Расширенный поиск

Закон Вологодской области от 11.02.1997 № 132-ОЗ

                                 ЗАКОН
                         ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                                    Утратил силу - Закон Вологодской
                                    области от 17.01.2001 г. N 647-ОЗ

                  О ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ ОБЛАСТНЫХ
                      НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ

   (В редакции Законов Вологодской области от 22.01.98 г. N 240-ОЗ;
                       от 07.12.98 г. N 313-ОЗ)


     Настоящий закон определяет систему областного законодательства  в
соответствии   с   иерархией   и   видами  нормативно-правовых  актов,
предусматривает порядок  устранения  коллизий  законов  и  подзаконных
актов,  регулирует  вопросы  делегирования  (уступки)  нормотворческих
полномочий, а также общие условия принятия и издания законодательных и
иных областных нормативно-правовых актов.

     I. Система и иерархия областных нормативно-правовых актов

     Статья 1.

     Нормативно-правовым актом  в  целях  настоящего закона признается
официальный  документ,  принятый  и  изданный  уполномоченным  органом
государственной  власти,  устанавливающий,  изменяющий  или отменяющий
нормы  права,  направленные  на   регулирование   определенного   вида
общественных отношений,  соблюдение, применение или исполнение которых
общеобязательно.

     Статья 2.

     Систему областных нормативно-правовых актов составляют:
     законодательные акты  (Устав  области,  областные законы,  основы
законодательства области - кодифицированный  акт,  закрепляющий  общие
принципиальные положения законодательства в определенной отрасли права
или общественных отношений,  и не требующий последующей кодификации  в
других  нормативных актах,  принятых тем же органом;  Кодекс области -
кодифицированный акт,  обеспечивающий комплексное и детальное правовое
регулирование определенной сферы общественных отношений);
     подзаконные нормативные     правовые     акты      (постановления
Законодательного   Собрания   области,  постановления  и  распоряжения
Губернатора области);
     иные нормативные    правовые   акты   (приказы   и   распоряжения
руководителей  органов  и  структурных   подразделений   Администрации
области).

     Статья 3.

     Областные нормативно-правовые   акты   находятся  между  собой  в
следующей иерархической соподчиненности:
     Устав области   и   областные   законы,   принятые  на  областном
референдуме;
     областные  законы, основы законодательства и кодексы области акты
официального   толкования   законов   области;   (В   редакции  Закона
Вологодской области от 22.01.98 г. N 240-ОЗ)
     постановления Законодательного    Собрания    и     постановления
(распоряжения) Губернатора области;
     иные нормативные правовые акты (приказы и распоряжения органов  и
структурных подразделений Администрации области).

     Статья 4.

     Устав   области,  областные  законы,  основы  законодательства  и
кодексы   области,акты   официального   толкования   законов  области;
составляют  законодательство  области.  (В редакции Закона Вологодской
области от 22.01.98 г. N 240-ОЗ)

     II. Субъекты областного нормотворчества и
         нормотворческие полномочия

     Статья 5.

     Правом принятия  и  издания областных нормативно-правовых актов в
пределах своих полномочий обладают:
     Законодательное Собрание области;
     Губернатор области;
     Органы и структурные подразделения Администрации области.

     Статья 6.

     1. Правом   принятия  областных  законодательных  актов  обладает
только Законодательное Собрание области.
     2. Законодательные  акты  могут  приниматься  путем референдума в
порядке, предусмотренном законом области "Об областном референдуме".
     3. Законодательные акты и постановления Законодательного Собрания
принимаются по вопросам,  отнесенным  к  ведению  области,  ведению  и
полномочиям Законодательного Собрания области.
     4. Областные  законодательные  акты   не   должны   противоречить
Конституции Российской Федерации .

     Статья 7.

     1. Областные  законы  и иные нормативно-правовые акты принимаются
по предметам,  отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и
области и к ведению области.
     2. Отсутствие федерального закона или изданного в соответствии  с
ним   иного   федерального   нормативно-правового  акта  по  предметам
совместного ведения Российской Федерации не является препятствием  для
урегулирования данного вопроса законом области.
     3. В  случае,  если  изданным  позднее  федеральным  законом   по
предметам  совместного  ведения  Российской  Федерации и области будет
установлено  иное  правило,  чем  ранее  принятое   законом   области,
действует  с  момента  вступления  в  силу федерального закона правило
федерального закона.

