Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 07.07.2009 № 1043

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

Утратило силу с 1 января 2017 года - Постановление Правительства

Вологодской области  от 19.12.2016 № 1149

 

 От 07.07.2009 N 1043

 гологда

 

 

О Стратегии развития отрасли земельных отношений 

Вологодской области до 2020 года

 

(В редакции Постановления Правительства Вологодской области

от 29.11.2011 № 1491; от 11.03.2012 № 194;

от 11.07.2016 № 609)

 

 

Во исполнение постановления Губернатора области от 12 июля 2007 года N 226 "О разработке Стратегий развития отраслей до 2020 года" Правительство области постановляет:

1. Одобрить Стратегию развития отрасли земельных отношений Вологодской области до 2020 года (прилагается).

2. Департаменту земельных отношений области (В.В. Белоречева) принять меры к реализации Стратегии развития отрасли земельных отношений Вологодской области до 2020 года.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области, полномочного представителя Губернатора области и Правительства области в Законодательном Собрании области Э.Н. Зайнака. (В редакции постановления Правительства Вологодской области от 11.03.2012 N 194;  области от 11.07.2016 № 609)

Информацию о ходе выполнения постановления представлять ежегодно к 15 марта начиная с 2010 года. Окончательную справку о выполнении постановления представить к 15 марта 2021 года.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области учитывать положения Стратегии развития отрасли земельных отношений Вологодской области до 2020 года при управлении и распоряжении земельными ресурсами.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

 

 

Губернатор области          В.Е.ПОЗГАЛЕВ

 

 

Одобрена

Постановлением

Правительства области

от 7 июля 2009 г. N 1043

 

СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА (ДАЛЕЕ - СТРАТЕГИЯ)

 

(В редакции постановления Правительства Вологодской области

от 29.11.2011 N 1491)

 

1. Общие положения

 

Настоящая Стратегия имеет целью выполнение проводимой в Российской Федерации реформы в сфере совершенствования земельных отношений через создание современной системы кадастра, регистрации прав, вовлечения земли и недвижимого имущества в гражданско-правовой оборот, превращения земельной собственности в реальный финансовый актив, содействующий развитию рыночной экономики.

Развитие земельных отношений - составляющий фактор развития экономики как Вологодской области, так и Российской Федерации в целом. Актуальность развития земельных правоотношений продиктована необходимостью упорядочения способов распоряжения земельными участками, в том числе необходимостью совершенствования действующего законодательства.

Программной основой совершенствования земельных отношений стали основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, которые определяют цели, принципы, основные направления и стратегию государственной политики в сфере земельных отношений.

Стратегической целью государственной политики, реализуемой как Российской Федерацией в целом, так и ее субъектами в области регулирования и реформирования земельных отношений, является обеспечение условий для эффективного развития рынка земли как одного из ключевых условий экономического развития, а также обеспечение устойчивого экономического роста области путем обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами области.

На настоящем этапе экономического развития основным направлением земельной реформы является создание условий для вовлечения в хозяйственный оборот земли как объекта права собственности и как особого объекта производства в сельском и лесном хозяйстве.

Государственная земельная политика - это целостная система мер правового, экономического и информационного характера, задачей которой является обеспечение устойчивого социально-экономического развития общества и рационального использования земельных ресурсов области.

Государственная земельная политика основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах области и органов местного самоуправления и является составной частью экономической и социальной политики области.

Процесс реформирования земельных отношений сталкивается со значительными трудностями и проходит недостаточно интенсивно. На первых этапах реализации земельной реформы основной причиной таких трудностей являлось отсутствие нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу. На современном этапе правовое регулирование земельных отношений определено. Следующим должен стать этап совершенствования нормативной правовой базы.

