Расширенный поиск

Закон Вологодской области от 27.09.1995 № 33-ОЗ

 
                                ЗАКОН
                         ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                                          Утратил силу - Закон
                                        Законодательного Собрания
                                           Вологодской области
                                         от 04.06.99 г. N 365-ОЗ

             О ЗЕЛЕНЫХ ЗОНАХ ГОРОДОВ И НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
                         ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

     Раздел I. Общие положения

     Статья 1. Действие закона

     Настоящий закон вводится в целях упорядочения принципов выделения
зеленых  зон,  определения  режима  природопользования в них и в целях
осуществления единого направления ведения лесного  хозяйства  в  лесах
зеленых зон области.
     Закон распространяется  на  зеленые   зоны   городов   и   других
населенных  пунктов,  загородные лесопарки и другие леса,  выполняющие
преимущественно  санитарно-гигиенические,  рекреационные  и   защитные
функции  вне  зависимости  от  их  ведомственной  подчиненности и форм
собственности.

     Статья 2. Территория и границы зеленых зон

     Зеленая зона  города  (населенного  пункта)  представляет   собой
территорию  за пределами городской черты (границы населенного пункта),
занятую  лесами,  лесопарками   и   другими   зелеными   насаждениями,
независимо в чьем ведении они находятся.  Внешняя граница зеленой зоны
определяется  потребностью  данного  города  (населенного  пункта)   в
площади  зеленых насаждений и целесообразностью включения в ее границы
того или иного лесного квартала или земельного участка, отводимого для
создания зеленой зоны.
     Территориальное размещение лесов зеленых  зон  устанавливается  в
зависимости    от   необходимости   защиты   населенных   пунктов   от
неблагоприятных   воздействий   промышленных   выбросов   предприятий,
структуры  существующих и проектируемых путей транспорта в пригородах,
фактического и намечаемого размещения мест массового отдыха населения,
наличия лесов,  рек, озер и других водоемов, а также земель, пригодных
для создания лесонасаждений.

     Статья 3. Цели и задачи выделения зеленых зон

     Зеленые зоны    выполняют    санитарно-гигиенические     функции,
способствуют   оздоровлению   воздушного  бассейна  вокруг  населенных
пунктов,   смягчению    неблагоприятных    природно-климатических    и
антропогенных фактров и являются местом отдыха населения.
     Основные задачи ведения хозяйства в зеленых зонах:
     обеспечение экологической   устойчивости   территорий  городов  и
населенных пунктов;
     формирование и  сохранение  вокруг  городов  и населенных пунктов
долговечного здорового и живописного  леса,  способного  противостоять
неблагоприятным  условиям  среды,  интенсивной посещаемости населения,
оказывающего благоприятное воздействие на состояние климата и  чистоту
воздуха;
     создание благоприятных условий отдыха населения как в летний, так
и в зимний периоды.

     Статья 4. Лесоустройство зеленых зон

     Леса зеленых  зон  подлежат лесоустройству по первому разряду.  В
лесопарковых частях зеленых зон,  а также в  местах  активного  отдыха
населения производится ландшафтная таксация.

     Статья 5. Режим пользования зеленых зон

     Режим природо-   и   землепользования   в  пределах  зеленых  зон
регулируется  соответствующими  законодательными   актами   Российской
Федерации и области.

     Раздел II. Компетенция областных органов власти и местного
                самоуправления, государственных органов лесного
                хозяйства, общественных организаций и граждан в
                области ведения лесного хозяйства в зеленых зонах

     Статья 6. Компетенция Губернатора области

     Губернатор области:
     постановлением или решением утверждает размеры зеленых зон, в том
числе  лесопарковых  частей,  по  представлению   управления   лесами,
согласованному с органами охраны окружающей природной среды;
     направляет материалы и обоснования по выделению зеленых  зон  или
по  изменению  их границ в Федеральную службу лесного хозяйства России
для перевода участков  лесного  фонда  из  других  групп  и  категорий
защищенности в зеленые зоны;
     организует разработку проектов благоустройства зеленых зон.

     Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления
               районов

     Органы местного самоуправления районов:
     участвуют в разработке мероприятий по развитию зеленых зон  и  их
благоустройству;
     организуют через  комитеты  по  земельным   ресурсам   подготовку
землеустроительных  дел  и  практический  отвод  земельных  участков в
границах зеленых  зон  для  государственных  и  общественных  нужд  на
основании соответствующих решений;
     организуют разработку и выполнение мероприятий по охране лесов от
пожаров;
     осуществляют контроль по использованию, воспроизводству, охране и
защите лесов зеленых зон;
     за счет средств лесного  дохода  могут  финансировать  работы  по
благоустройству зеленых зон городов и других населенных пунктов;
     совместно с  владельцами  лесного  фонда  принимают   решения   о
предоставлении участков лесного фонда, в том числе лесопарковых частей
зеленых зон, в аренду;
     совместно с  владельцами  лесного  Фонда  в установленном порядке
ограничивают, приостанавливают или прекращают права пользования лесным
фондом;
     информируют население  о  правовом   статусе   зеленых   зон,   о
предстоящем  изъятии  земель  зеленой  зоны,  организуют  охрану особо
охраняемых природных территорий.

     Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления городов
               и населенных пунктов

     Органы местного  самоуправления  городов  и  населенных  пунктов,
вокруг которых выделены зеленые зоны:
     совместно с  органами  местного  самоуправления  районов уточняют
границы зеленых  зон,  при  необходимости  возбуждают  ходатайства  об
отводе  земельных участков под зеленые зоны,  организуют составление и
утверждение генеральных планов их благоустройства;
     могут финансировать работы по благоустройству зеленых зон за счет
средств местных бюджетов, пожертвований и других источников;
     совместно с органами местного самоуправления районов осуществляют
контроль за выполнением режима природо- и землепользования в  границах
зеленых зон.

     Статья 9. Функции владельцев лесного фонда

     Владельцы лесного фонда:
     обеспечивают охрану от пожаров и лесонарушений;
     предоставляют в  краткосрочное  пользование  или в аренду участки
лесного  фонда   на   основании   совместных   с   органами   местного
самоуправления  решений;  при  этом участие владельцев лесного фонда в
принятии   такого   решения   ограничивается   определением   условий,
соответствующих установленным лесоводственным требованиям;
     организуют и финансируют лесоустройство  и  составление  проектов
благоустройства;
     проводят лесохозяйственные и другие мероприятия,  предусмотренные
лесоустройством и генеральным проектом благоустройства зеленых зон,  с
учетом выделяемых средств на их выполнение;
     осуществляют контроль  за всеми лесопользователями,  выполняющими
работы в зеленых зонах, за пребыванием населения в лесу;
     приостанавливают проводимые лесопользователями работы на участках
лесного фонда,  где эти работы  отрицательно  влияют  на  состояние  и
воспроизводство лесов,  до устранения причин нарушения лесоводственных
требований.

     Статья 10. Права  и  обязанности  общественных организаций и
                граждан

     Общественные организации   и   граждане,  проживающие  на  данной
территории:
     в соответствии   с   действующим  законодательством  имеют  право
участвовать в рассмотрении вопросов,  связанных с определением  границ
зеленых  зон,  с  изъятием  и  предоставлением в пользование земельных
участков в зеленой зоне, а также затрагивающих интересы населения;
     обязаны соблюдать  правила  пожарной безопасности в лесу и другие
требования,  установленные специально уполномоченными государственными
органами и местными органами власти.

     III. Порядок выделения лесов в зеленые зоны и основные
          принципы организации лесного хозяйства в них

     Статья 11. Порядок выделения лесов в зеленые зоны

     Выделение лесов в зеленые зоны производится на основе генеральных
планов   развития   городов,  районных  планировок  и  при  разработке
генеральных схем развития лесного хозяйства.
     При отсутствии генеральных планов предложения о выделении зеленых
зон могут вносить органы местного самоуправления  городов  и  районов,
лесхозы,  промышленные  предприятия,  лечебные  и  научные учреждения,
органы охраны природы и  лесоустроительные  предприятия,  общественные
организации и граждане.
     Ходатайство о  выделении  зеленых  зон   возбуждается   районными
органами местного самоуправления.
     Выделение зеленых  зон  во  всех   группах   лесов   производится
Федеральной   службой  лесного  хозяйства  России  по  согласованию  с
администрацией  области,  Минприроды   и   другими   заинтересованными
министерствами и ведомствами.

