Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 25.11.1999 № 652ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25.11.99 N 652 г. Вологда Утратилo силу - Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 14.11.2008 г. N 918 О Программе ипотечного жилищного кредитования Вологодской области Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить Программу ипотечного жилищного кредитования Вологодской области. 2. Включить в состав координационного совета по реализации Программы ипотечного жилищного кредитования Вологодской области председателей постоянных комитетов Законодательного Собрания области по экономической политике и собственности, по бюджету и налогам, по социальной политике. Председатель Законодательного Собрания области Г.Т. Хрипель Утверждена постановлением Законодательного Собрания области от 25.11.99 N 652 ПРОГРАММА ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ Содержание Программы: 1. Основные положения 1.1. Цель Программы 1.2. Задачи Программы 1.3. Объемы и источники финансирования 1.4. Сроки и этапы реализации Программы 2. Организация системы ипотечного жилищного кредитования 2.1. Участники Программы и их функции 2.2. Принципиальная структурная схема системы ипотечного кредитования 2.3. Принципиальная схема взаимодействия участников Программы 2.4. Основные стандарты и требования к ипотечным жилищным кредитам и рассрочкам 2.5. Основные этапы и порядок предоставления ипотечных жилищных кредитов 2.6. Порядок предоставления жилья в рассрочку 2.7. Страхование в системе ипотечного жилищного кредитования 2.8. Оценка жилых помещений, находящихся в ипотеке 2.9. Государственная регистрация объектов недвижимости 3. Ресурсное обеспечение Программы 4. Организационное и информационное обеспечение 5. Ожидаемый результат 1. Основные положения 1.1. Цель Программы - создание системы обеспечения доступным жильем жителей Вологодской области путем: (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) оказания финансовой поддержки гражданам; увеличения объемов строительства жилья; развития цивилизованного рынка жилья. 1.2. Задачи Программы: разработка и внедрение единых норм и правил ипотечного жилищного кредитования, развертывание системы ипотечного кредитования на территории области; создание инфраструктуры, обеспечивающей функционирование системы ипотечного жилищного кредитования, включая создание Областного фонда развития ипотечного жилищного кредитования (далее также - Фонда) и иных уполномоченных участников Программы; формирование первичного и вторичного рынков ипотечного жилищного кредитования; формирование финансовых ресурсов для реализации Программы за счет привлечения бюджетных (федеральных, областных и муниципальных) средств, внебюджетных средств, средств предприятий и организаций, средств населения, банков, фондов, страховых компаний, других займов и вложений; внедрение комплекса автоматизированных систем управления ипотечным кредитованием, ведения учета сделок с недвижимостью, анализа рынка недвижимости; организация информационного обеспечения Программы. 1.3. Объемы и источники финансирования: всего - 2285 млн.руб. до 2008 года, в том числе: (В редакции Постановлений Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108; от 25.10.2006 г. N 767) |——————————————————|———————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————| |Источники |Всего |2000 г. |2001 г. |2002 г. |2003 г. |2004 г. |2005 г. |2006 г. |2007 г. | |финансирования | | | | | | | | | | |——————————————————|———————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————| |Всего |2285,0 |127,0 |176,0 |197,0 |132,0 |183,0 |225,0 |570,0 |675,0 | |——————————————————|———————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————| |в том числе | | | | | | | | | | |——————————————————|———————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————| |федеральный | | | | | | | | | | |бюджет |70,0 |10,0 |15,0 |15,0 |- |- |5,0 |10,0 |15,0 | |——————————————————|———————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————| |средства бюджета | | | | | | | | | | |области |193,0 |21,0 |21,0 |22,0 |6,0 |18,0 |35,0 |40,0 |30,0 | |——————————————————|———————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————| |в т.ч. областного | | | | | | | | | | |бюджета |113,215 |14,0 |10,0 |10,0 |5,0 |10,0 |25,0 |19,215 |20,0 | |——————————————————|———————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————| |средства | | | | | | | | | | |кредитно-финансо- | | | | | | | | | | |вых институтов |248,0 |2,0 |10,0 |20,0 |1,0 |45,0 |50,0 |60,0 |60,0 | |——————————————————|———————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————| |средства населения|949,0 |94,0 |130,0 |140,0 |85,0 |80,0 |90,0 |110,0 |220,0 | |——————————————————|———————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————| |средства | | | | | | | | | | |юридических лиц |825,0 |- |- |- |40,0 |40,0 |45,0 |350,0 |350,0 | |——————————————————|———————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————| В реализации Программы участвуют средства федерального бюджета в объеме их выделения на ипотечное жилищное кредитование. 1.4. Сроки и этапы реализации Программы Первый этап: 2000-2002 годы: организация деятельности Фонда; отбор на конкурсной основе уполномоченных участников ипотечного рынка, обучение персонала; корректировка механизма реализации Программы; подготовка и реализация пилотных проектов на базе г.г. Вологды и Череповца; формирование источников финансирования ипотечного кредитования и финансирования жилищного строительства, в которых осуществляется деятельность Фонда. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) Второй этап - 2003-2010 годы: расширение рынка ипотеки; организация вторичного рынка ипотечных кредитов; совершенствование системы ипотечного жилищного кредитования с участием Фонда и других финансовых институтов. Роль областных и муниципальных органов власти на первом этапе создания системы ипотечного кредитования является определяющей. Это обусловлено тем, что решение жилищной проблемы и управление жилищным строительством находятся в ведении местных администраций. В условиях переходной экономики и сложившейся трудной социально-экономической ситуации предпринимательский рынок не сможет в ближайшее время создать рынки ипотечных кредитов и оживить спрос на жилую недвижимость. Эту задачу сейчас должны решить областные и муниципальные органы власти, используя наряду с прямым финансированием возвратную и платную основу, прежде всего целевые дополнительные бюджетные и внебюджетные средства. повышение заинтересованности предприятий и организаций в оказании финансовой помощи своим работникам, участвующим в Программе ипотечного жилищного кредитования и приобретающим жилье с использованием долгосрочных ипотечных кредитов (займов). (Дополнен - Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) 2. Организация системы ипотечного жилищного кредитования 2.1. Участники Программы и их функции 2.1.1. В функции органов законодательной и исполнительной власти области входят: создание законодательной и нормативной базы; проведение стимулирующей ипотечное кредитование финансово-кредитной политики; государственная поддержка, в том числе путем финансирования из областного бюджета, предоставление гарантий, налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов; контроль и регулирование рынка жилья, формирование региональной программы ипотечного кредитования и жилищного строительства; предоставление государственных жилищных субсидий; согласование с другими областными жилищными программами и Фондом; внесение предложений по изменению действующего федерального законодательства; сотрудничество с Федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию, членство в Российской ипотечной ассоциации; создание Областного фонда развития ипотечного жилищного кредитования и обеспечение его участия в программе; разработка и контроль за соблюдением единых норм и правил жилищного ипотечного кредитования; предоставление целевого финансирования ипотечных кредитов, содействие развитию рынков жилья и ипотечных кредитов. 2.1.2. В функции органов местного самоуправления входят: реализация местных жилищных программ с использованием ипотечного кредитования; создание муниципальных фондов ипотечного кредитования или филиалов(представительств) Фонда; (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) создание условий для увеличения объемов жилищного строительства, комплексного освоения территорий, поддержка застройщиков и иных участников ипотечной программы, в том числе путем предоставления налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, целевых субсидий гражданам, проживающим на территории муниципального образования, участвующим в Программе и получающим ипотечные кредиты (займы, рассрочки по оплате стоимости приобретаемого у Фонда жилья), земельных участков, оснащенных инженерной инфраструктурой и не имеющих каких-либо обременений, в соответствии с действующим законодательством. (В редакции Постановлений Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108; от 20.04.2005 г. N 299; от 12.07.2006 г. N 522) 2.1.3. К функциям координационного совета относятся: разработка и контроль за исполнением Программы; координация мероприятий Программы с другими федеральными и областными программами "Жилище", "Свой дом", "Государственные жилищные сертификаты", "Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", "Строительство жилья для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на основе широкого использования механизмов ипотечного кредитования; (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) обобщение и распространение опыта по внедрению ипотечного кредитования и модернизации базы стройиндустрии на основе отечественных и зарубежных передовых технологий, использующихся с целью удешевления строительства и создания новых рабочих мест; стандартизация и унификация схем ипотечного кредитования; координация работ с Российской ипотечной ассоциацией, Федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию, с Ассоциацией российских банков, министерствами финансов и экономики Российской Федерации, Российской гильдией риэлторов, Российским обществом оценщиков, Ассоциацией страховых организаций по методическому, финансовому и организационному обеспечению развития ипотечного кредитования; содействие созданию для всех участников ипотечного рынка единого информационного поля, формированию единой информационной системы для обмена информацией об имеющихся жилых площадях и условиях их приобретения по ипотечной схеме на территории области; проведение конкурсов по отбору пилотных проектов для ипотечного жилищного кредитования из областного бюджета. 2.1.4. Областной фонд развития ипотечного кредитования (некоммерческая организация, основной целью которой является реализация Программы) выполняет функции аккумулирования региональных финансов с целью дальнейшего направления средств на ипотечное кредитование, осуществляемое как непосредственно Фондом, так и через банк по договору и является управляющим Программой на территории области. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) Фонд: предоставляет целевые займы некоммерческим организациям, участвующим в реализации Программы; (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) выполняет функции безналогового проводника финансовых ресурсов с целью удешевления стоимости жилья; выполняет функции заказчика при строительстве жилья, а также выступает инвестором (и/или дольщиком) и направляет средства по заключенным договорам на строительство жилья; (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) выступает региональным оператором, выкупающим закладные у коммерческих банков, заключивших с Фондом соглашение и выдавших долгосрочные ипотечные кредиты покупателям жилья, а также осуществляет их продажу оператору вторичного рынка ипотечных кредитов. Предоставляет займы гражданам-участникам Программы с последующей продажей закладных оператору вторичного рынка ипотечных кредитов; (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) предоставляет займы гражданам, участвующим в Программе и приобретающим жилье на территории муниципальных образований области, в которых осуществляется деятельность Фонда, а также осуществляет продажу жилья на условиях отсрочки оплаты части его стоимости за счет средств ипотечных кредитов (займов) с установлением ипотеки в силу закона или договора. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) При реализации схемы "продажа жилья с использованием средств ипотечного займа" Фонд самостоятельно определяет платежеспособность покупателя жилья, оформляет договор купли-продажи приобретаемого жилого помещения, обремененный ипотекой, является залогодержателем, отслеживает возврат средств. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) 2.1.5. Банк: (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) выступает первичным кредитором; (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) выдает ипотечные кредиты покупателям жилья (заемщикам) на основании оценки их платежеспособности и кредитоспособности и осуществляет последующее обслуживание данных ипотечных кредитов. Срок займа определяется кредитным договором (договором займа) в зависимости от финансовых возможностей соответствующего Банка и Фонда, а также других причин (наличия существующего жилья, подлежащего продаже в счет погашения кредита, средств, полученных в виде субсидий, жилищных сертификатов и т.д.) на срок не более 30 лет. (В редакции Постановлений Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108; от 21.06.2006 г. N 370) 2.1.6. Приобретатель жилья (заемщик) - главный субъект Программы. Заемщиком могут выступать физические и юридические лица, получившие кредит (заем) или возможность приобретения жилья в рассрочку, добровольно предоставившие уже имеющееся у них в собственности или приобретаемое на средства кредитора жилье в залог (возможен залог имущества третьих лиц), способные внести текущие платежи при приобретении жилья. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) 2.1.7. Поручитель - юридическое или физическое лицо, поручившееся за приобретателя жилья (заемщика), несущее имущественную ответственность по обязательствам покупателя. Поручителем может выступать организация, на которой работает заемщик. 2.1.8. Продавец жилья - физическое или юридическое лицо, продающее жилье. 2.1.9. Оценщик и риэлтер: (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) Оценщик – специализированная оценочная фирма либо специалист-оценщик, аккредитованный для работы по Программе, имеющий необходимую лицензию на осуществление оценочной деятельности. Осуществляет оценку рыночной стоимости жилых помещений, передаваемых в залог в качестве обеспечения исполнения обязательств заемщиков по кредитным договорам (договорам займа). (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) Риэлтер – профессиональный участник рынка недвижимости, осуществляющий продажу жилья. Может являться собственником жилья и залогодателем перед кредитором на срок до окончания исполнения приобретателем жилья (заемщиком) обязательств по кредитному договору (договору займа). (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) абзац(Исключен - Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) 2.1.10. Оператор вторичного ипотечного рынка - юридическое лицо, осуществляющее выкуп ипотечных кредитов у первичных кредиторов в порядке, предусмотренном действующим законодательством. 2.1.11. Инвестор - юридическое или физическое лицо, инвестирующее свободные денежные средства на развитие ипотечного рынка в области путем их перечисления в Фонд, а также приобретающее ценные бумаги операторов вторичного ипотечного рынка (институциональные инвесторы: пенсионные фонды, страховые компании и т. д.). 2.1.12. Страховая организация - организация, получившая статус аккредитованной страховой компании по Программе, выполняет функции страхования по соглашению с Региональным оператором (Фондом), а именно: (В редакции Постановлений Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108; от 20.04.2005 г. N 299) имущественное страхование (страхование заложенного жилья), страхование жизни и трудоспособности заемщика, а также страхование гражданско-правовой ответственности участников ипотечного рынка. Страхование производится в пользу выгодоприобретателя. 2.1.13. Строительная организация - организация, осуществляющая функции заказчика и подрядчика при строительстве жилых домов. Выбор строительной организации производится на конкурсной основе. 2.1.14. Управление Федеральной регистрационной службы по Вологодской области: (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) обеспечивает государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; является единым административным источником информации о правах собственности на жилье на территории соответствующего территориального регистрационного округа; ведет единый государственный реестр прав собственности на недвижимое имущество, включая жилые дома и жилые помещения. 