Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 07.12.2009 № 1866

 
                                                                      
 
 
                                                                      
                     ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ                
                                                                      
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          
 
 
     От 07.12.2009 N 1866
     г. Вологда
 
     О концепции энергосбережения на территории 
     Вологодской области на 2010-2015 годы и 
     на перспективу до 2020 года
 
     (В редакции Постановлений Правительства Вологодской области
           от 26.04.2010 г. N 455; от 08.08.2011 г. N 961;
           от 23.04.2012 г. N 358; от 24.12.2012 г. N 1554;
            от 24.06.2013 г. N 621; от 28.10.2013 № 1054)           
 
 
     В      целях      повышения      эффективности      использования
топливно-энергетических ресурсов в Вологодской области
 
     Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
 
     1. Утвердить концепцию энергосбережения на территории Вологодской
области  на  2010-2015  годы и на перспективу до 2020 года (приложение
1).
     2.   Утвердить   план   мероприятий   по   реализации   концепции
энергосбережения на территории Вологодской области на 2010-2015 годы и
на перспективу до 2020 года (приложение 2).
     3. Рекомендовать органам  местного  самоуправления  муниципальных
образований  области  в  соответствии с концепцией энергосбережения на
территории Вологодской области на 2010-2015 годы и на  перспективу  до
2020 года разработать и принять программы по энергосбережению.
     4. Признать утратившими силу:
     - постановление Правительства области от 10 июня 2008 года N 1130
«Об  Основных направлениях повышения эффективности энергопотребления в
жилищном фонде Вологодской области в 2009-2012 годах»;
     - пункт 2 постановления Правительства области от  10  марта  2009
года   N   453   «О   внесении  изменений  в  отдельные  постановления
Правительства области».
     5. Контроль за выполнением постановления возложить   на   первого
заместителя   Губернатора   области   А.А.   Травникова.    редакции
Постановлений  Правительства  Вологодской  области  от 26.04.2010 г. N
455; от 23.04.2012 г. N 358; от 24.12.2012 г. N 1554; от 24.06.2013 г.
N  621;  от 28.10.2013 № 1054)
     Информацию о ходе выполнения постановления представлять  ежегодно
до 25 марта года, следующего за отчетным.
     Справку о выполнении постановления представить  к  10  июня  2021
года.
 
 
     Губернатор области          В.Е. Позгалев
 
 
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 07.12.2009 N 1866
(приложение 1)
 
     (В редакции Постановления Правительства Вологодской области
                       от 23.04.2012 г. N 358)
 
                                 КОНЦЕПЦИЯ                            
            ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ        
              НА 2010-2015 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА         
                            (далее – Концепция)                       
 
     1.   Обоснование    целесообразности    реализации    мероприятий  
по энергосбережению и повышения энергетической эффективности       
 
     Концепция является основой для  определения  политики  в  области
энергосбережения    и    энергетической    эффективности,   разработки
долгосрочной целевой программы.
     При  реализации  мероприятий  по  энергосбережению  и   повышению
энергетической   эффективности   должны   быть  достигнуты  конкретные
результаты:
     - экономия   всех   видов   энергоресурсов   при    производстве,
распределении и потреблении энергии;
     - сокращение потребляемой электрической и тепловой присоединенной
мощности, а также потребляемой нагрузки водо- и газоснабжения;
     - развитие рынка энергосервисных услуг;
     - вовлечение  в  процесс  энергосбережения  всей   инфраструктуры
области  за  счет  активизации  пропаганды  и  формирования  реального
механизма стимулирования энергосбережения.
 