     Статья 12. Принципы ведения лесного хозяйства

     Леса зеленых     зон    подразделяются    на    лесопарковую    и
лесохозяйственную части.
     В лесопарковую   часть   включаются   участки,   расположенные  в
живописной местности,  вблизи железных и шоссейных дорог,  рек, водных
бассейнов  и  являющиеся  местом  отдыха  населения,  а  также  лесные
площади,  которые  по  своим  эстетическим   свойствам   могут   стать
интенсивно   посещаемыми   после   проведения   работ   по   улучшению
существующих или устройству новых подъездных путей и пешеходных троп.
     К лесохозяйственной  части относятся менее ценные лесные массивы,
удаленные  от  населенных  пунктов,  не  имеющие  достаточно  развитой
транспортной   сети,   относительно   слабо   посещаемые   населением.
Лесохозяйственная часть зеленой зоны выполняет санитарно-гигиенические
и   защитные  функции,  которые  следует  сочетать  с  соответствующей
организацией лесопользования.
     Основная задача  ведения лесного хозяйства в лесопарковой части -
формирование  высокодекоративных   устойчивых   насаждений,   создание
лесопарковых ландшафтов и улучшение условий для отдыха населения путем
осуществления системы мероприятий без  нарушения  естественной  лесной
среды.
     В лесохозяйственной части  зеленой  зоны  наряду  с  основным  ее
назначением  -  выполнение санитарно-гигиенических и защитных функций,
производится организация лесопользования путем проведения рубок ухода,
санитарных рубок и вырубок древостоев, теряющих свои функции.
     Рубки главного пользования  в  лесопарковой  части  зеленой  зоны
запрещены.

     Раздел IV. Порядок изъятия земель в зеленых зонах

     Статья 13. Порядок изъятия земель

     Изъятие земель  зеленых  зон  для  государственных и общественных
нужд и перевод их в нелесные допускается в  исключительных  случаях  в
соответствии  с  действующим  законодательством  Российской Федерации.
Использование земель зеленых зон для развития  населенных  пунктов,  в
том  числе  для  жилищного  и  иного  строительства,  осуществления  в
соответствии с утвержденными генеральными планами развития  городов  и
поселков.
     Изъятие земель зеленых зон согласовывается с владельцами  лесного
фонда,   с  комитетом  по  земельным  ресурсам  и  землеустройству,  с
администрацией  области,  с  управлением  лесами  и   соответствующими
службами     (экологическими,     природоохранными,     санитарно    -
эпидемиологическими, архитектурно - планировочными).

     Статья 14. Компенсация изъятия земель

     При изъятии лесных земель зеленой  зоны  обязательна  компенсация
равновеликой и равноценной площадью.

     Статья 15. Оплата затрат по компенсации

     Проектирование границ  земельных  участков,  включаемых в зеленую
зону   взамен   изымаемых,   и   проектирование   их   благоустройства
производится за счет предприятий, учреждений, организаций и граждан, в
интересах которых производится изъятие земельных участков.
     Сумма средств  на  необходимые  проектные  работы  указывается  в
постановлении  за  изъятие  земель  и  взимается  в   составе   потерь
лесохозяйственного производства.

     Раздел V. Особенности лесохозяйственных мероприятий, проводимых
               в различных хозчастях лесов зеленых зон

