Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 17.06.2016 № 442

 

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

О результатах мониторинга правоприменения

закона области от 10 июля 2013 года № 3121-ОЗ "О старостах населенных пунктов Вологодской области"ocref>

 

 

Законодательное Собрание области постановляет:

 

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона области от 10 июля 2013 года № 3121-ОЗ "О старостах населенных пунктов Вологодской области".

 

 

 

Председатель Законодательного

Собрания области           Г.Е. Шевцов

 

 

г. Вологда

17 июня 2016 года

№ 442

 

 

Утверждены

постановлением

Законодательного

Собрания области

от 17.06.2016 № 442

 

 

Результаты мониторинга

правоприменения закона области от 10 июля 2013 года № 3121-ОЗ "О старостах населенных пунктов Вологодской области"

 

I. Общие положения

 

Объект мониторинга – закон Вологодской области от 10 июля 2013 года № 3121-ОЗ "О старостах населенных пунктов Вологодской области" (далее – закон области № 3121-ОЗ).

Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного

Собрания области по вопросам местного самоуправления (далее – постоянный комитет).

Цель мониторинга – осуществление анализа действующих положений закона области от 10 июля 2013 года № 3121-ОЗ "О старостах населенных пунктов Вологодской области" и разработки предложений по совершенствованию областного законодательства в сфере деятельности старост.

 

II. Сведения о деятельности постоянного комитета

 

Мониторинг осуществлялся постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного

Собрания области на первое полугодие 2016 года, утвержденным постановлением Законодательного

Собрания области от 23 декабря 2015 года № 974.

Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия:

1. Совместно с правовым управлением Законодательного

Собрания области проведен анализ закона области № 3121-ОЗ и законов других субъектов Российской Федерации, регулирующих правовые основы деятельности старост населенных пунктов.

2. Совместно с правовым управлением Законодательного

Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.

3. При проведении мониторинга запрошена следующая информация:

в Правительстве области – о практике применения и реализации областного законодательства по теме мониторинга;

в прокуратуре области – о реализации областного законодательства по теме мониторинга, а также о предложениях по совершенствованию соответствующего нормативно-правового регулирования;

в управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области – о проведении правовой и антикоррупционной экспертиз закона области № 3121-ОЗ, а также о предложениях по совершенствованию соответствующего нормативно-правового регулирования;

в муниципальные районы области – о реализации закона области № 3121-ОЗ в муниципальных образованиях, входящих в состав муниципальных районов, возникающих проблемах при реализации, предложениях по совершенствованию областного законодательства, регулирующего правовые основы деятельности института старост.

4. Проведен анализ поступившей в постоянный комитет информации от муниципальных районов области по теме мониторинга.

5. Проведено заседание постоянного комитета по теме мониторинга.

 

III. Проведение мониторинга

 

 Состояние законодательства Вологодской области, регулирующего правовые основы деятельности института старост

 

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Глава 5 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) посвящена формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Несмотря на то, что федеральным законодательством институт старост не предусмотрен, в силу статьи 33 Федерального закона № 131-ФЗ граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в формах, не противоречащих законодательству.

Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности и добровольности.

Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать в непосредственном участии населения в осуществлении местного самоуправления.

Именно с целью содействия участию населения в осуществлении местного самоуправления, сохранения доступности власти для населения был принят вступивший в силу с 1 января 2014 года закон области "О старостах населенных пунктов Вологодской области", который предоставил гражданам возможность избрания старосты населенного пункта, в котором они проживают.

Законом области № 3121-ОЗ предусматривается введение института старост в одном или нескольких сельских населенных пунктах, расположенных на территории сельского поселения, и регулирует вопросы, связанные с определением основ правового положения старост населенных пунктов.

Данным законом области установлены:

1) территория, на которой староста осуществляет свои полномочия;

2) порядок избрания и срок полномочий старосты. Законом области предусмотрено, что старостой может быть избран достигший возраста 18 лет гражданин Российской Федерации, зарегистрированный по месту жительства либо по месту пребывания на территории, где избирается староста, или обладающий зарегистрированными правами на недвижимое имущество, находящееся в границах территории, где избирается староста. Срок полномочий старосты определяется Уставом муниципального образования и не может быть менее 1 года и более 5 лет;

3) основные полномочия старосты;

4) основания досрочного прекращения полномочий старосты.

Кроме того, законом области № 3121-ОЗ введен общественный совет старост при Губернаторе области, который создан в целях координации деятельности старост, усиления внимания к их работе, оказания им практической помощи в осуществлении полномочий старост, обобщения и распространения опыта их работы.