Планомерная и системная реализация земельной политики на территории области предусматривает достижение следующих целей:

совершенствование областного земельного законодательства, реализация положений федерального законодательства;

участие в создании на территории области единого информационного ресурса (общая "электронная карта области") для планомерной и последовательной реализации политики по эффективному использованию земли и иной недвижимости;

вовлечение земли и недвижимости в хозяйственный оборот, обеспечение возможности гражданского оборота единых объектов недвижимости, оптимизация финансовой составляющей рынка земли; реализация принципа единства судьбы земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости;

учет интересов области и муниципальных образований при реализации положений федерального и областного законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения с целью создания благоприятных условий развития сельскохозяйственного производства и сохранения земель сельскохозяйственного назначения.

 

2. Характеристика ситуации в отрасли земельных отношений

 

Вологодская область является одной из самых крупных областей Российской Федерации и занимает 145.7 тыс. кв. км. Примерно 60% территории области занято землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, 31% - землями сельскохозяйственного назначения, 1% - землями населенных пунктов, 6% - землями запаса. Остальная территория области занята землями иных категорий.

 

Распределение земельного фонда области по категориям земель

 

Распределение земельного фонда области по категориям земель представлено в таблице 1.

 

Таблица 1

 

(тыс. га)

 N

п/п

 Категория земель

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

1.

Земли сельскохозяйственного

назначения

 4505.0

 4505.1

 4506.0

 4506.0

2.

Земли населенных пунктов

 198.1

 198.1

 198.1

 198.3

3.

Земли промышленности, энергетики,

транспорта, связи, радиовещания,

телевидения, информатики, земли

для обеспечения космической

деятельности, земли обороны,

безопасности и земли иного

специального назначения

 131.3

 131.3

 131.2

 131.6

4.

Земли особо охраняемых территорий

и объектов

 138.8

 138.8

 138.8

 139.0

5.

Земли лесного фонда

 8636.7

 8636.7

 8636.6

 8636.3

6.

Земли запаса

 842.8

 842.7

 842.0

 841.5

 

Итого земель в административных

границах области

14452.7

14452.7

14452.7

14452.7

 

Специфичность отрасли земельных отношений заключается в том, что для каждой категории земель, определенной действующим законодательством, установлены самостоятельные принципы их использования, поэтому развитие земельных отношений необходимо рассматривать в разрезе каждой категории земель.

Основными направлениями государственной земельной политики в области являются:

создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и их вовлечения в хозяйственный оборот;

рациональное и эффективное использование земель населенных пунктов;

инвестиционное развитие земель промышленности;

рациональное и эффективное использование земель запаса;

рациональное использование и охрана земель особо охраняемых территорий и объектов;

разграничение государственной собственности на землю;

закрепление всех земельных участков за землепользователями;

контроль за соблюдением землепользователями разрешенного использования земельных участков.

 

3. Анализ внешних условий, влияющих

на развитие отрасли земельных отношений,

и ресурсного потенциала развития рынка земли

 

Развитие отрасли земельных отношений взаимосвязано с другими отраслями экономики области и Российской Федерации в целом. В решении любого экономического вопроса в первую очередь неизменно встает вопрос обеспечения землей. Без предоставления земельных участков невозможно строительство жилья, промышленных объектов, дорог, линий электропередач и других линейных объектов.

Решение задачи по развитию жилищного, в том числе малоэтажного, строительства тесно связано с реализацией федеральных целевых программ "Жилище" и "Социальное развитие села до 2012 года", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Вологодская область является одним из участников реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В целях их реализации в области приняты следующие документы: долгосрочная целевая программа "Доступное жилье в Вологодской области на 2009 - 2010 годы" и долгосрочная целевая программа "Социальное развитие села на 2009 - 2012 годы".

С 2001 года в области последовательно реализуется политика, направленная на обеспечение жителей области доступным и современным жильем. Данная политика закреплена системой нормативных правовых актов и осуществляется через комплекс взаимосвязанных долгосрочных целевых программ.

