Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2538-рПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 27 декабря 2012 г. N 2538-р МОСКВА (В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 27.03.2013 г. N 457-р; от 13.03.2014 г. N 367-р; от 28.10.2015 г. N 2179-р; от 20.07.2016 г. N 1558-р) Утвердить прилагаемую Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы). Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев __________________________ УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2538-р П Р О Г Р А М М А фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы) (В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 27.03.2013 г. N 457-р; от 13.03.2014 г. N 367-р; от 28.10.2015 г. N 2179-р; от 20.07.2016 г. N 1558-р) I. Общие положения Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы) (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", Федеральным законом "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) Анализ развития отечественной науки в конце XX - начале XXI веков показывает, что существующие в ней проблемы во многом являются следствием трансформационных процессов и проводимой государственной политики 90-х годов. В этот период наука не рассматривалась как фактор социально-экономического развития страны. Более того, реформирование науки осуществлялось по зарубежным моделям, которые в ограниченной степени применимы к российским условиям. Вместе с тем, несмотря на неблагоприятные условия, удалось сохранить значительный потенциал фундаментальной науки и предотвратить полный распад научного комплекса страны, что стало возможным благодаря наличию академического сектора науки, система управления которым продемонстрировала высокую устойчивость и работоспособность в кризисных условиях. Сегодня основной задачей науки является научное обеспечение социально-экономического развития страны. Только создав конкурентоспособную науку, можно достичь конкурентоспособности экономики. При этом особое внимание должно уделяться обеспечению национальной безопасности страны. В связи с этим тезис о повышении конкурентоспособности науки должен рассматриваться исключительно в этом контексте. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) Проведенный анализ показывает, что сектор фундаментальной науки выполняет широкий спектр фундаментальных исследований как в части получения новых знаний, так и в части научного обеспечения реализации стратегических приоритетов страны. Вместе с тем по ряду абсолютных показателей результативность отечественных фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований существенно уступает развитым странам. Это требует принятия ряда мер по развитию системы организации фундаментальной науки. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) В соответствии с этим необходимо дальнейшее совершенствование способов организации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями, ведущими научными центрами, образовательными организациями высшего образования. В основу этого процесса должен быть положен тот факт, что фундаментальная наука является неотъемлемой частью культуры и интеллектуального потенциала нации. При этом фундаментальная наука обеспечивает получение новых знаний о природе, человеке и обществе. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) В настоящее время в государственном секторе науки фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования в гражданской сфере проводятся научными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" (включая организации, в отношении которых указанный центр осуществляет полномочия учредителя и собственника имущества) и образовательными организациями высшего образования, в том числе федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова" и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет". (В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р; от 20.07.2016 г. N 1558-р) Ведется работа по развитию научной инфраструктуры в Российской Федерации: поддержка и развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием, уникальных научных установок, включая реализацию на территории Российской Федерации проектов по их созданию. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) Россия активно участвует в международных проектах, таких, как "Большой адронный коллайдер Европейского центра ядерных исследований", "Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах" и других, благодаря чему российские ученые получили возможность работать на современных научных установках. Возникает задача координации работы основных участников Программы по развитию фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в Российской Федерации, которую призвана решить Программа. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы Программа основывается на стратегических ориентирах развития фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, закрепленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) Программа учитывает положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р (далее - Стратегия инновационного развития), в части, касающейся развития фундаментальных и поисковых исследований. Основной целью развития сектора фундаментальных исследований, заложенной в Стратегии инновационного развития, является восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене. Стратегической целью государственной политики является обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами. III. Цель Программы Целью Программы является формирование с учетом институциональных преобразований сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, обеспечение расширенного воспроизводства знаний об основах мироздания, закономерностях развития природы, человека и общества, ускорение интеграционных процессов российской науки и образования, повышение эффективности исследований и их использования для разработки перспективных технологий, необходимых для реализации стратегических задач социально-экономического развития страны. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) IV. Задачи Программы Задачами Программы являются: формирование в Российской Федерации сектора фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, обеспечивающего устойчивый экономический рост и высокий уровень конкурентоспособности российской науки в мире; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) опережающее развитие междисциплинарных исследований и разработок и создание принципиально нового междисциплинарного научного задела, обеспечивающего научно-технологический прорыв и модернизацию национальной экономики; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) развитие кадрового потенциала науки, воспроизводство научных и научно-педагогических кадров; развитие международного научного сотрудничества, интеграция российской науки в мировое научное пространство; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) обеспечение повышения эффективности перехода результативных фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в прикладную стадию научных исследований. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) V. Принципы формирования и реализации Программы Формирование и реализация Программы осуществляются на основе следующих принципов: формирование научно обоснованного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, формирование научным сообществом на этой базе приоритетов фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований с учетом мировых тенденций развития науки; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) комплексность фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) множественность и гибкость механизмов ресурсного обеспечения и государственного финансирования фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, учитывающих особенности функционирования Российской академии наук и других государственных академий наук, федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", научных организаций, образовательных организаций высшего образования, фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, а также на направлениях поисковых научных исследований; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) использование преимущественно конкурсных механизмов отбора научных проектов для реализации в рамках мероприятий Программы; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) обеспечение эффективной координации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в масштабах Российской Федерации; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) использование системы экспертизы, в том числе проводимой Российской академией наук, при формировании планов и программ фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований и при оценке их результатов, а также более широкое использование международной экспертизы; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) содействие переходу результативных фундаментальных научных исследований в прикладную стадию научных исследований, в том числе через выполнение поисковых научных исследований; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) внесение планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в единую базу данных, доступную для участников Программы через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", и результатов, получаемых в ходе реализации Программы, в единую государственную информационную систему учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения с учетом норм законодательства о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) обеспечение эффективного управления Программой и контроля целевого использования выделенных средств. VI. Мероприятия Программы Мероприятия Программы реализуются в соответствии с целью и задачами Программы, а также принципами ее формирования и реализации. В рамках Программы реализуются следующие мероприятия: мероприятие 1 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, проводимые научными организациями академического сектора науки, реализуемые научными организациями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, а также научными организациями, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии образования, и подведомственными Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии архитектуры и строительных наук, а также подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии художеств"; мероприятие 2 "Междисциплинарные фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, выполняемые федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, выполняемые в отраслевом секторе науки государственными научными центрами, а также научными организациями, подведомственными Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти"; мероприятие 3 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, проводимые в образовательных организациях высшего образования, включая федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", федеральные университеты и национальные исследовательские университеты"; мероприятие 4 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, финансируемые фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский фонд фундаментальных исследований", федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский гуманитарный научный фонд" и Российский научный фонд)"; мероприятие 5 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, осуществляемые в соответствии с отдельными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации". Мероприятие 1 преимущественно реализуется в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 2237-р (далее - Программа государственных академий наук). Основными целями Программы государственных академий наук являются: расширение и углубление знаний о природе, человеке и об обществе; научное обеспечение социально-экономического развития страны, технологического прорыва и национальной безопасности Российской Федерации; возвращение передовых позиций по направлениям фундаментальной науки; развитие современной системы организации фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на базе сектора фундаментальной науки, а также повышение эффективности использования потенциала фундаментальной науки как стратегической составляющей развития общества и государства в целом; создание условий для расширенного воспроизводства научного потенциала; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, а также на направлениях поисковых научных исследований и обеспечение стабильности финансирования