В целях наиболее эффективного выполнения старостами своих полномочий законом области № 3121-ОЗ установлена норма о проведении ежегодного областного конкурса на звание "Лучший староста года". Кроме того предусмотрено, что старосты поощряются органами местного самоуправления за активную работу, в том числе по итогам муниципального конкурса на звание "Лучший староста" в соответствии с муниципальными правовыми актами.

В 2014 году на основании предложений муниципалитетов в закон области № 3121-ОЗ были внесены поправки, направленные на совершенствование правового регулирования института старост населенных пунктов, и предусматривающие:

установление возможности избрания старост на территории, включающей несколько населенных пунктов с общей численностью населения не менее 10 человек, а также снижение критериев численности населения, позволяющее избирать старосту на части территории населенного пункта с численностью населения более 100 человек (ранее – 500 человек), на которой проживают не менее 10 человек (ранее – 150 человек);

наделение правом на участие в собрании граждан по выбору старосты граждан, не зарегистрированных по месту жительства либо по месту пребывания на территории, где избирается староста, но при этом обладающих зарегистрированными правами на недвижимое имущество, находящееся в границах территории, на которой избирается староста;

упрощение порядка информирования и отчетности старосты путем исключения положений, обязывающих старосту представлять отчет о своей деятельности в письменном виде в местную администрацию.

По обращению постоянного комитета в рамках Соглашения между управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области и Законодательным Собранием Вологодской области о взаимодействии в сфере обеспечения единства правового пространства, заключенным 6 ноября 2013 года, управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области провело правовую экспертизу закона области № 3121-ОЗ.

Согласно информации управления Минюста России по Вологодской области от 10 марта 2016 года № 35/02-1277 закон области № 3121-ОЗ принят в пределах компетенции законодательного органа Вологодской области, положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также коррупциогенных факторов не содержат.

 

Состояние законодательства субъектов Российской Федерации, устанавливающего границы и статус муниципальных образований

Проанализировав законодательство субъектов Российской Федерации по рассматриваемому вопросу по данным справочно-правовой системы Консультант-плюс, постоянный комитет отмечает следующее.

В Российской Федерации имеется всего несколько регионов, где приняты законы, специально регулирующие деятельность старост населенных пунктов.

Это Забайкальский и Алтайский края, Ульяновская и Оренбургская области.

В законе Ненецкого автономного округа "О регулировании отдельных вопросов организации местного самоуправления на территории Ненецкого автономного округа" деятельности старост посвящена отдельная статья.

По результатам изучения указанных законов возможно классифицировать регламентированный ими статус старосты по нескольким основным элементам.

Всеми законами предусмотрено, что кандидатом в старосты может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет и проживающий в границах соответствующей территории.

Право быть избранными старостой для граждан, обладающих зарегистрированными правами на недвижимое имущество, находящееся в границах территории, где избирается староста, как это установлено законом области от 10 июля 2013 года № 3121-ОЗ "О старостах населенных пунктов Вологодской области", в других регионах не предусмотрено.

Ограничениями для замещения должности старосты, так же как и в Вологодской области, практически везде являются наличие гражданства иностранного государства, замещение государственных, муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным, непогашенная или неснятая судимость.

Основными полномочиями старосты, как правило, являются содействие в реализации прав и законных интересов населения подведомственной территории и взаимодействие с органами местного самоуправления поселения.

В Ульяновской и Оренбургской областях основной функцией старосты является содействие Губернатору области в реализации его полномочий.

Региональными законами предусмотрено, что староста избирается на собрании граждан большинством голосов или в порядке, установленном представительным органом поселения.

Также вышеуказанными региональными законами предусмотрено, что староста информирует население о результатах своей деятельности. В Ульяновской области староста представляет Губернатору области доклады о положении на территории населенного пункта.

Актуальных актов судебной практики по рассматриваемой теме не выявлено.

 

Информация о правоприменительной практике закона области от 10 июля 2013 года № 3121-ОЗ "О старостах населенных пунктов Вологодской области"

 

Вологодская область в 2014 году явилась "пионером" среди регионов, возрождая институт старост именно в таком формате. Мониторинг нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации показал, что в регионах работа старост не получила повсеместного нормативного закрепления на законодательном уровне, а там, где приняты нормативные документы, работа старост – это возмездный труд.

Кроме того, обоснованность и своевременность принятия закона области № 3121-ОЗ была обусловлена тем, что во многих населенных пунктах области институт старост, действовавших на добровольной основе, фактически уже существовал.