     Статья 16. Выполнение лесохозяйственных работ

     Все лесохозяйственные мероприятия по сохранению и улучшению лесов
зеленых  зон  проводятся  в  соответствии с действующими инструкциями,
правилами и указаниями по охране лесов и ведению лесного хозяйства,  с
учетом специфических функций этих лесов.
     С учетом выполняемых  функций  и  значимости  лесов  зеленых  зон
проводится   их  противопожарное  устройство:  строительство  пожарных
наблюдательных вышек в  количестве,  обеспечивающем  просматриваемость
всей   территории   зеленой   зоны,  оснащение  лесхозов  радиосвязью,
организация пожарно-химических  станций,  строительство  искусственных
водоемов   при   отсутствии   рек   и   озер.   В  лесах  зеленых  зон
устанавливаются   аншлаги   и   художественно   оформленные    стенды,
разъясняющие  роль  и  значение  этих  лесов  и  призывающие соблюдать
правила пожарной безопасности и природопользования.
     Систематически проводятся       санитарно-оздоровительные       и
профилактические мероприятия в соответствии с действующими санитарными
правилами в лесах.
     Размеры обходов   лесной   охраны   устанавливаются   с    учетом
обеспечения постоянного наземного патрулирования.
     Регулирование состава и улучшение насаждений  в  целях  повышения
санитарно-гигиенических защитных функций леса и эстетического значения
насаждений  достигаются  проведением  рубок  ухода,   путем   создания
преимущественно   разновозрастных,  смешанных  насаждений  с  участием
двух-трех главных пород,  долговечных,  устойчивых  к  неблагоприятным
факторам и обладающих высокой декоративностью.
     В лесопарковых частях зеленых зон,  в местах, наиболее посещаемых
населением,  для  разнообразия  ландшафта  рекомендуется сохранять или
направленно  создавать   чистые   сосновые   боры,   березовые   рощи.
Допускается создание насаждений с пониженными полнотами, неравномерным
размещением насаждений по площади.
     В лесопарковых  частях зеленых зон допускаются только рубки ухода
за  лесом,  санитарные  рубки,  рубки  реконструкции  и  прочие  рубки
(расчистка лесных площадей под контуры зданий и сооружений,  в связи с
прокладкой трубопроводов,  дорог,  просек,  созданием  противопожарных
разрывов и для других подобных целей).
     Запрещаются подсочка и  осмолоподсочка.

     Статья 17. Особенности лесовосстановления

     При лесовосстановлении необходимо использовать не только  местные
породы,  но  и  вводить новые декоративные деревья и кустарники (кедр,
лиственница,  пихта,  голубая ель,  клен,  калина, жимолость и др.). В
лесопарковой хозчасти целесообразно создавать дендропарки.
     В насаждениях  с   преобладанием   малоценных   древесных   пород
проводится  реконструкция  с  целью  постепенного их перевода на новый
состав древостоя.

     Раздел VI. Пользование зеленой зоной

     Статья 18. Рубки главного пользования

     Рубки главного пользования  в  лесопарковой  части  зеленой  зоны
запрещены.   Рубки   главного   пользования   допускаются   только   в
лесохозяйственной  части  зеленой   зоны,   преимущественно   в   виде
добровольно-выборочных,  равномерно-постепенных,  группово-постепенных
рубок.
     Сплошные рубки проводятся только там, где другие способы рубок не
обеспечивают  замену  насаждений,  теряющих   защитные   функции,   на
высокопроизводительные насаждения главных (целевых) пород.
     Лесовосстановление на  площадях  сплошных  рубок  производится  с
учетом ландшафтной планировки территории.

     Статья 19. Использование зеленых зон в целях охоты

     В зеленых  зонах  городов  и  других населенных пунктов районного
подчинения,  имеющих зеленые зоны,  охота на диких зверей  и  птиц  не
допускается.  В  зеленых  зонах  городов областного значения (Вологда,
Череповец,   Великий   Устюг,   Сокол)   охота   не   допускается    в
десятикилометровой  зоне  от  их  границ и во всей лесопарковой части,
если она выходит за пределы десятикилометровой зоны.
     Регулирование численности   отдельных   объектов  животного  мира
должно осуществляться способами,  исключающими причинение вреда другим
объектам   животного  мира  и  обеспечивающими  сохранность  среды  их
обитания, с учетом заключений научных организаций, решающих проблемы в
данной  области,  и  по  согласованию  со  специально  уполномоченными
государственными органами,  осуществляющими охрану земельных, водных и
лесных ресурсов.
     При проведении  всех  мероприятий  в  зеленых   зонах   создаются
благоприятные условия для обитания полезных животных.
     В период   гнездования   выделяются   зоны   "покоя",   создаются
микрозаповедники,  размер  которых  не  должен  превышать 10 процентов
площади. В зимний период производится подкормка животных. Зоны "покоя"
и   микрозаповедники   выделяются   в   лесоустроительных  проектах  и
показываются на картографических материалах.

