Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 24.12.2014 № 1010

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

О результатах мониторинга правоприменения закона

Вологодской области от 30 марта 2010 года № 2243-ОЗ

"О разграничении полномочий в области ветеринарии

между органами государственной власти области"

 

 

Законодательное Собрание области постановляет:

 

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 30 марта 2010 года № 2243-ОЗ "О разграничении полномочий в области ветеринарии между органами государственной власти области".

 

 

Председатель Законодательного

Собрания области          Г.Е. Шевцов

 

 

Вологда

24 декабря 2014 года

№ 1010

 

 

Утверждены

постановлением

Законодательного Собрания области

от 24.12.2014 № 1010

 

 

Результаты

мониторинга правоприменения закона Вологодской области

от 30 марта 2010 года № 2243-ОЗ "О разграничении полномочий

в области ветеринарии между органами государственной

власти области"

 

I. Общие положения

 

Объект мониторинга – закон Вологодской области от 30 марта 2010 года № 2243-ОЗ "О разграничении полномочий в области ветеринарии между органами государственной власти области" (далее также – Закон области).

Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию (далее – постоянный комитет).

Цель мониторинга Закона области – совершенствование законодательства в сфере разграничения полномочий в области ветеринарии между органами государственной власти области.

 

II. Сведения о деятельности постоянного комитета

 

Мониторинг осуществлялся постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на второе полугодие 2014 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 25 июня 2014 года № 479.

Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия.

1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства Вологодской области и законодательства других субъектов Российской Федерации в сфере разграничения полномочий в области ветеринарии между органами государственной власти области.

2. Проведен анализ и сбор информации об исполнении Правительством Вологодской области и уполномоченным в области ветеринарии органом исполнительной государственной власти области закрепленных в сфере ветеринарии полномочий.

3. Проведен анализ проблем, возникающих в ходе правоприменения Закона области, и предложены пути их решения.

4. Проведено заседание постоянного комитета по теме мониторинга.

5. Выработаны предложения по совершенствованию законодательства области по результатам мониторинга.

 

III. Проведение мониторинга

 

1. Состояние законодательства Вологодской области в сфере

разграничения полномочий в области ветеринарии между органами

государственной власти области и анализ его соответствия

федеральному законодательству

 

Предметом правового регулирования Закона области являются общественные отношения в сфере разграничения полномочий в области ветеринарии между органами государственной власти области.

Согласно пункту "а" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Основными федеральными нормативными правовыми актами в указанной сфере являются:

1) Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 "О ветеринарии" (с изменениями);

2) Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями).

Согласно части 2 статьи 261 указанного Федерального закона полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 49 части 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относятся:

1) организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;

2) изъятие животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства;

3) осуществление регионального государственного ветеринарного надзора.

Эти положения были развиты в Законе Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-I "О ветеринарии" (далее также - Закон Российской Федерации о ветеринарии).

В соответствии со статей 2 Закона Российской Федерации о ветеринарии федеральный законодатель, включая нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации в систему ветеринарного законодательства Российской Федерации, одновременно определил границы и объемы нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации в этой сфере.

По смыслу статей 4, 6, 9, 12-19, 21 Закона Российской Федерации о ветеринарии к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью; контроль деятельности специалистов в области ветеринарии; решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (статья 3 Закона Российской Федерации о ветеринарии).

Субъекты Российской Федерации также осуществляют переданные им полномочия Российской Федерации, а именно устанавливают и отменяют ограничительные мероприятия (карантин) на территории субъекта Российской Федерации (статья 31 Закона Российской Федерации о ветеринарии).

Следовательно, Закон области принят в пределах полномочий органа государственной власти Вологодской области.

Депутаты постоянного комитета по аграрному комплексу и продовольствию отмечают, что Законом Российской Федерации о ветеринарии предусмотрены как собственные полномочия субъекта Российской Федерации (часть вторая статьи 3), так и делегированные Российской Федерацией полномочия субъекта Российской Федерации (статья 31). Кроме того, неразграниченные полномочия субъекта Российской Федерации содержатся также в Правилах отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 года № 310.