2.2 Принципиальная структурная схема системы ипотечного кредитования Структуру системы ипотечного кредитования образуют три основных блока: 1. Блок целеполагания, регулирования и контроля, который включает в себя областные законодательные и исполнительные органы, органы местного самоуправления, участвующие в Программе. Структуры данного блока: принимают решения о разработке и утверждении Программы; разрабатывают и принимают нормативные документы, необходимые для реализации Программы; готовят предложения по внесению изменений в федеральное законодательство; осуществляют контроль и регулирование хода исполнения Программы. 2. Блок администрирования и координации включает в себя координационный совет, департамент финансов области, департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области, областной фонд развития ипотечного жилищного кредитования. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) 3. Блок участников рынка жилья и ипотечного кредитования включает три специализированных подблока, которые охватывают соответственно: первичный и вторичный рынок ипотечного кредитования; строительство и продажу жилья; инфраструктуру рынка жилья и ипотечного кредитования. Так же, содействие Программе оказывают следующие структуры, не вошедшие в таблицу: Комиссия Государственной Думы "Дом для Вашей семьи", Российская ипотечная Ассоциация, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, Международный институт строительства и другие. Таблица 1. Принципиальная структурная схема системы ипотечного кредитования ------------------------------------------------------------------------ ¦ NN ¦ Структурные блоки участников ¦ Формы и направления ¦ ¦ п/п ¦ Программы ¦ участия ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 1. ¦ Блок целеполагания, регулирования ¦ ¦ ¦ ¦ и контроля ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 1.1. ¦ Законодательное Собрание области ¦ законы, постановления, ¦ ¦ ¦ ¦ гарантии, льготы ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 1.2. ¦ губернатор области ¦ постановления, ¦ ¦ ¦ ¦ программы, положения ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 1.3. ¦ органы местного самоуправления ¦ местные программы, ¦ ¦ ¦ ¦ земельные участки, ¦ ¦ ¦ ¦ льготы ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 2. ¦ Блок администрирования и ¦ ¦ ¦ ¦ координации ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 2.1. ¦ координационный совет ¦ руководство, ¦ ¦ ¦ ¦ координация программ, ¦ ¦ ¦ ¦ развитие ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 2.2. ¦ департамент финансов ¦ финансирование, нормы, ¦ ¦ ¦ области ¦ правила, положения ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 2.3. ¦ департамент строительства, ¦ техническая политика ¦ ¦ ¦ энергетики и жилищно-коммунального ¦ строительства, вопросы ¦ ¦ ¦ хозяйства области ¦ ценообразования, ¦ ¦ ¦ ¦ отраслевая информация ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 2.4. ¦ Фонд ипотечного жилищного ¦ управляющий Программой ¦ ¦ ¦ кредитования ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 3. ¦ Блок участников рынка жилья и ¦ ¦ ¦ ¦ ипотечного кредитования ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.1. ¦ Ипотечное кредитование ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.1.1. ¦ приобретатель жилья (Заемщик) ¦ приобретение жилья ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.1.2. ¦ Областной фонд развития ипотечного ¦выполнение функций "зака¦ ¦ ¦ жилищного кредитования ¦зчика" при строительстве¦ ¦ ¦ ¦жилья,инвестирование ¦ ¦ ¦ ¦строительства,выдача зай¦ ¦ ¦ ¦мов,выкуп закладных у ¦ ¦ ¦ ¦уполномоченных банков, ¦ ¦ ¦ ¦продажа жилья на услови ¦ ¦ ¦ ¦ях отсрочки оплаты части¦ | | |его стоимости ------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.1.3. ¦ банки ¦ выдача ипотечных ¦ ¦ ¦ ¦ кредитов ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.1.4. ¦ риэлтор ¦ продажа жилья, аренда, ¦ ¦ ¦ ¦ залог ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.1.5. ¦ операторы вторичного ипотечного ¦ рефинансирование ¦ ¦ ¦ жилищного кредитования ¦ ипотечных кредитов ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.1.6. ¦ инвесторы и кредиторы ипотечной ¦ направление средств, ¦ ¦ ¦ системы ¦ покупка ¦ ¦ ¦ ¦ ценных бумаг ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.2. ¦ Жилищное строительство ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.2.1. ¦ строительные организации - ¦ строительство жилья ¦ ¦ ¦ заказчики и подрядчики ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.2.2. ¦ приобретатели жилья (заемщики) - ¦ авансовый платеж, ¦ ¦ ¦ дольщики и граждане, ¦ текущие платежи, залог ¦ ¦ ¦ осуществляющие индивидуальное ¦ имущества, передача ¦ ¦ ¦ домостроение ¦ существующего жилья в ¦ ¦ ¦ ¦ зачет стоимости ¦ ¦ ¦ ¦ приобретаемого ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.2.3. ¦ финансовые структуры ¦ финансирование и ¦ ¦ ¦ ¦ кредитование ¦ ¦ ¦ ¦ строительства ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 3. ¦ Инфраструктура рынка жилья и ¦ ¦ ¦ ¦ ипотечного кредитования ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.3.1. ¦ аккредитованные оценщики ¦ оценка рыночной стоимос¦ | | | ти передаваемого в за | | | | лог имущества | ------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.3.2. ¦ страховщики ¦ страхование ¦ ------------------------------------------------------------------------ ¦ 3.3.3. ¦ регистраторы ¦ регистрация сделок и ¦ ¦ ¦ ¦ учет недвижимости ¦ ------------------------------------------------------------------------ 2.3 Принципиальная схема взаимодействия участников программы Модель взаимодействия участников программы показана на схемах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 (приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8). Основными субъектами моделей являются Фонд развития ипотечного жилищного кредитования, банк, строительная и риэлторская компании. (В редакции