конкретных научных разработок и исследований. Задачами Программы государственных академий наук являются: укрепление научных связей между научными организациями, выполняющими фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования; расширение масштабов интеграционных процессов между научными организациями и образовательными организациями высшего образования, выполняющими фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования; решение кадровых проблем, в том числе подготовка и закрепление научных кадров в секторе фундаментальной науки, развитие ведущих научных школ; модернизация приборной и экспериментальной баз научных организаций и образовательных организаций высшего образования для обеспечения современного уровня исследований; интеграция российской фундаментальной науки в мировое научное пространство; повышение престижа науки в обществе и популяризация достижений фундаментальных научных исследований; обеспечение конструктивного взаимодействия научного сообщества и органов государственной власти. Достижение целей и решение задач Программы государственных академий наук осуществляется путем скоординированного выполнения комплекса согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий по реализации планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований научными организациями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, а также научными организациями, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии образования, и подведомственными Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии архитектуры и строительных наук, а также подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии художеств. Программа государственных академий наук является основанием для формирования указанным научным организациям государственных заданий на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований. Государственные академии наук осуществляют научно-методическое, научно-консультативное и экспертное обеспечение при выполнении фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в научных организациях и образовательных организациях высшего образования в соответствующих отраслях науки и техники. В составе направлений фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в Программе государственных академий наук могут предусматриваться мероприятия, касающиеся развития инфраструктуры сектора фундаментальной науки, в том числе приобретения научного оборудования, обеспечения доступа к научным электронным ресурсам, подписки на научные журналы, создания условий для повышения эффективности фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, а также поддержки исследований, проводимых молодыми учеными, аспирантами и студентами. В Программе государственных академий наук представлены объемы ассигнований из федерального бюджета на ее реализацию и значения целевых показателей реализации Программы государственных академий наук. Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы государственных академий наук является формирование и использование системы экспертизы, в том числе международной, на всех этапах ее реализации. Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы государственных академий наук, нормативных актах по управлению Программой государственных академий наук и об условиях проведения конкурсов размещается на интернет-сайтах государственных академий наук и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Мероприятие 2 реализуется в рамках разрабатываемой в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт" Программы деятельности национального исследовательского центра "Курчатовский институт" на 2013 - 2017 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 2440-р (далее - Программа деятельности Центра), а также планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в отраслевом секторе науки государственных научных центров и научных организаций, подведомственных Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.07.2016 г. N 1558-р) Целью Программы деятельности Центра в части фундаментальных научных исследований является создание принципиально нового междисциплинарного научного задела, обеспечивающего научно-технологические прорывы по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Указанная цель достигается путем проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, в том числе на базе уникальных установок, по следующим тематическим направлениям: (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.07.2016 г. N 1558-р) междисциплинарные исследования в нано-, био-, инфо- и когнитивных науках на базе рентгеновского, синхротронного и нейтронного излучений; фундаментальные исследования с использованием специализированного источника синхротронного излучения; фундаментальные исследования в области физики плазмы; фундаментальные исследования с использованием нейтронов; фундаментальные исследования с использованием протонов; фундаментальные исследования с использованием тяжелых ионов; фундаментальные исследования в области теоретической и математической физики; фундаментальные исследования в области ядерной медицины; фундаментальные исследования в области информационно-коммуникационных технологий и систем, стратегических компьютерных технологий и программ. В ходе реализации Программы деятельности Центра в части фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований будут сформированы принципиально новые междисциплинарные научные заделы, составляющие базу для создания прорывных технологий и техники по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.07.2016 г. N 1558-р) Фундаментальные исследования в отраслевом секторе науки выполняются государственными научными центрами и научными организациями, подведомственными Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, в рамках планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований. В рамках мероприятия 2 обеспечивается проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований с последующим переходом в прикладную стадию научных исследований в целях их дальнейшего практического применения. Мероприятие 3 реализуется в рамках планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований образовательных организаций высшего образования, включая федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", федеральные университеты и национальные исследовательские университеты, в том числе университеты с особым статусом. Расширение исследовательских компетенций является необходимым условием для обеспечения качества образования мирового уровня и обеспечения глобальной конкурентоспособности российских образовательных организаций высшего образования среди ведущих мировых научно-образовательных центров. В образовательных организациях высшего образования должна быть создана благоприятная научно-образовательная среда, обеспечивающая непрерывную подготовку кадров высшей квалификации в секторе исследований и разработок, а также в сфере высшего образования. В ходе осуществления этого мероприятия обеспечивается: формирование планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в образовательных организациях высшего образования; достижение результатов мирового уровня; повышение эффективности материальных и творческих стимулов для преподавателей и ученых, обеспечение конкурентоспособных доходов в рамках реализации указанного мероприятия; научная мобильность кадров для расширения научного кругозора, обмена опытом, повышения качества работ; сочетание научной и преподавательской деятельности сотрудников ведущих образовательных организаций высшего образования; стимулирование и развитие партнерских связей университетов с ведущими российскими и зарубежными научными центрами, реализация совместных научных проектов в целях оптимизации, максимально эффективного использования имеющихся ресурсов, а также активизации присутствия российской науки в международном пространстве. Мероприятие 4 реализуется в рамках программ деятельности Российского научного фонда, федерального государственного бюджетного учреждения "Российский фонд фундаментальных исследований" и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский гуманитарный научный фонд". Основной задачей деятельности фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности является проведение конкурсов, направленных на оказание адресной и вневедомственной поддержки юридических и физических лиц для реализации научных проектов по всем областям знаний, в целях поддержки научной деятельности, направленной на реализацию научно-технической политики Российской Федерации. Гранты указанных фондов выделяются по тематическим направлениям, определяемым в соответствии с нормативными документами, регулирующими деятельность таких фондов. Особое положение Российского научного фонда, федерального государственного бюджетного учреждения "Российский фонд фундаментальных исследований" и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский гуманитарный научный фонд" в научной сфере определяется особенностями механизма выделения бюджетных ассигнований на поддержку научных программ и проектов на основе механизмов публичного конкурса, наиболее приемлемых для сферы фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований. Мероприятие 5 реализуется в установленном порядке для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук, а также ведущих научных школ Российской Федерации. (Раздел в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) VII. Участники Программы Участниками Программы являются: Российская академия наук и другие государственные академии наук; федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", научные организации, обеспечивающие осуществление фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели, научные организации, подведомственные Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти; образовательные организации высшего образования, обеспечивающие проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели, в том числе федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", федеральные и национальные исследовательские университеты, образовательные организации, реализующие программы высшего образования. (Раздел в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) VIII. Приоритетные направления развития фундаментальных наук, а также направления поисковых научных исследований Приоритетные направления развития фундаментальных наук, а также направления поисковых научных исследований, проводимых в рамках Программы, формируются координационным советом на основе предложений Российской академии наук с учетом предварительного обсуждения с научным сообществом и рассмотрения в Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, а также с учетом системы технологического прогнозирования, нацеленной на снижение долгосрочных технологических рисков приоритетных секторов российской экономики, конкурентных преимуществ в различных областях науки, перспективных задач социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе отдельных ее субъектов, и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Участники Программы, заинтересованные федеральные органы государственной власти, государственные корпорации, представители бизнес-сообщества и технологические платформы при необходимости вносят на рассмотрение координационного совета предложения по корректировке приоритетных направлений развития фундаментальных наук, а также направлений поисковых научных исследований. (Раздел в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) IX. Целевые показатели реализации Программы Целевые показатели реализации Программы разработаны в соответствии с основными параметрами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и параметрами Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, скорректированными с учетом новых условий социально-экономического развития Российской Федерации. Значения показателей реализации Программы устанавливаются в программных документах, принимаемых по каждому мероприятию с учетом показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы". (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) Система целевых показателей реализации Программы обеспечивает: (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) отражение наиболее значимых результатов выполнения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в рамках мероприятий Программы; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) возможность мониторинга параметров развития сектора фундаментальной науки на различных этапах реализации Программы и ее отдельных мероприятий; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) отражение основных параметров развития сектора фундаментальной науки для альтернативных сценариев, соответствующих различным масштабам и интенсивности институциональных изменений в указанной сфере и условиям ее финансирования в период до 2020 года; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) сопоставимость с показателями, используемыми в международной практике; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) возможность построения на основе данных существующей официальной статистики или данных, разрабатываемых на основе показателей, включаемых в Федеральный план статистических работ, а также данных, полученных из государственных информационных систем. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) Целевые показатели реализации Программы приведены в приложении N 1. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) X. Управление Программой Управление Программой направлено на обеспечение нормативного, методического и информационного единства Программы (система критериев отбора и оценки тематики научно-исследовательских работ и победителей конкурсов, порядок и формы отчетности, процедуры мониторинга и экспертизы реализации Программы). Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование экспертизы при реализации Программы. Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы и нормативных актах по управлению Программой размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Координатором Программы выступает Министерство образования и науки Российской Федерации. Общее управление Программой осуществляет координационный совет. Координационным советом могут создаваться экспертные и рабочие группы по вопросам, необходимым для осуществления целей и решения задач Программы. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) Координационный совет, экспертные и рабочие группы создаются на общественных началах. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) В состав координационного совета входят руководители (полномочные представители - руководители структурных подразделений, отвечающие за проведение фундаментальных исследований) участников Программы, представители уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, выполняющие фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, Российского Союза ректоров, Ассоциации ведущих университетов и бизнес-сообщества. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) Руководство координационным советом осуществляется совместно Министром образования и науки Российской Федерации и президентом Российской академии наук. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) Состав координационного совета и положение о нем утверждает Правительство Российской Федерации по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации совместно с Российской академией наук. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) Функциями координационного совета являются: (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) подготовка предложений по определению приоритетных направлений развития фундаментальных наук, а также направлений поисковых научных исследований на основании предложений Российской академии наук с учетом предварительного обсуждения с научным сообществом и рассмотрения в Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, их финансовому обеспечению в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год, и представление этих предложений в Министерство образования и науки Российской Федерации; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) координация разработки и реализации планов фундаментальных исследований участников Программы с учетом стратегических инициатив руководства страны по модернизации экономики; утверждение методических документов по вопросам реализации мероприятий Программы, в том числе утверждение процедур конкурсного отбора проектов, и порядка представления и экспертизы отчетных материалов, в том числе международной, а также механизмов исключения дублирования финансового обеспечения проводимых фундаментальных научных исследований; утверждение порядка публичной отчетности о ходе выполнения Программы; выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и рассмотрение предложений по их решению; утверждение положения о порядке представления участниками Программы сведений о ходе реализации мероприятий Программы и другой информации; рассмотрение материалов о ходе реализации Программы, подготовке рекомендаций по ее эффективному выполнению и возможности практического использования результатов выполнения Программы; подготовка рекомендаций по использованию результатов, полученных при проведении фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в рамках реализации Программы, для использования в ходе выполнения федеральных целевых программ и повышения капитализации результатов исследовательской деятельности. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) Организационно-техническое обеспечение работы координационного совета возлагается на Министерство образования и науки Российской Федерации. Абзац. (Утратил силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) Экспертиза отчетных материалов проводится экспертными группами, утверждаемыми координационным советом, в соответствии с утвержденным порядком публичной отчетности по мероприятиям Программы, включающими в обязательном порядке специалистов, имеющих международное признание и авторитет. При этом экспертами в указанных экспертных группах могут выступать лица с ученой степенью не ниже доктора наук, имеющие не менее 3 публикаций за последние 3 года в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science). Отчеты о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях представляются участниками Программы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1195 "О представлении научными организациями и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, в Российскую академию наук отчетов о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет контроль за ходом реализации Программы, подготавливает ежегодно, во II квартале