     2. Цели и задачи Концепции                    
 
     Основными целями проведения в области энергосберегающей  политики
являются:
     - повышение эффективности  использования  топливно-энергетических
ресурсов в области;
     - уменьшение негативного воздействия энергетического хозяйства на
окружающую среду;
     - создание рынка присоединенной мощности и нагрузки.
     Для достижения поставленных целей  необходимо  решение  следующих
задач:
     - сокращение  расходов  на  оплату   энергоресурсов  в  бюджетной
сфере;
     - сокращение расхода бюджетных средств на  возмещение  выпадающих
доходов теплоснабжающим организациям при государственном регулировании
тарифов на тепловую энергию для населения;
     - снижение объема потребления всех видов  топливно-энергетических
ресурсов    в   области   для   обеспечения   запланированного   темпа
социально-экономического развития области;
     - снижение  удельных   показателей   потребления   электрической,
тепловой энергии, воды и природного газа;
     - сокращение потребления электрической  энергии  в  часы  пиковой
нагрузки;
     - определение   экономических   и   правовых    механизмов    для
перераспределения   высвобожденных   в   результате   энергосбережения
электрических и тепловых  мощностей,  потребляемых  нагрузок  водо-  и
газоснабжения;
     - сокращение выбросов продуктов сгорания при выработке тепловой и
электрической энергии, в том числе выбросов вредных веществ;
     - сокращение потребления энергоресурсов на собственные нужды  при
производстве электрической и тепловой энергии;
     - сокращение потерь тепловой  и  электрической  энергии,  воды  и
природного газа;
     - разработка комплекса нормативных правовых  актов,  регулирующих
отношения в сфере энерго- и ресурсосбережения.
     2.1.    Задачи    по    формированию    стимулирующих    факторов
энергосбережения.
     2.1.1. Создание    экономических    механизмов     стимулирования
энергосбережения.
     Опыт  реализации   энергосберегающих   мероприятий   и   проектов
показывает,   что  директивного  администрированного  энергосбережения
недостаточно   для   достижения   значительного    эффекта    экономии
энергоресурсов.  В то же время практически незадействованными остаются
методы  экономического  стимулирования,   заключающиеся   в   создании
благоприятных   условий   для  развития  рыночных  отношений  в  сфере
энергосервисных  услуг,  в  появлении  товаров  и  услуг,  позволяющих
получать  дополнительные  выгоды  от  экономии  энергоресурсов. Только
создание условий для получения прибыли  от  энергосбережения  позволит
качественно    изменить   ситуацию   с   эффективностью   расходования
энергоресурсов. На сегодняшний день в энергосбережении можно  выделить
два основных экономических механизма стимулирования энергосбережения:
     2.1.1.1. Экономический    механизм     на     основе     экономии
энергоресурсов,    непосредственно    потребляемых   энергоустановками
потребителей.
     Основным   субъектом   данного   механизма   является    конечный
потребитель  энергоресурсов,  который  под  воздействием  тех или иных
побудительных   стимулов   осуществляет   замену   менее   эффективных
энергоустановок    том  числе  и  бытовых)  на  более  современные и
эффективные, повышая тем самым  качество  потребления  энергоресурсов.
Основная  выгода  заключается  в  снижении  платежей за энергоресурсы,
соответственно, на принципе «затраты/полученная экономия» строится вся
экономика в данной экономической модели.
     Реализация и  дальнейшее  развитие  данного  типа  экономического
механизма    требует    концентрации    усилий   на   разъяснительной,
пропагандистской,    рекламной,    просветительской    и     обучающей
деятельности,    а    также    на   создании   благоприятных   условий
(организационных и нормативных)  для  деятельности  специализированных
энергосервисных   компаний,   чья  основная  функция  -  разработка  и
реализация     энергосберегающих     проектов     для     потребителей
топливно-энергетических ресурсов.
     В рамках данного  механизма  можно  выделить  несколько  основных
направлений,   при   реализации  которых  внедрение  энергосберегающих
мероприятий и проектов имеет специфические особенности.
     Энергосбережение в быту.
     Потребление энергоресурсов в бытовом секторе  за  последние  годы
растет  опережающими  темпами  в  структуре  энергобаланса  области и,
соответственно, имеет наибольший потенциал  энергосбережения.  Если  в
2002  году  потребление  населением электроэнергии составляло 751 млн.