Постановлений Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108; от 20.04.2005 г. N 299) абзац(Исключен - Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) На схеме 1 (приложение 1) показан механизм продажи жилья в кредит на условиях рассрочки платежа Фондом. Фонд аккумулирует бюджетные и внебюджетные средства и направляет их в соответствии с данной Программой и под контролем координационного совета. Приобретатель жилья обращается непосредственно в Фонд за недостающей суммой денежных средств. Основными участниками этой схемы выступают Фонд и приобретатель жилья. В этом случае Фонд самостоятельно определяет платежеспособность потенциального приобретателя жилья и оформляет договор на приобретение жилья на условиях отсрочки оплаты части его стоимости и установления ипотеки в силу закона или договора. Данная схема применяется в случае намерения заемщика продать существующее жилье в счет стоимости приобретаемого жилья и только на приобретение готового жилья. В этом случае залогодержателем выступает Фонд, залогодателем приобретатель жилья. Предметом залога является приобретаемое жилье. Граждане вселяются в приобретаемую квартиру после государственной регистрации договора на приобретение жилья, перехода права собственности на квартиру и залога в силу закона (договора), после чего получают ипотечный кредит (займ) и рассчитываются с Фондом по оплате стоимости Квартиры. Старое жилье подлежит продаже, средства направляются Фонду. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) абзац(Исключен - Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) Заемщик оформляет покупку квартиры у продавца, заключает с продавцом договор купли-продажи квартиры. Банк выплачивает полную стоимость квартиры продавцу (авансовый платеж + сумма кредита) по договору купли-продажи, который регистрируется в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Схема 3 (приложение 3). В случае строительства жилья залогодателем перед Банком выступает собственник жилья (Фонд) до расчета заемщика с Банком. В период строительства жилья Банк открывает жилищный накопительный счет потенциальному заемщику на определенную квартиру с учетом ежемесячных платежей. Денежные средства Банк направляет строительной организации на строительство жилья. абзац(Исключен - Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) На схеме 2 (приложение 5) показан механизм рефинансирования долгосрочных ипотечных кредитов и займов посредством купли продажи закладных. (Дополнен - Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) Схема 3 (приложение 6) отражает приобретение жилья гражданами, работающими в бюджетных организациях и учреждениях, с предоставлением субсидии из бюджетных средств и использованием ипотечного кредита, займа или рассрочки. (Дополнен - Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) На схемах 4, 5 (приложения 7, 8) показаны механизмы приобретения жилья молодыми семьями с использованием ипотечного жилищного кредитования, имеющими право на получение государственной поддержки в виде субсидии в соответствии с действующим законодательством. (Дополнен - Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) Схема 6 (приложение 6) предусматривает оказание государственной поддержки работникам предприятий, организаций, выделяющих средства на реализацию Программы, путем прямого инвестирования жилищного строительства и/или выделения субсидий работникам на приобретение жилья. (Дополнен - Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) Cхема 7 (приложение 7) предусматривает оказание государственной поддержки работникам муниципальных учреждений и органов местного самоуправления, приобретающих жилье с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования при выделении средств местного и областного бюджетов. (Дополнен - Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) Схема 8 (приложение 8) предусматривает оказание государственной поддержки семьям, состоящим из работников государственных учреждений областного подчинения и/или органов государственной власти, приобретающих жилье с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования. (Дополнен - Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) Преимущественное право участия в Программе имеют категории граждан, определенные действующим законодательством. (Дополнен - Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) 2.4. Основные стандарты и требования к ипотечным жилищным кредитам и займам (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) Методика предоставления ипотечных жилищных кредитов и займов, разработанная в Программе, основана на законности и обеспечении возвратности кредитов и рассрочек. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) Основные требования: кредиты и займы предоставляются на срок до 30 лет; (В редакции Постановлений Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108; от 20.04.2005 г. N 299; от 21.06.2006 г. N 370) сумма кредита и займа устанавливается Региональным оператором (Фондом) и может составлять до 90 процентов стоимости приобретаемого жилья (предмета залога), а остальная сумма (не менее 10 процентов) - собственные средства приобретателя; (В редакции Постановлений Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108; от 21.06.2006 г. N 370) кредит и проценты по нему, а также займ выплачиваются в форме ежемесячного платежа. Процентная ставка по кредиту, займу или рассрочке не должна превышать ставки, установленной Региональным оператором (Фондом), кредитной организацией на момент выдачи кредита (займа); (В редакции Постановлений Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108; от 20.04.2005 г. N 299) приобретенное в кредит (займ) жилье служит обеспечением по возврату кредита (передается в залог кредитору) и