Расширенный поиск
Закон Ненецкого автономного округа от 30.06.1998 № 130-озЗАКОН НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Утратил силу - Закон Ненецкого автономного округа от 04.01.2002 г. N 330-ОЗ О НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ Принят Собранием депутатов Ненецкого автономного округа (Постановление от 25 июня 1998 года N 110) (В редакции Закона Ненецкого автономного округа от 28.10.99 г. N 196-ОЗ) Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Настоящий закон в соответствии с федеральным законодательством о недрах регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории Ненецкого автономного округа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств и иных минеральных ресурсов, включая подземные воды. Важнейшей задачей закона является формирование отношений, направленных на рациональное использование недр, соблюдение природоохранных норм и экологической безопасности, сочетание использования недр с сохранением традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Земельные, водные, лесные отношения, а также отношения, связанные с использованием и охраной растительного и животного мира и атмосферного воздуха, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством Ненецкого автономного округа. Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство Ненецкого автономного округа о недрах Отношения недропользования на территории Ненецкого автономного округа регулируются федеральным законодательством о недрах, Уставом округа, настоящим законом, иными нормативными актами Ненецкого автономного округа и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий. Ранее принятые нормативные акты Ненецкого автономного округа, регулирующие отношения недропользования в пределах компетенции автономного округа, действуют в части, не противоречащей настоящему закону. Раздел II. СОБСТВЕННОСТЬ НА НЕДРА Статья 2. Собственность на недра и полезные ископаемые Недра, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, в границах территории Ненецкого автономного округа и территориального моря являются государственной собственностью Российской Федерации и Ненецкого автономного округа. Вопросы владения, пользования, распоряжения и управления недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Ненецкого автономного округа. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждения в иной форме. Права пользования недрами могут предоставляться пользователям недр в той мере, в которой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут находиться по условиям лицензии либо по условиям соглашения о разделе продукции в собственности Российской Федерации, собственности Ненецкого автономного округа, муниципальной, частной и иной формах собственности. Статья 3. Государственный фонд недр на территории Ненецкого автономного округа. Распределенные и нераспределенные участки недр Используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр составляют государственный фонд недр на территории Ненецкого автономного округа и находятся в совместном ведении Российской Федерации и Ненецкого автономного округа. Участки недр в границах территории Ненецкого автономного округа и территориального моря, право пользования которыми предоставлено в порядке, предусмотренном законодательством, образуют распределенный фонд недр на территории Ненецкого автономного округа. Участки недр в границах территории Ненецкого автономного округа и территориального моря, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, по которым право пользования недрами не предоставлялось, либо изъятые у недропользователей на законных основаниях, образуют нераспределенный фонд недр. К нераспределенному фонду недр также относятся участки недр, предоставленные в пользование: - для целей регионального геологического изучения недр, проводимого без существенного нарушения их целостности; - на геологическое изучение, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых. Статья 4. Участки недр федерального, окружного (регионального) и местного значения Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Ненецкого автономного округа. Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, может быть включена в федеральный фонд резервных месторождений. Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами. Участки недр, не отнесенные к объектам федерального значения, имеют статус окружного (регионального) и местного значения. Выделение участков недр регионального и местного значения осуществляется совместно федеральными органами власти и органами власти Ненецкого автономного округа. Определение условий и порядка пользования ими устанавливаются органами государственной власти Ненецкого автономного округа. Статья 5. Нарушения права государственной собственности на недра К нарушениям права государственной собственности на недра относятся: - предоставление права пользования недрами помимо оснований, предусмотренных законодательством о недрах; - выдача или переоформление лицензий на право пользования недрами с нарушением порядка, установленного законодательством о недрах; - непредоставление информации о недрах и запасах полезных ископаемых в соответствии с действующим законодательством; - нарушение вида и сроков пользования недрами и границ горного отвода; - самовольное (без лицензии) пользование участком недр и самовольная разработка месторождений полезных ископаемых; - нарушение предусмотренных лицензией сроков возврата участков недр по окончании пользования. Раздел III. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ Статья 6. Полномочия Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования Полномочия Российской Федерации в сфере недропользования определяются законодательством Российской Федерации. Российская Федерация может передавать отдельные свои полномочия по регулированию отношений недропользования субъектам Российской Федерации. Статья 7. Совместное ведение органов государственной власти Российской Федерации и Ненецкого автономного округа по регулированию отношений недропользования К совместному ведению Российской Федерации и Ненецкого автономного округа относится: - правовое регулирование отношений недропользования; - распоряжение государственным фондом недр на территории Ненецкого автономного округа, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации; - определение перечня видов полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр, содержащих месторождения полезных ископаемых федерального, регионального и местного значения; - принятие решений о предоставлении налоговых льгот недропользователям; - согласование условий соглашений о разделе продукции; - определение порядка и условий взимания платежей за пользование недрами (кроме случая использования недр для целей добычи общераспространенных полезных ископаемых); - охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения при пользовании недрами; - установление пропорций распределения между Российской Федерацией и Ненецким автономным округом государственной доли продукции (или ее стоимостного эквивалента), полученной в рамках соглашения о разделе продукции после раздела. Статья 8. Система государственных органов, осуществляющих государственное регулирование отношений недропользования в Ненецком автономном округе Государственное регулирование отношений недропользования на территории Ненецкого автономного округа осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Ненецкого автономного округа, федеральными органами управления государственным фондом недр и государственного горного надзора, государственного геологического и экологического контроля (их территориальными органами). Компетенция перечисленных в настоящей статье федеральных органов власти и управления в сфере регулирования отношений недропользования определяется федеральным законодательством, а компетенция органов государственной власти и управления Ненецкого автономного округа - федеральным законодательством, Уставом Ненецкого автономного округа, иными законами и нормативными актами Ненецкого автономного округа. Статья 9. Компетенция органа законодательной (представительной) власти Ненецкого автономного округа в сфере регулирования отношений недропользования К компетенции органа законодательной (представительной) власти Ненецкого автономного округа относятся: - разработка и принятие законов автономного округа и других нормативных актов в сфере недропользования в соответствии с федеральным законодательством, Уставом и законами округа; - внесение совместно с Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проектов федеральных законов, устанавливающих перечни участков недр на территории Ненецкого автономного округа, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашения о разделе продукции; - законодательное регулирование в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, участия Ненецкого автономного округа в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр на территории округа; - принятие законодательных решений об освобождении инвестора от взимания налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет Ненецкого автономного округа при заключении соглашения о разделе продукции; - утверждение территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы; - законодательное установление порядка использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поступающих в бюджет Ненецкого автономного округа; - согласование участков недр федерального, регионального и местного значения; - установление порядка пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения; - принятие законодательных актов по защите прав, интересов, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных коренных народов Севера при осуществлении права пользования недрами; - определение размера части платежей за право пользования недрами, поступающих в бюджет Ненецкого автономного округа, используемой для социально-экономического развития малочисленных народов Севера; - создание валютного, сырьевого фондов и фондов будущих поколений за счет платежей за право пользования недрами в части сумм, зачисляемых в окружной бюджет; - установление дополнительных оснований для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в бюджет Ненецкого автономного округа; - согласование формы платы за пользование участками недр, подлежащей внесению в окружной бюджет, в случаях взимания платежей в не денежной форме; - осуществление контроля за решением органами исполнительной власти вопросов недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды; - другие полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации и органа исполнительной власти Ненецкого автономного округа. Статья 10. Компетенция органа исполнительной власти (администрации) Ненецкого автономного округа в сфере регулирования отношений недропользования К компетенции органа исполнительной власти (администрации) Ненецкого автономного округа в сфере регулирования отношений недропользования относятся: - участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации; - разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы; - утверждение в пределах своих полномочий государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр; - создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджета Ненецкого автономного округа и соответствующих местных бюджетов; - участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющей их ценность или опасность; - составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; - распоряжение совместно с Российской Федерацией государственным фондом недр на территории Ненецкого автономного округа и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения; - защита интересов малочисленных народов Севера, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами; - лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр регионального и местного значения; - государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком; - участие совместно с органами государственной власти Российской Федерации в заключении договоров на условиях раздела продукции при пользовании участками недр на территории округа; - заключение договоров с органами исполнительной власти Российской Федерации по распределению между Российской Федерацией и автономным округом государственной доли (или ее стоимостного эквивалента) произведенной продукции в рамках заключенных с инвесторами соглашений о разделе продукции и условиям ее поступления в собственность округа. Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования В компетенцию органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования на соответствующей территории входят: - участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков; - развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности; - предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения; - приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 18 Закона Российской Федерации "О недрах"; - контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; - введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде; - разработка предложений в территориальные органы управления государственным фондом недр и органы власти Ненецкого автономного округа по геологическому изучению недр за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы для развития местных ресурсов общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения; - контроль в пределах административной территории за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и при строительстве подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей; - участие в контроле за выполнением недропользователями норм и стандартов по охране недр и природных ресурсов, а также мероприятий по рекультивации земель, выделенных для целей недропользования; - участие в согласовании условий недропользования по вопросам, связанным с соблюдением историко-культурных, экологических и социально-экономических интересов населения Ненецкого автономного округа. Раздел IV. ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ Статья 12. Пользователи недр Пользователями недр на территории Ненецкого автономного округа могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и организационно-правовой формы, в том числе юридические лица и граждане других государств, если федеральным законодательством и законами автономного округа они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами. Пользование недрами на территории Ненецкого автономного округа инвесторами (их объединениями) в качестве стороны по соглашению о разделе продукции осуществляется с учетом требований, предъявляемых Законом Российской Федерации "О соглашениях о разделе продукции", федеральным законодательством о недрах и настоящим законом, иным законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа. Статья 13. Основания получения прав недропользования Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов, а также на иных основаниях, изложенных в настоящей статье. Права пользования недрами могут быть приобретены субъектами предпринимательской деятельности: 1) на основании совместного решения органа исполнительной государственной власти Ненецкого автономного округа и федерального органа управления государственным фондом недр (или его территориального органа) по результатам конкурса или аукциона; 2) на основании решения федерального органа управления государственным фондом недр (или его территориального органа), согласованного с органами исполнительной власти Ненецкого автономного округа в целях геологического изучения недр; 3) на основании решения Правительства Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной государственной власти Ненецкого автономного округа для целей захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию; 4) в порядке, установленном органом представительной власти Ненецкого автономного округа для пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых или имеющими местное значение, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) при переоформлении действующих лицензий в случаях, прямо предусмотренных настоящим законом и федеральным законодательством, регулирующим отношения недропользования. Право пользования недрами на территории округа для целей поиска, разведки и добычи полезных ископаемых предоставляется физическим и юридическим лицам, имеющим государственные лицензии на соответствующий вид деятельности в области разведки и добычи минерального сырья, зарегистрированным в качестве субъектов предпринимательской деятельности. Право пользования недрами для указанных целей на условиях соглашения о разделе продукции предоставляется в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О соглашениях о разделе продукции". Статья 14. Виды пользования недрами Недра на территории Ненецкого автономного округа предоставляются в пользование для: - регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, создание и ведение мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр; - геологического изучения недр, включающего поиски и оценку полезных ископаемых и их месторождений; - разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; - строительства и эксплуатации подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых; - образования особо охраняемых геологических объектов; - сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Участок недр может быть предоставлен в пользование для нескольких видов пользования недрами. Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча полезных ископаемых может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении. Статья 15. Участки недр, предоставляемые в пользование В соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образование особо охраняемых геологических объектов участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Горный отвод выделяется для каждого объекта разработки и документально оформляется горноотводным актом органами государственного горного надзора. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в пакет лицензионных документов в качестве неотъемлемой составной части. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование. Статья 16. Сроки пользования недрами Недра предоставляются в пользование на определенный срок либо без ограничения срока пользования. В срочное пользование недра предоставляются: - на срок до 5 лет - для геологического изучения недр; - на срок до 20 лет - для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей; - на срок до 25 лет - при совмещении перечисленных видов пользования недрами. Без ограничения срока пользования недра предоставляются: - для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; - для образования особо охраняемых геологических объектов. Сроки пользования недрами исчисляются со дня государственной регистрации лицензии на право пользования недрами либо с даты вступления в юридическую силу соглашения о разделе продукции. Срок пользования недрами для добычи полезных ископаемых устанавливается исходя из технико-экономического обоснования их разработки, обеспечивающего рациональное, комплексное использование и охрану недр. Срок пользования недрами может быть продлен по инициативе пользователя недр (без проведения конкурса или аукциона) государственными органами, предоставившими лицензию, для завершения экономически целесообразной добычи полезных ископаемых и обеспечения охраны недр при выполнении недропользователем условий лицензии. Продление срока пользования недрами оформляется дополнением к лицензии, выданной пользователю недр, и регистрируется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации лицензии. Статья 17. Основные требования к использованию недр на территории Ненецкого автономного округа Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: - соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; - обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; - проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; - проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; - соблюдение утвержденных технологических схем и проектов разработки месторождений полезных ископаемых, производства иных видов работ, связанных с использованием недр; - соблюдение правил безопасного ведения горных работ; - обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; - достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; - охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; - предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; - соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; - предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; - предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения. Пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить: - строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; - учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья; - дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья; - наиболее полное использование продуктов и отходов переработки; - складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты. В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством. Статья 18. Предоставление недр в пользование в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений местного значения Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Ненецкого автономного округа. Перечень видов общераспространенных полезных ископаемых определяется совместным решением федерального органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти Ненецкого автономного округа. Предоставление недр в пользование в целях поисков, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых осуществляется на основании конкурсов и аукционов. На бесконкурсной основе недра для целей поисков, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых могут быть предоставлены: - владельцам лицензий на добычу нефти и газа в границах уже предоставленных участков недр и прилегающих территорий для обеспечения нужд строительства объектов нефте- и газодобычи, а также для строительства трубопроводного транспорта при наличии у недропользователя утвержденного проекта строительства; - субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим строительство жилья, объектов социального назначения и (или) дорог муниципального, окружного и федерального значения для обеспечения нужд строительства и притрассовых карьеров; - предприятиям и организациям сельского хозяйства для собственных нужд; При наличии двух и более заявок на бесконкурсное получение лицензий на право пользования одним участком недр органы, предоставляющие лицензии, рассматривают возможность разделения данного участка недр между заявителями в соответствии с заявленными потребностями. Если в процессе рассмотрения заявок выясняется невозможность удовлетворения потребностей заявителей, предоставление участка недр в пользование осуществляется путем проведения конкурса или аукциона. Решение о предоставлении недр в пользование в целях поисков, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых принимается совместно органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа и территориальным органом федерального органа управления государственным фондом недр. Право пользования недрами в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых оформляется лицензией, предоставляемой совместно органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа и территориальным органом федерального органа управления государственным фондом недр. Лицензия на пользование недрами для указанных в настоящей статье целей регистрируется в территориальном геологическом фонде. Порядок пользования недрами для строительства подземных сооружений местного значения определяется нормативными актами Ненецкого автономного округа. Статья 19. Предоставление недр в пользование в целях добычи подземных вод Порядок предоставления недр в пользование для целей добычи подземных вод регулируется федеральным водным законодательством и законодательством о недрах и настоящим законом. Недра в пользование для целей добычи подземных вод на территории Ненецкого автономного округа предоставляются на бесконкурсной основе следующим категориям недропользователей: - победителям конкурсов (аукционов) на получение права пользования недрами с целью добычи нефти и газа, а также действующим недропользователям в пределах участков, предоставленных им для этих целей, для обеспечения технологических нужд эксплуатации месторождений минерализованными подземными водами и пресными подземными водами для хозяйственно-бытовых нужд; - муниципальным предприятиям, осуществляющим водоснабжение населенных пунктов на территории Ненецкого автономного округа; - предприятиям и организациям, осуществляющим добычу подземных вод для производственных и иных целей в границах территории, на которой они являются собственниками и пользователями земельных участков. Предоставление недр в пользование для добычи подземных вод оформляется лицензией. Получение лицензий не требуется для забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения. Границы территорий, в пределах которых собственникам и пользователям земельных участков разрешается такое водопользование, устанавливаются органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа по представлению территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр. Статья 20. Добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков Собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа. Статья 21. Захоронение вредных и токсичных веществ и промышленных отходов Предоставление недр в пользование для целей захоронения вредных и токсичных веществ и промышленных отходов осуществляется в соответствии с п. 3 ст. 13 настоящего закона при наличии технического проекта, получившего положительное заключение геологической и государственной экологической экспертиз, и наличии достаточных инженерно-геологических и гидрогеологических данных, свидетельствующих об отсутствии опасности распространения продуктов захоронения либо продуктов распада промышленных отходов, вредных и токсичных веществ за пределы участка захоронения. Для решения вопроса о предоставлении недр в пользование для целей захоронения вредных и токсичных веществ проводится окружной референдум. Статья 22. Переход права пользования недрами и переоформление действующей лицензии Право пользования недрами переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности (юридическому лицу) в следующих случаях: - при изменении организационно-правовой формы предприятия - пользователя недр; - при реорганизации предприятия - пользователя недр путем присоединения другого предприятия либо слияния с другим предприятием, если прежнему пользователю недр принадлежит на правах собственности не менее половины уставного капитала вновь созданного предприятия; - при реорганизации