В силу статьи 6 Закона Российской Федерации о ветеринарии специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Так, на уровне области законом области от 1 июня 2005 года № 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" предусмотрены меры социальной поддержки для специалистов ветеринарной службы областных государственных учреждений ветеринарной службы, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в форме ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, ежегодной денежной компенсации на приобретение твердого топлива. Кроме того, вновь пришедшим специалистам государственных ветеринарных учреждений области выплачиваются единовременные выплаты, установленные законом области от 17 февраля 2011 года № 2466-ОЗ "О единовременных выплатах специалистам агропромышленного комплекса области".

Таким образом, норма статьи 6 Закона Российской Федерации о ветеринарии в областном законодательстве реализована.

В целях разграничения предусмотренных федеральным законодательством полномочий между органами законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти Вологодской области в области ветеринарии был принят закон области от 30 марта 2010 года № 2243-ОЗ "О разграничении полномочий в области ветеринарии между органами государственной власти области".

По результатам анализа указанного закона области на соответствие действующему федеральному законодательству установлено следующее:

1) абзацем пятым статьи 2 закона области от 30 марта 2010 года № 2243-ОЗ "О разграничении полномочий в области ветеринарии между органами государственной власти области" предусмотрено установление Правительством области требований к качеству (объему) предоставления государственных услуг в области ветеринарии. На федеральном уровне такое полномочие субъекту Российской Федерации не предоставлено и в настоящий момент Правительством области не реализовано. Так, постановление Правительства области от 30 июня 2008 года № 1220 "Об утверждении требований к качеству предоставления государственных услуг", предусматривающее требования к качеству (объему) предоставления государственных услуг в области ветеринарии, было признано утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

В связи с чем абзац пятый статьи 2 закона области от 30 марта 2010 года № 2243-ОЗ требуется признать утратившим силу;

2) в соответствии с абзацем девятым статьи 9 Закона области к полномочиям уполномоченного в области ветеринарии органа исполнительной государственной власти области относится назначение на должность и освобождение от должности по согласованию с Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации главного государственного ветеринарного инспектора Вологодской области.

Федеральным законом от 10 декабря 2010 года № 356-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" данное положение признано утратившим силу с 1 января 2011 года.

В связи с чем Закон области (с изм. от 17 февраля 2011 года № 2469-ОЗ, от 28 октября 2011 года № 2626-ОЗ) требуется привести в соответствие с федеральным законодательством.

Также имеются замечания по юридико-техническому оформлению реквизитов закона и нумерации статьи. В частности, при указании номера Закона Российской Федерации о ветеринарии цифра, находящаяся после дефиса, должна быть римской, а не арабской: 4979-I. Также необходимо правильно обозначить номер статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Имеется практика Верховного Суда Российской Федерации по регулированию субъектами Российской Федерации правоотношений в области ветеринарии. Так, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2014 года № 58-АПГ14-4 Суд указал, что субъект Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, а также наделять названными полномочиями органы местного самоуправления.

Коррупциогенных факторов при проведении антикоррупционной экспертизы Закона области не выявлено.

 

2. Состояние законодательства субъектов Российской Федерации

в сфере разграничения полномочий в области ветеринарии

между органами государственной власти области

 

Законы, регулирующие отношения в области ветеринарии, приняты в 48 субъектах Российской Федерации. В законодательстве субъектов Российской Федерации нет единого подхода к наименованию и содержанию законов о ветеринарии. И по этим двум критериям все законы субъектов Российской Федерации можно разделить на 3 группы:

1) в большинстве субъектов РФ закон имеет название "О ветеринарии" и в большей части воспроизводит нормы Закона Российской Федерации о ветеринарии. В данном случае полнота правового регулирования излишняя, так как связана с дублированием норм федерального законодательства. Примерами являются законы Алтайского края, республик Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Саха (Якутия), Тыва, Амурской, Московской, Кемеровской, Кировской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Пензенской, Ростовской, Смоленской, Тюменской, Ярославской областей и других субъектов Российской Федерации;

2) в таких субъектах Российской Федерации, как город федерального значения Москва, Архангельская область, Республика Бурятия, Новосибирская область, Ставропольский край, Томская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, закон субъекта Российской Федерации регулирует правоотношения по обеспечению эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории субъекта РФ и основан, помимо Закона Российской Федерации о ветеринарии, также на Федеральном законе от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", но в основном также воспроизводит нормы Закона Российской Федерации о ветеринарии;

3) законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие только разграничение полномочий, по своей сути аналогичны Закону области и отличаются только полнотой изложения полномочий. Например:

закон города федерального значения Санкт-Петербурга устанавливает разграничение полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга не только в области ветеринарии, но и в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на территории Санкт-Петербурга;

закон Республики Алтай предусматривает разграничение полномочий между законодательным органом - Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай и исполнительным - Правительством Республики Алтай, при этом в обобщенном виде с оговоркой, что Правительство осуществляет полномочия в области ветеринарии самостоятельно или через уполномоченный им орган исполнительной власти Республики Алтай;

закон Ивановской области, по сути, разграничивает все предоставленные субъекту полномочия, и даже те, которые уже разграничены на федеральном уровне;

закон Красноярского края устанавливает только отдельные полномочия Правительства края;

закон Новгородской области также определяет полномочия Правительства Новгородской области, но в отличие от закона Красноярского края Правительство Новгородской области делегирует одни полномочия органам исполнительной власти области, а другие – уполномоченному в области ветеринарии органу исполнительной власти области.

Исключительным в своем роде является закон Республики Татарстан от 13 июля 1993 года № 1934-XII "О ветеринарном деле в Республике Татарстан", который определяет единые принципы организации и осуществления ветеринарного дела на территории Республики Татарстан и, помимо прочего, содержит общие требования к предупреждению и ликвидации болезней животных и обеспечению безопасности в ветеринарном отношении животноводческой продукции.

 

3. Информация об исполнении Правительством Вологодской области

и уполномоченным в области ветеринарии органом исполнительной

государственной власти области полномочий, предусмотренных

законом Вологодской области от 30 марта 2010 года № 2243-ОЗ

"О разграничении полномочий в области ветеринарии между

органами государственной власти области"

 

Статьей 3 Закона области определены полномочия уполномоченного в области ветеринарии органа исполнительной государственной власти области. Со 2 апреля 2012 года уполномоченным органом в сфере ветеринарии является управление ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией области (постановление Правительства области от 26 марта 2012 года № 250).

В рамках исполнения возложенных на управление ветеринарии полномочий в период с 2012 года до настоящего времени осуществляются следующие мероприятия.

В целях предупреждения и ликвидации болезней животных и их лечения с учетом складывающейся эпизоотической обстановки управлением ветеринарии разрабатывается ежегодный план мероприятий, включающий в себя диагностические исследования, профилактические прививки и обработки животных, а также ветеринарно-санитарные работы. Ежегодный объем указанных мероприятий на территории области составляет около 105 млн. исследований и обработок животных. Данные мероприятия осуществляются в рамках выполнения текущей деятельности управления ветеринарии и подведомственных ему учреждений, реализации областных целевых программ в сфере ветеринарии, а также проведения противоэпизоотических мероприятий против особо опасных болезней животных за счет средств федерального бюджета и средств владельцев животных.

В период с 2012 года по 1 октября 2014 года ветеринарной службой области с профилактической и лечебной целью проведено более 480 млн. обработок, включающих в себя вакцинацию (иммунизацию), дегельминтизацию и наружную обработку животных.