     Статья 8.

     1. Губернатор  области  принимает  и   издает   постановления   и
распоряжения.
     2. Постановления  и  распоряжения   Губернатора   принимаются   и
издаются   по  вопросам,  отнесенным  к  ведению  области,  ведению  и
полномочиям Губернатора области.
     3. Постановления    и    распоряжения   Губернатора   не   должны
противоречить Конституции Российской Федерации,  федеральным  законам,
указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям
и  распоряжениям  Правительства  Российской  Федерации  и   областному
законодательству.

     Статья 9.

     1. Нормативные  правовые акты органов и структурных подразделений
Администрации   области   принимаются   и    издаются    в    случаях,
предусмотренных      федеральными      и      областными     законами,
нормативно-правовыми актами Губернатора области  и  в  соответствии  с
положениями,   регулирующими   статус  этих  органов  или  структурных
подразделений.
     2. Органы   и  структурные  подразделения  Администрации  области
принимают  и  издают  нормативно-правовые  акты  в  форме  приказов  и
распоряжений.
     3. Нормативно-правовые акты органов и  структурных  подразделений
Администрации   области  могут  приниматься  и  издаваться  только  во
исполнение какого-либо федерального  или  областного  законодательного
акта,    Указа    Президента   Российской   Федерации,   постановлений
Правительства Российской  Федерации,  нормативного  акта  федерального
органа    исполнительной   власти,   Законодательного   Собрания   или
Губернатора области.


     III. Коллизии законов и подзаконных актов
          и способы их устранения

     Статья 10.

     В системе областных нормативно-правовых актов  при  возникновении
коллизий  между  нормативно-правовыми  актами приоритет отдается акту,
обладающему, согласно Конституции Российской Федерации, Уставу области
и настоящему закону, более высокой юридической силой.

     Статья 11.

     Если вступившие  в коллизию федеральный нормативно-правовой акт и
нормативно-правовой акт области изданы каждый с соблюдением требований
статей 71-73 Конституции Российской Федерации, то коллизия разрешается
на основе сравнения юридической силы вступивших в  коллизию  актов,  а
именно:
     1. Закону   Российской   Федерации   отдается   приоритет   перед
нормативно-правовыми актами области;
     2. Если  имеются  противоречия  между  нормативно-правовым  актом
субъекта  Российской  Федерации,  принятым по вопросам,  относящимся к
ведению субъекта Российской Федерации,  и федеральным  законом,  то  в
силу  части  6  статьи  76  Конституции  Российской Федерации подлежит
применению нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации;
     3. Указу   Президента   Российской  Федерации  или  постановлению
Правительства Российской Федерации  отдается  приоритет  перед  актами
органов исполнительной власти области.

     IV. Делегирование нормотворческих полномочий

     Статья 12.

     Делегирование (уступка)    нормотворческих    полномочий    может
происходить:
     а) внутри системы областных органов государственной власти;
     б) между  областными  органами,  с  одной  стороны,  и   органами
местного самоуправления - с другой.

     Статья 13.

     1. Законодательное  Собрание  области и Губернатор области вправе
делегировать своими нормативно-правовыми актами,  изданными в пределах
их   нормотворческих   полномочий,   часть   полномочий   по   изданию
нормативно-правовых актов Администрации  области  и  органам  местного
самоуправления.
     При всех условиях не  допускается  делегирование  Законодательным
Собранием области своих полномочий по регламентации отношений, которые
регулируются только законами.
     2. В  акте  о делегировании должно быть указано,  какое конкретно
полномочие, какому органу и на какой срок делегируется.
     3. Орган,  которому  делегировано  то  или  иное  нормотворческое
полномочие, не вправе его делегировать другому органу.
     4. Издавая   нормативно-правовой   акт   в   порядке   реализации
делегирования    полномочия,     орган     обязан     сослаться     на
нормативно-правовой  акт,  которым  ему  делегировано  соответствующее
полномочие.

     Статья 14.