В последнее время объемы строительства жилья в области резко возросли, что неизбежно привело к росту спроса на земельные участки для строительства. Количество земельных участков в населенных пунктах области ограничено, в связи с этим встал вопрос о строительстве жилья за пределами населенных пунктов. Законодательство Российской Федерации позволяет включать земельные участки в границы населенных пунктов, в том числе для жилищного строительства, что в свою очередь создает условия для развития индивидуального жилищного строительства в сельской местности, вблизи крупных городов - Вологды, Череповца, Великого Устюга, а также вблизи планируемых промышленных зон (индустриальных парков) и центров муниципальных районов области. В настоящее время в Вологодском районе реализуется проект "Экспериментальный жилой поселок "Марфино-Семенково", строительство которого осуществляется на бывших землях сельскохозяйственного назначения площадью 41.9 га, которые включены в границы населенного пункта д. Марфино. Кроме того, планируется строительство второй очереди данного поселка на земельном участке площадью 60 га.

В настоящее время в области организовано активное взаимодействие с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - фонд "РЖС") в рамках действия Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", что позволит использовать для жилищного строительства земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в Вологодском, Грязовецком, Шекснинском муниципальных районах области, а также на территории муниципального образования "Город Вологда".

Несмотря на наметившиеся положительные тенденции, темпы роста объемов жилищного строительства намного отстают от потребностей населения. Отставание предложения жилья от спроса связано не столько с физическим отсутствием земельных участков, сколько с длительными сроками их подготовки для предоставления под строительство, включая обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой, определение параметров разрешенного строительства.

Отрицательное влияние на темпы роста объемов жилищного строительства оказывает то обстоятельство, что градостроительная документация большинства городских и сельских поселений области устарела и требует корректировки. Это сдерживает развитие рынка земли и усложняет процедуру формирования земельных участков для строительства. Кроме того, сроки предоставления земельных участков для строительства объектов жилищного строительства затянуты.

Немаловажное значение имеет отрасль земельных отношений при развитии транспортной инфраструктуры.

В Мероприятиях по реализации Плана Губернатора области на 2007 - 2012 годы, утвержденных постановлением Правительства области от 30 октября 2007 года N 1452, поставлена задача повышения эффективности транспортной системы.

Устойчивое и эффективное функционирование транспортного комплекса является одним из необходимых условий стабилизации и развития экономики области, а также улучшения условий и уровня жизни населения, поэтому необходимо создавать новые инфраструктуры, повышающие конкурентоспособность экономики области.

Мероприятия по реализации указанной задачи, развитие и совершенствование транспортной сети области невозможны без решения вопроса об отводе земельных участков как для строительства новых объектов, так и для реконструкции существующих, так как для строительства новых дорог необходимо 250 кв. км земель.

Активное развитие туристского бизнеса, особенно популярность проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза", способствует проведению мероприятий по реконструкции существующих в области аэропортов.

Для реализации указанной задачи необходимо:

развивать транспортную инфраструктуру в соответствии с правилами землепользования и застройки;

учитывать необходимость резервирования земель для перспективного развития опорной транспортной сети.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии Правительства области и ОАО РАО "ЕЭС России" по развитию электроэнергетической системы области и обеспечению надежного электроснабжения ее потребителей предусматривается реализация инвестиционных проектов по строительству и реконструкции электроэнергетических объектов на территории области с целью предотвращения дефицита мощности и обеспечения возможности присоединения новых потребителей. Планируется строительство пяти объектов генерирующего комплекса, строительство и реконструкция более двадцати подстанций, а также более 700 километров электрических сетей. Для строительства новых объектов электроэнергетики, размещаемых на территории области, предусматривается резервирование земельных участков площадью 3 - 4 га на каждый объект.

Намеченные мероприятия по развитию энергосистемы области будут способствовать повышению надежности электроснабжения потребителей и усилению связей между ОЭС Северо-Запад и ОЭС Центр.

Последние годы на территории области активно идет строительство объектов газотранспортной системы, которая в настоящее время представляет собой 3414 км магистральных газопроводов и газопроводов-отводов, 5 компрессорных станций, 30 газораспределительных станций, 4041 км распределительных газовых сетей.

Для газификации 18 муниципальных районов области необходимо построить 3097.7 км газораспределительных сетей.