Учитывая, что законом области № 3121-ОЗ предусмотрено участие населения в осуществлении местного самоуправления в форме избрания старосты, а срок полномочий старост устанавливается уставом муниципального образования, с 2014 года в муниципальных образованиях области осуществлены мероприятия по разработке и принятию муниципальных правовых актов в данной сфере, в соответствии с которыми организуются и проводятся собрания граждан по выбору старост населенных пунктов, проводятся муниципальные конкурсы, определяющие лучшего старосту на муниципальном уровне.

По представленной муниципальными образованиями информации общее количество старост населенных пунктов муниципальных образований области составляет 1340 человек.

Наибольшее количество старост отмечается в следующих муниципальных районах: Кичменгско-Городецком районе – 202 старосты, Череповецком районе – 199, Шекснинском районе – 88, Грязовецком и Устюженском районах по 79 старост, Бабаевском районе – 69, Тотемском районе – 68, Кирилловском районе – 62 старосты.

В то же время комитет отмечает, что не во всех поселениях, входящих в состав муниципальных районов, создан институт старост (Великоустюгский, Вологодский, Вожегодский, Кадуйский, Тарногский, Чагодощенский районы).

В соответствии с законом области № 3121-ОЗ старосты населенных пунктов на подведомственной территории участвуют в организации и проведении мероприятий по благоустройству территорий населенных пунктов (обустройство детских площадок, памятников, воинских мемориалов и т.д.), социально значимых мероприятий (сбор средств на оказание помощи и пострадавшим при пожаре, организация досуга и помощь пожилым людям, содействие органам местного самоуправления в проведении акции "Подарок солдату" и т.д.), спортивных праздников, мероприятий художественной самодеятельности и иных мероприятий в соответствии с полномочиями, закрепленными за старостой законом области, уставом муниципального образования и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами.

Информирование населения о деятельности старост осуществляется путем проведения собраний граждан, информационных конференций с участием органов местного самоуправления, встреч с населением, индивидуальных бесед с гражданами. Информирование граждан о деятельности старост также дополнительно обеспечивается через рассылку пресс-релизов, памяток и иных материалов, размещение информации о работе старосты на сайтах органов местного самоуправления и иных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В области осуществляет деятельность областной Совет старост при Губернаторе области, который состоит из победителей областного конкурса "Лучший староста года" (с 2015 года состав Совета старост ежегодно обновляется, дополняясь новыми старостами - победителями областного конкурса).

28 октября 2014 года состоялось первое в истории области заседание Совета старост при Губернаторе области, по итогам которого было объявлено о начале проведения конкурса на лучший макет нагрудного знака старосты населенного пункта, принято решение о привлечении старост населенных пунктов к реализации проекта "Народный бюджет", представляющего собой комплекс мероприятий по решению локальных (насущных) проблем муниципальных образований области в рамках полномочий по решению вопросов местного значения при непосредственном участии населения, приняты решения, связанные с организацией проведения областного конкурса "Лучший староста года", даны поручения Департаменту финансов области о выделении средств областного бюджета на предоставление премий победителям ежегодного областного конкурса "Лучший староста года" в рамках подпрограммы "Развитие местного самоуправления в Вологодской области" государственной программы "Экономическое развитие Вологодской области на 2014-2020 годы".

17 марта 2016 года состоялось очередное заседание Совета старост при Губернаторе области, в ходе которого внесены предложения, направленные на привлечение старост населенных пунктов, специалистов органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений к реализации проектов "Команда Губернатора: Мы вместе – Народный бюджет", "Зеленый регион 35", а также предложение по созданию интернет-площадки (форума, сайта) для обеспечения информационного взаимодействия старост населенных пунктов, обмена опытом работы.

Ежегодно в области проводится областной конкурс "Лучший староста года", в ходе которого конкурсанты представляют свои конкурсные заявки и работы. Членами конкурсной комиссии на основании критериев проводится оценка анкет конкурсантов, определяется общий балл, полученный каждым конкурсантом, после чего проводится ранжирование конкурсантов, на основании результатов которого конкурсной комиссией определяется список победителей конкурса. Победителям конкурса предоставляются премии, диапазон которых составляет от 18 тыс. до 33 тыс. рублей.

Конкурс "Лучший староста года" подтвердил активность работы старост в поселениях – старосты 23 районов из 26-ти изъявили желание посоревноваться со своими коллегами. Во-вторых, в подавляющем большинстве победителями конкурса стали старосты укрупненных поселений 2013 года, что еще раз подтверждает высокую общественную значимость института старост в работе по обеспечению доступности власти на местах.