киловатт-часов, то в 2008 году уже 949 млн. киловатт-часов (увеличение
потребления  на  26,3%  к  2002  году).  Тепловой  энергии за 2002 год
отпущено населению 3458,4 тыс. гигакалорий, в 2008 году – 4617,3  тыс.
гигакалорий   (увеличение   потребления   на   33,5%   к  2002  году).
Особенностью процесса энергосбережения  в  жилых  помещениях  является
сильная  зависимость  от понимания жителями проблемы и возможных путей
ее решения.
     Ключевым  инструментом  стимулирования  энергосбережения  в  быту
должны    стать    пропаганда,    просветительская    деятельность   и
информирование жителей о возможных типовых решениях (энергосберегающие
лампы,  приборы  учета, более экономичные бытовые приборы, утепление и
т.д.). Основной акцент такой просветительской деятельности -  экономия
семейного бюджета и простота технических решений.
     Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве.
     Основными    заинтересованными    сторонами     по     проведению
энергосберегающих  мероприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве должны
стать управляющие компании. Основной доход управляющие компании  будут
получать   от   предоставления   жителям   коммунальных   услуг,   для
качественного  оказания  которых   они   приобретают   соответствующие
энергетические   ресурсы.   Проведение  энергосберегающих  мероприятий
позволит снизить потребление энергоресурсов  при  сохранении  качества
оказываемых коммунальных услуг.
     Основными   препятствиями    к    проведению    энергосберегающих
мероприятий управляющими компаниями являются:
     - отсутствие  необходимой  технической  компетенции  (необходимых
знаний) для реализации конкретных мероприятий;
     -  отсутствие  необходимых  финансовых  ресурсов  для  реализации
энергосберегающих мероприятий.
     Проблема отсутствия необходимых знаний решается путем  разработки
и   распространения   (при  необходимости  с  обучением)  методических
материалов, описывающих типовые технические и организационные  решения
по  энергосбережению,  доступно  объясняющих  выгоду  и  экономический
эффект от проведения мероприятий.
     Проблема  отсутствия  необходимой  технической  компетенции   для
реализации   мероприятий   также   может  решаться  через  привлечение
специализированных энергосервисных компаний,  которые  на  сегодняшний
день на рынке имеются в достаточном количестве.
     Проблему отсутствия необходимых финансовых средств у  управляющих
компаний возможно решить посредством:
     - формирования  целевых  адресных  программ  поддержки  внедрения
энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве;
     - привлечения внебюджетных источников  на  базе  реализации  схем
энергосервисных   контрактов,  когда  инвестиции  в  энергосберегающие
мероприятия  возвращаются  через  снижение  платежей  за  потребляемые
энергоресурсы.  Для  этого  необходима  разработка  типовых форм таких
контрактов.
     Энергосбережение в бюджетной сфере.
     При реализации энергосберегающих мероприятий  в  бюджетной  сфере
необходимо учитывать:
     - отсутствие целевых показателей по энергосбережению;
     - отсутствие мотивации к энергосбережению;
     - отсутствие   выделенных   целевых    средств    на    внедрение
энергосберегающих мероприятий;
     - жесткая регламентация статей затрат  бюджетного  учреждения,  в
том числе на оплату коммунальных услуг.
     Наиболее  подходящей   схемой   реализации   энергосбережения   в
бюджетных  учреждениях  является  схема  энергосервисных контрактов. С
учетом  понятного  и  прогнозируемого  объема  средств,  выделяемых  в
бюджете  на  оплату  коммунальных  услуг учреждения (защищенная строка
бюджета),  существенно  упрощается  проектирование  финансовой  модели
внедрения энергосберегающих мероприятий. Для любого энергосберегающего
мероприятия, понимая  эффект  и  экономические  параметры,  становится
возможным   спланировать   график   возмещения  понесенных  затрат  на
реализацию  мероприятия  в  счет  возникающей   экономии   по   оплате
коммунальных  услуг.  Такой  график  будет  удовлетворять  и интересам
энергосервисных компаний, реализующих мероприятие и зарабатывающих  на
этом,  и бюджетного учреждения, получающего экономию по оплате счетов.
При этом возникающая экономия может делиться пропорционально: часть на
оплату   услуг   энергосервисной   компании,   часть  на  материальное
стимулирование персонала бюджетного учреждения.
     Для реализации данной схемы необходимо:
     - разработать    порядок     финансирования     энергосберегающих