Следует отметить, что строительство электрических сетей, газопроводов и сопутствующей им инфраструктуры планируется осуществлять в основном на бывших землях сельскохозяйственного назначения и землях лесного фонда. Так как полномочия по переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий отнесены к компетенции субъекта Российской Федерации, то задача области - обеспечить своевременность перевода земель из одной категории в другую для строительства электрических сетей и газопроводов как регионального, так и федерального значения.

Вологодская область является регионом с уникальными природными ресурсами и возможностями, поэтому государственная политика области имеет направление на сохранение существующих природных памятников и создание новых особо охраняемых природных территорий. На территории области существует уникальный природный памятник - национальный парк "Русский Север", который охватывает большую часть Кирилловского муниципального района. В настоящее время площадь существующих особо охраняемых природных территорий составляет 3.3% от всей площади области. Правительством области и органами местного самоуправления области ведется активная работа по созданию новых территорий, подлежащих особой охране, что позволит увеличить площадь особо охраняемых природных территорий до 10% от общей площади области.

Земля является основным средством производства в сельском хозяйстве.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения являются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", законом области от 19 декабря 2003 года N 976-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области".

На территории области земли сельскохозяйственного назначения составляют 31% от общей площади территории области и находятся в различной собственности.

Распределение земель сельскохозяйственного назначения на территории области по уровням собственности представлено в таблице 2.

 

Таблица 2

 

 (тыс. га)


 

N п/п

Земли

сельскохозяйственного назначения

2005 год

2006 год

2007 год

1.

Общая площадь

4505,1

4506,0

4506,0

2.

В собственности граждан

867,0

863,3

853,9

3.

В собственности юридических лиц

31,0

35,0

44,8

4.

В государственной и муниципальной

собственности

3607,1

3607,7

3607,3

4.1.

В собственности Российской Федерации

-

-

-

4.2.

В собственности области

0,2

0,2

1,3

4.3.

В неразграниченной государственной

собственности, из них:

3606,8

3607,4

3606,0

 

- предоставлено гражданам

50,8

50,7

49,2

 

- предоставлено юридическим

3287,9

3229,8

2902,0

5.

Фонд перераспределения

201,7

218,2

996,2

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Распределение земель сельскохозяйственного назначения по угодьям представлено в таблице 3.

 

Таблица 3

 

 (тыс. га)


 

Земли

сельскохозяйственного

назначения

2005 год

2006 год

2007 год

Общая площадь,

в том числе:

4505,1

4506,0

4506,0

- сельскохозяйственные

угодья; из них:

1096,8

1097,1

1097,4

- пашня

718,4

718,7

717,4

- залежь

42,4

42,7

44,0

- многолетние насаждения

6,4

6,4

6,4

- сенокос

182,5

182,5

182,7

- пастбища

147,1

146,8

146,9

- в стадии мелиоративного

строительства

0

0,2

0

- лесные земли и

древесно-кустарниковая

растительность, не

входящая в лесной фонд

3184,7

3185,2

3185,1

- под водой

44,6

44,7

44,7

- под постройками,

дорогами

50,0

50,0

50,0

- нарушенные, прочие

земли

22,8

22,5

22,5

- болота

106,2

106,3

106,3

 

 

<1> По состоянию на 1 января 2007 года площадь земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с предшествующим годом увеличилась на 0.9 тыс. га в результате возврата земель временного пользования из земель промышленности и предоставления земель гражданам для сельскохозяйственного производства из земель запаса.

<2> По состоянию на 1 января 2008 года площадь земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с предшествующим годом в целом не изменилась, но произошло движение за счет перевода земель данной категории в земли промышленности (0.2 тыс. га) и земли населенных пунктов (0.2 тыс. га), а также перевода в земли данной категории земель запаса (0.4 тыс. га).

 

Сельскохозяйственные угодья, которые являются основой производства сельскохозяйственной продукции и, соответственно, основой развития сельских территорий, составляют лишь четвертую часть из общего количества земель сельскохозяйственного назначения.

Количество невостребованных земельных долей, собственники которых не распорядились ими в течение трех лет и более, составляет 545.4 тыс. га, или 65.8% от общей площади приватизированных в виде земельных долей сельскохозяйственных угодий. При этом в настоящее время наметилась тенденция к увеличению количества невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения.

