациями, региональными спортивными федерациями.
     Текущее   управление   реализацией    Стратегии    осуществляется
Департаментом   физической   культуры  и  спорта  области  посредством
проектных   и   комплексно-целевых   методов   в   рамках   реализации
государственных  программ области в сфере физической культуры и спорта
и областных проектов в сфере физической культуры и спорта.
     Оценка достижений поставленных целей будет  осуществляться  путем
проведения   ежегодного   мониторинга  ситуации  в  областной  системе
физической культуры и спорта, результаты которого позволят  оценить  и
скорректировать поставленные цели.

 

     4. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

 

     Реализация  мероприятий,  предусмотренных  настоящей  Стратегией,
позволит   к   2020   году  достичь  увеличения  показателей  развития
физической культуры и спорта области:
     доли населения области, систематически  занимающегося  физической
культурой и спортом, в общей численности населения, – до 27%;
     количества спортивных сооружений – до 164,0 единиц на  100  тысяч
населения к 2020 году;
     единовременной пропускной способности объектов спорта – до  27,2%
от установленного норматива к 2020 году;
     доли  обучающихся  и   студентов,   систематически   занимающихся
физической  культурой  и  спортом,  в  общей численности обучающихся и
студентов, – до 39% к 2020 году;
     доли лиц с  ограниченными  возможностями  здоровья  и  инвалидов,
систематически  занимающихся  физической  культурой и спортом, в общей
численности данной категории населения, – до 6,6% к 2020 году;
     доли лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и  инвалидов 
от  6 до 18 лет, систематически занимающихся  физической  культурой  и 
спортом, в общей численности данной категории населения,    до  61,2%  
к 2020 году;
     доли спортсменов, выполнивших в отчетном году  норматив  не  ниже  
I спортивного   разряда,   в  общем  количестве  спортсменов на этапах
подготовки: тренировочном,  спортивного  совершенствования  и  высшего
спортивного мастерства, – до 7,8%;
     доли  специалистов  в  области  физической  культуры  и   спорта,
прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в общей
численности данной категории работников, – до 14%;
     численности спортсменов области, включенных в список кандидатов в
спортивные сборные команды Российской Федерации, – до 110 человек.
     Ожидаемые результаты реализации Стратегии по  годам  приведены  в
таблице 2.

 

Таблица 2

 

                 Ожидаемые результаты реализации Стратегии            

 

|————————————————————————————-|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-------|
|Показатели                   |Прогнозные значения показателей по годам                                                                                  |
|                             |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-------|
|                             |2012         |2013         |2014          |2015          |2016          |2017         |2018       |2019       |2020       |
|————————————————————————————-|—————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|—————————————|———————————|———————————|———————————|
|Доля населения области,      |17,8         |20,5         |20,5          |20,7          |21,8          |22,9         |24,0       |25,5       |27,0       |
|систематически занимающегося |             |             |              |              |              |             |           |           |           |
|физической культурой и       |             |             |              |              |              |             |           |           |           |
|спортом, в общей численности |             |             |              |              |              |             |           |           |           |
|населения, %                 |             |             |              |              |              |             |           |           |           |
|————————————————————————————-|—————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|—————————————|———————————|———————————|———————————|
|Количество спортивных        |144,0        |147,0        |160,6         |161,3         |162,1         |162,5        |163,0      |163,5      |164,0      |
|сооружений (единиц           |             |             |              |              |              |             |           |           |           |
|на 100 тысяч населения)      |             |             |              |              |              |             |           |           |           |
|————————————————————————————-|—————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|—————————————|———————————|———————————|———————————|
|Единовременная пропускная    |22,0         |24,3         |26,4          |26,6          |26,8          |26,9         |26,9       |27,0       |27,2       |
|способность объектов спорта, |             |             |              |              |              |             |           |           |           |
|% от установленного          |             |             |              |              |              |             |           |           |           |
|норматива                    |             |             |              |              |              |             |           |           |           |
|————————————————————————————-|—————————————|—————————————|——————————————|——————————————|——————————————|—————————————|———————————|———————————|———————————|
|Доля обучающихся и           |34,5         |34,7         |34,9          |35,4          |35,9          |36,4         |37,0       |38,0       |39,0       |


Информация по документу
Читайте также