мероприятий    в    бюджетных   учреждениях,   определяющий   механизм
перенаправления средств, предназначенных на оплату коммунальных услуг,
на мероприятия по энергосбережению;
     - разработать типовую форму энергосервисного контракта и  порядок
его заключения.
     При  выполнении  вышеперечисленных  условий  энергосбережение   в
бюджетных    учреждениях    будет   рассматриваться   энергосервисными
компаниями  как  устойчивый  бизнес  с   понятной   и   прогнозируемой
доходностью,   что  создаст  предпосылки  для  максимального  развития
рыночных  механизмов  и  стимулов   по   внедрению   энергосберегающих
мероприятий в бюджетной сфере.
     Энергосбережение в иных отраслях экономики области.
     Энергосбережение    в    иных    отраслях    экономики    области
(промышленность,  сервисные  организации и т.д.) может реализовываться
на договорной  основе  с  применением  всех  возможных  и  разрешенных
законодательством   схем.  Основной  заинтересованной  стороной  будет
являться  конечный  потребитель  энергоресурсов,  который  посредством
реализации  энергосберегающих  мероприятий  снижает  свои  затраты  на
энергоресурсы  в  себестоимости  товаров,  работ  и  услуг.   Развитие
энергосбережения   в   данной   сфере   не  требует  специальных  форм
государственной  поддержки,  за  исключением  случаев,  когда  область
адресно  заинтересована  в  проведении  энергосберегающих  мероприятий
(например, локальный дефицит энергии и мощности).
     2.1.1.2. Экономический механизм на основе оборота  высвобождаемой
присоединенной мощности и потребляемой нагрузки, как один из вариантов
-  создание рынка присоединенной мощности и потребляемой нагрузки.
     До недавнего времени оплата «возможности»  получить  энергию,  то
есть   возможности  присоединения  к  энергоинфраструктуре,  не  имела
четкого денежного эквивалента и выражалась в  основном  обременениями,
которые  накладывала  энергоснабжающая  организация на потребителя при
присоединении. С учетом изменений в законодательстве,  произошедших  в
последние годы, появились такие понятия, как «плата за технологическое
присоединение»,  «плата  за   подключение   к   системе   коммунальной
инфраструктуры».  Таким  образом,  сформировался  и легально действует
рынок доступа к системам энергетической  инфраструктуры  с  достаточно
высокой  стоимостью  «входного  билета». В этих условиях с учетом того
факта, что затраты  на  снижение  потребляемой  мощности  меньше,  чем
создание  новых  энергообъектов,  возникли  объективные предпосылки по
применению   мощнейших   экономических   стимулов    для    проведения
энергосберегающих  мероприятий  с  целью  высвобождения присоединенной
мощности и потребляемой нагрузки (снижения мощности  присоединенных  и
потребляющих энергоресурсы энергоустановок) с последующей переуступкой
заинтересованным  лицам   возможности   подключения   к   существующей
энергоинфраструктуре.
     Высвобожденная энергетическая  мощность,  ранее  закрепленная  за
конкретными  потребителями  и  использовавшаяся ими, стала товаром, на
который имеется спрос, и фактически сложились правила оборота  особого
товара «присоединенная мощность (потребляемая нагрузка)».
     Создание рынка высвобожденной  мощности  предполагает  выполнение
условий,  при  которых  потребители энергии, проведя энергосберегающие
мероприятия самостоятельно или  посредством  специализированных  фирм,
могут  переуступить  на  рыночной основе высвобожденную мощность новым
потребителям, заинтересованным в технологическом присоединении.  Таким
образом, в данной модели «рынка присоединенной мощности и потребляемой
нагрузки» становится возможным  реализовать  систему  отношений  между
заинтересованными   лицами   по   высвобождению   и  перераспределению
присоединенной  мощности  в  условиях  наличия  альтернативы  в   виде
фиксированного  тарифа  на  присоединение  (для  электроэнергетики)  и
стоимости обременений (для других видов энергоресурсов). При этом если
тариф  на  присоединение  формируется  только  исходя из необходимости
развития сетевой инфраструктуры  (без  учета  генерации  и  т.д.),  то
высвобождение  и  перераспределение  мощности  позволяет удовлетворять
спрос на мощность  в  пределах  сложившегося  энергобаланса.  Основные
выгоды распределяются в этой модели рынка в зависимости от исполняемых
функций.
     2.1.2.  Внедрение  новых  механизмов   тарифного   стимулирования
энергосбережения.
     2.1.2.1. Разработка и применение дифференцированных тарифных меню
на электрическую энергию.
     В настоящее время на электрическую энергию устанавливаются тарифы