По состоянию на 1 января 2007 года в собственности сельскохозяйственных организаций находилось 35 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, что составляет менее 1% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения, используется же сельскохозяйственными организациями области более 110 тыс. га сельскохозяйственных угодий (10.03% от общей площади сельскохозяйственных угодий области), предоставленных им в аренду собственниками земельных долей в соответствии с действующим законодательством; то есть собственники земельных долей и сельскохозяйственные организации, использующие находящиеся в общей долевой собственности земельные участки, проявляют инертность в оформлении прав на такие земельные участки и определении порядка владения, пользования и распоряжения ими.

Таким образом, сложившаяся в отрасли ситуация оценивается следующим образом.

Собственниками не реализуется механизм распоряжения земельными долями, большинство земель сельскохозяйственного назначения используется без надлежащего оформления прав на эти земли.

На территории области фактически не реализуется механизм ипотечного кредитования (земельная ипотека).

Земли сельскохозяйственного назначения не стали тем экономическим потенциалом, которым должны быть. Вместе с тем, учитывая сложившуюся ситуацию на продовольственным рынке, следует вывод о том, что с каждым годом значимость сельскохозяйственных угодий будет возрастать. А это означает, что в ближайшие 20 лет в России будут востребованы земельные ресурсы, спрос на сельскохозяйственные угодья будет расти и многое будет зависеть от того, в чьих руках они окажутся.

В целях совершенствования законодательного, организационного и административного обеспечения в сфере управления землепользованием на землях сельскохозяйственного назначения принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения". Указанным законом органы местного самоуправления поселений и городских округов:

наделяются полномочиями по признанию права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли;

в срок до 1 июля 2013 года обязаны обеспечить образование земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, из земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности.

(В редакции постановления Правительства Вологодской области от 29.11.2011 N 1491)

Вместе с тем система земельного законодательства и, как ее следствие, управление землепользованием по-прежнему нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

(В редакции постановления Правительства Вологодской области от 29.11.2011 N 1491)

В соответствии с мероприятиями по реализации Плана Губернатора области на 2007 - 2012 годы, утвержденными постановлением Правительства области от 30 октября 2007 года N 1452, на территории области планируется значительное промышленное строительство, ориентированное на развитие лесоперерабатывающей промышленности и иных высокотехнологичных перерабатывающих отраслей, которое позволит увеличить инвестиции в экономику области и количество рабочих мест.

Так, до 2012 года планируется построить и ввести в эксплуатацию ряд новых предприятий лесоперерабатывающей промышленности и предприятий иных отраслей. Кроме того, строительство таких предприятий неизбежно повлечет за собой необходимость совершенствования дорожной инфраструктуры, в том числе развитие сети лесных дорог. Наиболее активно планируется развитие промышленного строительства в специально создаваемых промышленных зонах (индустриальный парк "Шексна").

Для реализации такого строительства необходимы большие площади земель, что невозможно без плановой и эффективной политики области в сфере земельных отношений. Вологодская область обладает достаточными земельными ресурсами, чтобы обеспечить массовое промышленное строительство.

Наибольшим потенциалом в сфере развития оборота земель на территории области обладает направление по реализации органами местного самоуправления поселений и городских округов мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения". Указанное направление деятельности до 1 июля 2013 года должно обеспечить выдел земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей и возможность регистрации прав всех форм собственности на выделенные земельные участки. Тем самым будут созданы условия для вовлечения в оборот земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности.

(В редакции постановления Правительства Вологодской области от 29.11.2011 N 1491)

Деятельность по реализации областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в условиях сложившейся экономической и финансовой нестабильности вряд ли реализуема в полном объеме в ближайшие два года. Между тем при стабилизации экономической обстановки в дальнейшие годы данное направление деятельности позволит области приобретать в свою собственность земельные участки как с целью их дальнейшего предоставления в интересах области, так и с целью пополнения казны области и дальнейшей продажи при необходимости изыскания дополнительных финансовых резервов.