     1. Федеральные органы  государственной  власти  по  соглашению  с
областными  органами  государственной  власти  могут  делегировать  им
осуществление части своих  нормотворческих  полномочий,  если  это  не
противоречит   Конституции   Российской   Федерации,   федеральному  и
областному законодательству.
     2. Органы  государственной  власти  области могут по соглашению с
федеральными   органами   государственной   власти   делегировать   им
осуществление части своих нормотворческих полномочий.
     3. В соглашении о делегировании  должен  быть  определен  порядок
компенсации  дополнительных материальных и финансовых затрат,  которые
потребуются   для   осуществления   делегированного   нормотворческого
полномочия.

     V. Общие условия подготовки, принятия, опубликования
        и вступления в силу нормативно-правовых актов

     Статья 15.

     1. Подготовка  закона   или   иного   нормативно-правового   акта
осуществляется  субъектом законодательной (нормотворческой) инициативы
либо самим нормотворческим органом.
     2. Субъект   законодательной   (нормотворческой)   инициативы   и
нормотворческий орган могут заказывать на договорной основе подготовку
проекта  закона  или  иного нормативного акта государственным органам,
организациям,   научным   учреждениям,   общественным    организациям,
отдельным ученым - специалистам либо их коллективам.
     3. Субъект    законодательной    (нормотворческой)     инициативы
представляет   нормотворческому   органу   одновременно   с   проектом
подготовленного им закона (иного акта) предложения об отмене, внесении
изменений  и  дополнений  в  действующие законы и нормативные акты или
изменения расходящихся с ним законов и иных нормативно-правовых актов.
     4. Порядок  оформления  текстов  представляемых  нормотворческому
органу проектов законов и  иных  нормативно-правовых  актов,  а  также
требования    к    сопровождающим    их    представление    документам
устанавливаются Регламентом Законодательного Собрания  и  Правилами  о
порядке  подготовки,  рассмотрения и принятия соответственно областных
законов,   постановлений   и   распоряжений    Губернатора    области,
утверждаемыми   Законодательным   Собранием   области  и  Губернатором
области.

      Статья 16.

     Подготовленные проекты законов могут публиковаться  для  сведения
заинтересованных  лиц.  Они  могут  быть также вынесены на всенародное
обсуждение  либо  стать  предметом  областного  референдума.   Порядок
подведения  итогов  обсуждения  и результатов референдума определяется
законодательством области.

     Статья 17.

     1. Областные законы  и  иные  нормативно-правовые  акты,  имеющие
общеобязательный   характер,   вступают   в   силу   при   условии  их
опубликования.
     2. Неопубликованные      законы     не     применяются.     Любые
нормативно-правовые акты,  затрагивающие права и интересы  гражданина,
не   могут  применяться,  если  они  не  опубликованы  официально  для
всеобщего сведения.
     3. Опубликование  в официальных изданиях областных законов и иных
нормативно-правовых актов в изложении не допускается.
     4. Закон  и иной нормативно-правовой акт должны быть опубликованы
в официальных изданиях полностью, за исключением положений, которые не
подлежат   опубликованию   в   соответствии   с   законодательством  о
государственной тайне.
     5.   Официальным   опубликованием   областного   закона   и  иных
нормативных  правовых  актов  органов  государственной  власти области
считается  первая  публикация  их  полного  текста  в областной газете
"Красный  Север". (Дополнен - Закон Вологодской области от 07.12.98 г.
N 313-ОЗ)

     Статья 18.

     1. Областные законы и иные нормативно-правовые  акты  вступают  в
силу  через 10 дней после их официального опубликования,  если в самом
законе (ином нормативно-правовом акте) либо  акте  о  введении  его  в
действие  не  указан  иной  срок.  Не  допускается введение в действие
закона области с момента его подписания.
     2. Областные  законы и иные нормативно-правовые акты с момента их
вступления в действие  имеют  обязательную  силу  на  всей  территории
области, если в самом законе (ином нормативно-правовом акте) либо акте
о  введении  его  в  действие  не  оговорено  иное,  и   не   подлежат
утверждению(санкционированию, ратификации) никакими органами.
     3. Нормативно-правовой   акт,    предусматривающий    юридическую
ответственность   за   действия,   которые   ранее   не  влекли  такой
ответственности,  или предусматривающий более строгую  ответственность
по  сравнению с прежней,  не может быть введен в действие до истечения
десятидневного срока после официального опубликования этого акта.

     Статья 19.

