Расширенный поиск

Постановление Собрания депутатов Архангельской области от 20.12.2006 № 1033

 



              АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
               четвертого созыва (четырнадцатая сессия)

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                     от 20 декабря 2006 г. N 1033


        О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО
      СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ ПО ВНЕСЕНИЮ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
            "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 29 ГРАЖДАНСКОГО
            ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"


     В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации  и
подпунктом  "ц"  пункта  2  статьи  23  Устава  Архангельской  области
областное Собрание депутатов постановляет:

     1. Внести в порядке законодательной инициативы в  Государственную
Думу  Федерального  Собрания  Российской Федерации проект федерального
закона "О внесении изменения в статью 29 Гражданского  процессуального
кодекса Российской Федерации".
     2. Поручить представление указанного проекта федерального  закона
при   рассмотрении   в   Государственной  Думе  Федерального  Собрания
Российской  Федерации  депутату  Архангельского  областного   Собрания
депутатов Второму Станиславу Алексеевичу.
     3. Направить   проект   федерального    закона    законодательным
(представительным) органам государственной власти субъектов Российской
Федерации Северо-Западного федерального округа с  просьбой  поддержать
законодательную    инициативу   Архангельского   областного   Собрания
депутатов.


Председатель областного
Собрания депутатов                 В.С.ФОРТЫГИН





                                                              Вносится
                                               Архангельским областным
                                                   Собранием депутатов

                                Проект

                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

            О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 29 ГРАЖДАНСКОГО
             ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Статья 1

     Внести в   статью   29   Гражданского   процессуального   кодекса
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской  Федерации,
2002,  N 46,  ст.  4532;  2003, N 27 (1 ч.), ст. 2700; 2004, N 24, ст.
2335; N 45, ст. 4377; 2005, N 1 (1 ч.), ст. 20; N 30 (1 ч.), ст. 3104;
2006,  N  1,  ст.  8)  изменение,  дополнив  ее частью 10.1 следующего
содержания:  "10.1.  Иски  по  требованиям,  вытекающим  из   трудовых
отношений,  могут  предъявляться также в суд по месту нахождения лица,
уполномоченного  работодателем  осуществлять   права   и   обязанности
работодателя в трудовых отношениях.".

     Статья 2

     Настоящий Федеральный   закон   вступает   в   силу  со  дня  его
официального опубликования.

Президент
Российской Федерации           В.ПУТИН

Москва, Кремль
________ 2006 года
N ______





                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
     К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ
               29 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА
                        РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