в трех вариантах:
     а)  одноставочный  тариф,  включающий  в   себя   ставку   за   1
киловатт-час потребляемой энергии;
     б)  двухставочный  тариф,  включающий  в   себя   ставку   за   1
киловатт-час   электрической   энергии   и   ставку   за   1  киловатт
электрической мощности;
     в) одноставочный  (двухставочный)  тариф,  дифференцированный  по
зонам (часам) суток.
     При всей своей прогрессивности такой набор  тарифных  решений  не
позволяет  в  полной  мере  потребителям управлять собственным режимом
энергопотребления,   ориентируясь   прежде   всего   на   затраты   на
энергоснабжение.    Анализ    опыта    развитых    стран    показывает
целесообразность и объективную необходимость  введения  гораздо  более
широкой  системы тарифных меню, учитывающих режимы работы, особенности
функционирования и т.д. Так, например, во Франции применяется более 30
тарифов  на электрическую энергию в зависимости от энергоэффективности
применяемого   электрооборудования.   Особенно   актуально   это   для
промышленных  организаций,  которые  могут  осуществлять  сдвиг своего
рабочего и/или технологического процесса  по  времени.  Сегодня  такое
изменение  графика  работы  нецелесообразно, так как выгоды от ночного
пониженного тарифа  не  покрывают  дополнительные  затраты  на  оплату
труда.  За  последние  годы  практически  все промышленные предприятия
перешли на одноставочный тариф, таким образом  утратился  контроль  за
потребляемой мощностью в часы максимума нагрузки.
     2.1.2.2. Введение двухставочного тарифа на тепловую энергию.
     В настоящее  время  практически  на  всей  территории  Российской
Федерации  (за  небольшим исключением) на тепловую энергию традиционно
устанавливаются одноставочные тарифы. Такая система  тарифообразования
позволяет    решать    текущие    задачи   системы   централизованного
теплоснабжения,  но  не   решает   стратегические   задачи   повышения
технической,    организационной    и    экономической    эффективности
деятельности теплоснабжающих организаций. Этим задачам в  полной  мере
отвечает двухставочный тариф на тепловую энергию.
     В отличие от одноставочного тарифа (состоит из одной  стоимостной
составляющей тепловой энергии, формирующейся за счет суммирования всех
затрат  теплоснабжающей  организации  на  всех  этапах   производства,
транспортировки  и распределения тепловой энергии) двухставочный тариф
образуется из двух составляющих: переменной (или привязанной к  объему
потребления)   и   фиксированной   (или   мощностной,   зависящей   от
присоединенной нагрузки). В «мощностную» составляющую должны войти все
условно-постоянные  затраты,  не  зависящие  от  объемов  производства
(заработная  плата,  ремонты,  аренда  и  т.д.),  а   в   «переменную»
составляющую  включаются  все  издержки,  прямо  зависящие  от объемов
производства (в первую очередь топливо).
     Введение двухставочного тарифа позволит  достичь  решения  многих
актуальных  для  систем  теплоснабжения  задач,  наиболее значимыми из
которых являются:
     а) выравнивание финансовых потоков  энергоснабжающих  организаций
за  счет  «мощностной» ставки (равномерно распределенной по году). Это
позволяет  гораздо   точнее   осуществлять   финансовое   планирование
деятельности организации, снижает потребность в привлеченных средствах
(снижение этой составляющей в тарифах);
     б) стимулирование к проведению энергосберегающих мероприятий, так
как  снижение  выручки  за  проданное  количество  тепловой  энергии в
результате  энергосбережения  компенсируется  снижением  издержек   на
«топливную»  составляющую,  что не ведет к снижению рентабельности или
прибыли;
     в) стимулирование  к  выравниванию   договорной   и   фактической
присоединенной  мощности,  что  в свою очередь позволит оптимизировать
энергетические  балансы  и  высвобождать  дополнительные  резервы   по
мощностям, а также снизить инвестиции в развитие мощностей;
     г) устранение    экономических    препятствий     технологической
оптимизации  загрузки  источников,  работающих  на единую сеть. Станет
возможным  перевод  котельных  в  пиковый  режим  работы  без  убытков
(сохраняется   оплата   мощности).   Последнее   позволит   не  только
оптимизировать   загрузку   источников,   но   и   снизить   стоимость
вырабатываемой   энергии   (за   счет   загрузки   более   эффективных
источников), а также снизить объемы неэффективно сжигаемого газа.
     2.1.2.3. (Исключен   -  Постановление  Правительства  Вологодской
области от 23.04.2012 г. N 358)
 