Наиболее значимыми для профилактики в Вологодской области являются следующие болезни животных: бешенство, сибирская язва, лептоспироз, эмкар, классическая чума свиней, болезни Ньюкасла птиц и другие заболевания животных.

Неотъемлемой частью в обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия области является своевременная диагностика инфекционных и инвазионных заболеваний животных. Диагностические исследования также включаются в ежегодный план мероприятий. В обязательные исследования входят такие заболевания животных, как туберкулез, бруцеллез, лейкоз, сап, инфекционная анемия, у птиц - пуллороз, псевдочума и др. В отчетный период ветеринарной службой области проведено более 3 млн. диагностических исследований всех видов животных.

Несмотря на эпизоотическое благополучие области по особо опасным болезням животных, ежегодно на ее территории регистрируются заразные заболевания животных, не представляющие опасности для человека, но возникновение которых влечет за собой ущерб для хозяйственной деятельности. В большинстве случаев заболевания животных возникают по причине несоблюдения владельцами животных зоогигиенических и ветеринарно-санитарных требований по содержанию и кормлению животных, невыполнения указаний ветеринарных специалистов по проведению профилактических мероприятий. В отчетный период управлением установлено 13 ограничительных мероприятий по предупреждению возникновения и распространения заболеваний животных, в частности по таким заболеваниям, как пастереллез крупного рогатого скота, миксоматоз кроликов, сальмонеллез крупного рогатого скота, орнитоз птиц, болезнь Шмалленберга.

Также в связи с возникновением и распространением на территории Тверской области, являющейся сопредельной территорией с Вологодской областью, особо опасного заболевания африканская чума свиней, постановлением Губернатора области от 20 июля 2012 года № 409 на территории области были установлены ограничительные мероприятия.

Необходимо отметить, что с 2011 года органами исполнительной государственной власти области активизирована работа по приведению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами бесхозяйных скотомогильников и их постановке на государственный учет. По состоянию на 1 января 2011 года на территории Вологодской области ветеринарной службой региона было зарегистрировано 134 скотомогильника, из которых только 3 находились в собственности муниципальных образований, остальные 131 являлись бесхозяйными.

Распоряжением Губернатора области от 21 июля 2011 года № 1581-р создана межведомственная рабочая группа по координации действий органов исполнительной государственной власти области, направленных на обустройство и постановку на учет бесхозяйных скотомогильников.

В ходе исполнения плана мероприятий в 2013 году проведено обустройство 13 скотомогильников, в 2014 году заканчиваются работы по обустройству еще 18 объектов. С 2015 года планируется продолжить работы еще на 22 объектах. В целях сокращения размера санитарно-защитных зон скотомогильников, расположенных вблизи населенных пунктов, на нескольких объектах будет проведен соответствующий комплекс мероприятий, в том числе отбор проб почвы и их лабораторное исследование, разработка, согласование и утверждение проектов санитарно-защитных зон и т.д.

В целях эффективной реализации отдельных государственных полномочий Вологодской области по защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе рационального использования финансовых средств и материальных ресурсов области, предусмотренных на содержание скотомогильников, в 2013 году принят закон области от 25 декабря 2013 года № 3248-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных". Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий, составляет 1226,0 тыс. рублей ежегодно, начиная с 2014 года.

Безусловно, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности людей 42 зарегистрированных в области сибиреязвенных захоронения должны быть приведены в соответствие с требованиями ветеринарного законодательства и поставлены на государственный учет как объекты недвижимости.

Вместе с тем, озабоченность вызвали масштаб работ и значительный объем финансовых средств, выделяемых из бюджета области для обустройства и содержания территорий скотомогильников, не являющихся сибиреязвенными, не имеющих хозяйственного значения, которые не могут эксплуатироваться на законных основаниях, так как расположены в санитарно-защитной зоне населенных пунктов или животноводческих ферм, фактически представляющие собой несанкционированные захоронения в земляные ямы. В связи с чем в 2013 году управлением ветеринарии была начата работа по проведению эпизоотического мониторинга скотомогильников, не являющихся сибиреязвенными, представляющие собой труднодоступные земельные участки, которые ранее использовались сельскохозяйственными предприятиями для сжигания неинфицированных биологических отходов, либо участки, на которых предполагалось в дальнейшем обустроить скотомогильники, но захоронений фактически не производилось.