     Необходимость разработки  и  принятия  федерального   закона   "О
внесении  изменения  в  статью 29 Гражданского процессуального кодекса
Российской   Федерации"   (далее   -   Проект)   вызвана    следующими
обстоятельствами.
     1. В соответствии с частью 1  статьи  46  Конституции  Российской
Федерации  каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и
свобод.
     Согласно статье    28    Гражданского   процессуального   кодекса
Российской  Федерации  общим  правилом   территориальной   подсудности
является предъявление иска по месту жительства ответчика, предъявление
иска к организации - по месту нахождения организации.
     Пунктом 2   статьи   29   Гражданского   процессуального  кодекса
Российской Федерации предусмотрено,  что иск к организации, вытекающий
из   деятельности   ее   филиала  или  представительства,  может  быть
предъявлен  также  в  суд  по  месту   нахождения   ее   филиала   или
представительства.
     В связи с данной нормой применительно к Архангельской  области  у
работников,  в  частности  у  работников  отделения  Северной железной
дороги,  возникают сложности в реализации возможности судебной  защиты
своих трудовых прав.
     Так, местом нахождения Северной железной  дороги  -  филиала  ОАО
"Российские железные дороги" является г.  Ярославль, местом нахождения
ОАО "Российские железные дороги" - г. Москва.
     Следовательно, иски  по  трудовым  спорам работники локомотивного
депо Исакогорка  Архангельского  отделения  Северной  железной  дороги
вынуждены подавать в Москву или в Ярославль.  Значительная удаленность
от местонахождения организации и ее филиалов,  длительность и  высокая
стоимость  проезда  исключают возможность личного участия работников в
судебном разбирательстве.
     2. Согласно  пункту  6  статьи  29  Гражданского  процессуального
кодекса Российской Федерации  иски  о  восстановлении  трудовых  прав,
связанные  с  возмещением  убытков,  причиненных гражданину незаконным
осуждением,  незаконным  привлечением  к  уголовной   ответственности,
незаконным  применением  в  качестве  меры  пресечения  заключения под
стражу,   подписки   о    невыезде    либо    незаконным    наложением
административного наказания в виде ареста, могут предъявляться также в
суд по месту жительства истца.
     Ранее толкование  пункта 6 статьи 29 Гражданского процессуального
кодекса  Российской  Федерации  было  расширительным  и  данная  норма
применялась ко всем искам о защите трудовых прав работников.
     В настоящее   время   иски   о   восстановлении   трудовых   прав
рассматриваются  в  суде  по  месту  жительства  истца  только  по тем
вопросам,  которые  прямо  определены  в  Гражданском   процессуальном
кодексе Российской Федерации (например,  истец вправе обратиться в суд
по месту своего жительства с иском о возмещении сумм заработной платы,
не полученной им в связи с незаконным заключением под стражу).
     В этом случае у работников (если они не подпадают под  юрисдикцию
пункта  6  статьи  29  Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации) также отсутствует возможность обращения в  суд  за  защитой
нарушенных трудовых прав по месту своего жительства.
     3. Необходимо также учитывать то, что в соответствии со статьей 4
Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях
в  Российской  Федерации"  судебные  участки  создаются   из   расчета
численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек.
     При создании судебных участков в Москве и в других  городах,  где
расположены  управления  железных  дорог  -  филиалов  ОАО "Российские
железные дороги",  невозможно было учесть, что придется вести судебные
дела сотен тысяч железнодорожников,  работающих и проживающих в других
субъектах  Российской  Федерации.  В  случае  если  все  заявления  по
трудовым  спорам  работников  ОАО  "Российские  железные дороги" будут
направляться мировому судье в  Москву  или  мировым  судьям  в  другие
города  по  месту  нахождения  филиалов  данной организации,  то будет
парализована  работа  мировых  судей  указанных   судебных   участков.
Подобная  практика  приведет  также  к значительной неравномерности по
количеству рассматриваемых дел у мировых судей.
     4. В  соответствии  с  абзацем первым статьи 20 Трудового кодекса
Российской Федерации сторонами трудовых отношений являются работник  и
работодатель.
     Абзацем третьим статьи 20 Трудового кодекса Российской  Федерации
установлено,   что   права   и  обязанности  работодателя  в  трудовых
отношениях осуществляются физическим лицом,  являющимся работодателем;
органами    управления    юридического    лица    (организации)    или
уполномоченными ими лицами в порядке,  установленном  законами,  иными
нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического
лица (организации) и локальными нормативными актами.
     Таким образом,   права  и  обязанности  работодателя  в  трудовых
отношениях, закрепленные в учредительных документах юридического лица,
могут   быть   делегированы   уполномоченному   им   лицу   (например,
руководителю локомотивного депо) на основании доверенности, выдаваемой
в  соответствии  с  Гражданским  кодексом Российской Федерации,  иными
нормативными правовыми актами.
     В силу   этого   Проектом   предлагается   дополнить   статью  29
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации положением о
том,  что иски по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, могут
предъявляться также в суд по месту  нахождения  лица,  уполномоченного
работодателем осуществлять права и обязанности работодателя в трудовых
отношениях.
     На основании  изложенного  представленный  Проект  в  случае  его
принятия позволит:
     - реализовать  в полной мере право работников на судебную защиту,
гарантированное им Конституцией Российской  Федерации,  поскольку  иск
будет   предъявляться   в   суд   по  месту  нахождения  представителя
работодателя,  допустившего нарушение трудовых прав работника,  а не в
суд, расположенный за сотни или тысячи километров от истца;
     - сократить срок рассмотрения и разрешения дела  судом,  так  как
иск   будет   подаваться   в   суд  по  месту  нахождения  большинства
доказательств;
     - опрашивать  свидетелей непосредственно в суде,  рассматривающем
дело, а не путем направления судебного поручения другому суду;
     - уменьшить  размер судебных издержек,  связанных с рассмотрением
дела.


Председатель областного
Собрания депутатов                 В.С.ФОРТЫГИН





                 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
     К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ
               29 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА
                        РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

     Принятие федерального  закона  "О  внесении изменения в статью 29
Гражданского  процессуального   кодекса   Российской   Федерации"   не
потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета,  а
также   не   повлечет   изменений   финансово-бюджетных   обязательств
Российской Федерации.


Председатель областного
Собрания депутатов                 В.С.ФОРТЫГИН





                               ПЕРЕЧЕНЬ
      ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОВ РСФСР, ФЕДЕРАЛЬНЫХ
         КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ И ИНЫХ
       НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РСФСР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
       ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
       ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
        ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 29 ГРАЖДАНСКОГО
            ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

     Принятие федерального закона "О внесении изменения  в  статью  29
Гражданского   процессуального   кодекса   Российской   Федерации"  не
потребует признания утратившими силу,  приостановления,  изменения или
принятия  законов  Российской  Федерации и законов РСФСР,  федеральных
конституционных  законов,  федеральных  законов  и  иных   нормативных
правовых актов РСФСР и Российской Федерации.


Председатель областного
Собрания депутатов                    В.С.ФОРТЫГИН



Информация по документу
Читайте также