Анализ конкурсных документов, представленных в 2015 году, свидетельствует о том, что качество работы старост улучшилось по сравнению с 2014 годом, в частности, по степени социальной значимости (увеличилось количество мероприятий старост, не просто способствующих решению социально значимой проблемы, а уже решающих эту проблему).

Более того, увеличилась полнота охвата подведомственной территории деятельностью старосты - в большинстве случаев проводимые мероприятия направлены не на одно домохозяйство, а на более чем половину домохозяйств подведомственной территории.

Проанализировав информацию, поступившую от муниципальных образований области по реализации закона области № 3121-ОЗ, постоянный комитет отмечает, что в основном старостами являются граждане пенсионного возраста, подведомственная территория старост охватывает несколько населенных пунктов в сельском поселении. Старосты осуществляют в постоянном режиме взаимодействие с органами местного самоуправления и населением поселения по вопросам благоустройства территории, охраны общественного порядка, обеспечения первичных мер пожарной безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций.

По инициативе старост решаются вопросы ремонта дорог, мостов, колодцев, реставрируются и восстанавливаются часовни, организуется спил деревьев, угрожающих жизни людей, обустраиваются детские и спортивные площадки, организуются места для отдыха, проводятся социальные акции и массовые мероприятия.

Население привлекается к работе по благоустройству, озеленению территории, организуется контроль за состоянием пожарных водоемов и подъездных путей к ним. Старосты участвуют и в решении такого важного вопроса, как сбор и вывоз мусора. С их помощью организуется разъяснительная и информационная работа среди населения, определяются места для установки контейнеров, проводится обустройство площадок, осуществляется контроль за своевременным и качественным вывозом мусора, оказывается помощь в рекультивации несанкционированных свалок.

Именно к старостам обращаются жители за помощью при возникновении самых различных проблем: получение различных справок в местной администрации, приобретение лекарственных средств, проведение расчистки дорог в зимнее время, грейдирования – в летнее время, оказание помощи в оплате коммунальных услуг и другие.

Благодаря тесному взаимодействию старост с главами поселений все возникающие вопросы удается решать оперативно за счет привлечения местного населения.

Ежегодно в муниципальных районах организуются конкурсы "Лучший староста года", по итогам которого победители направляются для участия в областном конкурсе "Лучший староста года".

В 2016 году старосты были впервые привлечены к реализации проекта "Команда Губернатора: Ваша оценка", в ходе которого в отдаленных деревнях было обеспечено бланочное голосование за органы местной и областной исполнительной власти.

В ходе участия муниципальных образований области в программе "Народный бюджет" немаловажную роль сыграли и старосты. Старосты населенных пунктов при подготовке проектов принимали участие в собраниях и сходах, помогали выявлять проблемные вопросы, требовавшие безотлагательного решения, участвовали в разработке и реализации проектов, а также в привлечении внебюджетных средств.

Таким образом, развитие института старост на территории области продолжается, в том числе посредством включения старост в процесс разработки и реализации социально значимых региональных проектов.

 

Результаты проведения мониторинга

 

По результатам проведения мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 10 июля 2013 года № 3121-ОЗ "О старостах населенных пунктов Вологодской области" постоянный комитет отмечает, что проблем в правоприменении данного закона области не выявлено.

Закон области № 3121-ОЗ принят в пределах полномочий, предоставленных законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации федеральным законодательством.

В ходе проведения мониторинга правоприменения закона области № 3121-ОЗ противоречий федеральному законодательству не выявлено. Все положения указанного закона области реализуются в полном объеме. Закон области № 3121-ОЗ не дублирует иные нормативные правовые акты, востребован в применении на практике, не содержит норм, фактически не действующих либо допускающих возможность неоднозначного толкования и применения, а также не содержит коррупциогенных факторов.

Учитывая, что анализ представленной муниципальными образованиями области информации о практике реализации закона области № 3121-ОЗ показал, что не во всех муниципальных образованиях области внедрен институт старост, и в то же время во многих муниципальных районах области имеется положительный опыт организации деятельности старост населенных пунктов, постоянный комитет считает необходимым рекомендовать Департаменту внутренней политики Правительства области организовать работу по распространению в муниципальных образованиях области имеющегося положительного опыта деятельности старост населенных пунктов в целях активизации участия населения в осуществлении местного самоуправления.

 

 

 

 


Информация по документу
Читайте также