В течение 2013-2014 годов при проведении ветеринарных мероприятий управлением ветеринарии была дана объективная оценка ветеринарно-санитарного и технического состояния скотомогильников, посредством лабораторного исследования проб почвы подтверждена эпидемиологическая и эпизоотическая безопасность территорий для человека, животных и окружающей среды. Установлено, что органами местного самоуправления выбор и отвод земельных участков для строительства скотомогильников в установленном порядке не осуществлялся, строительство объектов по установленным параметрам не производилось и соответствующие акты приемки не оформлялись.

Таким образом, большинство мест уничтожения биологических отходов не отвечают ветеринарным, строительным и техническим нормам и правилам, следовательно, были безосновательно отнесены ветеринарной службой к объектам недвижимости - скотомогильникам и поставлены на ветеринарный учет.

В рамках полномочий начальника управления ветеринарии - главного государственного ветеринарного инспектора Вологодской области в 2013-2014 годах принято решение об исключении из Реестра скотомогильников учетных данных по 57 земельным участкам. О работе по эпизоотическому мониторингу информированы органы прокуратуры области.

Также на территории области осуществляются мероприятия по предупреждению и возникновению особо опасного заболевания - бешенства. В соответствии с законом области от 15 января 2013 года № 2966-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" отдельными государственными полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части регулирования численности безнадзорных животных (кошек и собак) наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области. В период с 2013 года по 1 октября 2014 году осуществлен отлов 3910 безнадзорных животных, проведена вакцинация и стерилизация 3276 безнадзорных животных.

Решение задачи по обеспечению защиты населения от болезней, общих для человека и животных, также осуществляется путем проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения, выработанной или реализуемой в сельскохозяйственных предприятиях, на перерабатывающих предприятиях мясной и рыбной промышленности, холодильниках, сельскохозяйственных рынках и ярмарках, предприятиях оптовой торговли, в личных подсобных хозяйствах граждан, комбикормовых заводах (цеха) и т.д.

В соответствии с возложенными полномочиями государственная ветеринарная служба области осуществляет контроль на всех этапах движения сырья и продукции животного происхождения, тем самым обеспечивает защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и безопасность продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении.

Подконтрольной продукцией животноводства являются:

мясо и мясные продукты;

молоко и молочные продукты (за исключением молочных продуктов промышленного изготовления в индивидуальной упаковке);

рыба живая (для пищевых целей), нерыбные объекты промысла, икра всех видов;

мясо птицы;

яйца и продукты их переработки;

мед натуральный;

все виды продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения непромышленного изготовления, реализуемые на продовольственных рынках.

Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежат также:

продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемая на продовольственных рынках;

корма и кормовые добавки животного и растительного происхождения;

сырье животного происхождения (шерсть, пушнина, пух и перо, продукция пчеловодства, сырье, предназначенное для производства лекарственных средств, и т.д.);

коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, анатомии, палеонтологии животных;

охотничьи трофеи, чучела;

биологические отходы, и т.д.

В области организована работа 76 подразделений государственного ветеринарного контроля на предприятиях пищевой перерабатывающей промышленности, оптовой торговли, сельскохозяйственных рынках. Регулярно проводится аттестация специалистов государственной ветеринарной службы, непосредственно осуществляющих ветеринарно-санитарную экспертизу, по специальным вопросам. В настоящее время в области аттестован 181 ветеринарный специалист.

Организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы определяются ветеринарными требованиями и нормами. Специалисты осуществляют входной досмотр грузов, принимают решения о необходимости проведения дополнительных исследований и испытаний, определяют условия и контролируют порядок хранения (использования) поднадзорных грузов, обеспечивают контроль утилизации и уничтожения грузов, опасных в ветеринарно-санитарном отношении.

 

Сведения о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы

за 2012-2014 годы

 

п/п

Наименование показателей

2012 год

2013 год

1 полугодие

2014 года

1.

Проведено ветеринарно-санитарных экспертиз, всего

13554926

10782596

3691909

 

в т.ч. мясо всех видов животных (туши)

178166

163481

78559

 

мясо птицы (тушки)

13373460

10615543

3611604

 

рыба (партии)

3300

3572

1744

 

яйцо (на рынках)

3037

863

513

 

молоко и молочные продукты (на рынках)

3684

3227

974

 

мёд (на рынках)

234

500

76

 

продукция растительного происхождения (на рынках)

16796

13218

5579

 

другие пищевые продукты (на рынках)

3069

3514

909

2.

Проведено специальных лабораторных исследований (по показаниям)

6176

3959

1871

3.

Выявлено инфекционных заболеваний (случаев)

61

13

9

4.

Выявлено инвазионных заболеваний (случаев)

3285

5027

1168

 

в т.ч. финноза

40

40

13

5.

Не допущено для реализации без ограничений

742,16

851,155

291,495

6.

Направлено на обезвреживание (промпереработку), (т)

231,063

193,205

84,555

7.

Направлено на утилизацию, (т)

481,234

644,954

200,75

8.

Направлено на уничтожение, (т)

29,863

12,996

6,19

 

По результатам проведения экспертизы продукции (сырья) оформляется ветеринарное заключение о возможности дальнейшего использования либо перемещения пищевого и технического сырья. Ежегодно специалистами государственной ветеринарной службы оформляется свыше 52 000 ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные грузы. В целях реализации приказа Минсельхоза России от 17 июля 2014 года № 281 "Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде" управление ветеринарии приступило к решению организационных и информационно-технических вопросов по переходу области на электронную ветеринарную сертификацию.

В целях предупреждения загрязнения продуктов питания ксенобиотиками техногенного и биологического происхождения осуществляется лабораторный контроль качества и безопасности кормов, сырья и продукции животного происхождения и импортного производства. Данные мероприятия проводятся управлением ветеринарии совместно с управлением Россельхознадзора по Вологодской области и подведомственными управлению учреждениями ветеринарии в рамках федерального государственного ветеринарного мониторинга остатков вредных и запрещенных веществ в продукции животного происхождения и кормах.

В целях исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" в 2014 году управлением ветеринарии проведено 14 ветеринарно-санитарных обследований специальных мест убоя продуктивных животных, по результатам которых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешено осуществлять убой животных и реализацию мяса непромышленного изготовления. В рамках исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" в области успешно осуществлен переход сельхозтоваропроизводителей от ежегодного декларирования соответствия сырого молока к ежеквартальному проведению ветеринарно-санитарной экспертизы.

В целях предупреждения заноса на территорию области опасных заболеваний (в том числе африканской чумы свиней) управлением осуществляется работа по согласованию ввоза и выдаче разрешений на ввоз на территорию (вывоз с территории) области подконтрольных государственной ветеринарной службе грузов. В 2012 году оформлено 1 288 разрешений, в 2013 году – 1 669 разрешительных документов, за 11 месяцев 2014 года оформлено 1 807 разрешений на ввоз (вывоз).

В соответствии с постановлением Правительства области от 23 декабря 2008 года № 2496 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной государственной власти Вологодской области" приказом управления ветеринарии от 28 сентября 2012 года № 116 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по регистрации специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью. Указанный административный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления государственной услуги.

На 1 декабря 2014 года по области зарегистрировано 27 специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе в 2012 году – 3 специалиста, в 2013 году – 17, в 2014 году – 7.