предприятия - пользователя недр путем разделения либо выделения из него другого предприятия, когда вновь созданное предприятие продолжает деятельность в соответствии с лицензией на участке прежнего пользователя. В случае, когда предприятие - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица (в том числе предприятия с долевым участием иностранных инвестиций), специально создаваемого для продолжения деятельности в соответствии с условиями лицензии на участке предприятия - пользователя недр, лицензия может быть переоформлена при условии, если прежнему пользователю недр принадлежит на правах собственности не менее половины уставного капитала вновь созданного юридического лица. При переходе права пользования недрами лицензия подлежит переоформлению. При этом содержание лицензии пересмотру не подлежит. Переоформление лицензии обязательно также при изменении названия предприятия - пользователя недр. Лицензия переоформляется по заявлению пользователя недр органами, предоставившими лицензию. Порядок переоформления лицензии определяется в соответствии с требованиями Федерального закона "О недрах" к оформлению и регистрации лицензии на пользование недрами при ее выдаче. Отказ в переоформлении лицензии может быть обжалован пользователем недр в судебном порядке. Право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть им передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, предусмотренной гражданским законодательством, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. Статья 23. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участки предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов. Статья 24. Право на добычу полезных ископаемых вновь открытых месторождений Право пользования недрами для добычи полезных ископаемых вновь открытых месторождений в границах предоставленного для поиска и оценки запасов полезных ископаемых участка недр предоставляется в общем порядке через конкурс или аукцион. При проведении конкурса лицо, открывшее месторождение, при прочих равных условиях имеет преимущественное право на его разработку по сравнению с другими претендентами. Право пользования недрами для добычи полезных ископаемых вновь открытых залежей в границах ранее предоставленного для добычи полезных ископаемых горного отвода принадлежит недропользователю без проведения конкурса (аукциона), если иное не предусмотрено условиями лицензии. Статья 25. Основания для прекращения права пользования недрами Право пользования недрами прекращается: - по истечении установленного в лицензии срока ее действия; - при отказе владельца лицензии от права пользования недрами; - при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами; - в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных пунктом 2 части первой статьи 17-1 Федерального закона "О недрах". Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: - возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; - нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; - систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; - возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие), препятствующих дальнейшему пользованию недрами; - если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах; - ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; - неоднократного нарушения требований природоохранного законодательства, создающего угрозу экологической безопасности населения; - по инициативе владельца лицензии. При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке. Статья 26. Порядок досрочного прекращения права пользования недрами Досрочное прекращение права пользования недрами осуществляется органом исполнительной государственной власти Ненецкого автономного округа совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр по собственной инициативе, по представлению органов государственного горного, геологического и экологического контроля либо по заявлению недропользователя об отказе от предоставленного права. Отказ от права пользования недрами должен быть письменно заявлен владельцем лицензии органам, предоставившим лицензию, в срок не позднее чем за 6 месяцев до даты прекращения пользования. Владелец лицензии на пользование недрами должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии на случай досрочного отказа от прав, до установленного срока прекращения права пользования недрами. При невыполнении владельцем лицензии указанных обязательств органы, предоставившие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей либо возникновения чрезвычайных ситуаций пользование недрами прекращается непосредственно после принятия решения компетентным органом с уведомлением об этом пользователя недр, федерального органа управления недрами и органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа. В случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, систематического нарушения им установленных правил пользования недрами либо если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. При досрочном прекращении права пользования недрами ликвидация или консервация предприятия производится в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия несет пользователь недр, если пользование недрами прекращено в случаях возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей (при наличии вины предприятия), нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами или по инициативе пользователя недр. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия - пользователя недр несет государство, если пользование недрами прекращено в случаях возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей (при отсутствии вины предприятия) либо возникновения чрезвычайных ситуаций. В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. Время, на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр не включается в общий срок действия лицензии. Решение о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами может быть обжаловано недропользователем в административном или судебном порядке. Статья 27. Ограничение права пользования недрами Пользование отдельными участками недр на территории Ненецкого автономного округа может быть ограничено решениями органов государственной власти Ненецкого автономного округа либо федеральными органами государственной власти в случаях, предусмотренных действующими законами Российской Федерации и Ненецкого автономного округа. Органы исполнительной государственной власти Ненецкого автономного округа вправе ограничить пользование недрами на территории округа в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью людей либо экологической безопасности, а также угрозы нанесения ущерба промышленным и жилым объектам. Под ограничением права пользования недрами понимается: - временное ограничение ведения отдельных видов работ; - временное (на срок не более одного года) приостановление ведения горных работ, связанных с бурением скважин, добычей полезных ископаемых, строительством и эксплуатацией подземных сооружений или трубопроводов; - распоряжение о временной консервации скважин; - распоряжение о предоставлении объектов инженерной инфраструктуры во временное пользование третьим лицам. Ограничение права пользования недрами может иметь место при: - возникновении экологической угрозы в результате продолжения реализации прав недропользования; - нарушении законных прав недропользователей, имеющих в пользовании пограничные участки недр; - на основании представления органов государственного геологического, экологического контроля и горного надзора в связи с нарушением законодательства о недрах, норм и стандартов охраны недр и окружающей природной среды; - иных случаях, предусмотренных законами Российской Федерации и Ненецкого автономного округа. Решение об ограничении прав пользования недрами может быть обжаловано недропользователем в судебном порядке. При ликвидации условий, вызвавших ограничение права пользования недрами, а также при совершении недропользователем (инвестором) необходимых действий, отсутствие которых послужило причиной ограничения данного права, право пользования недрами подлежит восстановлению с даты ликвидации условий либо совершенных недропользователем (инвестором) действий. Раздел V. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ Статья 28. Лицензирование пользования недрами Лицензирование пользования недрами - единый порядок обязательного получения всеми пользователями недр государственных лицензий на все виды пользования недрами (кроме регионального геологического изучения недр) в границах территории Ненецкого автономного округа. Государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление. Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение: - практической реализации государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы; - социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на территории Ненецкого автономного округа, и всех граждан Российской Федерации; - равных возможностей всех юридических лиц и граждан в получении лицензий; - развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами; - необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами. Правовые основания предоставления прав пользования недрами, порядок выдачи и регистрации лицензий, требования к содержанию выдаваемых лицензий, а также перечень органов государственного управления, обеспечивающих согласование условий недропользования, выдачу лицензий, определяются законами Российской Федерации и Ненецкого автономного округа. Объектом лицензирования при предоставлении недр в пользование является геометризованный участок недр с определением либо без определения глубины, ограниченный поверхностью земли и содержащий месторождение (я) или залежи полезных ископаемых (их признаки) либо без таковых. Статья 29. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования Организационное обеспечение государственной системы лицензирования осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и его территориальным органом. Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальный орган осуществляют подготовительную работу, связанную с проведением конкурсов (аукционов) и предоставлением лицензий, согласовывают условия лицензии с государственными органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, государственными органами охраны окружающей природной среды, органами государственного горного надзора, а в части, касающейся платы - с государственными органами управления экономикой. При предоставлении лицензии на бесконкурсной основе все виды согласований проводятся совместно с потенциальным пользователем недр. Лицензия предоставляется совместно органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, если иное не установлено федеральным законом. Оформление, регистрация и выдача лицензии на пользование недрами осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом. Порядок выдачи, оформления и регистрации лицензий на право пользования недрами, в том числе при переоформлении лицензий, определяется федеральным органом управления государственным фондом недр. Положение о порядке лицензирования пользования недрами утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации. Статья 30. Лицензия на пользование недрами Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия выдается на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр (или его территориального органа) и органа исполнительной власти Ненецкого автономного округа по результатам конкурса или аукциона, в связи с заключением и вступлением в юридическую силу соглашения о разделе продукции, а также по иным основаниям, установленными Законом Российской Федерации "О недрах" и законами Ненецкого автономного округа. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользованием недрами (лицензионное соглашение). Указанный договор (лицензионное соглашение) является текстовым приложением к лицензии и неотъемлемой ее частью. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами. Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию. Статья 31. Проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами Общий порядок проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами определяется федеральным законодательством. Условия и порядок проведения каждого отдельного конкурса или аукциона, критерий отбора претендентов на участие, а также порядок и критерии определения победителей разрабатываются экспертной комиссией и утверждаются совместным решением федерального органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной государственной власти Ненецкого автономного округа. Состав экспертной комиссии конкурса (аукциона) формируется из уполномоченных представителей органов государственной власти и управления Ненецкого автономного округа, общественной организации малочисленных народов Севера "Ясавэй", а также федеральных органов государственного управления отраслевой и специальной компетенции. Состав экспертной комиссии утверждается совместным решением федерального органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной государственной власти Ненецкого автономного округа в порядке, определяемом федеральным законодательством. Условия конкурсов (аукционов) на право поиска, разведки и добычи углеводородов должны предусматривать допуск на участие в этих конкурсах (аукционах) претендентов, имеющих опыт работ поиска, разведки и добычи углеводородов (лицензию на проведение соответствующих видов работ, связанных с пользованием недрами), а также обладающих соответствующими финансовыми, трудовыми и производственными ресурсами. Допускается в качестве одного из условий проводимых конкурсов и аукционов устанавливать обязательное привлечение к участию в разработке месторождения предприятий и организаций, ранее участвовавших в геологическом изучении и оценке месторождения и иных работах, связанных с его освоением (при согласии этих предприятий и организаций). В случае выставления на конкурс или аукцион участка недр, ранее находившегося в пользовании лица, права недропользования которого прекращены в законном порядке, возмещение затрат прежнего недропользователя в определенном размере может быть включено в условия конкурса (аукциона). Основными критериями при проведении конкурса или аукциона являются: научно-технический уровень программ по геологическому изучению и использованию недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность природоохранных мероприятий. Результаты конкурса утверждаются совместным решением федерального органа управления государственным фондом недр и органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа. Выделение участков недр на территории Ненецкого автономного округа, выставляемых на конкурс или аукцион, осуществляется совместным решением федерального органа управления государственным фондом недр (или его территориального органа) и органа исполнительной власти автономного округа. Определение участков недр, выставляемых на конкурс (аукцион) на право заключения соглашения о разделе продукции, осуществляется с учетом требований Закона Российской Федерации "О соглашениях о разделе продукции". Статья 32. Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе может последовать в следующих случаях: - заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона; - заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ; - умышленное предоставление заявителем о себе неверных сведений; - неуплата единовременного взноса (сбора) за участие в конкурсе или аукционе в сроки, установленные условиями конкурса (аукциона); - отсутствие у претендента профессиональных навыков разведки и разработки месторождений полезных ископаемых, если требования к таковым будут объявлены в качестве условий конкурса (аукциона) или предусмотрены настоящим законом; - если в случае предоставления лицензии данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования. Статья 33. Антимонопольные требования при пользовании недрами Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на: - ограничение вопреки условиям данного конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с законодательством о недрах; - уклонение от предоставления лицензий победителям в конкурсе либо на аукционе; - замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами или иным порядком предоставления права пользования недрами, кроме случаев, прямо предусмотренных федеральными либо окружными законами; - дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании на территории Ненецкого автономного округа; - дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры. Федеральный орган управления государственным фондом недр по согласованию с законодательным (представительным) органом власти Ненецкого автономного округа вправе устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование. Статья 34. Виды лицензий на пользование недрами Выдаваемые лицензии на пользование недрами (в соответствии с видом деятельности) могут быть: - на региональное геологическое изучение, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр; - на геологическое изучение недр, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; - на разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; - на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; - на образование особо охраняемых геологических объектов; - на сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов; Пользователю недр могут выдаваться совмещенные лицензии для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. Статья 35. Содержание лицензии на пользование недрами Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: - данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; - данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; - указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование; - указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; - сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); - условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; - согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье, а также соглашение о его долевом распределении; - соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами; - условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; - порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель; - определяемые государством обязательные условия недропользования (в том числе объявленные в конкурсных условиях). Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе договора на условиях раздела продукции, контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими федеральному законодательству. В лицензии могут быть указаны существенные условия, при невыполнении которых действие лицензии может быть ограничено либо прекращено. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. Характер сведений о владельце лицензии, включаемых в текст лицензии, определяется органом управления государственным фондом недр. Статья 36. Основания признания лицензии недействительной Лицензия может быть признана недействительной либо аннулирована совместным решением федерального органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной государственной власти Ненецкого автономного округа в установленном порядке либо на основании судебного решения. Основаниями признания выданной лицензии на пользование недрами недействительными являются: - нарушение условий и правил при проведении конкурса или аукциона; - выдача лицензий помимо оснований, предусмотренных федеральным законом; - отсутствие в лицензии обязательных условий, закрепленных в качестве таковых в федеральном законодательстве о недрах и настоящем законе; - переоформление действующей лицензии с нарушением порядка и оснований, предусмотренных действующим законодательством. Пользователь недр вправе обжаловать решение о признании лицензии недействительной в судебном порядке. Статья 37. Основные права владельца лицензии (недропользователя) Пользователь недр имеет право: - использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии; - самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству; - использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим законодательством; - использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии; - ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода; - проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией; - обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена. Статья 38. Основные обязанности владельца лицензии (недропользователя) Пользователь недр обязан обеспечить: - соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; - соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной обработки полезных ископаемых; - ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность; - представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; - представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; - безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; - соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; - приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; - сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; - выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами, а также платежей по условиям заключенного лицензионного соглашения. К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами. Статья 39. Лицензионное соглашение (договор) об условиях пользования недрами Условия пользования недрами закрепляются в лицензионном соглашении (договоре), заключаемом с пользователем недр органами исполнительной власти Ненецкого автономного округа и органом управления государственным фондом недр (или его территориальным органом) от имени государства и являющемся составной частью лицензии. Лицензионное соглашение (договор) заключается с недропользователем после принятия решения о предоставлении права пользования недрами. В тексте лицензионного соглашения (договора) должны быть закреплены: - обязательные условия недропользования, устанавливаемые федеральным и окружным законодательством; - условия недропользования, предложенные пользователем недр в ходе конкурса или аукциона и послужившие основанием победы в конкурсе или аукционе, если только более выгодные для государства условия не будут определены сторонами при заключении договора; - условия недропользования, определяемые по соглашению сторон. Условия недропользования, зафиксированные в лицензионном соглашении (договоре) сохраняют свою силу в течение срока действия лицензии либо обговоренного в нем срока в рамках срока действия лицензии. К лицензии могут прилагаться иные соглашения (договоры), конкретизирующие отдельные договорные условия пользования недрами. Статья 40. Согласование условий недропользования Условия недропользования согласовываются на стадии подготовки конкурса (аукциона) с заинтересованными органами государственной власти и управления специальной и отраслевой компетенции. Перечень органов государственного управления специальной отраслевой компетенции, согласовывающих условия недропользования, определяется законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа. Социально-экономические условия недропользования согласовываются с органами местного самоуправления и общественными организациями малочисленных народов Севера, с основными землепользователями, на чьих территориях расположен участок недр, выставляемый на конкурс (аукцион). Условия недропользования для целей добычи минеральных подземных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, согласовываются с Министерством здравоохранения Российской Федерации (его территориальными органами). Условия недропользования, связанные с применением технических средств и технологий при разведке и добыче радиоактивных веществ, а также для захоронения радиоактивных отходов, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе, согласуются с Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности. Разработка и согласование условий пользования недрами при заключении соглашений о разделе продукции осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным и окружным законодательством. В случае предоставления лицензий на бесконкурсной основе, согласование условий недропользования с заинтересованными органами производится субъектом предпринимательской деятельности, получающим право пользования недрами. Статья 41. Обязательные условия недропользования Лицензионное соглашение должно содержать обязательные условия, включающие: - предложенные недропользователем условия, на основании которых он признан победителем в конкурсе (аукционе), если при заключении соглашения (договора) им не будут предложены условия, более выгодные для государства; - объемы и сроки проведения работ по этапам геологического изучения участка недр; - сроки представления разведанных запасов полезных ископаемых на государственную экспертизу; - сроки представления на государственную экспертизу проектной документации; - сроки начала работ по добыче полезных ископаемых, а также условия консервации (ликвидации) горных выработок (скважин) при прекращении пользования недрами; - условия продления, ограничения либо досрочного прекращения действия лицензии; - согласованные уровни добычи полезных ископаемых; - коэффициенты извлечения полезных ископаемых и допустимые нормативы их потерь; - форму собственности на добытые полезные ископаемые после их раздела между пользователем недр и государством (при добыче полезных ископаемых); - сроки, формы и размеры платежей за право пользования недрами по каждому виду работ и по каждому виду полезных ископаемых; - условия платежей за право пользования земельными участками и другими природными ресурсами; - наличие договора о взаимодействии в области социально-экономического развития между недропользователем и Ненецким автономным округом, а также между недропользователем и основным землепользователем, на территории которого расположен используемый участок недр; - обязательства по соблюдению условий технического проекта эксплуатации недр (при добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений); - последствия за нарушения проектных решений, повлекшие экологическое загрязнение и сверхнормативные потери полезных ископаемых (при их добыче); - условия, сроки и объемы предоставляемой информации о недрах и о выполнении условий лицензии; - права на геолого-геофизическую информацию и условия ее использования; - наличие измерительного (замерного) оборудования, порядок его работы, профилактики и замены (при добыче полезных ископаемых); - условия раздела добытых полезных ископаемых; - условия распоряжения добытыми полезными ископаемыми; - условия и место перехода права собственности на добытые полезные ископаемые; - конкретную программу экологического оздоровления территории, используемой при эксплуатации недр. Требования настоящего закона к перечню