     3. Основные направления реализации Концепции           
 
     Для реализации целей  и  задач  Концепции  необходимо  проведение
мероприятий по следующим направлениям:
     3.1. Развитие нормативно-правовой базы энергосбережения.
     Совершенствование законодательной базы должно быть направлено  на
развитие   рынка   услуг  в  области  энергосбережения,  в  частности,
отдельного рынка энергосервисных компаний  с  указанием  их  правового
статуса,  требований  к  порядку  осуществления  ими энергосберегающих
мероприятий,    возможных     типовых     договоров     предоставления
энергосервисных услуг.
     В   рамках    правового    регулирования    основ    формирования
инфраструктуры    рынка    энергосбережения   целесообразно   отдельно
регламентировать общие правила по порядку проведения энергосберегающих
мероприятий    бюджетными    организациями,    поскольку   потребление
последними энергоресурсов составляет заметную  часть  в  энергобалансе
области,  а  именно  16,7%  тепловой  энергии и более 5% электрической
энергии от общего отпуска энергоресурсов потребителям области  в  2008
году.  На  законодательном  уровне  необходимо разработать и утвердить
единые  правила  установления   лимитов   потребления   электрической,
тепловой   энергии   и   услуг   водоснабжения   и  водоотведения  для
потребителей бюджетной сферы, а  также  установить  правовой  механизм
использования   указанными   потребителями   сэкономленных   бюджетных
средств.
     Между  субъектами,   взаимодействующими   друг   с   другом   при
осуществлении энергосберегающих мероприятий, необходимо создание схемы
договорных  правоотношений,  конечным  результатом  которых   является
высвобождение  дополнительной  электрической  мощности,  что  позволит
частично  решить  задачу  по  снижению  энергодефицита  на  территории
области.   Помимо   схемы   договорных   правоотношений  целесообразно
определить  процедурные,  технические  и  иные   механизмы,   детально
регламентирующие   механизм   высвобождения   электрической  мощности,
финансовые и экономические стимулы, которые  сделают  процесс  оборота
мощности  привлекательным  для инвесторов и иных заинтересованных лиц.
Указанная задача может быть решена только в  том  случае,  если  будут
разработаны   правовые   способы   защиты  интересов  всех  участников
отношений,  возникающих   в   процессе   высвобождения   электрической
мощности.
     Законодательно   необходимо   определить   меры   ответственности
потребителей   за   неэффективное   или  сверхнормативное  потребление
энергоресурсов.
     В  целях  повышения  эффективности  внедрения   энергосберегающих
проектов   необходимо   предложить   организациям,  задействованным  в
реализации   указанных   проектов,   реальные   механизмы   тарифного,
экономического   и   иного  финансового  стимулирования.  В  частности
разработать:
     а) правовой механизм введения льгот  по  оплате  технологического
присоединения   к   сетям   инженерно-технического   обеспечения   при
проведении энергосберегающих мероприятий;
     б) правовые основы для реализации иных механизмов  финансового  и
экономического  стимулирования реализации энергоэффективных проектов и
технологий;
     в) двухставочный тариф на тепловую энергию.
     3.2. Энергосбережение при потреблении энергоресурсов.
     Основная цель -  сокращение  потребления  топливно-энергетических
ресурсов во всех отраслях экономики.
     Экономия электро- и теплоэнергии планируется в виде разницы между
прогнозируемым  ростом  потребления  без  реализации энергосберегающих
мероприятий и ростом потребления  электро-  и  теплоэнергии  с  учетом
реализации энергосберегающих мероприятий.
     3.3.   Энергосбережение   при   производстве   и    распределении
энергоресурсов.
     Основная  цель  -  сокращение  потребления   первичного   топлива
(природный  газ), электрической энергии и тепловой энергии на объектах
энергоснабжающих организаций, а также организаций, имеющих собственные
источники генерации, по следующим направлениям:
     3.3.1. Энергосбережение при производстве энергоресурсов.
      Экономия природного газа на стадии  производства  энергоресурсов
планируется  за счет сокращения удельных расходов топлива на выработку
электрической  и  тепловой  энергии  в  процессе  замены   устаревшего
энергетического оборудования на современное высокоэффективное, а также
за счет перехода на местные виды топлива.
     Существенная  экономия   топлива   будет   достигнута   за   счет
оптимального     перераспределения     тепловых     нагрузок     между
теплоисточниками.  Оптимизация  должна  осуществляться  на   основании
ежегодной корректировки схем энергоснабжения.
     Планируется строительство новых энергоисточников  в  области  при
условии  обоснования  их общесистемной эффективности и при показателях
работы, соответствующих современным требованиям.
     3.3.2.  Энергосбережение  при   потреблении   энергоресурсов   на
собственные нужды.
     Планируется  сокращение  потребления  тепловой  и   электрической
энергии   на   собственные   нужды   при   производстве,   передаче  и
распределении тепловой и электрической энергии.
     3.3.3.   Энергосбережение   при    передаче    и    распределении
энергоресурсов.
     Планируется  сокращение  потерь  при  передаче  и   распределении
тепловой  и электрической энергии. Снижение технологических потерь при
передаче тепловой энергии планируется за счет замены существующих труб
на   трубы   из   сшитого   полиэтилена   или   на  стальные  трубы  в
пенополиуретановой   изоляции,   и   оптимальной   загрузки   наиболее
эффективных           источников           тепловой           энергии.
     3.3.4. Развитие нетрадиционной и возобновляемой энергетики.
     В  рамках  реализации   данного   направления   предусматривается
выработка   электроэнергии   с  помощью  ветрогенераторов,   внедрение
энергоустановок, использующих биотопливо, применение тепловых  насосов
для  выработки  тепловой энергии, выработка электроэнергии и холода на
газораспределительных пунктах.
     3.4. Пропаганда энергосбережения.
     Существенную роль в экономии энергоресурсов  играет  человеческий
фактор.   Зарубежный   опыт   подтверждает,  что  активная  пропаганда
энергосбережения среди населения позволяет добиться сокращения расхода
энергоресурсов до 10%.
     Реализация этого потенциала  планируется  за  счет  вовлечения  в
процесс   энергосбережения   жителей   области   с  помощью  освещения
эффективности мероприятий по энергосбережению через:
     - средства массовой информации (телевидение, печатные издания);
     - выставки и конференции;
     - развитие наружной рекламы;
     - проведение конкурсов, рейтингов.
 