года, следующего за отчетным, доклад о ходе реализации Программы и представляет его в Правительство Российской Федерации. XI. Порядок реализации Программы Участники Программы: принимают в пределах своих полномочий нормативные акты, необходимые для реализации мероприятий Программы; разрабатывают, утверждают и представляют в координационный совет планы проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в целях реализации мероприятий Программы, сформированные с учетом приоритетных направлений развития фундаментальных наук, а также направлений поисковых научных исследований; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) представляют в координационный совет информацию о реализации планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) вносят в координационный совет предложения об уточнении целевых показателей реализации Программы, а также о совершенствовании механизмов ее реализации; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) обеспечивают эффективное использование средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий Программы; организуют проведение конкурсных отборов проектов в рамках реализации мероприятий Программы с обязательным привлечением к экспертизе конкурсных заявок специалистов, имеющих международное признание и авторитет, если иное не установлено соответствующими программными документами по мероприятиям Программы; организуют ведение отчетности и мониторинг реализации мероприятий Программы. В целях повышения прозрачности реализации Программы заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, представители бизнес-сообщества и технологические платформы могут принимать участие в рассмотрении результатов выполнения программных мероприятий, определении возможности их практического использования и внесении в координационный совет предложений по корректировке приоритетных направлений развития фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) Планы проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований участников Программы доступны для всех участников Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом ограничений, предусмотренных законодательством о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) В целях организации обязательной публичной отчетности о ходе реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает: разработку порядка публичной отчетности по мероприятиям Программы, включая порядок привлечения к экспертизе промежуточных и итоговых результатов выполнения мероприятий Программы специалистов, имеющих международное признание и авторитет; абзац. (Утратил силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) XII. Ресурсное обеспечение Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется с учетом особенностей финансового обеспечения всех участников Программы в объемах ассигнований из федерального бюджета, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, с учетом приоритетных направлений развития фундаментальных наук, а также направлений поисковых научных исследований. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) Объемы ассигнований из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы приведены в приложении N 2. ХIII. Методика оценки эффективности Программы Оценка эффективности Программы осуществляется путем выявления степени достижения плановых целевых показателей ее реализации по отношению к фактическим показателям. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) Методика оценки эффективности Программы учитывает специфику Программы, позволяя охарактеризовать степень достижения целей и решения задач Программы и ожидаемых результатов ее реализации. Абзац: (Утратил силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) абзац, (Утратил силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) абзац: (Утратил силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) абзац; (Утратил силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) абзац; (Утратил силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) абзац. (Утратил силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) Абзац. (Утратил силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 г. N 2179-р) (Раздел в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.03.2013 г. N 457-р) XIV. Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации Программы Реализация Программы позволит: повысить роль фундаментальной науки в реализации политики социально-экономического развития Российской Федерации; создать условия для восстановления научного потенциала Российской Федерации и его дальнейшего развития до уровня стран - технологических лидеров; обеспечить сохранение и развитие ведущих научных школ, воспроизводство и повышение качества кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации; обеспечить эффективное и взаимовыгодное международное сотрудничество; обеспечить повышение эффективности перехода результативных фундаментальных научных исследований в прикладную стадию научных исследований; повысить эффективность использования бюджетных ассигнований. ____________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к Программе фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы) (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2179-р) ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ реализации Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы) --------------------------------------------------------|--------------|------|------|------|------|------|----- Целевые показатели | Единица | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |2020 | измерения | год | год | год | год | год |год --------------------------------------------------------|--------------|------|------|------|------|------|----- 1. Количество публикаций в ведущих российских и единиц 74584 76118 78772 81173 83426 85639 международных журналах по результатам исследований, полученных в процессе реализации Программы 2. Количество публикаций в мировых научных журналах, единиц 36064 37287 39456 41034 42675 44382 индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science) 3. Число цитирований в расчете на одну публикацию единиц 3,14 3,4 3,58 3,74 3,88 4 российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (Web of Science) 4. Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей процентов 32,8 33,1 33,3 33,5 33,8 34 численности исследователей 5. Количество созданных результатов интеллектуальной тыс. 8 10,5 12 14 18,5 21,9 деятельности, в том числе имеющих правовую охрану в единиц Российской Федерации и за рубежом 6. Внутренние затраты на исследования и разработки (на тыс. рублей 849 992 1074 1120 1167 1217 одного исследователя) на одного исследователя ____________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к Программе фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы) (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2179-р) ОБЪЕМЫ АССИГНОВАНИЙ из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы) -----------------------------------|----------------------------------------------------------------------------------------- Участники Программы | Объемы ассигнований из федерального бюджета, тыс. рублей |------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------ | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2015-2020 | | | | | | | годы -----------------------------------|------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------ Мероприятие 1 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, проводимые научными организациями академического сектора науки, реализуемые научными организациями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, а также научными организациями, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии образования, и подведомственными Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии архитектуры и строительных наук, а также подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии художеств" Научные организации, 66601384,6 75826923,8 70963967,8 74512166,2 78237774,5 82149663,2 448291880,1 подведомственные Федеральному агентству научных организаций Российская академия наук 2113881,3 2569508,6 2512821 2638462 2770385,1 2908904,4 15513962,4 Научные организации, 611212,1 299084,2 283718,4 297904,3 312799,5 328439,5 2133158 подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, ранее подведомственные Российской академии образования (включая расходы на содержание Российской академии образования) Научные организации, 368073,3 422130,7 396482,1 416306,2 437121,5 458977,5 2499091,3 подведомственные Министерству культуры Российской Федерации, ранее подведомственные Российской академии художеств (включая расходы на содержание Российской академии художеств) Научные организации, 180117,7 207098,3 189213,1 198673,7 208607,4 219037,8 1202748 подведомственные Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ранее подведомственные Российской академии архитектуры и строительных наук (включая расходы на содержание Российской академии архитектуры и строительных наук) Всего по мероприятию 69874669 79324745,6 74346202,4 78063512,4 81966688 86065022,4 469640839,8 Мероприятие 2 "Междисциплинарные фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, выполняемые федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, выполняемые в отраслевом секторе науки государственными научными центрами, а также научными организациями, подведомственными Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти" Федеральное государственное 1367762,7 1591218,6 1538361,7 1615279,7 1696043,7 1780845,9 9589512,3 бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" Научные организации, 1104784,8 1285656,3 1285644,3 1349926,5 1417422,8 1488293,9 7931728,6 подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации Научные организации, 44257 49144,6 52057,5 54660,3 57393,3 60263 317775,7 подведомственные Министерству экономического развития Российской Федерации Научные организации, финансируемые 739309,9 736718,7 763254,4 801417,1 841487,9 883562,3 4765750,3 Управлением делами Президента Российской Федерации Всего по мероприятию 3256114,4 3662738,2 3639317,9 3821283,6 4012347,7 4212965,1 22604766,9 Мероприятие 3 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, проводимые в образовательных организациях высшего образования, включая федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", федеральные университеты и национальные исследовательские университеты" Федеральное государственное 2484928,3 2807388,1 2807388,1 2947757,5 3095145,3 3249902,6 17392509,9 бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова" Федеральное государственное 871953,4 1009913,2 1009913,2 1060408,8 1113429,3 1169100,7 6234718,6 бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" Федеральное государственное 929550,4 935984 967693,4 1016078 1066881,9 1120226 6036413,7 бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" Образовательные организации 4365640,5 4907963,5 4514115,1 4739821 4976812 5225652,6 28730004,7 высшего образования, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации Всего по мероприятию 8652072,6 9661248,8 9299109,8 9764065,3 10252268,5 10764881,9 58393646,9 Мероприятие 4 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, финансируемые фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский фонд фундаментальных исследований", федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский гуманитарный научный фонд" и Российский научный фонд)" Российский научный фонд 15494350,8 18753970,6 18785342,5 19724609,6 20710840,1 21746382,1 115215495,7 Федеральное государственное 10995546,7 14035452,4 14025308,4 14726573,8 15462902,5 16236047,6 85481831,4 бюджетное учреждение "Российский фонд фундаментальных исследований" Федеральное государственное 1835266,3 2330061,8 2326148,7 2442456,1 2564578,9 2692807,8 14191319,6 бюджетное учреждение "Российский гуманитарный научный фонд" Всего по мероприятию 28325163,8 35119484,8 35136799,6 36893639,5 38738321,5 40675237,5 214888646,7 Мероприятие 5 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, осуществляемые в соответствии с отдельными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации" Отдельные ученые, 2208532,9 1866972,1 1871214 2806821 2947162 3094520,1 14795222,1 научные коллективы Всего по Программе 112316552,7 129635189,5 124292643,7 131349321,8 137916787,7 144812627 780323122,4 _______________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|