Контроль за профессиональной деятельностью специалистов в области ветеринарии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-I "О ветеринарии" в виде проведения плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий.

Большое значение в решении задач по обеспечению эпизоотического благополучия области, качества и безопасности продукции и сырья животного происхождения отводится осуществлению государственного ветеринарного надзора.

Под государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в области ветеринарии.

Необходимо отметить, что до 2009 года ветеринарный надзор на территории области осуществляли 11 специалистов управления ветеринарии с госветинспекцией Департамента сельского хозяйства области и 130 инспекторов районных и городских станций по борьбе с болезнями животных.

В настоящее время функциями надзора наделены государственные гражданские служащие управления ветеринарии, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами области, - всего 13 единиц.

По состоянию на 1 января 2013 года на территории области зарегистрировано 597 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся объектами регионального ветеринарного надзора. Кроме того, государственный ветеринарный надзор осуществляется за личными подсобными хозяйствами граждан, практической деятельностью специалистов в области ветеринарии (ветеринарная и фармацевтическая деятельность), на рынках (базарах, ярмарках), выставках животных (в том числе в зоопарках) и т.д.

Также необходимо отметить, что в связи с внесенными изменениями в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", регламентирующими порядок осуществления надзора в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц, с 1 января 2015 года в отношении данных субъектов будет осуществляться государственный ветеринарный надзор по переданным полномочиям в части содержания скотомогильников в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами.

Проведение плановых контрольно-надзорных мероприятий на территории области осуществляется в соответствии с ежегодным планом проверок, который проходит процедуру согласования с органами прокуратуры. Согласно требованиям законодательства ежегодный план проведения проверок управления ветеринарии размещается на официальном сайте Правительства области.

 

Информация об осуществлении контрольно-надзорных мероприятий

 

 

2011 год

2012 год

2013 год

11 мес.

2014 года

Проведено контрольно-надзорных мероприятий:

84

128

156

122

в т.ч. проверок

40

81

106

69

в т.ч. обследований

44

47

50

53

Выявлено нарушений

45

105

47

53

Количество лиц, привлеченных к административной ответственности

26

39

47

46

Выдано предписаний об устранении выявленных нарушений

14

39

32

8

Сумма наложеных штрафов,

(тыс. руб.)

103,0

184,0

313,5,0

173,5

Сумма взысканых штрафов,

(тыс. руб.)

88,5

177,0

202,5

130,5

 

Также управлением ветеринарии проводятся рейды по выявлению и пресечению неправомерной реализации животноводческой продукции на ярмарках. В результате проверок пресечены попытки продажи запрещенной к реализации мясной продукции домашнего приготовления и продукции пчеловодства без ветеринарных сопроводительных документов. В отношении лиц, нарушивших ветеринарное законодательство, возбуждены административные дела.

В 2012-2014 годах проведено 15 рейдов по выявлению несанкционированных мест реализации животноводческой продукции. В целях пресечения реализации продуктов животного происхождения в неустановленных местах инспекторами управления ветеринарии совместно с сотрудниками УВД проведены рейды на автодорогах федерального значения Вологда - Медвежьегорск, Вологда - Новая Ладога. За нарушение ветеринарного законодательства привлечены к административной ответственности граждане, осуществляющие реализацию рыбы, шашлыка без ветеринарных сопроводительных документов.

В рамках исполнения полномочий, установленных статьей 2 закона Вологодской области от 30 марта 2010 года № 2243-ОЗ "О разграничении полномочий в области ветеринарии между органами государственной власти области", Правительством области приняты все нормативные правовые акты.

 

IV. Результаты проведения мониторинга

 

По результатам проведения мониторинга постоянный комитет Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию считает необходимым подготовить проект закона области "О внесении изменений в закон области "О разграничении полномочий в области ветеринарии между органами государственной власти области" и внести его на рассмотрение сессии Законодательного Собрания Вологодской области в 2015 году.

 


Информация по документу
Читайте также