Такое направление деятельности, как включение земельных участков (в основном из земель сельскохозяйственного назначения) в границы населенных пунктов с одновременным изменением вида их разрешенного использования, позволит в соответствии с положениями статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О дополнении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решить вопрос обеспечения реализации на территории области национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России", нужды образования и здравоохранения, так как на включаемых в границы населенных пунктов земельных участках будет возможным осуществлять жилищное, в том числе малоэтажное, строительство, комплексную застройку земельных участков со строительством на них не только жилого комплекса, но и социальных объектов: детских садов, школ, больниц, медицинских пунктов, а также создавать зоны отдыха, в которых могут размещаться не только гостиничные комплексы, но и дома отдыха, санатории.

Земли населенных пунктов обладают огромным потенциалом. Именно земли населенных пунктов являются основным источником поступления средств от использования земли в бюджеты различных уровней. Завершение разграничения государственной собственности на землю позволит сделать земли населенных пунктов еще более рентабельными.

 

4. Определение сильных и слабых сторон отрасли (SWOT-анализ)

 


 

Анализ развития земельных отношений в области

Анализ развития земельных отношений в области

S (сильные стороны)

W (слабые стороны)

- наличие законодательного

регулирования (системы

федеральных и региональных

нормативных правовых актов);

- наличие собственников

земельных участков,

зарегистрировавших право

собственности в процессе

разграничения государственной

собственности на землю;

- наличие достаточного

количества земельных участков

(ресурса и предмета

регулирования отрасли) для

реализации инвестиционной

политики области;

- высокие темпы роста

строительства, в том числе

жилищного, и развития

промышленного производства в

крупных населенных пунктах

области и на территории, к ним

прилегающей;

- наличие специально

уполномоченного в сфере

земельных отношений органа

исполнительной государственной

власти области - Департамента

земельных отношений области, что

позволит выработать меры по

наиболее эффективному

распоряжению земельными

ресурсами отрасли

- отсутствие четкого правового

регулирования взаимодействия и

разграничения вопросов местного

значения между уровнями местного

самоуправления при предоставлении

земельных участков, что влечет

длительность процедур

предоставления земельных участков и

формирует устойчивое мнение о

невозможности их приобретения;

- разноуровневая система учета

земельных участков и прав на

земельные участки, отсутствие

единой информационной системы учёта

земельных участков и прав на них,

фрагментарность сведений,

содержащихся в имеющихся базах

данных;

- низкая эффективность системы

взимания платы за пользование

земельными участками;

- недостаточный уровень

профессиональной подготовки кадров

органов местного самоуправления в

данной сфере;

- низкий уровень правовой

грамотности населения;

- громоздкость установленной

законом системы предоставления

земельных участков

O (возможности)

T (угрозы)

- завершение процедур

планирования территории

муниципальных образований

области;

- принятие подзаконных

нормативных правовых актов,

устанавливающих правила

землепользования и застройки, а

в их составе градостроительных

регламентов, что позволит

собственнику земельного участка

реализовать свои полномочия в

полном объеме, без проведения

дополнительных процедур

согласования с органами власти;

- совершенствование системы

государственного учета объектов

недвижимого имущества, в том

числе сведений о границах

земельных участков

(государственного кадастра

недвижимости) и учета прав на

земельные участки

(государственного реестра прав

на недвижимое имущество и сделок

с ним), создание единого

реестра, содержащего сведения о

земельных участках и их

правообладателях;

- создание электронной карты

области (геоинформационной

системы) и обеспечение доступа к

ней (в объеме, необходимом для

осуществления функций)

уполномоченных органов

государственной власти и

местного самоуправления;

- создание системы обмена

информацией между федеральными,

региональными и местными

органами власти о наличии

свободных земельных участков,

правообладателях земельных

участков;

- создание системы «одно окно»

при оформлении прав на землю;

- повышение собираемости

земельного налога и арендной

платы от использования земельных

участков;

- создание «прозрачной»

процедуры предоставления

земельных участков;

- завершение разграничения

государственной собственности на

землю

- экономический спад в

промышленности, ухудшение

экономической конъюнктуры и как

следствие, ограничение финансовых

возможностей потенциальных

инвесторов, приобретающих земельные

участки (в том числе для жилищного

строительства);

- уменьшение темпов процесса

разграничения государственной

собственности на землю;

- отсутствие экономической

заинтересованности со стороны

физических и юридических лиц в

оформлении прав на землю;

- возможность снижения оборота

земельных участков в виду мирового

экономического кризиса.