обязательных условий недропользования распространяются также на случаи предоставления в пользование недр на территории Ненецкого автономного округа на условиях соглашений о разделе продукции. Статья 42. Обязательные условия недропользования в лицензии на добычу углеводородного сырья Лицензия на добычу углеводородного сырья помимо обязательных условий, предусмотренных ст. 41 настоящего закона, должна содержать: - определение объекта эксплуатации в форме конкретных залежей и его границ на момент предоставления лицензии; - условия пользования предоставленным участком недр иными лицами для геологического изучения и добычи углеводородов из горизонтов, залегающих выше и ниже границ горного отвода; - условия изменения установленных в лицензии параметров добычи; - условия оборудования добывающих скважин замерными устройствами; - сроки представления запасов углеводородов на государственную экспертизу; - сроки подготовки, согласования и экспертизы технической документации на разработку месторождений углеводородов в соответствующих государственных органах; - порядок расчета платежей за недра (роялти) по каждому виду добываемых полезных ископаемых при выплате в стоимостном либо натуральном выражении; - условия выполнения природоохранного законодательства, мониторинга окружающей природной среды на момент начала работ и в процессе эксплуатации месторождения. Статья 43. Обязательные условия недропользования в лицензионном соглашении в случаях пользования участками недр со специальным режимом Лицензионное соглашение на пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, для захоронения вредных и токсичных веществ, промышленных отходов и сбросов сточных вод, помимо условий, предусмотренных ст. 41 настоящего закона, должно включать в себя: - требования к техническому проекту строительства подземных сооружений и сроки его государственной экспертизы; - сроки строительства подземных сооружений и ввода их в эксплуатацию; - характер и назначение использования подземных сооружений; - условия организации зон санитарной охраны водозаборов; - условия мониторинга подземных вод в пределах горного отвода; - регламент и объем сброса сточных вод и захоронения промышленных отходов, концентрации токсичных и иных вредных веществ. Перечисленные условия должны быть согласованы недропользователем с органами государственного горного и санитарного надзора, экологического контроля и иными заинтересованными органами государственного управления отраслевой компетенции. Перечень органов государственного управления отраслевой компетенции, с которыми осуществляется согласование условий лицензионных соглашений и технических проектов эксплуатации недр в условиях данного вида пользования недрами, устанавливается законами и нормативными актами Российской Федерации и Ненецкого автономного округа. Раздел VI. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДР Статья 44. Геологическое изучение недр К работам по геологическому изучению недр, поиску и оценке полезных ископаемых относятся: - полевые исследования с целью выявления залежей полезных ископаемых; - опорное и параметрическое бурение скважин для изучения геологического строения района исследований; - поисковые работы, в том числе бурение скважин с целью выявления залежей полезных ископаемых; - оценочные работы в границах участка недр, предоставленного в пользование; - камеральные работы, связанные с обработкой геологической и геофизической информации, ее накоплением, хранением и эксплуатацией информационных баз данных; - работы, связанные со сбором геологических коллекций и керна; - лабораторные, аналитические исследования геологических образцов, керна, пластовых флюидов, результатов геохимических съемок и геофизических исследований. Статья 45. Программы по геологическому изучению недр Геологоразведочные работы на территории Ненецкого автономного округа производятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке федеральной и окружной (территориальной) программами воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов. Территориальная программа геологического изучения недр включает в себя объемы геологоразведочных работ на нераспределенном фонде недр и в пределах участков недр, предоставленных в пользование (программы недропользователей), разрабатывается территориальным органом органа управления государственным фондом недр, утверждается органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа и федеральным органом управления государственным фондом недр. Контроль за выполнением территориальной программы изучения недр осуществляют органы управления государственным фондом недр и органы государственной власти округа. Порядок финансирования работ по территориальной программе геологического изучения недр за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы из окружного бюджета определяется законодательными актами Ненецкого автономного округа. Раздел VII. ИНФОРМАЦИЯ О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ Статья 46. Информация о недрах и недропользовании Порядок предоставления и использования информации о недрах и недропользовании, требования к ее содержанию определяются законами и нормативными актами Российской Федерации и Ненецкого автономного округа. Условия пользования информацией о недрах и условия конфиденциальности фиксируются в лицензии. Пользователь недр обязан обеспечить сохранность первичной геологической информации. Перечень материалов, относимых к первичной геологической информации, определяется нормативными актами Российской Федерации. Геологическая и иная информация, полученная недропользователем за счет государственных средств, а также при пользовании недрами на условиях соглашения о разделе продукции, является государственной собственностью и предоставляется недропользователем по установленной форме в федеральный и территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации. Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является его собственностью и представляется им по установленной форме в федеральный и территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях. Текущая геологическая и иная информация о недрах (месячная, квартальная, годовая), полученная недропользователем в процессе деятельности, независимо от источников финансирования предоставляется в орган исполнительной власти Ненецкого автономного округа и территориальный орган федерального органа управления государственным фондом недр. Формы и периодичность отчетности устанавливаются указанными органами. Конфиденциальность данной информации регулируется законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ненецкого автономного округа, а порядок ее использования устанавливается в лицензии на недропользование. Статья 47. Структура и принципы действия системы информационного обеспечения Система информационного обеспечения управления недропользованием в Ненецком автономном округе создается и действует в соответствии с федеральным законодательством о недропользовании, другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ненецкого автономного округа. Функционально система информационного обеспечения управления недропользованием реализуется путем создания и ведения Регионального банка геолого-экономической информации, формируемого в соответствии с нормативными актами Российской Федерации. Порядок и условия пользования информацией, полученной за счет государственных средств, через систему информационного обеспечения, регламентируются нормативными актами Российской Федерации и Ненецкого автономного округа. Статья 48. Экспертиза запасов полезных ископаемых В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи. Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации и Ненецкого автономного округа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 49. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждого месторождения, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых. Статья 50. Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с Федеральным законом "О недрах", а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Разведанные запасы месторождений полезных ископаемых на основании полученной информации о недрах подлежат государственной экспертизе с целью определения их объема и качества, а также возможности их промышленного освоения. Учет запасов полезных ископаемых и экспертная оценка их месторождений осуществляются территориальной или центральной комиссиями по запасам (в пределах их компетенции) не позднее чем через 6 месяцев после окончания геологоразведочных работ по изучению конкретного месторождения полезных ископаемых. Утверждение запасов полезных ископаемых и постановка их на государственный баланс осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора. Раздел VIII. ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ Статья 51. Система платежей при пользовании недрами Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных федеральным и окружным законодательством. При пользовании недрами производятся следующие виды платежей: 1) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий; 2) платежи за пользование недрами; 3) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 4) акцизы. Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю или за акваторию и участок дна территориального моря, а также плату за геологическую информацию о недрах. Пользователи недр могут получать скидку с платежей за истощение недр в соответствии со статьей 48 Федерального закона "О недрах". Взимание с пользователя недр иных платежей, не предусмотренных законодательством, не допускается. При заключении договоров на условиях раздела продукции между Российской Федерацией и пользователем недр предусматривается раздел добытого минерального сырья. В этом случае особенности уплаты налогов и других платежей, а также распределения и реализации государственной доли произведенной продукции определяются Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Статья 52. Платежи за пользование недрами С пользователей недр взимаются платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях. Размеры платежей за проведение поисковых и разведочных работ определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Эти платежи взимаются в форме разовых и (или) регулярных взносов за единицу использованного участка недр или площади. Размеры регулярных взносов, как правило, возрастают в зависимости от продолжительности проведения работ. Размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горнотехнических и экономических условий освоения и разработки месторождения, степени риска. Платежи за добычу полезных ископаемых взимаются в форме разового, а также последующих регулярных платежей после начала добычи. Их размеры включаются в себестоимость добычи полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора. При этом платежи за добычу полезных ископаемых с объемов сверхнормативных потерь взимаются в двойном размере. Платежи за разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются. Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Размеры этих платежей определяются в зависимости от размеров участка недр, предоставляемого в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании. Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Окончательные размеры этих платежей устанавливаются при предоставлении лицензии на пользовании недрами. Статья 53. Распределение платежей за пользование недрами Платежи за пользование недрами поступают в федеральный бюджет, бюджет Ненецкого автономного округа, в бюджеты соответствующих муниципальных образований. В бюджеты муниципальных образований поступают: - платежи за поиски и разведку месторождений всех полезных ископаемых и платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых на территориях соответствующих муниципальных образований; - платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; - часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, кроме общераспространенных. В бюджет Ненецкого автономного округа и в федеральный бюджет поступает часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, за исключением тех, плата за которые поступает только в бюджеты муниципальных образований. Платежи за добычу углеводородного сырья распределяются в следующем порядке: а) в случае, если добыча углеводородного сырья осуществляется на территориях муниципальных образований: бюджет соответствующего муниципального образования - 30%; бюджет Ненецкого автономного округа - 30%; федеральный бюджет - 40%; б) в случае, если добыча углеводородного сырья осуществляется на территории, находящейся вне границ муниципальных образований: бюджет Ненецкого автономного округа - 60%; федеральный бюджет - 40%. (В редакции Закона Ненецкого автономного округа от 28.10.99 г. N 196-ОЗ). Распределение платежей за добычу полезных ископаемых из уникальных месторождений и групп месторождений федерального значения между бюджетами разных уровней может устанавливаться в иных пропорциях. Пропорции устанавливаются по соглашению всех заинтересованных сторон. В спорных случаях решение по этому вопросу принимает Федеральное Собрание Российской Федерации. Платежи за пользование недрами территориального моря распределяются в следующем порядке: - бюджет Ненецкого автономного округа 60% - федеральный бюджет 40% Платежи за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации поступают в федеральный бюджет. Распределение платежей за добычу подземных вод устанавливается в соответствии с водным законодательством Российской Федерации. При добыче полезных ископаемых на территории Ненецкого автономного округа, входящего в состав Архангельской области, платежи за добычу полезных ископаемых поступают в бюджет области за счет половины суммы платежей, поступающих в федеральный бюджет. При пользовании недрами в районах проживания малочисленных народов Севера часть платежей, поступающих в бюджет Ненецкого автономного округа, используется для социально-экономического развития этих народов. Доля отчислений на социально-экономическое развитие малочисленных народов определяется ежегодно законом Ненецкого автономного округа о бюджете на очередной финансовый год. Статья 54. Формы внесения платы за пользование недрами Плата за пользование недрами может взиматься в форме: - денежных платежей; - части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр; - выполнения работ или предоставления услуг; - зачета сумм предстоящих платежей в федеральный бюджет, в бюджет Ненецкого автономного округа, в бюджеты муниципальных образований в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Форма внесения платы устанавливается в лицензии на пользование недрами, при этом исполнительный орган власти округа согласовывает форму внесения платы с законодательным (представительным) органом власти Ненецкого автономного округа. Форма платы за пользование недрами может изменяться по соглашению сторон, подписавших лицензию. При замене денежной формы платежей в лицензии указываются порядок, место и сроки расчета объемами добытых полезных ископаемых или предоставления услуг. Не допускаются требование и принятие в качестве платы за пользование недрами радиоактивных и других материалов и продуктов, распоряжение которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации входит в исключительное ведение Российской Федерации, а также услуг военного характера и информации, составляющей государственную тайну. Не допускается требование предоставления информации, составляющей коммерческую тайну пользователя недр, в счет оплаты за пользование недрами. Статья 55. Освобождение от платежей при пользовании недрами Освобождаются от платежей следующие категории пользователей недр: - собственники, владельцы и арендаторы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке на принадлежащем им либо владеемом или арендуемом земельном участке добычу общераспространенных полезных ископаемых без применения взрывных работ и (или) подземных вод непосредственно для собственных нужд (некоммерческих целей) без реализации минерального сырья или созданной на его базе продукции и без использования указанных полезных ископаемых или подземных вод на производственные и технологические цели; - пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее геологическое изучение недр, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, иные работы, проводимые без существенных нарушений целостности недр; - пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов. В целях стимулирования освоения месторождений полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях или пониженного качества, в том числе содержащих трудноизвлекаемые, некондиционные, ранее списанные запасы полезных ископаемых, использования вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в целях внедрения экологически безопасных технологий и технологий, повышающих извлечение основных и попутных полезных компонентов, пользователи недр могут частично или полностью освобождаться от платежей за пользование недрами и получать отсрочки от уплаты этих платежей. Решение о предоставлении отсрочек или об освобождении от платежей принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами, на основании геолого-экономической экспертизы. Орган представительной (законодательной) власти Ненецкого автономного округа может устанавливать дополнительные основания для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в бюджет Ненецкого автономного округа. Нормативные правовые акты и решения органов государственной власти, создающие односторонние преимущества отдельным категориям пользователей недр, признаются недействительными в установленном порядке. Статья 56. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы Пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Ставки этих отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|