 
Утвержден                                                                    
постановлением                                                               
Правительства области                                                        
от 07.12.2009 N 1866                                                         
(приложение 2)                                                               
 
     (В редакции Постановлений Правительства Вологодской области
           от 26.04.2010 г. N 455; от 08.08.2011 г. N 961;
           от 23.04.2012 г. N 358; от 24.12.2012 г. N 1554)
                                                                                 
                                                                                 
                              ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ                               
 ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ  
               НА 2010-2015 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА               
                                                                             
-———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
| N п/п  | Наименование мероприятия                                              | Ответственные за выполнение | Срок реализации    |
-————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————|————————————————————-
| 1      | 2                                                                     | 3                           | 4                  |
-————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
|        | I. Развитие нормативно-правовой базы                                                                |                    |
-————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
| 1.1.   | Разработка долгосрочной целевой программы «Энергосбережение в         | Департамент топливно-       | 2010               |
|        | Вологодской области на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года»  | энергетического комплекса   | год                |
|        |                                                                       | области                     |                    |
-————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————|————————————————————-
| 1.2.   | Разработка генеральной схемы энергообеспечения и топливоснабжения     | Департамент топливно-       | 2010               |
|        | Вологодской области                                                   | энергетического комплекса   | год                |
|        |                                                                       | области                     |                    |
-————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————|————————————————————-
| 1.3.   | Разработка мер административной ответственности за нерациональное     | Департамент топливно-       | 2010               |
|        | использование топливно-энергетических ресурсов                        | энергетического комплекса   | год                |
|        |                                                                       | области                     |                    |
-————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————|————————————————————-
| 1.4.   | Разработка методических рекомендаций по повышению энергоэффективности | Департамент топливно-       | 2010               |
|        | объектов капитального строительства                                   | энергетического комплекса   | год                |
|        |                                                                       | области                     |                    |
-————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————|————————————————————-
| 1.5.   | Разработка программ обучения основам энергосбережения в учебных       | Департамент топливно-       | 2010               |
|        | заведениях                                                            | энергетического комплекса   | год                |
|        |                                                                       | области                     |                    |
-————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————|————————————————————-
| 1.6.   | Разработка положения о конкурсе на лучшее муниципальное образование   | Департамент топливно-       | 2011               |
|        | области по энергосбережению, лучший энергоэффективный проект          | энергетического комплекса   | год                |
|        |                                                                       | области                     |                    |
-————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
|        | II. Энергосбережение при потреблении энергоресурсов                                                 |                    |
-————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
| 2.1.   | Организация мероприятий по стимулированию установки общедомовых       | Департамент строительства и | 2010-2020          |
|        | приборов учета энергетических ресурсов и холодной воды в жилищном     | жилищно-коммунального       | годы               |
|        | фонде                                                                 | хозяйства области           |                    |
-————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————|————————————————————-
| 2.2.   | Организация мероприятий по стимулированию повышения уровня            | Департамент строительства и | 2010-2020          |
|        | теплозащиты наружных ограждающих конструкций зданий                   | жилищно-коммунального       | годы               |
|        |                                                                       | хозяйства области           |                    |
-————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————|————————————————————-
| 2.3.   | Разработка и реализация мероприятий по стимулированию применения в    | Департамент строительства и | 2010-2014          |
|        | жилищном фонде индивидуальных тепловых пунктов, оснащенных            | жилищно-коммунального       | годы               |
|        | автоматизированными системами управления и учета потребления          | хозяйства области           |                    |
|        | энергоресурсов, горячей и холодной воды, энергосберегающих ламп,      |                             |                    |
|        | систем компенсации реактивной мощности, автоматизация управления      |                             |                    |