Анализ развития сферы оборота земель сельскохозяйственного назначения

S (сильные стороны)

W (слабые стороны)

- наличие земельных ресурсов -

земель сельскохозяйственного

назначения;

- возможность приобретать в

собственность области земельные

участки, доли в праве общей

собственности на земельный

участок;

- возможность обращаться в суд с

заявлением о принудительном

изъятии и прекращении прав на

земельные участки из земель

сельскохозяйственного назначения

в случае ненадлежащего

использования или не

использования в соответствии с

целевым назначением в течение

3-х лет;

- преимущественное право покупки

земельных участков из земель

сельскохозяйственного назначения

в собственность области;

- возможность образования

земельных участков в счет

невостребованных земельных долей

и признания права собственности

области на земельные участки,

образованные в счет

невостребованных земельных

долей;

- наличие потребности в

приобретении

сельскохозяйственных земель для

организации личного подсобного

хозяйства, крестьянских

(фермерских) хозяйств,

садоводства, огородничества

- снижение общего количества

используемых для

сельскохозяйственного производства

сельскохозяйственных угодий;

- основная масса земель

сельскохозяйственного назначения

не относится к ценным

сельскохозяйственным угодьям;

- не осуществлен переход земель

сельскохозяйственного назначения к

сельхозтоваропроизводителям,

эффективно осуществляющим свою

деятельность;

- не использование собственниками

земельных долей механизма

распоряжения земельными долями;

- использование земель без

оформления прав на них;

- инертность населения и

сельскохозяйственных организаций,

использующих земельные участки,

при оформлении прав на земельные

участки;

- большие затраты, необходимые для

производства кадастровых работ;

- низкий уровень доходов населения

O (возможности)

T (угрозы)

- вовлечение земель

сельскохозяйственного

назначения, в том числе

неиспользуемых, в

сельскохозяйственное

производство;

- обеспечение заинтересованных в

осуществлении

сельскохозяйственного

производства лиц необходимыми

для этого земельными участками;

- создание благоприятного

инвестиционного климата в

области;

- развитие использования в

сельском хозяйстве механизма

ипотечного кредитования;

- развитие рынка земель

сельскохозяйственного

назначения.

- выбытие земель

сельскохозяйственного назначения

из сельскохозяйственного

производства;

- деградация земель

сельскохозяйственного назначения;

- снижение уровня производимой

сельскохозяйственной продукции;

- общий экономический спад

Анализ развития единой геоинформационной системы области

S (сильные стороны)

W (слабые стороны)

- взаимодействие с федеральными

органами исполнительной власти

при обновлении картографического

материала

- отсутствие нормативной базы для

осуществления взаимодействия в

области информационного обмена

между федеральными, региональными

органами государственной власти и

органами местного самоуправления;

- быстрое устаревание

картографического материала;

- недостаточное развитие

телекоммуникационных технологий в

муниципальных образованиях

области;

- недостаточный уровень

профессиональной подготовки кадров

в органах местного самоуправления;

- низкая степень оцифровки

картографического материала;

- высокая стоимость работ по

обновлению и оцифровке

картографического материала;

- отсутствие нормативного

регулирования по оформлению

картографических документов в

едином формате

O (возможности)

T (угрозы)

- создание дополнительных

рабочих мест;

- обеспечение эффективного

межведомственного

информационного взаимодействия;

- обеспечение эффективности

взаимодействия органов

государственной власти с

населением и организациями;

- повышение качества и

сокращение сроков подготовки

документов органами

государственной власти и

местного самоуправления

- оставление сферы развития

геоинформационных систем на

прежнем уровне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация по документу
Читайте также