Расширенный поиск

Постановление Собрания депутатов Архангельской области от 18.02.2015 № 716

 

 

 

АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

шестого созыва (четырнадцатая сессия)

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

от 18 февраля 2015 г. № 716

 

 

О законодательной инициативе Архан­гельского областного Собрания депутатов по внесению проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 17 и 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

 

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и подпунктом «ц» пункта 2 статьи 23 Устава Архангельской области областное Собрание депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 17 и 50 Федерального закона              «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Поручить представление указанного проекта федерального закона при рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации директору правового департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области Андреечеву Игорю Сергеевичу, председателю комитета Архангельского областного Собрания депутатов по региональной политике и вопросам местного самоуправления Поликарпову Александру Ефимовичу.

3. Направить проект федерального закона членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Архангельской области и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Архангельской области и рекомендовать им поддержать проект федерального закона.

 

4. Направить проект федерального закона законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать законодательную инициативу Архангельского областного Собрания депутатов.

 

 

Председатель областного

Собрания депутатов                                                                В.Ф. Новожилов

 

 

 

Вносится Архангельским

областным Собранием депутатов

 

Проект

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений в статьи 17 и 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

 

Статья 1

 

Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 40, ст. 3822; 2005, № 1, ст. 37; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; № 43, ст. 5084; 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4160, 4206; № 45, ст. 5751; 2011, № 49, ст. 7039; № 50, ст. 7359; 2012, № 26, ст. 3444; № 53, ст. 7614; 2013, № 27, ст. 3477; № 52, ст. 6961; 2014, № 22, ст. 2770) следующие изменения:

 

1) в статье 17:

а) в части 1.2:

первое предложение абзаца первого дополнить словами «, между органами местного самоуправления муниципального района и входящих в его состав поселений»;

в абзаце втором:

слова «Не допускается» заменить словами «Не допускаются»;

слова «Российской Федерации» заменить словами «Российской Федерации, перераспределение между органами местного самоуправления муниципального района и входящих в его состав поселений»;

б) в части 2:

дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:

«Органы местного самоуправления муниципальных районов в целях решения в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона на территориях сельских поселений вопросов местного значения, предусмотренных пунктами 7.1, 7.2, 8, 15 и 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения) части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, вправе в соответствии с уставами муниципальных районов принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для сельского поселения работ (в том числе дежурств).»;

абзацы второй и третий считать соответственно абзацами третьим и четвертым;

2) в пункте 5 части 1 статьи 50 слова «частями 1 и 1.1 статьи 17» заменить словами «частями 1, 1.1 и 1.2 статьи 17».

 

Статья 2

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Президент

Российской Федерации                                                                        В.В. Путин

 

Москва, Кремль

                    года

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 17 и 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

 

Проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 17 и 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – законопроект) предлагается внести в статьи 17 и 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) изменения, направленные на совершенствование правового регулирования механизма осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

1. Абзацем первым части 1.2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ (введена Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ) предусмотрена возможность перераспределения на основании закона субъекта Российской Федерации полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

По мнению Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (ответ от 15 августа 2014 года № 3.20-22/540), приведенные положения Федерального закона № 131-ФЗ не предусматривают возможность перераспределения законами субъекта Российской Федерации полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов. Для передачи полномочий органами местного самоуправления муниципального района органам местного самоуправления входящих в этот район поселений подлежат применению механизмы, предусмотренные частью 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ (путем заключения соглашений между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления входящих в его состав отдельных поселений).

Однако заключение указанных соглашений зачастую носит единичный характер и не позволяет обеспечить единый порядок осуществления полномочий по решению отдельных вопросов местного значения на всей территории субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможности осуществлять временное перераспределение отдельных полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципального района и входящими в его состав поселениями путем принятия закона субъекта Российской Федерации представляется необходимым механизмом организации на территории субъекта Российской Федерации местного самоуправления исходя из территориальных, исторических и финансовых особенностей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Возможность перераспределения законом субъекта Российской Федерации полномочий между органами местного самоуправления муниципального района и входящими в его состав поселениями может быть использована для централизации полномочий на уровне муниципального района в целях более эффективной реализации органами местного самоуправления поселений и муниципальных районов вопросов местного значения, имеющих схожую правовую природу и функциональное назначение.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относятся:

создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (пункт 10);

создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры (пункт 12);

обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения (пункт 14);

содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства (пункт 28);

организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении (пункт 30).

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных районов отнесены схожие по функциональному назначению вопросы местного значения, возлагающие на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанность создать условия для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, отдельными видами услуг либо организации мероприятий межпоселенческого характера (пункты 18, 19.1, 25 – 27 части 1 статьи 15).

Несмотря на то, что частями 1, 3 и 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено решение органами местного самоуправления муниципальных районов отдельных вопросов местного значения сельских поселений, это не позволяет органам местного самоуправления муниципальных районов решать вопросы местного значения, указанные в пунктах 10, 12, 14, 28 и 30 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

Таким образом, указанные полномочия поселений не могут быть переданы законом субъекта Российской Федерации на уровень муниципального района.

Вместе с тем возможность перераспределения законом субъекта Российской Федерации полномочий между органами местного самоуправления может быть использована для централизации на уровне муниципального района полномочий, например, в сфере культуры. То есть полномочия поселений по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры (пункт 12 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ) могут быть переданы законом субъекта Российской Федерации на уровень муниципального района.

Данный вопрос особенно актуален применительно к сельским поселениям, так как вопрос местного значения по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов отнесен к компетенции муниципальных районов. К вопросам местного значения муниципальных районов также отнесено создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.

Предусмотренная законопроектом возможность на основании закона субъекта Российской Федерации временно перераспределять полномочия по решению вопросов местного значения между муниципальным районом и входящими в его состав поселениями обеспечит более эффективное расходование средств местных бюджетов, а также достижение целей, определенных
в майских указах
Президента Российской Федерации.

2. Системный анализ положений частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ позволяет сделать вывод, что на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов решаются вопросы местного значения, предусмотренные в том числе пунктами 7.1, 7.2, 8, 15 и 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения) части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

Вместе с тем частью 2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ не закреплено полномочие органов местного самоуправления муниципальных районов по принятию решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для сельского поселения работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения, предусмотренных вышеуказанными пунктами, на территориях сельских поселений.

При этом органы местного самоуправления сельских поселений также не смогут привлекать граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для сельского поселения работ (в том числе дежурств) в случае, если указанные вопросы местного значения законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования не закреплены за сельскими поселениями.

В целях устранения данного пробела законопроектом предлагается внести изменение в часть 2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ, предусмотрев закрепление за органами местного самоуправления муниципальных районов полномочия по принятию решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для сельского поселения работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения, предусмотренных пунктами 7.1, 7.2, 8, 15 и 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения) части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, на территориях сельских поселений.


 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться в том числе имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ.

Законопроектом предлагается дополнить пункт 5 части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ указанием на то, что в собственности муниципальных образований может также находиться имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ.

Предлагаемые изменения позволят передавать от органов местного самоуправления сельских поселений органам местного самоуправления муниципальных районов имущество, необходимое для осуществления полномочий, подлежащих перераспределению, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

 

 

Председатель Архангельского

областного Собрания депутатов                                                В.Ф. Новожилов

 

 

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 17 и 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 17 и 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не потребует увеличения расходов федерального бюджета.

 

 

Председатель Архангельского

областного Собрания депутатов                                               В.Ф. Новожилов

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 17 и 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

 

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 17 и 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.

 

 

Председатель Архангельского

областного Собрания депутатов                                           В.Ф. Новожилов

 

 


Информация по документу
Читайте также