в случае неисполнения заемщиком своих обязательств осуществляется обращение взыскания на жилье с последующей реализацией для погашения долга перед кредитором. Оставшаяся после погашения кредита сумма за вычетом расходов, связанных с процедурой обращения взыскания и продажи жилья, возвращается бывшему заемщику; (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) переданное в ипотеку жилье не должно быть обременено предшествующими обязательствами по ипотеке; приобретенное за счет средств обеспеченных ипотекой обязательств жилье должно быть использовано исключительно для проживания; (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 21.06.2006 г. N 370) ипотечный кредит на готовое жилье выдается одновременно с регистрацией (в установленном законодательством порядке) договора купли - продажи жилья, заключаемого между заемщиком и продавцом жилья. Подтверждение платежеспособности Приобретателя жилья: первоначальный взнос денежными средствами за приобретаемое жилье должен быть не менее 10 процентов стоимости приобретаемого имущества; (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 21.06.2006 г. N 370) граждане, получающие меньшую сумму кредита или займа, имеют преимущественное право на приобретение жилья; (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) на момент государственной регистрации права собственности на приобретаемое новое жилье либо договора купли-продажи вторичного жилья Приобретателем должна быть оплачена разница между стоимостью приобретаемого жилья и величиной предоставляемого ипотечного кредита (займа); (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) величина ежемесячного платежа по кредиту устанавливается кредитором. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) Распределение ответственности: взаимное поручительство граждан, участвующих в покупке квартиры; поручительство родственников, других заинтересованных лиц; поручительство предприятия - работодателя. Страхование рисков: страхование жизни и здоровья приобретателей жилья (заемщиков). Для лиц пожилого возраста, а также имеющих опасную профессию или серьезные заболевания, страхование потери платежеспособности обязательно; (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299) страхование ответственности приобретателей жилья, имеющих детей. В случае потери кормильца или утраты им трудоспособности или работы страховая компания будет обязана внести оставшуюся сумму долга. Страхование производится за счет средств приобретателя. Залог имущества и сопутствующие ему меры: залог приобретаемого жилья. Приобретаемое жилье находится под залогом до выплаты заемщиком полной его стоимости и исполнения всех обязательств по возврату кредита (займа); (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) заключение договора страхования предмета ипотеки; (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) абзац(Исключен - Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) 2.5. Основные этапы и порядок предоставления ипотечных жилищных кредитов Ипотечный жилищный кредит (займ) выдается на условиях платности, возвратности и целевого использования. Основным обеспечением возвратности кредитных средств служит залог приобретаемого или имеющегося жилья. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) Выдача ипотечного кредита (займа) осуществляется кредитной организацией или Фондом на основании заключенного между кредитором (займодавцем) и приобретателем жилья (заемщиком) договора об ипотечном кредите (займе) и составленного между сторонами договора об ипотеке (договоре на приобретение квартиры с установлением ипотеки в силу закона) жилья, приобретаемого за счет кредита (займа). Залогодателем по договору ипотеки построенного жилья выступает его собственник. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) В кредитном договоре (договоре займа) стороны предусматривают условия о сумме и сроке предоставляемого кредита (займа), о размере процентов, очередность погашения кредита (займа) и процентов, основания досрочного расторжения кредита (займа) и взыскания по нему. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) В договор об ипотеке (договоре на приобретение квартиры с установлением ипотеки в силу закона) стороны включают условия о предмете ипотеки (залога), о цене предоставляемой в залог недвижимости, существо основного обязательства, требования по страхованию, основания обращения взыскания на заложенное имущество и иные положения, предусмотренные действующим законодательством. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) Стандартная процедура получения ипотечного кредита (займа) состоит из следующих основных этапов: (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) оценка кредитором (займодавцем) вероятности погашения ипотечного кредита (займа) и определение максимально возможной суммы ипотечного кредита (займа) (андеррайтинг заемщика) с учетом доходов заемщика и оценки предмета ипотеки; (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) подбор квартиры, соответствующей финансовым возможностям заемщика и требованиям кредитора (займодавца); (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) оценка жилья - предмета ипотеки с целью определения его рыночной стоимости; заключение договора купли-продажи квартиры между продавцом и приобретателем жилья; заключение кредитного договора (договора займа) между кредитором (займодавцем) и заемщиком, приобретение жилья заемщиком и передача его в залог кредитору (займодавцу) по договору ипотеки (либо в залог в силу закона); (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) проведение расчетов с продавцом квартиры; страхование предмета ипотеки, жизни заемщика в пользу выгодоприобретателя (кредитора (займодавца)), а также прав собственности на приобретаемое жилье. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) В случае строительства жилья в первую очередь осуществляется заключение договора долевого участия в строительстве жилья или договора о жилищном накопительном счете (в случае отсутствия необходимой суммы собственных средств). При предоставлении кредита (займа) до окончания строительства в залог оформляется существующее жилье с обязательным нотариальным удостоверением согласия заемщика и взрослых членов его семьи на выселение в случае невозврата кредита (займа) кредитору (займодавцу). Если кредит (займ) выдается в период окончания строительства, залогодателем перед кредитором (займодавцем) выступает собственник (Фонд, риэлтор), а с приобретателем жилья заключается договор аренды с правом выкупа. Собственность в данном случае не оформляется на покупателя жилья, пока он не рассчитается с кредитором (займодавцем). (В редакции Постановлений Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108; от 20.04.2005 г. N 299) 2.6. Порядок предоставления жилья с отсрочкой оплаты части его стоимости за счет средств ипотечного кредита (займа) (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) Фонд аккумулирует целевые финансовые и иные средства (в том числе объекты незавершенного строительства) с целью дальнейшего финансирования на возвратной и платной основе части стоимости приобретаемого заемщиком жилья. Фонд: формирует жилой фонд за счет финансирования возводимого жилья и приобретения его на вторичном рынке; осуществляет продажу жилья с отсрочкой оплаты части его стоимости за счет средств предоставляемого ипотечного кредита (займа); (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) формирует фонд жилья для временного поселения граждан, не выполнивших обязательства по договору, обеспеченному ипотекой. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) Фонд жилья для временного поселения граждан, не выполнивших обязательства по договору, обеспеченному ипотекой, формируется в соответствии с действующим законодательством. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) Фонд формирует покупательский спрос, собирает базу данных потенциальных приобретателей жилья. Приобретатель жилья обращается в Фонд с заявлением на приобретение жилья, выбирает подходящее жилье из предложенного ему. Фонд, являясь продавцом, подписывает с приобретателем жилья соглашение о резервировании данной квартиры на обусловленный сторонами срок (данное соглашение является предварительным договором купли-продажи). Фонд: определяет платежеспособность заемщика; делает оценку приобретаемого жилья; осуществляет оценку существующего жилья; определяет первоначальный взнос, суммы ежемесячных платежей, сумму и срок ипотечного займа; (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) оформляет договор купли - продажи квартиры, обремененный ипотекой. Право собственности на новое жилье оформляется при продаже старого жилья, переданного Фонду приобретателем жилья для продажи. Фонд осуществляет учет и контроль поступлений денежных средств по выданным займам. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) 2.7. Страхование в системе ипотечного жилищного кредитования Кредиторы, осуществляющие кредитование населения на приобретение жилья или предоставляющие займ в рамках долгосрочной ипотечной программы, обязаны использовать в качестве одного из видов обеспечения специальную страховую программу. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) Объектами обязательной страховой программы при ипотечном кредитовании являются: имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью приобретателя жилья (заемщика) - личное страхование; имущественные интересы, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом - имущественное страхование. Заемщик является страхователем по договору страхования, осуществляемого за счет его средств. Первым выгодоприобретателем по договорам страхования является кредитор, предоставивший кредит или займ на приобретение квартиры. В случае уступки прав требования по кредитному договору на вторичном ипотечном рынке права первого выгодоприобретателя переходят к новому кредитору. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) Сумма страхового возмещения должна быть не меньше обязательств по основному договору, обеспеченному ипотекой. Срок действия договора страхования должен быть не менее срока кредитования или займа, либо должен заключаться на срок не менее 12 месяцев с последующим продлением. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) Кредитор осуществляет контроль за исполнением заемщиком обязательств по выплате страховых премий по договорам страхования, являющихся обеспечением по ипотечному кредиту или займу. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) 2.8. Оценка жилых помещений, находящихся в ипотеке Оценка жилых помещений, приобретаемых на кредитные средства кредитора, осуществляется специализированными оценочными фирмами, либо специалистами - оценщиками. При этом необходимо учитывать особенность и специфику целей, для которых оценка производится. Специфика заключается в том, что кредитор рассматривает данную недвижимость, прежде всего, как обеспечение возвратности предоставляемых заемщику средств или займа по договору купли-продажи, обремененному ипотекой. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) Оценка жилого помещения должна определять величину рыночной стоимости на текущий момент с учетом долгосрочного характера основного обязательства. Кредитор на основе оценки, предоставленной оценщиком, определяет достаточность данного обеспечения с точки зрения величины предоставляемого кредита или займа. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) 2.9. Государственная поддержка граждан в ипотечном жилищном кредитовании Право на государственную поддержку в ипотечном жилищном кредитовании имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства и (или) по месту работы молодые семьи, граждане, работающие в бюджетных организациях, иные граждане, имею-щие в соответствии с действующим законодательством право на финансирование строительства или приобретение жилья с помощью бюджетных средств. Государственная поддержка граждан в ипотечном жилищном кредитовании осуществляется путем предоставления за счет бюджетных средств субсидий заемщикам в порядке, на условиях и в размерах, устанавливаемых Правительством области. (В редакции Постановлений Законодательного Собрания Вологодской области от 20.04.2005 г. N 299; от 26.10.2005 г. N 838) (Пункт дополнен - Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) 3. Ресурсное обеспечение Программы Финансирование Программы осуществляется из: бюджетных средств, предусмотренных статьей областного бюджета на ипотечное жилищное кредитование (Областной фонд развития ипотечного жилищного кредитования); средств, предусмотренных областной программой капитальных вложений; дополнительных бюджетных средств, полученных в связи с введением законодательных актов в сфере налогообложения; средств федерального бюджета, выделенных субъекту Российской Федерации на развитие ипотеки; средств муниципальных бюджетов, участвующих в реализации Программы; средств граждан-участников ипотечного жилищного кредитования; пожертвований юридических лиц; средств кредитных организаций, предоставляющих льготный кредит Фонду; средств кредитных организаций, участвующих в реализации Программы и предоставляющих кредиты за счет собственных средств; средств инвесторов. Финансирование программы может осуществляться за счет рефинансирования кредиторов через механизм выпуска ипотечных облигаций под залог закладных (ипотечных кредитов) через операторов вторичного рынка. 4. Организационное и информационное обеспечение программы В целях реализации социально значимой для области Программы ипотечного жилищного кредитования необходимо: внести предложения по совершенствованию нормативной базы в действующее федеральное законодательство, регулирующее ипотечное жилищное кредитование; сформировать инфраструктуру ипотечного жилищного кредитования, создав в первую очередь Областной фонд развития ипотечного кредитования; рекомендовать органам местного самоуправления воздействовать на стимулирование спроса населения на жилье посредством выделения бюджетных средств муниципальных образований, предназначенных для целевой адресной поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий; разработать и принять нормативную базу о предоставлении государственных гарантий и льгот участникам Программы; продолжить сотрудничество с Российской ипотечной ассоциацией и Агентством по ипотечному жилищному кредитованию; создать фонд жилья для временного поселения граждан, утративших в результате обращения взыскания жилые помещения, приобретенные с использованием ипотечных кредитов (займов); (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) обеспечить ускоренную регистрацию учреждениями юстиции, занимающимися регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, договоров купли-продажи и ипотеки жилья; обеспечить взаимодействие кредиторов и органов опеки и попечительства при ипотечном кредитовании; решить вопрос об особенностях регистрации граждан и членов их семей в жилых помещениях, приобретенных на кредитные средства или с рассрочкой платежа; приобрести автоматизированную систему управления процессами ипотечного жилищного кредитования. (В редакции Постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.03.2004 г. N 108) В качестве важнейшего мероприятия для создания единого рынка ипотечного кредитования создать единую информационную систему, обеспечивающую связь региональных рынков. Для реализации этой цели создать на базе Фонда информационный центр, основными направлениями деятельности которого будут являться: разработка и обслуживание региональных информационно-поисковых систем, позволяющих вести учет, хранение и обработку баз данных о потребностях лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в дальнейшем, и желающих переселиться из районов Крайнего Севера); организация информационного обмена, позволяющего утвердить единые стандарты ведения учета предоставления ипотечных кредитов, что немаловажно для рефинансирования ипотечных кредитов с участием операторов вторичного рынка жилья; налаживание связи и поддержание постоянных контактов с профессиональным WWW - сервером "Недвижимость России"; создание всеохватывающей информационной системы, пользователями которой будут являться жители области. Она должна способствовать решению проблем реализации Программы, а именно: 1. Своевременное обеспечение достоверной, полной и понятной информацией по условиям и процессу предоставления ипотечных жилищных кредитов и рассрочке приобретения жилья. 2. Оказание консультационных услуг. 3. Координация и обмен информацией на межрегиональном уровне. 4. Информирование населения об итогах реализации Программы. 5. Ожидаемый результат 1. Дополнительное вовлечение в строительство жилья денежных средств в размере 100 млн. рублей. 2. Создание дополнительных рабочих мест - от 2,5 до 3-х тысяч. 3. Увеличение уровня производственных мощностей строительного комплекса на 5 процентов. 4. Рост заработной платы на 3-4 процента (годовой прирост составит 531 рубль). 5. Улучшение жилищных условий - 2100 семей. 6. При реализации Программы в полном объеме может быть дополнительно приобретено 125 тыс. кв. метров жилой площади. Без схем и приложений Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|