     1. Нормативно-правовому акту области может быть придана  обратная
сила,  если запрет на придание обратной силы не установлен федеральным
законом.  Решение о придании обратной силы формулируется в самом  акте
или акте о введении его в действие.
     2. Нормативно-правовой  акт,   устанавливающий   или   отягчающий
ответственность,   обратной  силы  не  имеет.  Никто  не  может  нести
ответственность  за  деяние,  которое  в  момент  его  совершения   не
признавалось  правонарушением.  Если  после  совершения правонарушения
ответственность за него  устранена  или  смягчена,  применяется  новый
закон.

     Статья 20.

     1.  Все  областные  законы  акты  официального толкования законов
области,     постановления    Законодательного    Собрания    области,
постановления   и   распоряжения   Губернатора   области,   приказы  и
постановления  нормативно-правового  характера  органов  и структурных
подразделений  Администрации  области направляются в орган юстиции для
государственного  учета.  (В  редакции  Закона  Вологодской области от
22.01.98 г. N 240-ОЗ)
     2. Государственный учет включает  в  себя  централизованный  сбор
нормативно-правовых   актов,  создание  и  поддержание  в  контрольном
состоянии их фондов и централизованную информацию об этих актах.

     Глава VI. Правила законодательной техники

     Статья 21.

     В Уставе области и  в  законах  области  нормативные  предписания
излагаются в виде статей, имеющих порядковый номер.
     Статьи законов области могут подразделяться на абзацы,  именуемые
частями. В частях статей могут содержаться пункты и подпункты.
     В иных нормативных правовых актах области нормативные предписания
излагаются  в  виде  пунктов,  имеющих порядковый номер.  Пункты могут
подразделяться на подпункт.

     Статья 22.

     Статьи (пункты)  близкого  содержания  значительных   по   объему
нормативных правовых актов объединяются в главы. В необходимых случаях
главы могут объединяться в разделы.  Разделы и главы имеют заголовки и
нумеруются.

     Статья 23.

     В нормативных   правовых  актах  даются  определения  вводимых  в
законодательство  юридических,  технических   и   других   специальных
терминов.
     В нормативных  правовых   актах   не   допускается   употребление
устаревших слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.

     Статья 24.

     В случае    необходимости    в    нормативном    правовом    акте
воспроизводятся отдельные  положения  из  нормативных  правовых  актов
более высокой юридической силы со ссылкой на такие акты в общей форме.
     В нормативных  правовых   актах   не   воспроизводятся   повторно
нормативные   предписания,   содержащиеся  в  действующих  нормативных
правовых актах той же юридической силы.

     Статья 25.

     Ссылки в статьях,  пунктах или подпунктах нормативного  правового
акта  на  другие  его  статьи,  пункты или подпункты,  а также на иные
действующие  нормативные  правовые  акты,   их   отдельные   положения
применяются  в  случаях,  когда  необходимо  показать  взаимную  связь
нормативных предписаний либо избежать повторений.

     Статья 26.

     Нормативные правовые акты области имеют следующие реквизиты:
     наименование (вид и название) нормативного правового акта;
     даты (дату) принятия, издания, одобрения, подписания нормативного
правового акта и его номер;
     подписи лиц,  полномочных подписывать соответствующие нормативные
правовые акты.

     Статья 27.

     В связи  с принятием нормативного правового акта подлежат отмене,
или признанию утратившими силу нормативные правовые акты или их части,
если  они  противоречат  положениям  принятого  нормативного правового
акта.

     Статья 28.

     Положения об отмене,  признании утратившими силу, об изменениях и
дополнениях  ранее  принятых нормативных правовых актов,  их отдельных
частей включаются либо непосредственно в текст нормативного  правового
акта,  либо  в  текст  нормативного  правового акта о его вступлении в
силу.
     Предложения и  поручения отменить ,  изменить или дополнить ранее
принятые  нормативные  правовые  акты  в  связи  с  принятием  данного
нормативного  правового  акта  включаются либо непосредственно в текст
нормативного правового акта,  либо в текст нормативного правового акта
о его вступлении в силу.

     Глава VII. Заключительные положения

     Статья 29.

     Настоящий закон вводится в действие с момента опубликования.

     Губернатор области          В.Е. Позгалев

     Принят Законодательным Собранием области 30 ноября 1997 года

     г. Вологда
     11 февраля 1997 года
     N 132-ОЗ

Информация по документу
Читайте также