     Раздел VII. Побочное пользование

     Статья 20. Побочное пользование

     В лесах  зеленой  зоны  и  приравненных  к  ним   лесных   землях
допускаются  сбор  грибов,  ягод  и  плодов,  лесных семян,  временное
использование  лесных  площадей  под  пасеки,  сбор  лектехсырья,   за
исключением  пихтовой лапки,  сосновых почек и хвои,  заготовки ивовой
коры. Промысловая заготовка грибов, ягод и лектехсырья запрещена.
     Сенокошение и  выпас  скота  в  лесах  зеленой  зоны регулируются
органами местного самоуправления и владельцами лесного фонда.

     Раздел VIII. Благоустройство

     Статья 21. Цели благоустройства

     К благоустройству зеленой  зоны  относятся  устройство  и  ремонт
дорог  и подъездных путей,  лесосушильные работы,  строительство малых
архитектурных форм, очистка территорий.
     В лесопарковой хозчасти кроме того рекомендуется:
     устройство дорожно-тропиночной  сети  для  полного,  равномерного
использования территории;
     уход за  реками  и  водоемами  в  соответствии  с  положением   о
водоохранных зонах рек, озер и водохранилищ;
     устройство мест отдыха и курения, укрытия от дождя и прочих малых
архитектурных форм благоустройства территорий;
     обогащение травяного  покрова  путем  посева  многолетних   трав,
особенно на полянах;
     выделение мест для торговых точек (стойки, буфеты и т.п.);
     обустройство родников;
     иные мероприятия.

     Статья 22. Исполнители и источники финансирования
                благоустройства

     Мероприятия по    благоустройству    территории    зеленой   зоны
производятся  лесохозяйственными  предприятиями,  другими  владельцами
лесного  фонда  за  счет средств бюджета городов и населенных пунктов,
вокруг которых они выделены, и собственных средств.
     Строительство объектов     лесохозяйственного    назначения    на
территории   лесов   зеленых   зон   осуществляется    по    проектам,
предусматривающим соответствующее архитектурное оформление по выданным
районными   (городскими)   архитекторами    архитектурно-планировочным
заданиям.

     Раздел IX. Арендные отношения

     Статья 23. Виды арендных отношений

     На основании совместных решений органов местного самоуправления и
владельцев лесного фонда  участки  лесного  фонда  зеленых  зон  могут
передаваться в аренду на следующие виды пользования:
     использование участков   леса   в   культурно-оздоровительных   и
санитарно-гигиенических целях;
     проведение рубок ухода,  санитарных рубок и прочих рубок с  целью
осуществления    лесохозяйственных   мероприятий   (разрубка   просек,
устройство противопожарных и лесохозяйственных дорог);
     ведение пчеловодства.
     Средства, полученные за счет платного природопользования в  лесах
зеленых   зон,  полностью  направляются  в  распоряжение  лесхозов  на
выполнение работ по уходу, восстановлению и охране зеленых зон.

     Статья 24. Льготы по лесным податям

     Владельцы лесного  фонда  или  организации,  выполняющие   полный
комплекс работ по лесному хозяйству в лесах зеленых зон, освобождаются
от уплаты лесных податей за все виды лесопользования в зеленых зонах.

     Раздел X. Лесной кадастр и мониторинг

     Статья 25. Виды учетных работ

     В отношении земель,  относящихся к зеленых  зонам,  ведутся  учет
лесного фонда,  лесной кадастр и мониторинг в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.

     Раздел XI. Контроль за состоянием лесов и природопользованием,
                штрафные санкции и взыскание за ущерб

     Статья 26. Контроль за состоянием лесов и природопользованием

     Контроль за  состоянием  лесов  и  природопользованием  в зеленых
зонах  осуществляется  администрацией   области,   органами   местного
самоуправления,  государственной  лесной  охраной  и  соответствующими
природоохранными службами.

     Статья 27. Возмещение ущерба

     Предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане
обязаны    возмещать    ущерб,    причиненный    нарушением   лесного,
природоохранного и земельного законодательства в размерах  и  порядке,
установленных законодательством Российской Федерации.
     В соответствующих случаях виновные лица несут административную  и
уголовную ответственность.


     Губернатор области          Н.М. Подгорнов

     Принят Законодательным Собранием области 15 сентября 1995 года

     г. Вологда
     27 сентября 1995 года
     N 33-ОЗ

Информация по документу
Читайте также