|        | работы осветительных приборов                                         |                             |                    |
-————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————|————————————————————-
| 2.4.   | Организация мероприятий по стимулированию применения в                | Департамент топливно-       | 2010-2014          |
|        | подведомственных органам исполнительной государственной власти        | энергетического комплекса   | годы               |
|        | области организациях энергосберегающих ламп, систем компенсации       | области                     |                    |
|        | реактивной мощности, автоматизации управления работы осветительных    |                             |                    |
|        | приборов, энергосберегающих технологий                                |                             |                    |
-————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————|————————————————————-
| 2.5.   | Разработка и реализация предложений по стимулированию внедрения       | Департамент топливно-       | 2010-2016          |
|        | автоматизированных информационных систем диспетчеризации и учета      | энергетического комплекса   | годы               |
|        | энергоресурсов                                                        | области,                    |                    |
|        |                                                                       | Департамент строительства и |                    |
|        |                                                                       | жилищно-коммунального       |                    |
|        |                                                                       | хозяйства области           |                    |
-————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————|————————————————————-
| 2.6.   | Проведение ежегодного мониторинга фактических показателей             | Департамент топливно-       | 2010-2020          |
|        | эффективности мероприятий по энергосбережению в 2010-2020 годах.      | энергетического комплекса   | годы               |
|        | Создание и ведение банка данных наиболее эффективных и технически     | области                     |                    |
|        | разработанных энергосберегающих технологий, оборудования и изделий    |                             |                    |
|        | для различных групп потребителей                                      |                             |                    |
-————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
|        | III. Энергосбережение при производстве и распределении энергоресурсов                               |                    |
-————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
| 3.1.   | Разработка рекомендаций и предложений по реконструкции котельных с    | Департамент топливно-       | 2010-2020          |
|        | использованием энергоэффективного оборудования, внедрения эффективных | энергетического комплекса   | годы               |
|        | схем теплоснабжения, а также использованию использованию местных      | области                     |                    |
|        | видов топлива (дрова, отходы деревообработки, торф) при производстве  |                             |                    |
-————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————|————————————————————-
| 3.2.   | Разработка и реализация мероприятий по стимулированию создания малых  | Департамент топливно-       | 2010-2020          |
|        | гидроэлектростанций, освоению новых и возобновляемых источников       | энергетического комплекса   | годы               |
|        | энергии                                                               | области                     |                    |
-————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————|————————————————————-
| 3.3.   | Разработка и реализация мероприятий по стимулированию внедрения       | Департамент строительства и | 2010-2020          |
|        | частотных приводов на насосном оборудовании источников водоснабжения, | жилищно-коммунального       | годы               |
|        | по замене на объектах водоснабжения имеющихся труб и использованию в  | хозяйства области           |                    |
|        | новом строительстве труб из полиэтилена низкого давления,             |                             |                    |
|        | стеклопластика, высокопрочного чугуна, современной запорной арматуры, |                             |                    |
|        | по замене ветхих тепловых сетей с применением современной тепловой    |                             |                    |
|        | изоляции                                                              |                             |                    |
-————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————|————————————————————-
| 3.4.   | Разработка мероприятий по снижению потерь электрической энергии при   | Департамент топливно-       | 2010-2020          |
|        | транспортировке электрической энергии по сетям муниципальных          | энергетического комплекса   | годы               |
|        | организаций                                                           | области                     |                    |
-————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
|        | IV. Пропаганда энергосбережения                                                                     |                    |
-————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
| 4.1.   | Организация пропаганды энергосбережения                               | Департамент топливно-       | 2010-2020          |
|        |                                                                       | энергетического комплекса   | годы               |
|        |                                                                       | области                     |                    |
-————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————|————————————————————-
| 4.2.   | Проведение конкурсов по номинациям: - «Лучшее муниципальное           | Департамент топливно-       | 2011-2020          |
|        | образование года по энергосбережению»; - «Лучший энергоэффективный    | энергетического комплекса   | годы               |
|        | проект»                                                               | области                     |                    |
-———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация по документу
Читайте также